Формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе
опыты и эксперименты по обществознанию (6 класс) на тему

Ивакина Татьяна Юрьевна

Описание вариантов организации работы с детьми на уроках обществознания при помощи разного рода заданий ,классифицированных в соответствии с видами УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx270.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания  в основной школе

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов.   Предметное содержание курса  « обществознание» открывает широкие возможности для формирования и развития УУД. Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. В своей работе предлагаю рассмотреть  возможности применения   различных методов и приемов  при формировании и развитии универсальных учебных действий  школьников  на уроках обществознания в основной школе( в частности в 6 классе, УМК  под ред. Л.Н. Боголюбова , Л.Ф. Ивановой).Содержание курса  позволяет способствовать развитию социальной компетентности школьника путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные:

  • личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

  • познавательные- исследовательские действия, переработка и структурирование информации,  работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

  • коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения, совместную деятельность действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

  • регулятивные — целеполагание ; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание;

В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

На основании практического опыта преподавания можно систематизировать виды  заданий, способствующих  формированию и развитию различных УУД.

  1. Формы и методы , позволяющие влиять на формирование и корректировку личностных универсальных учебных  действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

 ∙ действие смыслообразования,

∙ действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные универсальные учебные действия -  способствуют развитию личных качеств и способностей ребёнка. Такие качества развиваются с помощью речевой ситуации. Этот подход даёт возможность каждому ребёнку пронести содержание темы через себя, выразить своё отношение  к ней, заставляет не произвольно сравнивать, что уже ему известно и как это изложено в учебнике.

1.1.Как  вариант  реализации  элементов  игрового  метода  обучения

предлагаю  использовать  на  уроке  игру -  задание  « Я  в глазах других»

Цель игры - формирование умения объективно оценивать другого и самого себя,выявлять проблемы и причины возможных разногласий , актуализация изучаемых понятий.

Ход игры: участник выходит из класса. Учитель предлагает школьникам назвать самые яркие характеристики данного ученика( учитывая баланс и положительного и отрицательного ( 3положительных качества и 3 негативных)).Дети называют вслух главные черты, аргументирую свое мнение. Например , « спортивный, т.к. ходит в секцию по плаванию и участвует в соревнованиях; любит читать, т.к на уроке литературы рассказывал про интересные факты, и т.д. Детские мнения будут высказываться в произвольной форме , все  будут выслушаны. Если спорные вопросы  – можно решить голосованием учеников. В итоге на доске делают записи – 6 главных черт ученика  с точки зрения класса. Надпись закрывается. Ученик входит в класс и его просят назвать свои самые ярко-выраженные качества, которые так же записываются на доске. Самый эмоциональный момент – сравнение ,когда открываются на доске групповая точка зрения и индивидуальная. Надо сказать, что в большинстве случаев они почти совпадают. Дети воспринимают это с удовлетворением, что они наблюдательны. Но бывают и прямо противоположные точки зрения и здесь открывается возможность для поиска причин и аргументации своей точки зрения .Здесь очень важно умения учителя использовать методы ведения  групповой дискуссии, умело направлять диалог в конструктивную сторону.

Например, варианты возможных вопросов:

Почему у ребят сложилось такое мнение? Какими поступками это было вызвано?

И наоборот ,почему ребята не заметили того, что было для ученика так важно?

Может ли внешнее не совпадать с внутренним?

Может ли класс ошибаться?

Может ли ученик себя недооценивать или переоценивать?

Что важнее внешние характеристики  или  характеристики внутреннего мира?

Школьник играют в эту игру с удовольствием, от желающих нет отбоя. Рассмотрев пару- тройку вариантов с разными игроками , учитель сможет перейти к изучению темы Самопознание», к рассмотрению таких базовых понятий для обществознания как источники нащих знаний о самом себе, самооценка, виды самооценки, способы коррекции самооценки  и мнения окружающих о себе самом, личность.

1.2.Интересным представляется вариант игры «Мои учебные способности»

Учитель задает детям вопрос: «Что нужно ученику , что бы хорошо учиться?» Детские варианты ответов записываются на доске: хорошая память, внимательность, организованность и т.п. Учитель предлагает ученикам сравнить свои способности.

Тест на зрительную память Предлагается 2 или более ученикам запомнить 10 предметов , лежащих на столе,  за минуту и выйти из класса. Среди предметов проводится рокировка,1-2 убирают, школьникам предлагают назвать недостающие предметы.

Тест на слуховую память. Предлагается запомнить на слух 10 несвязанных между собой понятий, который зачитывает учитель, а потом воспроизвести на листке. На доске открывается список понятий – и дети могут сравнить свой вариант с идеальным.

Тест на логическую память. Два ученика выходят из класса. Учитель рассказывает детям логически связанный текст и просит повторить, после этого приглашают ученика .Ему рассказывают текст и просят повторить, и точно так же второго ученика. Совместно делаются выводы с детьми: если текст понятен, его легко запомнить, если текс прослушан  внимательно и несколько раз , его легко воспроизвести;  почему результаты игры будут разные и как это связано со способностями. После  легко будет перейти к  изучению таких понятий  как  индивидуальность, способности, врожденные и приобретенные, способы влияния на способности,  личная ответственность за результат.

1.3.Широкие возможности  открываются  на уроках обществознания в 6 классе  для использования  проектного метода  обучения.

Например в свободной форме подготовить мини- проекты:

«Труд в нашей семье» ( профессии, распределение семейных обязанностей, значимость совместного труда, понимание обязанностей)

« Свободное время и личность» ( чем занимаются все члены семьи в свободное время, хобби, совместный досуг) .Дети всегда восторженно воспринимают эту тему, приносят много разнообразных изделий совместного творчества, фотографий Мы всегда организуем спонтанные выставки на весь учебный день, которые могут посмотреть и  ребята из других классов .Были случаи перерастания мини- проектов в большой учебный проект для школьной научно- практической конференции ( Г. Гилязитдинов 6г «Семейные ценности»).совместное обсуждение проектов способствует углублению социального опыта, дети сейчас так мало знают о друг друге , о традициях  в других семьях, способствуют формированию понятия «личный вклад»

« Социальная реклама» -создание рекламы, содержащей информацию о золотом правиле нравственности. Темы рекламы очень близки современным школьникам, они спонтанно объединяются в группы и придумывают самые разнообразные варианты плакатов, выступлений.

В завершение изучения   модуля « Человек»  я всегда предлагаю школьникам написать эссе « Я» в свободной форме, единственным условием является рассмотрение личности с разных сторон ( какой ты сын, какой ты друг, какой ты ученик, и т.д, и аргументы, подтверждающие твою точку зрения.).Считаю, что подобные виды домашних работ способствуют развитию критического мышления .

1.4.Ситуационно- ролевые игры позволяют осуществить имитацию предметно- практических ситуаций  с заданными ролями , действующими в рамках определенных правил. Такие формы работы позволяют соединить рациональное  и эмоциональное на уроке, стимулируют интеллектуальную активность, позволяют применить уже имеющиеся знания по предложенному вопросу. В сильных классах такие формы можно использовать в 100% экспромтном варианте, в менее сильных  требуется предварительная подготовка , хотя бы  в рамках проговаривания основных задач и позиций игроков.

Возможные варианты ситуационно- ролевых игр для 6 класса:

  • « В рамках закона»

1ученик – подросток 13 лет

2 ученик – его мама

3 ученик – приятель подростка 12лет

4 ученик – сосед с 1 этажа

Условие: подростки играли во дворе  в футбол большой командой, но с подачи приятеля наш подросток попал мячом в окно соседа .сосед пришел к маме. Варианты развития ситуации?

Школьники на ходу придумывают и разыгрывают возможные варианты. А остальной класс становится юридическим консультантом, оценивает действия участников конфликта и предлагает варианты возможных последствий по закону и по совести.

  • « В рамках закона -2» ( усложняем задачу для  школьников)

ученик 6 класса взял прокатиться велосипед у ученика 5 класса , выехал со двора и сломал велосипед. Какие должны быть участники ситуации? Какие способы разрешения конфликта? Класс- юридический консультант

  • Можно предложить  школьникам  в качестве домашнего задания придумать и решить разные морально- правовые ситуации.

Дети такого возраста в большинстве своем открыты к диалогу. Они активно решают задания , связанные с определением морального выбора. Таких заданий очень много  в учебнике приведено, опубликовано в разных источниках . Особенно активно мои ученики отнеслись к такому заданию:

  • « Прием на работу»

Заранее составлены два резюме на отдельных листках .Одно – самое положительное и подходящее для данной вакансии , но мы его даем человеку незнакомому ,второе резюме – неподходящее, человек не имеет достаточной квалификации для данной вакансии, но мы ее даем старому другу работодателя. Итак 1 ученик – работодатель, и 2 и 3 ученики – соискатели .разыгрываем возможные варианты, возможна  смена работодателя. Комментируем решения работодателя вместе с классом

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении

мира.

II. Приемы и  методы, способствующие формированию и развитию познавательных универсальных  учебных действий

 Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные учебные действия включают:

 ∙ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

∙ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

∙ структурирование знаний;

∙ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

∙ рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

∙ извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

∙ умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

 ∙ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

∙ действие со знаково-символическими средствами

Универсальные логические учебные действия .

 В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Классификация логических действий включает:

  •  сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определения общих признаков
  •  опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс
  •  анализ — выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
  •  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  •  сериация — упорядочение объектов по выделенному основанию  
  • классификация — отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
  •  обобщение
  •  доказательство — установление причинно-следственных связей
  •  выделение существенных признаков и их синтез;
  •  установление аналогий

Предлагаю рассмотреть  такие типы заданий:

  •  заполнение сравнительных таблиц , систематизирующих таблиц;
  •  задания на анализ цифровой информации; выделение информации из графиков , диаграмм, статистических данных;
  •  составление логических схем на основании полученной информации; графическое оформление текстового материала;
  •  задания , требующие сопоставления информации из разных источников;
  •  тестовые задания на выявление характерных черт, классификацию изучаемых объектов;
  •  подбор фактов , подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  •  эмпирическое исследование —  установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.
  •   формирование умения работать с метафорами (возможность понимать  объяснять переносный смысл выражений,)

2.1.Составление разного рода таблиц. 

Классический пример- это сравнение морали и права.По итогам урока предлагается школьникам систематизировать  полученную информацию в таблицу по заданным параметрам. Сильные классы справятся сами, в слабых возможно заранее дать ответы в хаотическом порядке, чтобы школьники распределили их  в ячейки таблицы.

Вопросы сравнения

Мораль

Право

1. Кто устанавливает правила?

2.Кто обеспечивает соблюдение правил?

3.Каково наказание за нарушение правил?

4. В чем назначение правил?

5.Понятие

Варианты ответов:

1) штраф, тюрьма           2)общественное мнение     3)суды, милиция       4)общественное осуждение, стыд      5)общество     6)государство       7)вид социальных норм, установленных и контролируемых государством          8) принятые в обществе представления о добре и зле                   9) регулирование жизни общества

2.2.Большой интерес всегда вызывает анализ диаграмм, графиков, статистической информации. Всегда можно подобрать к теме ряд заданий , соответствующего уровня сложности. Такие задания на стыке наук способствуют интеграции образовательных результатов.

2.2.1. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

C:\Users\User\Desktop\шщш.png

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.

2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для  того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.

4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.

5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.

2.2.2. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?»Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.C:\Users\User\Desktop\шщш.png

А. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В стране Z преобладают семьи партнёрского типа.

2Люди понимают важное значение семьи в жизни человека.

3)Большинство опрошенных несчастливы в личной жизни.

4)В стране Z распространены многодетные семьи.

5)Люди рассчитывают на поддержку семьи в различных жизненных ситуациях.

В. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Треть опрошенных отрицают ценность семьи в современном обществе.

2)Большинство опрошенных высоко ценят роль семьи в жизни человека.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась и что семья мешает карьере.

4)Мнение, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась, популярнее, чем мнение, что семья помогает во многих вопросах.

5)Четверть опрошенных считают, что семья прежде всего даёт материальную поддержку.

2.2.3. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

C:\Users\User\Desktop\шщш.png

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать  в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

2.3.Графическое оформление текстового материала в виде таблицы о правах и обязанностях гражданина РФ

Права гражданина

Обязанности гражданина

2.4.Задания на классификацию по заданному признаку.

Распределить профессии по сложности труда: летчик, ученый , дворник, официант, музыкант, уборщик, режиссер ,почтальон.

Высококвалифицированный труд

Малоквалифицированный труд

2.5.Разнообразные виды работы с текстами способствуют дальнейшему развитию  логических универсальных учебных действий.

Семья <в России> скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи …формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) …даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался доверием жены, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <…>

Всё руководство домашним хозяйством было в руках женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт зерну, сену, соломе, муке… Весь скот и вся домашняя живность находилась под присмотром  женщины. Под её неусыпным надзором было всё, связанное с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Женщина отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве…

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто во всяком деле имел не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <…> благоразумно не участвовали в них.

(По: В.И. Белову)

2.5.1.Назовите любые две функции семьи, описанные в тексте. Укажите любые две другие функции семьи.

2.5.2.Какие установки, по мнению автора, определяли строгость семейных отношений? На какую особенность добропорядочной семьи указывает автор?

2.6.Задания на установление соответствия пословиц и перепутанных  трактовок

Пословицы

Трактовки

1.Поспешишь - людей насмешишь

а)настойчиво доводи дело до конца. преодолевая трудности

2.Есть терпенье, будет и уменье

б)как постараешься сделать работу, такой получишь и результат

3.Что посеешь, то и пожнешь

в)принимай посильное  участие в коллективном труде

4.Муравей не велик, а горы копает

г)планируй свою работу, рассчитывая   время и силы на ее выполнение

Правильный ответ : 1г,2а,3б,4в

2.7.Особый блок заданий в обществознании на протяжении всего курса обучения составляет работа с метафорами, высказываниями великих, умение понимать,  трактовать , подбирать аргументы «за»  и « против».

Как вы понимаете высказывания

«Праздность- корень всему злу»А.Суворов

«Личный эгоизм – родной отец подлости» М.Горький

« Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»Н.Некрасов

При работе с метафорами очень полезно использовать методы группового диалога . совместное обсуждение вариантов.Школьник использует свои коммуникативные способности, необходимые для разъяснения своих взглядов другому.Но в целом , комплексный анализ высказываний – дело довольно сложное для 6 –классников.

III. Методы развития коммуникативных УУД

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.

Коммуникативные действия учат учащихся уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, участвовать в диалоге культур

3.1.Развитию коммуникативных УУД во многом способствуют групповые задания , взаимное обсуждение  результатов , использование элементов дискуссии, например:

 « Составь свои вопросы» ( взаимная самопроверка учебного материала).Школьникам предлагается составить свои вопросы к изученной теме, при помощи которых , с их точки зрения, можно проверить  усвоение учебного материала.

3.2.Проектный метод обучения  позволяет стимулировать развитие коммуникативных УУД.

 Пример  эмпирического исследования  уроку  « Как училась моя бабушка?».Ученик должен поговорить с бабушкой , расспросить , записать , сравнить с сегодняшним днем и представить результат своего исследования на уроке одноклассникам.

IV. Формирование регулятивных  универсальных учебных действий.

Регулятивные УДД предполагают:

1.формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивации учения;

2.развитие регуляции учебной деятельности;

3.саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Учитель должен планировать своё взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость:

1) инициации внутренних мотивов учения школьника;

2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;

 3) использования групповых коллективных форм работы.

Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы как

  1. «Где Саша ошибся?» ( групповой анализ режима дня школьника);
  2. « Когда сможем поехать отдохнуть?» ( решение экономических задач , связанных с планированием ресурсов)

Предлагаю рассмотреть подробную характеристику данных заданий

4.1.Задание «Где Саша ошибся?»

Ученикам предлагается заранее заготовить описание своего режима дня, потом предлагаем желающим представить свою работу для коллективного анализа. Если не найдется таких, всегда есть заготовленный режим дня школьниками с ошибками в планировании. Ученики работая в парах, находят и поясняют причины нехватки времени у Саши для выполнения  необходимы обязанностей и резервы времени  для любимых занятий и отдыха .

4.2.Решение экономических задач. «Когда поедем на отдых». Школьникам предлагаем решить практико- ориентированное задание.

Семья из 4 человек хотела бы поехать на отдых в Таиланд. Папа работает мастером участка на заводе и зарабатывает 40т. в месяц, мама – медсестра – 12т.Старший сын – студент платного отделения вуза, младшая дочка учится в 6 классе. На сайте одной из турфирм семья присмотрела путевку стоимостью 48тыс на человека. Через какой промежуток времени семья сможет исполнить мечту – поехать всем вместе отдохнуть?

Сначала обсуждение в парах, потом  проекты решений озвучиваются. Школьники в ходе работы «вдруг» выясняют необходимость текущих расходов , объем текущих расходов и выходят на необходимость дополнительных доходов. Такие задачи решаются азартно, дети используют свой опыт, свои представления о жизни, выбирают приоритеты. В такой опосредованной форме достаточно просто подойти к  понятиям  «семейные ресурсы»  и «рачительный хозяин»

Конечно, классификация  форм, методов  обучения ,заданий в соответствии с группами УУД достаточно  относительна. Так как большинство заданий по обществознанию имеют интегративный характер и требуют интегративных умений. я просматриваю на серии заданий комплексное воздействие на развитие УДД школьника.

Полагаю, что данная работа носит практический прикладной характер, что и составляет ее актуальность в условиях  перехода школьного образования к стандартам нового поколения.

Методы

Личностные УУД

Общеучебные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Проектный

Игровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих заданий, направленных на формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе

В данной статье мы приводим примеры творческих заданий,  направленных на формирование различных видов УУД, которые могут быть использованы учителем на уроках обществознания в 6 классе....

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Проект"Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии"

В названной работе автор определяет проблему исследования, которая заключается в  формировании универсальных учебных действий на уроках обществознания. Автор раскрывает перспектиты использования ...

Проект"Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии"

Данная работа содержит информацию об основных задачах по формированию УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии. Автор предлагает основные задачи и пути их решения, предполаг...

«Духовно-нравственное формирование личности подростка через УУД на уроках обществознания».(8 класс)

В  очень сложный жизненный период  подростка, период признания или непризнания, поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных пре...

Статья по обществознанию на тему: "Формирование понятий на уроках обществознания".

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффе...

Возможности технологии французской мастерской при формировании УУД на уроках обществознания.

Урок по теме "Молодежь" в 11 классе, с использованием технологии французская мастерская....