проектная деятельность на уроках обществознания
опыты и эксперименты по обществознанию (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Кириченко Елена Васильевна

опыт работы на уроках обществознания по применению метода проекта, начиная с 6 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_obshchestvoznaniya.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках обществознания.

                                                                     Во многом мы страдаем неумеренностью

                                                                   И учимся для школы, а не для жизни.

                                                                                                                    Сенека

Переход к постиндустриальному обществу усилил процессы глобализации, взаимозависимость стран и культур, усилил процесс кооперации и разделения труда. Нормой становится жизнь в постоянно меняющемся мире, что требует от человека умения решать новые нестандартные проблемы.

В наше время содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Оно состоит из четырёх основных структурных элементов:

1.опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

2. опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

3. опыта творческой деятельности – в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

4. опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

   Освоение этих типов опыта позволяют сформировать у учащихся способности решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.  Целью учителя является создание условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.

  Наиболее перспективным методом развития ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

   В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

  Проектные технологии можно применять на учебных занятиях по любому предмету для углубленного изучения отдельных тем.

  В учебно-методической литературе существует несколько различных вариантов последовательности шагов в разработке и реализации социального проекта. Мы выбрали для себя 13 шагов.

1-й шаг. Обучение членов команды

2-й шаг. Определение актуальной темы

3-й шаг. Формулировка актуальности социальной проблемы для ближайшего микросоциума

4-й шаг. Изучение имеющихся ресурсов( законодательства, прессы,  анкетирование)

5-й шаг. Определение цели и задачи проекта и составление плана работы. Определяется перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задачи проекта.

6-й шаг. Определение круга обязанностей и распределение их внутри команды.

7-й шаг. Составление бюджета и списка затрат.

8-й шаг. Формирование общественного мнения(через средства массовой информации)

9-й шаг. Поиск деловых партнеров и проведение переговоров

10-й шаг. Проведение плановых мероприятий

11-й шаг. Подготовка к защите проекта (оформление стендов, плакатов и т.д.)

12-й шаг. Презентация проекта

13-й шаг. Рефлексия ( анализ проекта, что получилось, что нет)

Виды проектов бывают разные: индивидуальные, групповые, мини- проекты, социальные и так далее.

  Мы начинаем работу с проектами с шестого класса. Знакомимся со структурой проекта, как правильно подбирать материал. как оформлять и т.д.

  Но в шестом классе, естественно. дети ещё не способны создавать какие-либо фундаментальные проекты и поэтому мы работаем. в основном. с мини-проектами. Например. выбираем такие темы, как «Почему моя улица носит такое имя?», «Герб моей семьи», «Школа будущего», «Улучшим экологию родного края », «Интернет в жизни школьника».

  Конечно, не стоит заниматься только этой работой, да это и не нужно. У нас есть разнообразные формы работы и на уроке и во внеурочной деятельности. Но нужно сказать о том, что эта работа вызывает интерес у детей, особенно , если темы проектов затрагивают что-то близкое, сокровенное, например, семью, город, в котором живём. Некоторые дети очень любят фантазировать, у них хорошо получаются проекты будущего.

  У детей постарше, 7-8 классов, вызывают интерес проекты, связанные с межличностными отношениями, социальной сферой. Поэтому в этих классах мы выбираем такие темы, как «Давайте жить дружно», «Социальная защита и преодоление бедности» и другие.

  В восьмом  классе свои проекты учащиеся представляют на повторительно-обобщающем уроке по социальной сфере. По теме : «Экономическая сфера» такие проекты, как «Предпринимательство», «Мой бизнес».

  В девятом классе при изучении темы «Права потребителя» даю индивидуальные задания: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для потребителя, желающего узнать закон о защите прав. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиа - продукт. Такая постановка задачи вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления.

  Практика показала, что наиболее перспективным методом  развития ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность. Это совместная учебно-познавательная, творческая  или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель. согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

  Проектная деятельность, применяемая на уроках обществознания, учит школьников самостоятельно мыслить, находить правильные решения, формирует умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов- это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Это один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

  Работая над проектом, учащиеся проверяют себя на организованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления. За счёт активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках обществознания

Проект «Школа завтра» - тема:«Духовные ценности современныхцивилизаций». Разработка учащимися проекта школы завтрашнего дня, работа надвнешним и внутренним содержанием школы: уроки, правила пове...

Проектная деятельность на уроках обществознания в 5 классе.

Выступление на семинаре учителей истории и обществознания по теме:"Проектная деятельность".Содержит презинтацию и пояснение к ней....

Проектная деятельность на уроках обществознания в 5 классе.

Выступление на семинаре учителей истории и обществознания по теме:"Проектная деятельность".Содержит презинтацию и пояснение к ней....

Методическая разработка на тему "Проектная деятельность на уроках обществознания в старшей школе"

Педагогическое исследование, направленное на теоретическое изучение метода проектов на уроках обществознания в 10-11 классах и разработку модели педагогического проекта (применительно к дисциплин...

Проектная деятельность на уроках обществознания 6 класс

Учебный проект по теме "Деятельность, которая полезна людям"....

Проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах в условиях реализации ФГОС

Отчет на метод объединении о проектной деятельности в 5-6 классах...

статья о необходимости использования проектной деятельности на уроках обществознания

В представленном материале можно ознакомиться со взглядом автора на применение проектной деятельности на уроках обществознания в школе, на целесообразность и качественный результат от неё...