Рабочая программа по праву для профильного социально-гуманитарного 10 класса
рабочая программа по праву (10 класс) на тему

 Хасиятулина Венера Гакиловна

     Данная рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10—11 классах на углубленном уровне.

Учебно-методический комплект  включает следующие материалы: 

1.  Учебник     «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2014 г-447 с

2.  Программа    к учебнику    «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2013 г-176с

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_10_kl.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Рабочая программа по праву для профильного социально-гуманитарного 10 класса  на 2015-2016 учебный год   составлена на основании   следующих   нормативных документов:

-Федерального  закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

-Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889; приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994; приказом Минобразования и науки РФ от 01.02.12г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».  

- Программы    к учебнику    «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2013 г-176с

     Данная рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10—11 классах на углубленном уровне. Это определяет последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания и логика изложения материала в учебнике приближены к структуре классического курсаПраво. Учебник включает пять частей.

Первая — «История и теория государства и права», состоящая из двух глав, освещает историю возникновения и развития государства и права, основные вопросы теории государства и права.

Вторая — «Конституционное право», включающая три главы, рассматривает Конституцию РФ, ее роль и значение, основы конституционного строя; законодательную, исполнительную и судебные ветви власти; местное управление; права и свободы человека и гражданина, защиту прав человека; избирательное право, избирательные системы и избирательный процесс.

Третья — «Основные отрасли российского права», состоящая из пяти глав, знакомит учащихся с основами гражданского, налогового, семейного, трудового и административного права.

Четвертая — «Правоохранительные отрасли права», включающая две главы, освещает уголовное право,преступления и наказания, а также вопросы гражданского и уголовного судопроизводства.

Пятая— « Правовая культура» рассматривает правовую культуру, правосознание и правовую деятельность. Эта тема не случайно является последней в курсе, поскольку имеет большое воспитательное значение. Содержание учебника логически и структурно делится на два класса. В 10 классе изучаются первые две части ,где основными темами являются Конституция РФ, права человека и гражданина. В 11 классе проходят материал третьей—пятой частей: основы основных отраслей российского права и вопросы правовой культуры.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для  изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего   общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  

 

 

       Учебно-методический комплект  включает следующие материалы:  

1.  Учебник     «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2014 г-447 с

2.  Программа    к учебнику    «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2013 г-176с

Цели и задачи обучения:

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом

По итогам изучения программного материала каждого тематического раздела проводится промежуточный контроль в форме самостоятельной работы или теста. Так же на каждом уроке осуществляется текущий контроль в форме устного опроса, сообщения или кратковременного письменного задания 

                                                    ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

 

Разделы, темы 

Государственная программа

Рабочая программа.

Введение.

 

1

1

Раздел I

История и теория государства и права

17   

17

Тема 1

История государства и права  

9

9

Тема 2

Вопросы теории государства и права

8

8

Раздел II

Конституционное право

49  

49

Тема 3

Конституция Российской Федерации

24  

24

Тема 4

 Права человека.

20  

20

Тема 5

Избирательный процесс

5  

5

 

Резерв 

3  

3

ВСЕГО

70 ч

70ч

                                                            СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА.

 

Введение 1час.  Роль и значение права.

Раздел I. История и теория государства и права (17 час.)

Тема 1. История государства и права-17 час.  

 Тема I. Из истории государства и права (9 ч)

  Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая

   Право Древнего мира. Законы царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Классический характер права Древней Греции и Древнего Рима. Принцип меры, середины в

правовых воззрениях греческих мыслителей. Правовые взгляды Сократа. Источники римского права. Римское частное право.

  Право Европы в Средние века и Новое время. Варварские правды: Салическая, Бургундская, Алеманнская и др. Кулачное право. Жестокость средневековых законов. Средневековое право и религия. Божий суд. Суды инквизиции. Закрепление прав и свобод части населения.Великая хартия вольностей. Хабеас корпус акт

   Становление права Нового времени в США. Европейская либеральная политическая философия. Адекватность буржуазного права идеям правового государства,разделения властей. Прогрессивные юридические аксиомы. Реальность открытого, гласного суда. Развитие идей прав и свобод человека. Нидерланды, Великобритания,

Франция— пионеры в области буржуазных правовых отношений в Европе. Закрепление принципов конституционализма, демократии, свободы, справедливости, федерализма в Конституции США.Развитие права в России. IX— начало XIX в. Влияние на правовую мысль Древней Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-

правовой мысли. Зависимость правовой мысли от особенностей религии, культуры, обычаев. Русская Правда.Первенство религии благодати по отношению к религии закона. Идепреемственности    великодержавия Москвы от Византии, законности правящей династии, абсолютного самодержавия. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное уложение 1649 г., его структура. Государственно-правовые реформы Петра I. Просветители и охранители в конце XVIII в. Наказ Екатерины II.

  Российское право в XIX— начале XX в. Правовые идеи декабристов. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Славянофильство и западничество в правовой мысли в годы правления Николая I. Совершенствование системы местного самоуправления. Издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи.Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы-конституционные законы России.

  Советское право в 1917—1953 гг. Замена права революционным правосознанием. Революционный террор.1918 — начала 1920-х гг. Монопольное положение коммунистической партии в политической системе страны. Отсутствие свободы совести. Репрессии 1930-х гг. — конвейер беззакония. Сталинская Конституция СССР 1936 г. Отказ от помощи пленным. Депортация народов. Дел врачей-вредителей.

  Советское право (1954—1991). Критика культа личности. Оттепель. Консервация административно-командной системы управления. Расцвет подпольного рынка. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Самиздат. Хельсинкские группы._ Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис обществаразвитого социализма. Социальное равнодушие и безответственность.

  Современное российское право. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. Изъятие у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Приватизация. Принятие Конституции Российской Федерации,

Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.

Тема 2. Вопросы теории государства и права - 8 час.

  Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

  Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право.  Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.Понятие и признаки правового государства.    Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Понятие и признаки правового государства. Гарантированность прав человека.Верховенство закона. Законность и правопорядок.

Разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

  Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Право и культура.

  О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм.

Понятие естественного права. Право и верховное благо.

Раздел  II  Конституционное право (49 час)

 Тема 3. Конституция Российской Федерации- 24 час.

    Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

     Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления  государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

  Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

   Президент Российской Федерации. Статус главы государства.  Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.

   Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.

   Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.

   Судебная власть в РФ. Судебная  система: федеральные суды и суды субъектов  РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

   Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Тема 4 Права  человека 20 час

    Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

   Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.

   Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.

    Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.

   Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

    Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

    Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы  демократических выборов. Избирательное законодательство.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.  

    Резерв (3 час.) 

  .

             ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения права    ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
  • уметь
  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций).    

 Виды деятельности:  

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Право» на этапе среднего   общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

                                                          УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

    1.  Учебник  «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2014 г-447 с

    2.  Программа  к учебнику  «Право. Базовый и углубленный уровень» (автор Никитин А.Ф, Никитина Т.И) - М.:Дрофа,2013 г-176с

               

   

                                                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1.  Конституция Российской Федерации. М..2012 г-40с.
  2.  Гражданский кодекс Российской Федерации. М..2012 г-528с.
  3.  Трудовой кодекс Российской Федерации. М..2012г-256с.
  4.  Уголовный кодекс Российской Федерации. М..2012г-176с.
  5.  Семейный кодекс Российской Федерации М..2012г-64с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1   http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

 2. http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

 3 .http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

 4. http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

 5. http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

 


                                               КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Кол-во

час.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерителя

Дата-план

Дата

-

факт

Часть I

История и теория государства и права.

17 час.

1.Введение  

Роль и значение права.

1

Глава 1

История государства и права

9 час.

2

Происхождение государства и права.

1

Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

3

Право Древнего мира

1

Право Древнего мира. Законы царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Классический характер права Древней Греции и Древнего Рима. Принцип меры, середины в

правовых воззрениях греческих мыслителей. Правовые

взгляды Сократа. Источники римского права. Римское

частное право.

 

  

Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Знать основные положения урока.

4

Право Европы в Средние века и Новое время

1

Право Европы в Средние века и Новое время. Варварские правды: Салическая, Бургундская, Алеманнская и др. Кулачное право. Жестокость средневековых законов. Средневековое право и религия. Божий суд. Суды

инквизиции. Закрепление прав и свобод части населения.

Великая хартия вольностей. Хабеас корпус акт.

Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Знать основные положения урока.

5

Становление   права Нового времени в США

1

Становление права Нового времени в США. Европей-

ская либеральная политическая философия. Адекват-

ность буржуазного права идеям правового государства,

разделения властей. Прогрессивные юридические акси-

омы. Реальность открытого, гласного суда как один из признаков борьбы с коррупцией и развитие правового государства. Развитие идей

прав и свобод человека. Нидерланды, Великобритания,

Франция—  пионеры в области буржуазных правовых отношений в Европе.

Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Знать основные положения урока.

6

Развитие права в России. 9-начало 19 века.

1

Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.  

Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

7

 Российское право в 19-начале 20 века.

1

Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная.

Манифест 17 октября 1905г.

Основные государственные законы – конституционные законы России.  

Характеризовать развитие права в России.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

Устный опрос, проблемные задания

8

Советское право в 1917-1953 гг

1

Советское право. «Сталинская» Конституция СССР1936 Борьба с коррупцией в годы Советской власти.

Характеризовать развитие права в России.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

Практические задания по разбору проблемных вопросов

9

Советское право в 1954-1991 гг

1

Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».

 Характеризовать развитие права в России.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

Практические задания по разбору проблемных вопросов

10

Современное российское право

1

Распад СССР. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др. Начало борьбы с коррумпированностью сознания в постсоветском обществе

Характеризовать реформу российского права после 1991г.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

 

Тестовая диагностическая работа

Глава 2

Вопросы теории  государства и права

8час.

11

Государство, признаки и   формы

1

Понятие государства.

Различные подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

12-13

   Понятие права, систему права, Источники права.

2

Понятие права. Система права. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

14

 Понятие и признаки правового государства

1

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Борьба с коррупцией

Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания.

Составление схемы.

15

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

1

 Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона, исследовать проблему Право и религия:

история и современность, подготовить наэту тему проект;

• сформулировать и аргументировать свое

мнение в дискуссии о роли права в экономи-

ческой жизни страны;

 

16

Право и другие сферы общества

1

Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Пра-

во и культура.

 .

 • анализировать статьи Конституции РФ,

регламентирующие экономические отноше-

ния в стране, и делать собственные выводы;

• систематизировать в таблице черты сходства и различия права и морали;

• показывать на конкретных примерах отношение права и политики;

• формулировать и обосновывать собствен-

ное мнение по вопросу, как право влияет

на культуру общества и наоборот;

17

О философии права в России

1

О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная осно-

ва права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм.

Понятие естественного права. Право и верховное благо

 • находить в Интернете, анализировать работы русских философов и правоведов, касающиеся роли и сущности права, сделать

собственные выводы;

• составить краткие или развернутые планы исследуемых отрывков из анализируемых

работ

18

Проверочная работа «Государство и право»

1

Развитие права в России.

Понятие государства.

Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права.

Виды норм права. Правовое государство,его признаки.

Знать основные понятия раздела

«История и теория государства и права».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела.

Контрольная диагностическая работа

Часть II

   Конституционное право

49 ч  

Глава 3

   Конституция    Российской Федерации

24 ч

19-20

Понятие Конституции,

ее виды. Конституционализм

2

Понятие конституции, ее виды.

Знать понятия: Конституция, виды конституций.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

21

Конституции в России

1

 22-23

 История принятия и общая характеристика Конституции РФ

2

Конституционное право России, его  источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Знать общую характеристику Конституции РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

 24-25

Основы конституционного строя

2

Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления  государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Знать основы конституционного строя РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

26

Гражданство в Российской Федерации

1

 Гражданство в Российской Федерации. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основания приобретения гражданства.

 аргументировать свое мнение в дискуссии:

Что такое гражданин?;

• систематизировать в схематичном виде

элементы понятия гражданство;

• приводить примеры норм (в том числе международного права), регулирующие вопросы законодательства РФ о гражданстве, используя дополнительные источники ин-

формации;

• составлять схему Принципы гражданства в РФ;

• систематизировать в табличной форме основания приобретения гражданства в РФ;

• приводить конкретные примеры основа-

ний приобретения гражданства;

• сравнивать на примерах принцип крови

и принцип почвы;

• проанализировать на примере своей семьи основания получения российского гражданства;

• систематизировать в табличной форме

основания прекращения гражданства в РФ;

Устный опрос, проблемные задания

27-28

Федеративное устройство

2

Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов• понимать, что Россия — федеративное государство, учиться уважать все нации, про-

живающие на ее территории, воспитывать в себе толерантность, полиэтническую культуру ;

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

29-30

Президент РФ  

2

Президент Российской Федерации. Статус главы государства.  Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.

Знать статус Президента  РФ, его полномочия.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

31

Федеральное Собрание Совет Федерации. Государственная Дума

1

Федеральное Собрание Российской Федерации. Россия — государство с республиканской формой правления.

Парламент. Парламенты в европейской политической

традиции и в России. Виды парламентов. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии

обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Феде-

рации и Государственной Думы.

 .

Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования  обеих палат парламента.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

32

Федеральное Собрание

1

Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.

Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

33

Законодательный процесс в Российской Федерации.

1

Законодательный процесс в Российской Федерации.

Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект,его виды. Законодательный процесс, его стадии. Порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом

Федерации. Подписание и обнародование законов Прези-

дентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов

  формировать навыки ведения диалога,

дискуссии, формулировать свое мнение;

• аргументировать свою позицию по основным положениям Конституции РФ;

• учиться находить необходимую по теме

информацию, использовать ее в своей проектной и исследовательской деятельности;

• повышать уровень правовой культуры, освоить знания в области конституционного

права

34-35

Правительство РФ

2

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.

Знать состав и порядок формирования Правительства РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

36-37

Судебная власть. Прокуратура.

2

Судебная власть в РФ. Судебная  система: федеральные суды и суды субъектов  РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

38-39

Местное самоуправление

2

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Знать структуру и формирование местного самоуправления.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

40

Практикум

1

 

 

Устный опрос, проблемные задания

41-42

Повторительно-обощающие уроки

2

 

 

 

 Глава4  Права человека.20ч

43-44

  Права и свободы человека и гражданина

2

Правовой и конституционный

статус человека.

Права и свободы человека и гражданина; обязанности человека и

гражданина. Положения философии прав человека

Знать права и свободы человека и гражда-

нина, гарантируемые Конституцией РФ;

• учиться соблюдать в жизни конституционные обязанности, понимать связь между

правами и обязанностями гражданина;

• осознавать свою гражданскую ответственность;

• учиться использовать в жизни, отстаивать и защищать свои гражданские, политические, социальные и культурные права;

• повышать свою правовую культуру, формировать в себе качества правозащитника;

• показывать, как реализуются на практике

права человека в вашей семье;

• рассказывать, какими правами ребенка

пользуетесь в жизни вы сами;

• составить схему конституционных прав

и свобод человека, закрепленных в Консти-

туции РФ;

45

Международные договоры о правах человека

1

Всеобщая декларация прав человека; декларация; Европейская конвенция о защите прав

человека и основных свобод; конвенция; пакт

• знать основные российские и международные документы о правах человека и ребен-

ка;

• систематизировать в таблице информацию о международных договорах о правах человека;

таблица о международных договорах о правах чело-

века;

46

Практикум

1

приобретать навыки исследовательской

работы, анализировать российские и международные документы о правах человека

и ребенка, делать собственные выводы;

• учиться работать с информацией в любом

виде, в том числе с интернет-ресурсами, по правам человека в России и за рубежом, оценивать ее, делать собственные выводы о соблюдении или нарушении прав человека.

• Составить план главы 2 Конституции РФ;

• исследовать статьи главы 2 Конституции

РФ;

• сравнивать правовой и конституционный

статусы человека, показывать на примерах,

из чего они складываются;

 

составить схему

Составить план главы 2

47-48

Гражданские права

2

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь.

Запрет рабства и пыток. Равенство

перед законом. Принцип пре-

зумпции невиновности. Право насвободу передвижения. Право

на свободу мысли, совести и религии

Знать права и свободы человека и гражда-

нина, гарантируемые Конституцией РФ;

• учиться соблюдать в жизни конституционные обязанности, понимать связь между

правами и обязанностями гражданина;

• осознавать свою гражданскую ответственность;

• учиться использовать в жизни, отстаивать и защищать свои гражданские, политические, социальные и культурные права;

• повышать свою правовую культуру, формировать в себе качества правозащитника;

• приводить конкретные примеры граждан-

ских прав по Конституции РФ;

• обосновывать собственное мнение, почему

гражданские права так важны для человека;

• анализировать конкретную ситуацию реализации права на жизнь;

Анализ текста Конституции, составление схемы

49-50

Политические права

2

Политические права. Право

на свободу убеждений. Право

на свободу мирных собраний и

ассоциаций. Право принимать уча-

стие в управлении своей страной

непосредственно или через избран-

ных представителей

Учиться работать со схемой конституционные обязанности граждан РФ;

• приводить конкретные примеры конституционных прав и свобод человека;

• анализировать статьи Всеобщей декларации прав человека и выделять положения,

которые отражены в российском праве;

• приводить примеры политических прав

человека по Конституции РФ;

• иллюстрировать примерами право человека на свободу;

• используя свои знания по истории, рассказывать о рабстве;

• приводить примеры из истории примене-

ния пыток;

Анализ текста Конституции, составление схемы

51-52

Экономические,

социальные и куль-

турные права

2

Основные эконо-

мические, соци-

альные и культур-ные права граж-

дан по Конститу-

ции РФ; право на

труд; безработица

 • Называть документ, в котором зафиксиро-

ваны права и свободы гражданина РФ;

• определять правовой и конституционный статусы человека, сравнивать эти два понятия;

• обосновывать, почему глава о правах человека и гражданина стоит второй в Конститу-

ции РФ, объяснять ее значение и роль;

 

Анализ текста Конституции, составление схемы

53

Право на благопри-

ятную окружа-

ющую среду

1

Ухудшение эколо-

гической ситуации

в мире и в нашей

стране; экологиче-

ское право; эколо-

гические права

человека; экологи-

ческие преступле-

ния. Природоох-

ранное законода-

тельство

 • формулировать определение понятия

конституционные свободы человека, что

к ним относится;

• систематизировать информацию в схематичном виде о  праве на благоприятную окружающую среду ;

• анализировать экологическую ситуацию

в нашей стране;

• приводить конкретные примеры экологи-

ческих преступлений;

• составить таблицу направлений борьбы

с экологическим кризисом;

 

Работа с дополнительными источниками, презентации

54

Дискуссия

или «круглый

стол» по теме Права человека

1

Обосновывать собственное мнение, возможна ли демократия без права граждан

участвовать в управлении делами государства;

• показывать на конкретных примерах, что

изменилось в области свободы информации и что необходимо сделать;

• участвовать в дискуссии,  

• приводить конкретные примеры реализации в жизни   прав граждан

в России;

• обосновывать собственное мнение, почему

современной молодежи так трудно реализовывать свое право на труд, приводить при-

меры из жизни;

Составление презентаций.

55

Права ребенка

1

Права ребенка;

Декларация прав ребенка; Конвен-

ция о правах ребенка

 • знать основные российские и международные документы о правах человека и ребен-

ка;

• систематизировать в таблице информацию о международных договорах о правах человека;

• повышать свою правовую культуру, формировать в себе качества правозащитника• подготовить проект об истории принятия

и о содержании основных документов о пра-

вах ребенка;

• обосновывать собственное мнение, зачем

детям нужно знать свои права;

• систематизировать информацию о правах

ребенка в виде схемы;

систематизировать информацию о правах

ребенка в виде схемы;

56-57

Нарушения прав человека

2

Апартеид; геноцид; дискримина-

ция меньшинств;

расизм

 • повышать свою правовую культуру, формировать в себе качества правозащитника;

• приводить конкретные примеры граждан-

ских прав по Конституции РФ;

• обосновывать собственное мнение, почему

гражданские права так важны для человека;

Анализ дополнительных источников

58

Защита прав человека в мирное время

1

Комитет по пра-

вам человека;

Международная

амнистия; Упол-

номоченный по

правам человека

в РФ

• повышать свою правовую культуру, формировать в себе качества правозащитника;

• приводить конкретные примеры граждан-

ских прав по Конституции РФ;

• обосновывать собственное мнение, почему

гражданские права так важны для человека;

Анализ дополнительных источников

59

Международная защита прав человека

в условиях военного

времени

1

Международное

гуманитарное пра-

во; комбатанты;

военнопленные;

военные преступ-

ления; военные

преступники;

международный

военный трибунал

• систематизировать в таблице информацию о международных договорах о правах человека •  

страны; объяснять, кто такие комбатанты;

• раскрывать понятие военнопленные,

их статус по международному гуманитарно-

му праву;

• характеризовать военные преступления;

• объяснять, кого считают военными пре-

ступниками;

• характеризовать современное положение в

области международного гуманитарного

права

 

 

 

таблица

60

Защита

проектов. Практикум по главе.

1

 приобретать навыки исследовательской

работы, анализировать российские и международные документы о правах человека

и ребенка, делать собственные выводы;

• учиться работать с информацией в любом виде, в том числе с интернет-ресурсами, по правам человека в России и за рубежом, оценивать ее, делать собственные выводы о соблюдении или нарушении прав человека.

Составление и защита проектов

61-62

Повторительно-

обобщающий урок

по теме IV

2

тест

 Глава 5.Избирательное право и избирательный процесс (5 ч)

63-64

Избирательное

право

2

Выборы; избирательное право; избирательные права граждан

Быть активным членом общества и участ-

вовать в выборах, выбирать достойных людей в высшие и местные органы власти; реализовывать не на словах, а на деле свое конституционное право избирать и быть из-

бранным;

• иметь представление об избирательном

праве, избирательной системе в РФ и избирательном процессе;

• использовать на практике свои знания об избирательном праве;

• учиться находить в Интернете интересующую вас информацию, связанную с вы-

борами, анализировать ее и делать выводы;

• формулировать и аргументировать собственное мнение по вопросам избирательного права;

• рассказывать, как относятся к участию

в выборах в вашей семье, оценивать избира-

тельную активность ваших родных, близ-

ких, знакомых;

• аргументировать собственную позицию

о необходимости участия граждан в избирательном процессе, в выборах как высших,

так и местных органов власти

• использовать дополнительную литерату-

ру и интернет-ресурсы, подготовить проект

о принципах, обеспечивающих единство правового пространства в России;

• оценивать эффективность системы россий-

ского законодательства о выборах в органы

власти;

• сравнивать достоинства и недостатки избирательных систем в табличной форме; • иллюстрировать конкретными примерами

мажоритарную и пропорциональную изби-

рательные системы;

• используя свои знания по всеобщей истории, а также дополнительную литературу

и интернет-ресурсы,подготовить проект

или реферат об избирательных системах в других странах (Великобритании, Фран-

ции, Германии или США);

• обосновывать и аргументировать в дискус-

сии свое мнение, нужно ли отказываться России от мажоритарной системы;

• приводить конкретные примеры избирательных кампаний и оценить активность

участия российских граждан в выборах

Президента РФ, в Государственную Думу,

Органы местного самоуправления;

• составить схему этапов избирательного процесса;

• систематизировать информацию о системе

избирательных комиссий в России в схематичном виде;

• исследовать конкретную ситуацию проведения референдума;

• составлять план прохождения дня голосования.

Работа с дополнительными источниками

65-66

Избирательные

системы и избира-

тельный процесс

Избирательные системы; мажоритарная избирательная система;пропорциональная избирательная система. Избира-

тельный процесс,его стадии

• иллюстрировать конкретными примерами

мажоритарную и пропорциональную изби-

рательные системы;

• используя свои знания по всеобщей истории, а также дополнительную литературу

и интернет-ресурсы, подготовить проект

или реферат об избирательных системах

в других странах (Великобритании, Фран-

ции, Германии или США);

• обосновывать и аргументировать в дискуссии свое мнение, нужно ли отказываться

России от мажоритарной системы;

• приводить конкретные примеры избирательных кампаний и оценить активность

участия российских граждан в выборах

Президента РФ, в Государственную Думу,

органы местного самоуправления;

• составить схему этапов избирательного

процесса;

• систематизировать информацию о системе

избирательных комиссий в России в схематичном виде;

• исследовать конкретную ситуацию проведения референдума;

• составлять план прохождения дня голосования.

Составление сравнительной таблицы

67

Практикум

1

 • Проводить исследовательскую деятель-

ность: анализировать источники избирательного права; • формулировать собственное мнение, почему все граждане должны принимать участие

в выборах, выражать свое волеизъявление;

• систематизировать в таблице виды избирательных прав граждан;

• обосновывать собственное мнение в дискуссии, почему выборы должны быть добровольными;

• сравнивать в табличном виде активное

и пассивное избирательное право;

• систематизировать в схематичном виде

информацию о принципах избирательной

системы;

68-70

Резерв времени — 3 ч

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для профильного уровня 10 класс

рабочая программа по химии для профильного уровня 10 кл (Новошинский И.И. Новошинская Н.С.)...

Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс

рабочая программа по химии профильный уровень 11 класс...

рабочая программа по курсу Обществознание для социально-гуманитарной группы

Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руков...

Рабочая программа по истории 10 кл. (социально-гуманитарный профиль)

Рабочая программа по истории 10 кл. (социально-гуманитарный профиль)...

Рабочая программа по истории 11 кл. (социально-гуманитарный профиль)

Рабочая программа по истории 11 кл. (социально-гуманитарный профиль)...

Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реал...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" социально-гуманитарной направленности 11класс

Социальный заказ на воспитание подрастающего поколения требует развития у молодых людей важных личностных качеств, таких как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство ...