Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Боголюбова Л. Н. (5 класс и 6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvo_6.docx | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Обществознание 6 класс » составлена на основании следующих документов:
1.Федерального общеобразовательного государственного стандарта основного общего образования по обществознанию утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Примерной программы общего образования по обществознанию(Рабочая программа по обществознанию 5-11 классы ( линия учебных издательств «Просвещение» )
3. Авторская программа по обществознанию /Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2012 год Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год,
Программа соответствует учебнику: Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение.2008. и обеспечена соответствующим учебно-методическим комплексом.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Республики Мордовия, учебному плану МОУ «Средняя школа №27» на 2014-2015 учебный год на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа в год.
Особенностью данной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования истории и авторской программой учебного курса.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Открывается курс темой «Человек» (8ч), в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья» -7ч., «Школа» - 4ч ) до самого общественно значимого (тема «Родина» - 4ч). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» - 4ч включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» - 5ч посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носите
- лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
- справки и т. п.);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч | Из них | |||||
Теоретическое обучение, ч. | Лаборатор- ные и практичес кие работы, ч. | Контрольные работы, ч. | Экскурсии | Самостоятельные работы, ч. | ||||
I | Человек | 8 | 7 | 1 | ||||
II | Семья | 7 | 6 | 1 | ||||
III | Школа | 4 | 3 | 1 | ||||
IV | Труд | 4 | 3 | 1 | ||||
V | Родина | 6 | 5 | 1 | ||||
VI | Добродетели | 5 | 5 | |||||
Итого | 34 | 29 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС
Раздел 1.Человек(8ч).
Наука обществознание: круг знаний, принципы, закономерности. Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника
Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Внимание к старым людям
Человек – существо социальное. Что такое личность. Индивидуальность. Индивид
Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность?
Понятие мира и себя. Что такое самопознание. На что ты способен. Учимся узнавать и оценивать себя
Труд. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. «Птицу узнают по полёту, а человека по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна
Понятия: чувства, размышления, потребности. Какие бывают потребности. «Не место красит человека…». Мир мыслей и чувств человека
Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству. Мир мыслей и чувств человека. Деятельность человека. Мы создаём мир своими мыслями, чувствами, эмоциями
Раздел 2. Семья (7ч).
Семья – ячейка общества. Условия для создания семьи. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи
Семейные заботы. Как правильно вести хозяйство. Семейный бюджет. Каким должен быть хозяин дома. Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства
Делу – время, потехе – час. Что такое свободное время. Движения полезные и бесполезные. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. Мы – семья, а это значит…
Раздел 3. Школа.(4ч)
Профессия – ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления
Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь
Раздел 4. Труд.(4ч.)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Бедность и богатство. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Красота труда
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути
Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству
Раздел 5. Родина.(6ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный язык. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою Родину
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. История создания гимна
Гражданин – Отечества достойный сын. Конституция РФ. Кого называют гражданином. Права и обязанности граждан России
Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям
Раздел 6. Добродетели.(5ч)
Человек славен добрыми делами. Что такое доброта. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило хорошего человека. Что такое зло? Что порождает зло?
Что такое страх. Смелость и отвага. Нужна ли смелость в борьбе со злом? Имей смелость сказать злу «нет»
Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к старикам, способы его проявления. Система нравственных и социальных установок
Что называется добродетелью. Учимся делать добро. «Чтобы почувствовать себя человеком нужно начинать с человечности» (Л. С. Сухомлинский)
Нравственность и человечность. Проявление человечности в повседневной жизни. Полезный для общества человек. Уверенность в собственных силах
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол ч | Виды самостоятельных работ | Дата проведения | |
планир | фактич | |||||
1 | Человек | 8 | ||||
1.1 | Введение. Как работать с учебником | вводный | ||||
1.2 | Человек родился | изучение нов. материала | критическое чтение, работа с текстом | |||
1.3 | Человек- личность. Учимся общаться | комбиниров | работа с текстом, проблемные задания | |||
1.4 | Особый возраст: отрочество | Изуч новой темы | работа в группах «родители»- «дети» | |||
1.5 | Познай самого себя | Работа с источником | .психологический практикум | |||
1.6 | Человек и его деятельность | Работа в группах | Коллективная работа, критическое чтение | |||
1.7 | Что человек чувствует. О чем размышляет | комбиниров | Решение проблемных задач, работа с худ. текстом | |||
1.8 | Обобщающий урок на тему: «Человек» | Урок контроля | тест | |||
2 | Семья | 7 | ||||
2.1 | Семья – ячейка общества | лекция | Записи, план, словарик по теме | |||
2.2 | Семейное хозяйство | Комб элем самост изуч | Работа с репродукциями худ. текстом, Семейным кодексом | |||
2.3 | Обязанности подростка | Круглый стол | дискуссия, составление кластеров | |||
2.4 | Делу – время, потехе - час | Изуч новой темы | Групповая работа с текстом и доп материалом | |||
2.5 | Свободное время и занятие физкультурой | Урок практикум | Защита проекта | |||
2.6 | Свободное время и телевизор | Комб элем самост изуч | дискуссия, составление кластеров | |||
2.7 | Обобщающий урок на тему: «Семья» | Урок контроля | тест | |||
3 | Школа | 4 | ||||
3.1 | Профессия - ученик | изучение нов. материала | ||||
3.2 | Чему учит школа | Комб с элем исследования | письменные и творческие задания | |||
3.3 | Одноклассники, сверстники, друзья | Комб элем семинара | дискуссия, составление кластеров | |||
3.4 | Урок-презентация «О нас и нашем классе» | повторительно-обобщающий | Защита проектов | |||
4 | Труд | 4 | ||||
4.1 | Труд – основа жизни | изучение нов. материала | критическое чтение, работа с текстом | |||
4.2 | Труд и творчество | комб | работа с текстом, проблемные задания | |||
4.3 | На пути к жизненному успеху | комбиниров | работа в группах «родители»- «дети» | |||
4.4 | Обобщающий урок на тему: «Труд» | повторительно-обобщающий | .тест | |||
5 | Родина | 6 | ||||
5.1 | Что значит быть патриотом | изучение нов. материала | Решение проблемных задач, работа с худ. текстом | |||
5.2 | За что мы любим свою Родину | Круглый стол | дискуссия, составление кластеров | |||
5.3 | Символика России | Комбиниров элем семинара | сообщения | |||
5.4 | Гражданин – Отечества достойный сын | Комбин элем исследования | Работа с Конституцией РФ | |||
5.5 | Мы – многонациональный народ | комбиниров | Коллективная работа, критическое чтение | |||
5.6 | Обобщающий урок на тему: Родина | повторительно-обобщающий | Тест на тему «Родина» | |||
6 | Добродетели | 5 | ||||
6.1 | Человек славен добрыми делами | изучение нов. материала | Решение проблемных задач, работа с худ. текстом | |||
6.2 | Золотое правило нравственности | комбиниров | психологический практикум | |||
6.3 | Будь смелым | Осмысление и актуализация знаний | Коллективная беседа | |||
6.4 | Что такое человек | Урок практикум | Защита проекта | |||
6.5 | Обобщающий урок на тему: «Человек и общество» | повторительно-обобщающий | викторина | |||
Итого | 34 |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Перечень оборудования:
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Мультимедийные уроки по курсу обществознания
- DVD по обществознанию
Перечень наглядных и дидактических материалов:
- Основной Закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка.
- Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов.
- Раздаточный материал (карточки, тесты).
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
1.Боголюбов Л.Н., Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., - М., Просвещение, 2011. – 224 с.
Учебные пособия для учителя
Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 160 с.
Конституция РФ.
Конституция Р.М.
Декларация прав человека.
Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Учебные пособия для учащихся
Гамаль Е.В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации для учителей средних классов и специалистов по воспитательной работе в школе. Ростов н/Д. Феникс. 2007.
Гуревич II С. Основы культуроведения. М., 1997.
Иванова Л.Ф. Обществознание .Рабочая тетрадь. М. Просвещение.2012.
Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1998.
Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
Мещеря Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание М., 1995.
Морозова С. А. Обществознание. СП6., 2001.
Мухаев Р. Т. Политология. М., 2000.
Мушинский В. 0. Азбукаполитики. М., 1998.
Путешествие юного гражданина. Е.С. Королькова, М, 1997г.
Рассел Бертран. Словарь разума, материи, морали. Киев, 1996.
Сорокин II. А. Человек. цивилизация. Общество. М., 1992.
Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...