Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса. Предметная линия учебников Боголюбова Л. Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_obshchestvo.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Манычская средняя общеобразовательная школа»
Принята Педагогическим советом МБОУ «МСОШ»
Протокол от______________ №___ | «Утверждаю» Директор МБОУ «МСОШ» _______ /Бовальдинов С. А./ Приказ от __________________ №___ | |||
Согласовано Руководитель РМО _________ /Горлеев Э. В. / «_______» __________ 2015 г. | Согласовано Заместитель директора МБОУ «МСОШ» _______ /Казначеева Н. А./ «_______» __________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______Обществознание________
(наименование учебного предмета (курса)
_______5 класс________
(уровень образования)
_______2015-2016 учебный год_____
(срок реализации программы)
Казначеева Сергей Григорьевич, учитель истории и обществознания,
Высшая квалификационная категория
п. Манычский
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Рабочая программа по обществознанию в 5 классе на 2015-2016 учебный год. |
Разработчик программы | Казначеев Сергей Григорьевич, образование высшее КГУ, 1996 г, ИУБиП, 2005 г., стаж работы 27 лет, ВКК |
Нормативно-правовые документы, базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога | 1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4.Региональный (примерный) учебный план Министерства образования и науки Республики Калмыкия (приказ № 967 от 17.07.2015 г.). 5.Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012. 6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253 (с изменениями - приказ Минобрнауки РФ о внесении изменений от 8 июля 2015 г. №576); 7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; 8.Учебный план МБОУ «МСОШ» на 2015-2016 учебный год. авторской программы под редакцией : Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы». |
Цель программы | Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации |
Задачи программы (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) | закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. 2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. 3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия). Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. |
Срок реализации программы | 2015-2016 учебный год. Количество часов всего: 35 ч, в неделю 1 ч. |
Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа | 5 класс, 10-11 лет |
Диагностические методы и методики | Устный опрос, письменные работы, терминологические диктанты, практикумы, лабораторные работы с различными источниками информации, в форме защиты презентаций, тестирование. В течение учебного года проводится мониторинг степени обученности учащихся по обществознанию. |
Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса | а/итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы б/оценка результативности программы родителями в/самооценка результативности программы самим ребенком-школьником |
Условия реализации программы
| а/материально – техническое оснащение кабинета - компьютер с лицензионным программным обеспечением -мультимедийный проектор - экран (1 шт.); б/методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение):
|
Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы | Интернет - источники:
|
Подпись _________________________
Дата заполнения паспорта программы_____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
4.Региональный (примерный) учебный план Министерства образования и науки Республики Калмыкия (приказ № 967 от 17.07.2015 г.).
5.Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253 ( с изменениями - приказ Минобрнауки РФ о внесении изменений от 8 июля 2015 г. №576);
7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
8.Базисного учебного плана МБОУ «МСОШ» на 2015-2016 учебный год.
9. Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года
.
Обоснование выбора УМК:
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
УМК
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2015.
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Просвещение, 2015.
- Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки по обществознанию.
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Описание места предмета в учебном плане:
Предмет «Обществознание» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. На предмет «Обществознание» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Педагогические технологии, используемые на уроках: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Содержание курса
5 класс (35 часов)
Урок 1. Введение – 1 час.
Тема 1. «Человек» (5 ч)
Урок 2-3. Загадка человека – 2ч.. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Урок 4-5.Отрочество – особая пора – 2 ч. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Урок 6. Практикум по теме «Человек» - 1 ч.
Тема 2. «Семья» (5 ч)
Урок 7. Семья и семейные отношения- 1 ч. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Урок 8. Семейное хозяйство – 1 ч.. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Урок 9. Свободное время- 1 ч.. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Урок 10-11. Практикум по теме «Семья» - 2 ч.
Тема 3. «Школа» (6 ч)
Урок 12-13 Образование в жизни человека – 2 ч.. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Урок 14-15. Образование и самообразование – 2 ч.. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Урок 16.Одноклассники, сверстники, друзья – 1 ч.. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Урок 17. Практикум по теме «Школа» - 1 ч.
Тема 4. «Труд» (6 ч)
Урок 18-19. Труд – основа жизни – 2 ч.. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Урок 20-21. Труд и творчество – 2 ч.. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Урок 22-23. Практикум по теме «Труд» - 2 ч.
Тема 5. «Родина» (10 ч)
Урок 24-25 Наша Родина – Россия- 2 ч. Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Урок 26-27. Государственные символы России – 2 ч.. Герб России. Флаг. Гимн.
Урок 28-29. Гражданин России- 2 ч.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Урок 30-31. Мы – многонациональный народ- 2 ч.. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Урок 32-33 Практикум по теме «Родина» - 2 ч.
Урок 34-35. Повторение за весь курс – 2ч.
Тематическое (поурочное) планирование по обществознанию 5 класс
№ | Дата проведе-ния | Тема урока | Кол-во часов | Национально-региональный компонент | Использование ИКТ | Вид контроля на уроке | Основные виды деятельности |
1 | Введение | 1 | Устный опрос | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий | |||
2 | Человек родился | 1 | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Регулятивные УУД Составлять свой план текста | |||
3 | Что такое наследственность. | 1 | Презентация | Устный опрос Творческое задание | Личностные УУД Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Познавательные УУД Определять незнакомые слова и находить их значение. Коммуникативные УУД Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Регулятивные УУД Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | ||
4 | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | Презентация | Опрос | Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Коммуникативные УУД Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Регулятивные УУД Оценивать результатов работы. | ||
5 | Самостоятельность – показатель взрослости. | 1 | Опрос | Личностные УУД Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Познавательные УУД Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Коммуникативные УУД Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Регулятивные УУД Прогнозировать свой результат | |||
6 | Практикум по теме «Человек». | 1 | Тестовые задания | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план текста | |||
7 | Семья и семейные отношения | 1 | Презентация | Составить родословное дерево; текущий | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Регулятивные УУД Вносить коррективы в план | ||
8 | Семейное хозяйство | 1 | Моделирование ситуации, их анализ промежуточный | Личностные УУД Формировать свою позицию Познавательные УУД Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи Коммуникативные УУД Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | |||
9 | Свободное время | 1 | Презентация | Создать проект «Свободное время школьника; Творческое задание | Личностные УУД Высказывать свое мнение . Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Вносить коррективы в план. | ||
10-11 | Практикум по теме «Семья» | 2 | Тестовые задания | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные УУДПланировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | |||
12-13 | Образование в жизни человека | 2 | Презентация | Опрос | Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений | ||
14-15 | Образование и самообразование | 2 | Презентация | Опрос Письменные задания | Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки. | ||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Презентация | Опрос Творческое задание | Личностные УУД Высказывать свое мнение. .Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы | ||
17 | Практикум по теме «Школа» | 1 | Тестовые задания Письменные задания | Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Коммуникативные УУД Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | |||
18-19 | Труд – основа жизни | 2 | Составить кластер «Труд» Опрос Письменные задания | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. | |||
20-21 | Труд и творчество | 2 | Опрос Письменные задания | Личностные УУД Давать характеристику своей трудовой деятельности. Познавательные УУД Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Коммуникативные УУД Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы | |||
22-23 | Практикум по теме «Труд». | 1 | Тестовые задания Творческие задания | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. | |||
24-25 | Наша Родина – Россия. | 2 | Республика Калмыкия – субъект Российской Федерации | Презентация | Составить синквейн со словом «родина» Опрос | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Коммуникативные УУД Распределять задания по группам Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. | |
26-27 | Государственные символы России. | 2 | Государственные символы Калмыкии | Презентация | Опрос Творческое задание | Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Познавательные УУД Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. | |
28-29 | Гражданин России | 2 | Презентация | Опрос Творческое задание | Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | ||
30-31 | Мы – многонациональный народ | 2 | Презентация | Опрос Работа с картой по заданиям | Личностные УУД Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Познавательные УУД Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Коммуникативные УУД Выполнять проект »русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. | ||
32-33 | Практикум по теме «Родина» | 2 | Тестовые задания Самостоятельная работа | Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | |||
34-35 | Повторение за весь курс | 1 | |||||
35 |
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Учебно-методическое обеспечение
Учебник (автор, год издания, издательство) | Рабочая тетрадь | Методическое пособие для учителя | Дидактические материалы | Сборники контрольных и тестовых работ |
Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2015 | Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Просвещение, 2015 | Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки по обществознанию | Схемы, таблицы, слайды | Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011 |
Материально- техническое обеспечение
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | Технические средства обучения | Компьютер, меди проектор |
Литература
Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:
УМК
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2015.
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Просвещение, 2015.
- Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки по обществознанию.
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература для учащихся:
- "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
- Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Электронные ресурсы
- http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
- http://socio.rin.ru/
- http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Лист коррекции
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Реквизиты протокола заседания РМО | Согласовано с заместителем директора по УР (дата, подпись, расшифровка подписи | Реквизиты протокола педсовета | Реквизиты приказа о внесении изменений, дополнений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...