Проект"Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии"
проект по обществознанию (8 класс) на тему
Данная работа содержит информацию об основных задачах по формированию УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии. Автор предлагает основные задачи и пути их решения, предполагаемые результаты, методы исследования для достижения цели - формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии»
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри
Обутова Ольга Дмитриевна
Согласно ФГОС нового поколения содержательный раздел основной образовательной программы по обществознанию определяет общее содержание основного общего образования и включает общеобразовательные программы ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетным названо формирование УУД, уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образовании. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Но возникает вопрос: «Как учить?» Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках обществознания.
Проблема определила цель работы: найти наиболее эффективный подход к решению проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания. В проекте «Формирование УУД на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС» автор раскрывает перспективы использования на уроках обществознания для формирования УУД педагогических проектной технологии как базовой образовательной технологии, поддерживающей деятельностный подход в образовании.
Объект проекта: процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания
Предмет проекта: педагогические условия и модель формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания при проектной направленности изучения предмета.
Гипотеза проекта основана на предположении о том, что: проектная технология, используемая для достижения качественного предметного результата, одновременно может являться средством формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся, если:
1.универсальные учебные действия выступают как цель, средство и результат реального изучения предмета обществознание;
2.проведен отбор учебного материала и заданий, направленных на формирование комплекса универсальных учебных действий учащихся; определены эффективные методы обучения, подобран диагностический инструментарий, позволяющий оценить степень формирования универсальных учебных действий учащихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и исходя из цели и гипотезы проекта, поставлены следующие задачи:
1.на основе анализа научно-педагогической литературы выявить особенности формирования универсальных учебных действий учащихся при использовании проектной технологии на уроках обществознания;
2.апробировать на практике эффективность реализации учебного материала и заданий, метода обучения для формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся.
Методологической основой проекта явились системный подход к описанию педагогических явлений; личностно-деятельностный, развивающий, компетентностный, системно-деятельностный и интегративный подходы.
Теоретическую основу проекта составили:
1. положения современной дидактики и теории содержания общего образования (В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова, Л.И. Гурье, М.А. Данилов и другие;
2. психологические исследования, посвященные деятельности, мотивации и развитию личности: А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л.С. Выготски;
3.теория учебной деятельности (Т.В. Габай, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, И.Я. Лернер, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Е.И. Машбиц, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);
4. отечественные и зарубежные исследования в области проектного обучения, представленные в трудах В.В. Гузеева, Э. Эриксон и др.);
5. концептуальные положения компетентности го подхода в современном образовательном процессе:, Г.К. Селевко, , A.B. Хуторской, Б.Д. Эльконин;
6.концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова, Н.Г. Сапмина и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы используются следующие методы исследования:
1. теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, методической литературы по вопросам исследования;
2.методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, собеседование, психодиагностические методики, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, анализ деятельности педагогов и учащихся;
3.статистические методы обработки данных опытно-экспериментального обучения, графическое представление результатов.
Основной опытно-экспериментальной базой проекта стало общеобразовательные учреждения «МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри». В эксперименте принимают участие 24 школьника и 3 учителя. (из которых один – Обутова Ольга Дмитриевна, учитель истории и обществознания, образование - высшее, категория – высшая, стаж работы 32 года, проводит опытно-экспериментальное обучение, а двое - выступят в качестве независимых экспертов).
Организация проекта
Проект проводится в период с 2013 - 2014 по 2015 –2016 учебный год по следующим этапам:
Первый этап (2013-2014 гг.) – проводится анализ теоретических основ личностно-ориентированного образования и проектной деятельности, а также практики их применения на уроках обществознания 7-8 классах.
Второй этап (2014-2015 гг.) – формулируются принципы использования проектной деятельности; создаются методика организации и проведения проектной деятельности на уроках обществознания в 9 классе; разрабатываются критерии оценки деятельности учащихся при реализации проектной технологии.
Третий этап (2015-2016 гг.) - осуществлялся педагогический эксперимент по применению проектной технологии в процессе формирования УУД на уроках обществознания в 10 – 11 классах; проектируется модель, определяются педагогические условия ее реализации, анализируются и обобщаются итоги опытно-экспериментальной работы, систематизируются результаты эксперимента.
Предполагаемый результат:
1.доказать важность использования проектной технологии в преподавании обществознания как эффективной деятельностной технологии для обучающихся , формируемый комплекс УУД является основой для дальнейшего становления проектной компетентности
2. подтвердить гипотезу о том, что предлагаемый вариант проектной технологии, используемый для достижения качественного предметного результата, одновременно может являться средством формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся при соответствующих условиях;
3.показать перспективность разработок по вопросам формирования УУД на различных предметах общеобразовательного цикла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс
Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....
презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....
Проект"Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии"
В названной работе автор определяет проблему исследования, которая заключается в формировании универсальных учебных действий на уроках обществознания. Автор раскрывает перспектиты использования ...
Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории
Использование проектной технологии и метода проектов на уроках обществоведческого цикла в рамках ФГОС...
Формирование УУД на уроках английского языка через проектную технологию
Формирование УУД на уроках английского языкачерез проектную технологию в условиях реализации ФГОС При обучении английскому языку я стараюсь постоянно заботиться о развитии познавательного интерес...
Методическая разработка Использование проектной технологии в организации уроков истории и обществознания.
Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые поз...