рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_10_klass.docx | 62.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: « Обществознание»
для 10 класса
на 2014-2015 учебный год
Уровень программы: базовый
Учитель: Мотина Людмила Владимировна
Программа составлена в 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (Москва, 2004), Примерной программы (основного) общего образования, авторской программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая Л.Ф. Иванова Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень, утверждённой Министерством образования РФ (Москва, 2010 год)
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане школы.
Учебный план школы отводит 70 часов из базового компонента на изучение предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования. В 10 классе по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 70 учебных часов.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержаниявзаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.
Региональная комплексная образовательная программа «Мир семьи» (по формированию семейных ценностей для детей дошкольного и школьного возраста) реализуется в темах « Семья и быт», « Современное российское законодательство», « Социальное развитие и молодежь», «Социальная структура общества».
Антикоррупционная проблематика поднимается в темах « Человек как духовное существо», «Общество как сложная динамическая система», «Социальная структура общества», « Социальные взаимодействия»,
« Социальное развитие и молодежь», «Человек в системе социальных связей», «Политика и власть»,
« Гражданское общество и правовое государство», «демократические выборы и политические партии, « Участие граждан в политической жизни», « Правоотношения и правонарушения», «Современное российское законодательство», «Наука. Образование» « Мораль. Религия».
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной > в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Методы обучения:
-словесный (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);
- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);
- практический (упражнения, игры).
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Система контроля:
Предполагается учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Общество и человек. | 14 |
2 | Основные сферы общественной жизни | 39 |
3 | Право | 12 |
4 | Повторение | 5 |
Содержание программы
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ( 14 ч.)
Тема 1. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ( 39 ч.)
Тема 3. Духовная культура
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО ( 12 ч.)
Тема 7. Право как особая система норм
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Повторение.( 5 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
Учащиеся должны знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты т различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать , анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление; творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение
УМК по курсу.
- Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание 10 класс. Базовый уровень М., Просвещение, 2007.
- Л.Н. Боголюбов и др.Обществознание 10 кл: поурочные разработки: пособие для учителей. М., Просвещение, 2009
Литература
для учащихся
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2008. – 480 с.
2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2008. – 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2009
для учителя:
- Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. М.: ВАКО, 2010
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др. ]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007
- Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект – центр, 2010
- Медведева В.С., Степанько С.Н. Обществознание: 9 -11 класс. Компакт – диск для компьютера. Разработки уроков. Тестовый контроль. Дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2010
- Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006
- Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2010
- Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова.- Волгоград: Учитель, 2010
- Школьный словарь по обществознанию
ЭОР
- Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
- Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
- Электронные тексты по философии http://filosof.historic.ru/
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
- Учительский портал http://www.uchportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | дата | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Д/З | |
план | факт | |||||||||
1-2 | РАЗДЕЛ I Общество и человек. Глава 1. Общество | Что такое общество | 2 | Урок 1 – Изучение нового материала. Урок 2 – комбини- рованный | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура. Важнейшие институты общества. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; -уметь давать определение понятия общество, выделяя его характерные признаки; -различать такие понятия как государство, общество, страна, и давать им определения; -уметь объяснить сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; -уметь объяснить сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; -уметь объяснить сущность духовной жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; -разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества; -объяснить взаимосвязь всех сфер общества на конкретных примерах. | Входная диагностика. Устный опрос. Проблемные задания. | § 1, вопросы после § 1документ после | ||
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 | Комбини- рованный | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества | -Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах | Устный опрос в форме диспута, проверка домашнего задания в форме фронтального опроса | §2, повт § 1, | |||
4 | Общество | 1 | Повторительно-обобщающий | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Тест | |||||
5 | Глава 2. Человек | Природа человека | 1 | Комбинированный | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, -знать, что подразумевается под понятием « природа» в узком и широком смысле слова; -объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; -знать варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; -знать разработанные человеком способы защиты природы, государственные и общественные организации, реализующие эти задачи, участвующие в проведении некоторых мероприятий по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями; -обладать элементарными умениями защиты природы ( поведение в лесу, на улице ) | Устный опрос, практические задания | §3 | ||
6 - 7 | Человек как духовное существо | 2 | Комбинированный | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; -характеризовать моральные ценности; -объяснять сущность мировоззрения | Устный опрос | §4 | |||
8-9 | Деятельность-способ существования людей | 2 | Комбинированный | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. | -Знать, что такое деятельность; -характеризовать основные черты деятельности; -знать, что такое потребности, - иерархическую теорию потребностей; -определять мотивы деятельности; -раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; -определять взаимосвязь деятельности и сознания. | Устный опрос, самостоятельная работа. | §5, вопросы после§ | |||
10-11 | Познание и сознание. | 2 | Комбинированный | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истины и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смыл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, научное, религиозное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность | - знать, что представляет собой знание и процесс познания; -объяснять сущность чувственного и рационального познания, - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; -уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. | Тест, фронтальный опрос, беседа. | §6 | |||
12-13 | Человек в системе социальных связей. | 2 | Комбинированный | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственность личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. | Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять основные признаки понятия «личность». Объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается. Определять связь между самоопределением и самореализацией личности. Знать связь свободы и необходимости. | Устный опрос. Письменные задания по карточкам. | §7, повт. §§ 3-6 | |||
14 | Общество и человек. | 1 | Обобщение | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Тест | |||||
15-16 | РАЗДЕЛ II. Основные сферы общественной жизни. Глава 3. Духовная культура | Культура и духовная жизнь общества. | 2 | Комбинированный | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая. Элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. | -Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; -знать, что представляют собой правила этикета и как они проявляются; -уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия. | Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами. | §8 | ||
17-18 | Наука и образование. | 2 | Изучение нового материала. Практическое занятие. | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения. Предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция , история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. | -Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; -знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; -уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; -знать, что представляет собой образование как институт общества; -уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; -уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы. | Опрос в устной форме. Тест. | §9, вопросы после §. | |||
19-20 | Мораль. Религия. | 2 | Комбинированный. | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верования. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. | - Знать роль морали в жизни человека и общества; -определять становление нравственного в человеке; -иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества; -знать некоторые особенности мировых религий. | Индивидуальные сообщения уч-ся, устный опрос. | §10 | |||
21 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбинированный | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». | -Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; пояснять, кто является субъектом художественной культуры; -уметь анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает. | Образные задания творческого характера. | §11, повт. §§ 8-10 | |||
22 | Духовная культура | 1 | Обобщение | Знать основные положения раздела; -уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Тест. | |||||
23-24 | Глава 4. экономика | Роль экономики в жизни общества | 2 | Комбинированный | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок- основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров | - Знать что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; - понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; - знать, что представляет собой производство; - уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; - уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; - решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | Опрос в устной форме | §12 | ||
25 | Экономическая культура | 1 | Комбинированный | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | - Знать основные элементы экономической культуры; - определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; - объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике | Устный опрос | §13, повт. §12 | |||
26 | Экономика | 1 | Повторительно - обобщающий | - Знать основные положения урока; - уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование | |||||
27 -29 | Глава 5. Социаль ная сфера | Социальная структура общества | 3 | Изучение нового материала. Комбинированный | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия. Классы как основы стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. | -Знать, что такое социальный статус личности в обществе. Социальная группа, социальные отношения; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; -уметь анализировать социальный образ, имидж личности; -уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; -знать, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; -пояснять, на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; -уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий. | Устный опрос, практическое занятие. | §14 | ||
30-32 | Социальные взаимодействия | 3 | Изучение нового материала. Комбинированный | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. | -Знать, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; -какими факторами обуславливается социальное взаимодействие; -знать причины социальных конфликтов; -определять последствия социальных конфликтов; -объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; -знать, как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; -уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; -анализировать различные позиции в отношении поляризации общества, а также причины, способствующие этому; -знать, что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи; -анализировать отдельные социальные группы людей с позиций их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности. | Устный опрос, работа в группах. | §15 | |||
33-35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 3 | Изучение нового материала. Комбинированный. | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный конфликт. | -Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; -приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; -знать, в чем состоит значение самоконтроля; -определять причины отклоняющегося поведения; -объяснять социальную опасность преступности. | Устный опрос. Конференция. | §16 | |||
36-37 | Нации межнациональные отношения. | 2 | Комбинированный | Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | -Знать, что представляют собой межнациональные отношения; -разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства , опираясь на конкретные исторические примеры; -пояснять сущность этноцентризма и его влияния на взаимоотношения с разными народами; -уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; -уважительно относиться к национальной инакости людей. | Устный опрос, тест, индивидуальные сообщения из дополнительных источников. | §17 | |||
38-39 | Семья и быт. | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семья. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. | -Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи; -описывать жизненный цикл семьи; -уметь анализировать мотивы и причины распада семей; -уметь анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | Устный опрос. Индивидуальные сообщения.. | §18 | |||
40 | Социальное развитие и молодежь. | 1 | Комбинированный | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | -Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; -характеризовать особенности молодежи как социальной группы; -знать, как изменяются социальные роли человека в молодые годы; -какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. | Устный опрос. Тест. | §19, повт.§§14-18 | |||
41 | Социальная сфера | 1 | Обобщение | По теме. | -Знать основные положения главы; -уметь анализировать; -делать выводы; -отвечать на вопросы; -уметь работать с текстом учебника, выделяя главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Тест. | ||||
42 | Глава 6. Политическая сфера | Политика и власть | 1 | Изучение нового материала | Формы проявления влияния: сила, авторитет и власть. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. | -Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе; -пояснять, что представляет собой власть, ее виды; -уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. | Устный опрос. | §20 | ||
43-45 | Политическая система | 3 | Изучение нового материала. комбинированный | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | -Знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; -давать разъяснение слову «Государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства; -знать основные функции государства, уметь их анализировать; -знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства; -уметь анализировать виды монополии государства; -знать, что такое политический режим, какие существуют их типы; -уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. | Устный опрос, индивидуальные задания, тест. | §21 | |||
46-48 | Гражданское общество и правовое государство. | 3 | Изучение нового материала. Комбинированный. | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства | - Знать основные положения урока; - уметь анализировать; - делать выводы; - отвечать на вопросы; - знать, что такое гражданское общество; - уметь анализировать взаимоотношения государства и общества; - знать, что представляет собой институт « гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус; - знать, что такое правовое государство, каковы его основные признаки | Опрос в форме диспута | §22 | |||
49-50 | Демократические выборы и политические партии | 2 | Комбинированный | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы | - Знать, что представляет собой политическая система; - определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; - типологии политических партий и их сущность. | Устный опрос. Творческие занятия | §23 | |||
51- 52 | Участие гражданина в политической жизни | 2 | Комбинированный | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни | - Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; - уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; - знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения | Устный опрос. Творческие задания | §24, повт. §§ 20-23 | |||
53 | Политическая сфера | 1 | Обобщение | По теме | Знать основные положения главы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тест | ||||
54-55 | РАЗДЕЛ III. Право. Глава 7. Право как особая система норм. | Право в системе социальных норм. | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный. | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. | -Знать, чем отличаются подходы к определению права; -объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; -общее в морали и праве; -роль системы права в регулировании общественных отношений; -знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие; -разъяснять сущность права , а также различные его значения; -уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах. | Самостоятельная работа. | §25 | ||
56 | Источники права | 1 | Комбинированный | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. | - Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей права; -уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правовых отношений. | Устный опрос | §26 | |||
57-59 | Правоотношения и правонаруше-ния. | 3 | Комбинированный. | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | -Разъяснять сущность таких понятий , как «правосознание» и « правовая культура» личности; -раскрывать важнейшие признаки правоотношений; -определять особенности правоотношений; -объяснять различия между проступком и преступлением; -называть главные черты юридической ответственности; -объяснять основные цели деятельности судебной системы. | Устный опрос. Лабораторная работа с документами | §27 | |||
60-61 | Современное российское законодатель-ство. | 2 | Изучение нового материала. | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | -Объяснять черты и специфику отраслей российского права; -знать отличие трудового договора от Гражданско-правовых договоров; -определять сходство и различие проступка от преступления. | Работа в группах. Работа с текстами законов. Тест. | §28 | |||
62 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | Изучение нового материала | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | -Знать, что такое правосознание; -характеризовать основные элементы правосознания; -знать, каким образом взаимодействуют право и правосознание; -знать, что такое правомерное поведение; -объяснять предпосылки правомерного поведения; -объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры. | Работа в группах. Устный опрос. | §29 | |||
63-64 | Общество в развитии. | 2 | Комбинированный | Мновариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблемы общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. | –Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; -объяснять, что такое глобализация; -каковы проявления глобализации в экономической сфере; -называть основные глобальные проблемы современности. | Устный опрос. Работа с текстом учебника. | §30, повт. §§ 25-29 | |||
65 | Право как особая система норм. | 1 | Обобщение | По теме | -Знать основные положения главы; -уметь анализировать; -делать выводы; -отвечать на вопросы; -высказывать свою точку зрения или обосновывать известные; -уметь работать с текстом учебника, выделяя главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Тест. | Подг-ся к итог-му повт-ю. | |||
66-67 | Повторение « Общество и человек» | 2 | Закрепление знаний и способов действий | Раздел 1 | Решение заданий ЕГЭ (часть А,В,С) | |||||
68-69 | Повторение « Основные сферы общественной жизни» | 2 | Закрепление знаний и способов действий | Раздел 2 | Решение заданий ЕГЭ (часть А,В,С) | |||||
70 | Обществознание | 1 | Итоговое повторение | Знать основные положения курса; -уметь анализировать; -делать выводы; -отвечать на вопросы; -высказывать свою точку зрения или обосновывать известные; -уметь работать с текстом учебника, выделяя главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Решение заданий ЕГЭ (часть А,В,С) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...