Рабочая программа обществознание 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Учебная программа основного общего образования по обществознанию разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass_obshchestvoznanie.docx | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по обществознанию
8 класс
Ынырга 2014
Пояснительная записка
Учебная программа основного общего образования по обществознанию разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение предмета «Обществознание» в 8 классе ориентировано на сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей обучающихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
Нормативно-правовая база:
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-САНПиН 2.4.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 регистрационный № 19993.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1-89 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994.
-Региональный базисный учебный план Республики Алтай, утверждённый Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай № 512 от 15.08.2005 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Алтай» , с изменениями, внесёнными Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай от 25.07.11 № 1069, от 05.08.2011 № 1078.
- Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ.
Учебно-методический комплект
- Боголюбов, Л.Н., Лазебникова, А.Ю. Обществознание 8 класс./ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, - М.: Просвещение, 2014. – 254 с.
- Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Обществознание 8 класс/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова - М.: Просвещение, 2014. – 173 с.
- Котов О.А., Лискова Т.Е..8 класс. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс/ О.А. Котов, Т.Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2014. – 79 с.
Цели: развитие личности в ответственный период социального взросления человека ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
Данная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- уметь вести диалог, монолог, дискуссию;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В соответствии с примерной программой по курсу «Обществознание» основное внимание в 8 классе уделяется таким вопросам как личность и общество, сфера духовной культуры, социальная сфера, экономика.
Внесение изменений в примерную программу заключаются в следующем изменения в количестве часов по теме: «Экономика» на изучение данной темы выделен один час из резервного времени, при этом минимум часов не нарушен, определяемый примерной программой по предмету.
В восьмом классе обучается 14 обучающихся: 9 мальчиков и пять девочек. Семь учеников занимаются удовлетворительно, пять хорошо и два отлично. Четыре обучающихся с рекомендациями МППК.
Образовательные технологии
При реализации данной рабочей программы в 8 классе будут использоваться следующие образовательные технологии
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
- Исследовательские методы в обучении.
- Проектные методы обучения.
- Проблемное обучение.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Развивающее обучение.
- Компетентностно- ориентированное обучение.
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ и т.д. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые репродуктивные, индуктивные и дедуктивные.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Минимум содержания учебного материала в 8 классе
Распределение учебного материала в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Глава 1. Личность и общество | 6 |
3 | Глава II Сфера духовной культуры | 8 |
4 | Глава III Социальная сфера | 5 |
5 | Глава IV Экономика (13 часов) | 13 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Введение 1 час
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Глава I. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей.Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.
Глобальные проблемы современности.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Глава III. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества.Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.Социальная ответственность.
Социальный статус исоциальная роль.Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава IV. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага.Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы и собственность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство.Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.Социальное страхование. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.Профсоюз.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговый урок 1 час
Нормы оценки знаний обучающихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Нормы оценки знаний за выполнение теста обучающихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы обучающихся по обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | ||
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | ||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | ||
СОДЕРЖАНИЕ | |||
Использование эффектов анимации | 15 | ||
Вставка графиков и таблиц | 10 | ||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | ||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | ||
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | ||
Красивое оформление презентации | 10 | ||
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
Календарно - тематическое планирование 8 класс
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Примечание | |
1 | 1 | Введение | комбинированный | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. | Знать: особенности нового курса, его ключевое понятие «гуманизм Уметь: решить организационные вопросы, связанные с учебным процессом. | |||
Глава 1. Личность и общество – 6 часов | ||||||||
2 | 1 | Что делает человека человеком. | комбинированный | Биосоциальное существо, мышление и речь. Как человек реализует себя | Знать: «сущность человека» Уметь: показать важнейшие отличия человека от других живых существ | § 1, вопросы 1-7 стр. 12 | ||
3 | 2 | Человек общество природа | комбинированный | Природа и её значение в жизни человека. Связь человека с природой. Природа, биосфера, естественная среда обитания, ноосфера, «вторая природа». | Знать: социальные аспекты понятий «природа», «биосфера», «естественная среда обитания». Уметь: анализировать различные точки зрения на проблему «место человека в природе». | § 2, вопросы 1-7 стр. 18, таблица | ||
4 | 3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | комбинированный | Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. | Знать: сферы жизни общества, структуру общества, формы социальных норм. Посиндустриальное, индустриальное, традиционное. Уметь: работать с текстом учебника, решать задачи, вести дискуссию. | § 3, вопросы 1-6 стр. 26 | ||
5 | 4 | Развитие общества | комбинированный | Развитие человечества. Черты развития современного общества. Глобальные проблемы современности | Знать: примеры регрессивных и прогрессивных изменений в обществе. Уметь: характеризировать и конкретизировать факты социальной жизни, использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике глобальных проблем. | § 4, вопросы 3-8 стр. 33 | ||
6 | 5 | Как стать личностью | комбинированный | Человек, индивид, личность. Жизненные ценности, ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью. Качества сильной личности. | Знать: понятия индивид, личность, признаки характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Уметь: выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как личность, работать с текстом учебника, решать задачи, вести дискуссию, выражать и отстаивать своё мнение. | § 5, вопросы 1-5 стр. 42, презентация «Профессия моей мечты» | ||
7 | 6 | «Личность и общество» | Повторительно-обобщающий урок | Защита презентаций. Тест. | Знать: основные понятия темы Уметь: уметь устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. |
| ||
Глава II Сфера духовной культуры (8 часов) | ||||||||
8 | 1 | Сфера духовной жизни | комбинированный | Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Знать: сущностные характеристики понятия «культура», явления духовной культуры. Уметь: находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры, характеризовать духовные ценности российского народа, выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. | § 6, вопросы 1-4 стр. 53, сообщение «Развитие культуры в РФ» | ||
9 | 2 | Мораль | комбинированный | Основные ценности и нормы и морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия морали. Критерии морального поведения. | Знать: основные принципы морали, роль морали в жизни общества. Уметь: характеризовать моральную сторону различных моральных ситуаций, использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. | § 7, вопросы 1-7 стр. 62, | ||
10 | 3 | Долг и совесть | комбинированный | Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. | Знать: основные понятия темы Уметь: осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. | § 8, вопросы 1-6 стр. 70, рубрика в классе и дома № 4,5 | ||
11 | 4 | Моральный выбор – это ответственность | комбинированный | Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. | Знать: основные понятия темы Уметь: приводить примеры морального выбора, давать нравственные оценки, поступкам, поведению других людей. | § 9, вопросы 1-7 стр. 77, рубрика в классе и дома № 3 | ||
12 | 5 | Образование | комбинированный | Значимость образования в условиях информационного общества. Не прерывность образования. Самообразование. | Знать: основные понятия темы, значение образования в информационном обществе. Уметь: извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. | § 10, вопросы 1-6 стр. 85, рубрика в классе и дома № 6 | ||
13 | 6 | Наука в современном обществе | комбинированный | Наука, её значение в современном обществе. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Знать: основные понятия темы Уметь: характеризовать науку как особую систему знаний, объяснять возрастание роли науки в современном обществе, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. | § 11, вопросы 1-5 стр. 93, рубрика в классе и дома № 4 сообщение | ||
14 | 7 | Религия как одна из форм культуры | комбинированный | Особенности религиозной веры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. | Знать: основные понятия темы религия, атеизм, роль религии в обществе. Уметь: определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. | § 12, вопросы 1-5 стр. 101, сообщение | ||
15 | 8 | Практикум. По теме «Сферы духовной культуры» | практикум | Ситематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Определять собственное отношение к явлениям современной жизни. Тест. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни | |||
Глава III Социальная сфера (5 часов) | ||||||||
16 | 1 | Социальная структура общества | Комбинированный | Социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных общностей и групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. | Знать: о социальной структуре современного общества, тенденциях ее изменения и факторах, влияющих на положение человека в системе социальных отношений. Уметь: определять и разрешать конфликты, определять социальный статус | § 13, вопросы 1-7 стр. 117 | ||
17 | 2 | Социальные статусы и роли. | комбинированный | Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. В поисках себя. | Знать: основные понятия темы, называть позиции определяющие статус личности. Умение: раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Описывать основные социальные роли старших подростков. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. | § 14, вопросы 1-5 стр. 121, рубрика в классе и дома №3 | ||
18 | 3 | Нации и межнациональные отношения | комбинированный | Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многоконфессиональном обществе. | Знать основные понятия темы этнос, нация, национальность. Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Уметь: характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. | § 15, вопросы 1-7 стр. 130, рубрика в классе и дома №7 | ||
19 | 4 | Отклоняющее поведение | Комбинированный урок | Отклоняющее поведение. Опасность наркомании или алкоголизма для человека и общества. | Знать: причины отклоняющего поведения, о влиянии наркомании, алкоголизма на человека. Уметь: оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма на человека и общество, работать с текстом учебника, решать задачи, вести дискуссию, выражать и отстаивать своё мнение. | § 16, вопросы 1-6 стр. 130 презентация «ЗОЖ» | ||
20 | 5 | Практикум по теме «Социальная сфера» | Практикум | Основное содержание темы. Тест | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни | Таблица стр. 141. | ||
Глава IV Экономика (13 часов) | ||||||||
21 | 1 | Экономика и её роль в жизни общества | комбинированный | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. | Знать основные понятия темы, роль экономики в жизни общества. Уметь: объяснять проблему ограниченности ресурсов, различать свободные и экономические блага, приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. | § 17, вопросы 1-6 стр. 150, таблица | ||
22 | 2 | Главные вопросы экономики | комбинированный | Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. | Знать основные понятия темы, командная экономикаразличать и сопоставлять основные типы экономических систем. Уметь: описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики, характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. | § 18, вопросы 1- 4 стр. 158, таблица | ||
23 | 3 | Собственность | комбинированный | Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. | Знать основные понятия темы собственность. Называть основания для приобретения прав собственности. Уметь: Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Анализировать не сложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. | § 19, вопросы 1- 5 стр. 166, рубрика в классе и дома № 5 | ||
24 | 4 | Рыночная экономика | комбинированный | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | Знать: основные понятия темы рыночное хозяйство, конкуренция, главные принципы рынка. Уметь: характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Условия функционирования рыночной экономической системы, описывать действия рыночного механизма формирования цен на товары и услуги, формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества. | § 20, вопросы 1- 6 стр. 174 | ||
25 | 5 | Производство – основа экономики | комбинированный | Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | Знать виды деятельности экономики, отрасль экономики. Факторы производства. Уметь: находить и извлекать социальную информацию о производстве, исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. | § 21, вопросы 1- 6 стр. 183, рубрика в классе и дома №3 | ||
26 | 6 | Предпринимательская деятельность | комбинированный | Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Фермерское хозяйство. | Знать основные понятия темы, акционерное общество, товарищество, какова роль предпринимательства в экономике. Уметь: сравнивать различные организационо-правовые формы предпринимательской деятельности, оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятель ности. | § 22, вопросы 1- 5 стр. 192, рубрика в классе и дома №3,4 | ||
27 | 7 | Роль государства в экономике | комбинированный | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги уплачиваемые гражданами. | Знать: основные понятия темы облигация, налоги косвенные, прямые, государственный бюджет. Экономические функции государства. Уметь: Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения | § 23, вопросы 1- 6 стр. 200 | ||
28 | 8 | Распределение доходов | комбинированный | Распределение доходов. Неравенство доходов. Перераспределение. Экономические меры социальной поддержки населения. | Знать: основные понятия темы прожиточный минимум, социальные выплаты, социальное обслуживание. Основные источники доходов граждан. Уметь: раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | § 24, вопросы 1- 5 стр. 207, рубрика в классе и дома №4 | ||
29 | 9 | Потребление | комбинированный | Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителей. | Знать: основные понятия темы производственное потребление, не производственное потребление, страховые услуги. Уметь: описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | § 25, вопросы 1- 6 стр. 214 | ||
30 | 10 | Инфляция и семейная экономика | комбинированный | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | Знать: номинальные и реальные доходы граждан. Инфляция, формы сбережения граждан. Уметь: показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными вопросами в стране. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения страны. | § 26, вопросы 1- 6 стр. 223, рубрика в классе и дома №2,3,4 | ||
31 | 11 | Безработица, её причины и последствия | комбинированный | Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости населения. Какие профессии востребованы на рынке труда. | Знать: основные понятия темы безработица, обменный курс валют, причины безработицы. Уметь: Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости населения. Оценивать собственные возможности на рынке труда. | § 27, вопросы 1- 6 стр. 232, таблица | ||
32 | 12 | Мировое хозяйство и международная торговля | комбинированный | Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. | Знать: основные понятия темы мировое хозяйство, обменный валютный курс, МВФ, ВТО, ЕС. Уметь: Характеризовать причины формирования мирового хозяйства, влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. | § 28, вопросы 1- 5 стр. 239, рубрика в классе и дома №1,2,3. | ||
33 | 13 | Практикум по теме «Экономика» | практикум | Основное содержание темы. Тест | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни | Повторить §1-28 | ||
Итоговое повторение (1 час) | ||||||||
34 | 1 | Повторительно- обобщающий урок по курсу обществознания за 8 класс | Повторительно- обобщающий урок | Провести диагностику результатов обучения 8 класса. Подвести итоги учебной работы за год. |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
- Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В.Домашек. – М.: Просвещение, 2008. – 234 с.
- Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г.Сазонова, Е.В.Домашек. – М.: Просвещение, 2009. – 167 с.
- Махоткин, А.В. Обществознание в схемах и таблицах/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткин. – М.: Дрофа, 2011. – 112с.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Перечень Интернет-ресурсов:
- http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
- http://www.rnon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.edu.ru-федеральный портал «Российское образование»
- http://www.school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
- http://ege. edu.ru-портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.school-collection.edu. гu - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://apkpro.ru- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
- http: //www. Iseptember.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
- 10.http://www.it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
- http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам
- http://www.hist.ru - исторический альманах «Лабиринт времен»
- http://www.vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...