«Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни» в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Медведева Надежда Николаевна

 

Цель:  Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать особенности и основные факторы, влияющие на его формирование у подростков.

Задачи:

Образовательные:  раскрыть смысл, особенности, причины  выбора того или иного образа жизни современными подростками, какое влияние оказывает образ жизни на людей, какие факторы влияют на образ жизни, познакомить учащихся с проблемами сохранения здорового  образа жизни.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, вносить структуру в изучаемый материал и систему в события повседневной жизни, развивать умение работать самостоятельно, применять теоретические знания на практике, использовать различные источники знания.

Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого. Воспитание уважения к традициям страны и народа, готовности понимать объективные процессы, происходящие в образе жизни, с уважением относиться к традиционным ценностям других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

 «МАЛО-ЛЫЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Разработка урока обществознания

для 7 класса

на тему

" Образ жизни.

Социальная значимость здорового

 образа жизни».

 

Выполнила:

Медведева Надежда Николаевна

 учитель обществознания

ДЕКАБРЬ, 2014 ГОД

Урок обществознания в 7 классе

Тема: Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Цель:  Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать особенности и основные факторы, влияющие на его формирование у подростков.

Задачи:

Образовательные:  раскрыть смысл, особенности, причины  выбора того или иного образа жизни современными подростками, какое влияние оказывает образ жизни на людей, какие факторы влияют на образ жизни, познакомить учащихся с проблемами сохранения здорового  образа жизни.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, вносить структуру в изучаемый материал и систему в события повседневной жизни, развивать умение работать самостоятельно, применять теоретические знания на практике, использовать различные источники знания.

Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого. Воспитание уважения к традициям страны и народа, готовности понимать объективные процессы, происходящие в образе жизни, с уважением относиться к традиционным ценностям других народов.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности:  фронтальная.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация изучаемого раздела.
  3. Изложение нового материала:
  4. Рефлексия.
  5. Итог урока.

План-конспект урока:

I. Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Наш урок  мы начнем с народной мудрости: «Улыбка - это поцелуй души».

   - Сейчас я улыбнусь, а вы поймайте мою улыбку и украсьте ею свое лицо. Запомните себя таким. А теперь подарите улыбку своему соседу, а потом улыбнитесь нашим гостям.

Я желаю всем нам хорошей работы на уроке и отличного настроения.

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д\з

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Социальный конфликт и пути его разрешения)

Домашним заданием для вас было инсценировать конфликтную ситуацию. Давайте посмотрим на ваши сценки.

1 сценка: в магазине.

-  Из-за чего возник конфликт у девочек?

- Каким способом разрешился конфликт? (переговоры, уступки, договорились купить разные пеналы)

2 сценка: в школе

- Какой вопрос вызвал у девочек различные мнения?

- как они вышли из конфликтной ситуации? (пригласили посредника, арбитража, учителя, который разъяснил девочкам, что они обе правы)

2. Следующая наша работа будет называться  «Шаг за шагом»

«Шаг за шагом» - это  последовательный  ответ на вопрос всеми 4 учениками, находящимися за столом. Каждый последующий ученик дополняет ответ предыдущего. У каждого стола будет своя тема,  на которую  должны отвечать сообща.

1 стол. Что такое конфликт? Подберите все возможные синонимы к этому слову?

Конфликт – это столкновение интересов, мнений,

- это ссора между людьми,

- это отрицательные эмоции,

- это выяснение отношения,

 - это разногласия в интересах

2 стол. Что может выступать причинами конфликтов?

Причинами конфликтов могут выступать: - различие мнений, взглядов,

 - различие в уровне доходов, власти, образовании,

 - религиозные различия,

- поведение человека, его психические черты,

- агрессивность, самомнение, превосходство, эгоизм.

3 стол.  Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.

Чувствами, которые сближают людей могут выступать:

- доброжелательность,  уважение, общительность, вежливость, опрятность, спокойный голос.

4 стол. Назовите чувства, которые людей разъединяют.

Чувства, которые разъединяют людей:

 - эгоизм, жадность, превосходство, грубость, хамство, злость, агрессивность.

3. Приведите в соответствие девиз и стиль поведения.

Девиз

Стиль поведения

1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него»

В. Избегание

2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть»

Д. Конкуренция

3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть»

Г. Приспособление

4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

А. Компромисс

5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Б. Сотрудничество

III. Определение темы

Учащимся раздаются рисунки разрезанные, каждый стол должен собрать рисунок из частей.

1 стол – учеба

2 стол – занятия спортом, физкультурой

3 стол – семейный праздник

4 стол – питание или сон

 -  Что объединяет все эти рисунки? (все рисунки говорят нам о том, чем занимается человек в своей жизни, распорядок дня)

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?( понятие образа жизни;  о поведении подростков; образ жизни подростка)

- Сформулируйте  тему урока? (образ жизни)

Тема сегодняшнего урока «Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни»

Открыли тетради, запишите сегодняшнее число – 16 декабря и тему урока.

IV. Изучение нового материала

- Как вы думаете, что такое «образ жизни»? (как человек живет, - где человек живет, - чем человек занимается) Молодцы!

Внимательно рассмотрите элементы схемы и составьте из них одно целое:

Способ организации повседневной жизни  и деятельности отдельного человека, семьи, народа в конкретном пространстве и в конкретное время.

Итак, мы составили определение, проверим, правильно ли это определение. Прочитаем в учебнике на странице 163, давайте запишем определение в тетрадь.

- Ребята, скажите, а как вы организуете свою жизнь, что включает в себя ваш обычный день, день мамы или папы? 

Предполагаемые ответы:   Сон, питание, учеба, отдых, занятия спортом, семейные праздники.- быт    - привычки   - традиции    - культура

 Молодцы, ребята! Вы назвали составляющие образа жизни человека.

- Ребята, как вы думаете, есть ли различия в образах жизни людей в различные исторические периоды? В чем они различны?

Предполагаемые ответы: Например, раньше у людей не было транспорта и много времени затрачивалось на дорогу, не было компьютеров, было другое питание и другие виды труда , другая одежда и т.д.

Посмотрите на слайд, какие различия существуют в одежде разных времен.

Различия в транспорте, в орудиях труда.  С чем эти различия связаны? ( с образом жизни человека, развитием техники и способов изготовления и т.д.)

Мы убедились, что существуют различия в образах жизни людей в различные исторические периоды.

- Обратимся к учебнику страница 162-163. Прочитайте про себя и определите факторы, влияющие на образ жизни  человека.

(чтение)

- Скажите, а от чего может зависеть образ жизни человека?

Предполагаемые ответы:

- профессия

- национальность

- возраст,  - пол

- место жительства

Верно, ребята, жизнь протекает по-разному и зависит от многих факторов. На образ жизни накладывают отпечаток и национальность, и возраст, и пол, и профессия. Например, цыгане не живут на одном месте,  а все время перемещаются и кочуют. Образ жизни одного человека меняется с течением времени. В детстве у него один распорядок, а в юности, зрелом возрасте и старости он совершенно другой.  

Мы убедились, что в образ жизни  входит много составляющих.

А сейчас с помощью  «Понятийного колеса» охарактеризуем  основные составляющие образа жизни человека

Учитель рисует на доске колесо, ось - это будет образ жизни, а учащимся нужно добавить т.н. «спицы» - составляющие термина

Предполагаемые ответы:

- быт

- культура

- привычки

- традиции

- общество

Затем на слайд выходит готовая схема,

Молодцы! Жизнь человека включает много составляющих – культуры, быт, питание, привычки, традиции, учеба, отдых, здоровье  и все это как колесо крутиться вокруг  человека, составляет его образ жизни.

 

- Ребята, скажите, так много составляющих мы с вами выявили, а на что все-таки в большей мере, влияет на образ жизни человека? Здоровье

Верно! На слайде вы видите результаты социального опроса,  что  влияет на образ жизни человека?

  • Привычки – 34%
  • Сон -  44%
  • Питание – 46%
  • Окружающая среда – 48%
  • отдых –  50%.
  • Здоровье – 72%

-А как образ жизни может повлиять на здоровье человека? ( Или плохо или хорошо)

Образ жизни может повлиять как положительно, так и отрицательно на здоровье человека.

+

правильное питание

занятия спортом

здоровый сон

режим дня

-

изнурительная работа

вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики), клубная жизнь, Интернет

А теперь я предлагаю поговорить об образе жизни современного российского подростка. Как вы думаете, какие из вышеперечисленных факторов чаще влияют на ваше здоровье и  здоровье ваших сверстников? (Отрицательные -интернет, телевизор, наркотики, алкоголь, курение)

Социальный опрос:

  1. Как ты думаешь, для людей твоего возраста важно быть здоровыми?

А)Важно

Б)Неважно

2. Кто должен заботиться о твоем здоровье?

А) врачи

Б) Родители

В) учителя

Г) ты сам

3. Как ты считаешь, зачем тебе нужно вести здоровый образ жизни?

А) не знаю

Б) мне не нужен здоровый образ жизни, у меня и так все хорошо

В) Чтобы меня не ругали учителя и родители

Г) Чтобы быть сильным и красивым

Д) Чтобы в будущем у меня были здоровые дети

Динамическая пауза

Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,

 Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.

 Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.

 Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,

 Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,

 Организм оздоровляем, кислородом наполняем.

 Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,

 Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.

 Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.

Давайте посмотрим видеоролик «Выбор», посвященный образу жизни современной молодежи.

После его просмотра вам нужно будет высказать свое мнение, почему авторы его так назвали?

Предполагаемые ответы:

Мы просмотрели видеоролик об образе жизни молодежи. Первый подросток   ведет отрицательный образ жизни, второй подросток ведет здоровый образ жизни.

 Почему видеоролик заканчивается словами «Сделай правильный выбор»

Предполагаемые ответы:

- наша жизнь зависит от того, какой образ жизни мы выберем. Поэтому мы сами должны сделать правильный выбор.

- Как должна современная молодежь изменить свой образ жизни, чтобы сохранить свое здоровье и не начать деградировать как личность?

(ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, заняться любимым делом, помогать старшим)

Разыграем ситуации:

 Представим, что мы врачи, учителя,  родители и даже президенты. Что бы мы могли сказать людям, чтобы посоветовали, для сохранения и поддержания здоровья?

 

1 стол: Речь президента

 Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Поэтому, политика государства должна быть направлена на…

  • Поддержание физического здоровья
  • Борьбу с вредными привычками
  • Правильное питание
  • Толерантное отношение к людям
  • Радостное ощущение своего существования в этом мире

Здоровая нация – здоровое государство!

2 стол: речь учителя

Школа сегодня должна заботиться о здоровье каждого ребенка, ведь  это здоровье всего общества.

Поэтому в школе должны проводиться ….

3 стол: речь врача

 Представьте себе, что вы врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья?  

4 стол: советы родителей своим детям

Здоровое питание

Хорошая учеба

Достаточный сон

Занятия спортом  и т.д.

Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.

Итак. Слово президенту….

Заслушаем советы  учителя…

Наставления родителей своим детям…

Советы доктора…

 

Дополнительное задание:

Вопросы «Да» или «Нет»:

  1. Зарядка - это источник бодрости и здоровья (да)
  2. Жвачка сохраняет зубы (нет)
  3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)
  4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да)
  5. Бананы поднимают настроение (да)
  6. Морковь замедляет процесс старения организма (да)
  7. Есть безвредные наркотики (нет)
  8. Отказаться от курения легко (нет)
  9. Молоко полезнее йогурта (нет)
  10. Недостаток солнца вызывает депрессию (да)
  11. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
  12. Ежедневно надо выпивать два стакана молока   (да)

V. Итог урока

Давайте построим дом, состоящий из нашего образа жизни. _ что возьмем за фундамент нашего дома? Что больше всего влияет на образ жизни человека? (здоровье)

Фундамент дому будет здоровый образ жизни.  Каждый должен заботиться о своём здоровье, сделать большой шаг к его сохранению. Ведь основой всего, фундаментом, является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни.

У вас на столах лежат по два листа, запишите маркером на листе, факторы, которые способствуют положительному образу жизни.(питание, отдых, занятие спортом,   отсутствие вредных привычек, сон, отдых…) .

Крышей нашего дома будет ваше хорошее настроение.  Ведь хорошее настроение – залог здоровья. Выберите смайлики и зацепите на крышу нашего дома.

Вы сами создаете свой образ жизни.

И если вас что-то не устраивает в том образе жизни, который вы ведете, никогда не поздно его поменять. Все в ваших руках.

И не забывайте, вы сами делаете выбор.

   Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Получают оценки…

Домашняя работа, параграф 23 прочитать, подготовить сообщение об образе жизни разных народов.

Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Здоровый образ жизни-это здорово!"

Проект направлен на развитие у подростка потребности в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении, воспитание любознательности и готовности к коллективному творчеству....

Социальный проект "Здоровый образ жизни"

Актуальность      Серьёзной проблемой, в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера, но и на занятиях в школе. Э...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Здоровый образ жизни или вредные привычки»

Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные те...