Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.obshchestvoznanie_9_klass.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа № 141

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора                                               директор школы                                    

по учебно-воспитательной работе                             ________Н.В.Войдеславер

______________Н.Н. Батуева                                       «____»__________2015 г.

«____»__________2015 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Обществознание»

для учащихся 9-го класса

Екатеринбург 2015

Рабочая программа по «Обществознанию» для учащихся 9 класса рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей _________ МБОУ-СОШ № 141 (Протокол № ___ от  «____»__________2015 г.)

        Рабочая программа по «Обществознанию» для учащихся 9 класса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта (федерального государственного образовательного стандарта), общим программным требованиям, базисному учебному плану, учебному плану школы, целям и задачам школы, его концепции и программе развития, Положению о рабочих программах МБОУ-СОШ № 141.

Заключение: Рекомендована к утверждению.

Руководитель школьного методического объединения______________

/_______________/ .  


Рабочая программа по «Обществознанию» 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России  от 9 марта 2004 г. №1312).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень). – Сборник нормативных документов. Обществознание.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «Обществознание».
  5. Учебный план на 2015-2016 учебный год.

Курс обществознание позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений,  человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.  Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

В основе содержания курса обществознания    лежат ведущие системообразующие идеи.    Изучения обществознания в 9 классе – это четвёртый этап, которые ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учётом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального этапа, познавательных возможностей учащихся.

Основу изучения курса обществознания  составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы  присутствуют разделы:

-Политика

-Право

Цели курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 —15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
  • В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
  • Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • Информационно-коммуникативная деятельность.  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Задачи курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
  • -усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
  • овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

Обществознание в 9 классе представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка, дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества. Тема вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную практическую работу учащихся. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

—        извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

—        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

—        формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

—        наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

—        оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

—        участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

—        выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

—        конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

—        совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы Обществознание, 6—9 классы (140 ч), авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, учебного плана МБОУ СОШ № 141 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на 2015-2016 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

В основу программы положена интеграция  современных социологических, экономических, политических, правовых, этических, социально-психологических знаний в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.

•        С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы  используются: формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;

•        технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;

•        методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.

•        методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Тематическое планирование

Наименование темы

(раздела программы)

Количество часов

Форма  контроля

Тема 1.Политика (11 ч.)

1

Введение

1

2

Политика и власть

1

Знакомство с условными обозначениями

3

Государство

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Тестовые задания.

4

Формы государственного устройства

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.  Практическая работа с Конституцией РФ

5

Политический режим

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.  Решение задач

6

Правовое государство

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Сообщения

7

Гражданское общество

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Заполнение таблицы

8

Участие граждан в политической жизни

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Решение проблемных задач

9

Политические партии и движения

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая работа

10

Средства массовой информации

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Самостоятельная работа

11

Повторительно-обобщающий урок

1

Тестовые задания

Тема 2. Право (23 ч.)

12

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

13

Правоотношения и субъекты права

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Самостоятельная работа

14

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Решение правовых задач

15

Правоохранительные органы

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

16-17

Конституция Российской Федерации

2

Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая работа

18

Основы конституционного строя РФ

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

19-20

Права и свободы человека и гражданина

2

Выполнение заданий в рабочей тетради. Эссе

21

Гражданские правоотношения

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

22

Основные виды гражданско-правовых договоров

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

23

Трудовые правоотношения

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая работа

24

Семейные правоотношения

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с правовым источником

25

Административные правоотношения

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с правовым источником

26

Административная ответственность

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Круглый стол

27

Уголовно-правовые отношения

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

28

Уголовная ответственность

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с правовым источником

29

Социальные права

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

30

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

1

Выполнение заданий в рабочей тетради. Сообщения

31-32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

2

Выполнение заданий в рабочей тетради. Семинар

33

Повторительно-обобщающий урок

1

Выполнение заданий в рабочей тетради.

34

Итоговое повторение

1

Итог: 34 ч.

Содержание образования:

Тема 1. Политика (11 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (23 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека –  идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Учебник:

1.        Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - М., 2010.

2. Рабочая тетрадь О.А. Котова, Т.Е. Лискова, М. : Просвещение, 2012.

Методическая литература:

1.        Обществознание. 8-9 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. С.Н. Степанько. Волгоград.: «Учитель», 2007.

2.        Л.Я.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Н.И.Городецкая и др.; Методические рекомендации ПО курсу «Введение в обществознание»: 8-9 класс. Часть 11. М.: Просвещение, 2005.

3.        Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.

4.        Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2000.

5.        С.А. Нижников. Тесты по обществознанию М., «Экзамен» 2006.

6.        С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова. 9 класс. М., «Экзамен» 2005.

7.        Г.И. Аверьянова. Обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс. М., «Эксмо» 2008.

8.        С.Н. Степанько. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы к учебнику Л.Н. Боголюбова. Волгоград, «Учитель» 2007.

9.        Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ2010. М., 2009.

10.         С.Н. Степанько. Задания для подготовки к олимпиадам. Обществознание 9-11 классы. Волгоград 2008.

11.         О.А. Чернышова. Обществознание. 9 класс. Итоговая аттестация. Учебно-методическое пособие. «Легион», Ростов -на Дону 2007.

12.         С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.

13.         Н.А. Григорьева. Сборник олимпиадных заданий по обществознанию для старших классов. М., «Глобус» 2007.

14.         CD «Основы правовых знаний»8-9 класс»

15.         CD «Обществознание. Практикум»

16.         CD «Экономика и право.9-10 классы»

17.         CD «Защита прав потребителя и антимонопольное законодательство».

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать  познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Список литературы для учителя:

1.        Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.

2.        Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.

3.        Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.

4.        Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. М., Изд-во ФНИИ МП ФЗ, 2000.

5.        Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.

6.        Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997.

7.        Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.

8.        Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001.

9.        Теория государства и права.— М., 1997.

Список литературы для обучающихся:

1.        А.Ф. Никитин. Административное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа»2000.

2.        А.Ф.Никитин. Уголовное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа» 2000.

2.        А.Ф. Никитин. Семейное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа» 2000.

3.        Закон о защите прав потребителей. М., 2008.

4.        Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.

Материально-техническое обеспечение:

Раздел 1. Мебель.

Парты ученические – 15 шт.

Стулья ученические – 30 шт.

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.

Шкафы книжные – 5 шт.

Тумбы - 2

Стол компьютерный – 1 шт.

Доска учебная – 1 шт.

Раздел 2. Технические средства.

Проектор – 1

Экран – 1

Ноутбук – 1

Колонки - 2

Раздел 3. Учебное оборудование.

Раздел 4.

-Таблицы, схемы по сферам жизни общества: экономическая,

политическая, социальная, духовная.

Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).

-Памятки для учащихся по всем разделам.

-Тестовые задания по всем разделам.

-Разноуровневые задания по всем разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...