Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса представляет собой содержание обществоведческого курса, ядром которой является Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004года. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объеме 34 часов учебного времени (по 1часу в неделю ), на основе учебника: «Обществознание» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Данная программа открывает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах.
Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др.
В ходе изучения данного курс преследуются следующие цели:
- развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов; развитие нравственной и правовой культуры;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, социальной культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- содействие формированию и самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов.
Курс содержит разделы:«Человек и закон», «Человек и экономика», «Человек и природа» в которых полно раскрываются вопросы о взаимоотношениях между людьми, нравственно- правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка.
В курсе дается представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, культуру, общество в целом.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны общества. В курсе обществознания учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе, а также знакомятся с системой социальных норм, гражданских качеств личности.
В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности.
Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Содержание основного общего образования для 7 классов представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: человек среди людей, человек и закон, человек и экономика, человек и природа.. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей
Изучение обществознания в 7 классе в курсе общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретения опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию. Анализировать полученные знания;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание: комбинированный урок, практикум, экскурсия, семинар и другие.
Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются
Виды контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Формы контроля | Устный опрос Сообщение по теме Тестирование | Тестирование по теме Составление таблицы (схемы) Составление презентации | Итоговый тест Реферат |
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания в 7 классе обучающийся должен
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;
- называть (перечислять) изученные социальные явления;
- объяснять изученные социальные явления и процессы;
- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества, как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
-- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
уметь
- описывать человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными
видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации
различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ , учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения;
- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права- реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание курса
Раздел - 1. Человек среди людей ( 5часов)
Тема 1. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения
Какие отношения называются межличностными. Виды межличностных отношений. Особенности межличностных отношений
Тема 2. Человек в малой группе. Общение
Понятие малая группа. Роли человека в малой группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания
Раздел-2. Человек и закон (11 часов)
Тема 1. Что значит жить по правилам?
Понятия: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, этикет. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Тема 2. Права и обязанности граждан
Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита.
Тема-3. Почему важно соблюдать законы
Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Тема-4. Защита Отечества
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Тема-5. Что такое дисциплина?
Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение
Тема-6. Виновен - отвечай
Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Тема-7. Кто стоит на страже закона?
Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Раздел-3. Человек и экономика (10 часов)
Тема-1 Экономика и ее основные участники
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики: производство, потребление, обмен.
Тема-2. Золотые руки работника.
Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Тема-3. Производство, затраты, выручка, прибыль.
Производство и труд. Издержки, выручка. Прибыль.
Тема-4. Виды и формы бизнеса
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Тема-5. Обмен, торговля, реклама.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Тема-6. Деньги и их функции.
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Тема-7. Экономика семьи
Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Раздел 4. Человек и природа (3часа)
Тема-1. Воздействие человека на природу.
Роль человека в охране природы. Экологический кризис. Глобальные проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Экологическая катастрофа.
Тема-2. Закон на страже природы.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» Государственный контроль по защите окружающей среды
Календарно-тематический план 7 класс.
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Дата дения | Основные понятия и термины | ||||
1 | Курс обществознания: Особенности и формы работы. | 1 | Дееспособность | |||||
Глава1. Человек среди людей (5ч) | ||||||||
2 | Отношения между людьми. | 1 | Межличностные отношения. | |||||
3 | Ты и твои товарищи. | 1 | Групповые нормы. | |||||
4 | Зачем люди общаются | 1 | Общение. Неречевое общение | |||||
5 | Почему нужно быть терпимым. | 1 | Межличностный конфликт | |||||
6 | Самостоятельная работа №1 по теме: « Человек среди людей» | 1 | См. выше. | |||||
Глава2. Человек и закон. (11ч) | ||||||||
7 | Что значит жить по правилам. | 1 | Социальные нормы. | |||||
8-9 | Права и обязанности граждан. | 2 | Права человека. | |||||
10-11 | Почему важно соблюдать законы. | 2 | Юридические законы. | |||||
12-13 | Защита Отечества. | 2 | Долг. Обязанность. | |||||
14 | Что такое дисциплина. | 1 | Дисциплина. | |||||
15 | Виновен- отвечай. | 1 | Законопослушный человек. | |||||
16 | Кто стоит на страже закона | 1 | Правопорядок | |||||
17 | Контрольная работа №1 по теме: «Человек и закон». | 1 | См. выше | |||||
Глава3.Человек и экономика.(10ч) | ||||||||
18-19 | Экономика и её основные участники. | 2 | Экономика. Натуральное хозяйство. | |||||
20 | Золотые руки работника | 1 | Квалификация. | |||||
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | Затраты производства. | |||||
22-23 | Виды и формы бизнеса | 2 | Бизнес. Кредиты. | |||||
24 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | Рынок. Товар. | |||||
25 | Деньги, их функци | 1 | Цена. Кредитная карточка. | |||||
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Дата | Основные понятия и термины | ||||
26 | Экономика семьи. | 1 | Трудовые ресурсы. | |||||
27 | Самостоятельная работа№2 по теме: «Человек и экономика». | 1 | См. выше. | |||||
Глава4. Человек и природа (3ч) | ||||||||
28 | Воздействие человека на природу | 1 | Биосфера. Экология. | |||||
29 | Охранять природу- значит охранять жизнь. | 1 | Экологическая мораль | |||||
30 | Закон на страже природы. | 1 | Охрана природы. | |||||
31 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||||
Резерв | 3 | |||||||
Используемый учебно-методический комплект:
- Л. Н .Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. Обществознание. 6 класс.- М.;Просвещение, 2008;
- Л. Н .Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. Методические рекомендации к учебнику « Обществознание» 6 класс.-М.; Просвещение, 2008;
Литература
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. М.,
«Просвещение», 2008.
2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс. М.,
«Просвещение», 2008.
3. Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И.и др. Обществоведение: человек, природа, общение. М., «Просвещение», 2008.
4. Королькова Е.С. Путешествие юного гражданина. 6 класс. М., «Просвещение», 1997г.
5. Соколов Я.В. Граждановедение 6 класс. М., «Просвещение», 2005.
Никитин А.Ф. Граждановедение 6 класс. М., «Просвещение», 2005.
6. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществоведение. Рабочая тетрадь. 6 класс. М., «Просвещение», 2008
7. Л.Н.Боголюбов. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение» 2004.
8. Морозова С.А. обществознание. Учебно-методическое пособие. СПБ.: Паритет,2001.
9. .Конституция РФ. М., 2002.
10. Г.И. Аверьянова обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 6-7 класс. М., «Эксмо» 2008.
11. С.Н. Степанько. Обществознание 6-7 класс. Поурочное планирование к учебнику Л.Н. Боголюбова. Волгоград, «Учитель»2007.
12. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «введение в обществознание»: 6 класс.- М.: Просвещение, 2006;
13. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу Ввведение в обществознание»: 7 класс.- М.: Просвещение , 2006;
14. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 6-7 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;
15. Федеральный компонент государственного стандарта . Обществознание, экономика, право. М., 2004.
16. Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ 2010. М., 2009.
17. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.
18. Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
19. Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993.
20. Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993.
21. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.
22. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...