Трудовая деятельность. Обществознание 10 класс план-конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Цель урока: рассмотреть структуру материального производства, технологический способ производства, социологические факторы, элементы сущности трудовой деятельности, резервы повышения эффективности трудовой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_v_10.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Трудовая деятельность
урок по обществознанию в 10-Б классе
Учитель Закора В.В.
Курганинск
Цели:
Образовательные: рассмотреть структуру материального производства, технологический способ производства, социологические факторы, элементы сущности трудовой деятельности, резервы повышения эффективности трудовой деятельности
Дидактические: структурные схемы, составление таблицы в процессе изучения нового материала, навыки работы с дидактическим материалом
Воспитательные: содействовать формированию у учащихся установки на сознательный выбор профессии, высококвалифицированный труд, воспитывать положительные качества современного работника, показывая их роль в достижении успеха
Основные понятия: материальное производство, труд, производительность труда, технологический способ производства, разделение труда, профессия, квалификация, трудовая дисциплина, культура труда, гуманизация труда, технология, профессионализм
Оборудование урока: учебник «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой;
Кравченко А.И. Социология. Справочное пособие;
Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Кодоскоп
ПЛАН
(урока) изучение нового материала
- Материальное производство.
- Трудовая деятельность.
- Черты современного работника.
- Проблемы гуманизации труда.
ХОД урока:
- Повторительная беседа по ранее изученному материалу как вводно-мотивационный этап в ходе урока.
- что такое деятельность?
- какова ее структура? (схему изобразить на доске)
- назовите виды деятельности.
Заполнение сравнительной таблицы «Материальное и духовное производство», сделать самостоятельный вывод.
- Изучение нового материала. Фронтальная работа с учащимися. Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников записать ее в тетрадях и произносит вводную речь, в которой обобщает все ранее изученное по данной теме, логически подразумевая изучение новой темы. Учитель говорит о важности материального производства в жизни человека, переходит к раскрытию содержания схемы
Материально производственная деятельность |
Материальное производство | Непроизводственная сфера |
Производство материальных благ | Производство материальных услуг | Оказание материальных услуг | Создание нематериальных благ |
Сфера услуг
По ходу рассказа учитель характеризует три важных элемента производства: (учащиеся записывают в тетради)
- Предмет труда (то, из чего можно изготовить;
- Средства труда, то с помощью чего изготавливают;
- Целенаправленная деятельность человека, его труд.
Вывод: материальное производство – есть процесс трудовой деятельности человека.
Учитель переходит к изучению второго вопроса. Задает вопрос: Что такое труд? Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает важность сознательной цели в трудовой деятельности (для сравнения «Сизифов труд».
Учащиеся для примера приводят пословицы и поговорки о труде. Делается вывод о важности труда в жизни человека, существовании и становлении личности.
Структуру трудовой деятельности учитель рассматривает, опираясь на схему:
Структура трудовой деятельности
Трудовая деятельность |
Цель труда | Предмет труда | Средства труда | Технология | Трудовые операции |
Каждый элемент схемы характеризуется учителем и записывается в рабочие тетради учащимися.
Далее учитель знакомит учащихся с понятием «содержание индивидуального труда». Оно выражает распределение функций на рабочем месте. Функции различают в зависимости от роли работника.
Схема 2. Содержание индивидуального труда.
а) энергетическая (работник приводи в движение средства труда);
б) технологическая (наблюдение и контроль за движением предмета труда (наладка));
в) управленческая (подготовка производства и руководство исполнителями).
Что влияет на изменение функций? (НТП) рассмотрение какого-то вида труда по схеме.
Схема вручается каждому ученику и, при наличии времени, они анализируют какой-то вид трудовой деятельности самостоятельно. Если не успевают на уроке, завершают эту работу дома.
Завершая разговор о трудовой деятельности, учитель спрашивает учащихся «Что такое разделение труда?»
Вывод: трудовая деятельность – жестоко регламентированный ряд операций и функций совершаемых работником.
Учитель переходит к третьему вопросу. Каким должен быть современный работник?
Современное сложное производство требует работников разнообразных профессий. Что такое профессия? Приводятся примеры различных профессий. Краткая беседа школьного психолога о выборе профессии.
Профессионализм – степень мастерства – результат обучения и опыта работы.
Квалификация – определяет уровень профессиональной подготовки, финансируется в определенном документе.
Трудовая дисциплина –
Технологическая дисциплина –
Договорная дисциплина –
Инициатива и исполнительность –
Культура труда – в научной организации труда.
Самостоятельная работа с учебником в конце § 16 выписывают компоненты культуры труда в тетради.
В заключение учитель рассматривает проблему гуманизации труда, т.е очеловечивания труда так как в век индустриального общества человек превращается в «фактор производства». Знакомит учащихся с системой Тейлора.
Условия труда также влияют на характер труда.
Вывод: читают в слух учебник в конце § 16.
В заключение работа с заданием № 6.
Домашнее задание. § 16 учить, написать дома сообщение о наиболее знакомой профессии и проанализировать по схеме № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"
Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".
Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: «ВАРИАНТЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК»
Тема: «Варианты складывания салфеток»Цели урока:Ознакомить учащихся с основными приёмами складывания салфеток и создать условия для формирования умения по их выполнению;Способствовать восп...
"Travel around the city" (Путешествие по городу), УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 5 класс, план-конспект открытого урока
quot;Travel around the city" (путешествие по городу), УМК "Английский в фокусе" ("Spotlight"), план-конспект открытого урока...