Материал для исследовательской работы по обществознанию "Доходы населения. Их неравенство" для учащихся 7-9 классов.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения России.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
3. Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
В пределах работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мой взгляд, основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………….…. 2
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы.
1.1 Понятие дохода…………………………………………………………...4
1.2 Виды доходов………………………………………………………….….5
1.3 Показатели дохода………………………………………………...………7
2. Неравенство доходов: его причины
2.1 Причины дифференциации………………………………………...…...13
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения……………………14
3. Проблема справедливого распределения доходов в РФ и пути ее решения………………………………………………………………………18
Заключение………………………………..………………………...………21
Список используемой литературы…………...………..………………….25
Приложения………………………………………………………………….26
Введение
Знакомство с основными источниками доходов произошло ещё в 7 классе на уроке, посвящённом экономике семьи.
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России. Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия - богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.
Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения России.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
3. Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
В пределах работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мой взгляд, основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.
ГЛАВА 1. Сущность доходов, источники их формирования и формы
1.1 Понятие дохода
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:
1) доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;
2) доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);
3) трансфертные платежи. (пособия, стипендии, пенсии)
Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т. д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода
Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.
В экономической литературе существуют различные концепции по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.
1.2 Виды доходов.
Рента.
Рента-есть доход, полученный собственником земли при сдачи её в аренду. Общее положение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.
Процент.
Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая
за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода.
1) Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 рублей в год на 1000 рублей.
2) Деньги не являются экономическим ресурсом. Как таковые, деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Однако предприниматели “покупают” возможность использования денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий, оборудования, складских помещений и т. д. А эти средства, несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.
Прибыль.
Под экономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми издержками (TC). В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т. д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.
В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:
а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;
б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;
в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;
г) идти на риск принятия всех подобных решений.
Наконец, фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара.
Заработная плата.
Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин “труд” в широком смысле, включая оплату труда:
1) рабочих в обычном понимании этого слова, то есть “голубых и белых воротничков” самых разных профессий;
2) специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т. д.;
3) владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.
1.3 Показатели дохода
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т. е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель “реальные располагаемые доходы”, рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.
Так, повышение номинального дохода на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реального дохода на 3%. Номинальный и реальный доход не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальный доход может повыситься, а реальный доход в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальный доход.
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под “доходом” имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).
Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.
Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.
Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т. п.) и др.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т. д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
- выплат по государственному страхованию;
- банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
- процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
- доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
- выигрышей по лотереям;
- временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризуют два экономических термина: прожиточный минимум и потребительская корзина. Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. В России в потребительскую корзину включено 35 наименований необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и основных видов услуг, прежде всего, жилищно-коммунальных и транспортных. В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименований товаров и услуг. Приложение №1, №2, №3.
Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень бедности). К бедным в России официально относятся все, кто имеет доходы ниже черты бедности, т. е. ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной потребительской корзины. Условия и способы переходов России к рыночным отношениям в начале 90-х гг. прошлого века превратили бедность в серьёзную проблему для нашей страны.
Глава 2. Неравенство доходов, его причины.
2.1 Причины дифференциации
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения.
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период “военного коммунизма”) и перейти к формированию доходов по принципу: “От каждого - по способностям, каждому - по потребностям”. Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.
Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали: кто-то покупал “Жигули” в экспортном исполнении или “Волги”, в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников “неденежными доходами” - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых “закрытых распределителях”. Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.
При уравнительных принципах формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий
Необходимо помнить, что так называемый принцип распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления распределения по принципу, определяемому как “по накопленному имуществу”.
Отношение к этой форме распределения среди населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства.
В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Последствия неравенства доходов.
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на “своих” и “чужих”, теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. .
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства
.Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково – “по факту труда”, то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия “уравниловки” в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
Глава 3. Проблема справедливого распределения доходов в РФ и пути ее решения.
В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также «высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз»[1]
Существующие же правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.
По данным Госкомстата России, сегодня преобладающая часть населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:
а) около 50 млн. человек (т. е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;
б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);
в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;
г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.
Исходная задача национального масштаба в России — повышение в течение ближайших полутора—двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40—60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это — около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т. е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально неразрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра.
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Основными составляющими доходов населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.
По соотношению различных компонентов в структуре доходов можно судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.
Заключение.
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан.
В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
· в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;
· в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.
· основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.
Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности, поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др.
Применение прогрессивной шкалы налогов считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Россия же с 1 января 2001 г. отказалась от такого подхода и практикует единую (в виде плоской шкалы) ставку налогов наличные доходы в размере 13%. Принятие такого решения аргументировалось необходимостью «вывести из тени» нерегистрируемые доходы. Данные ожидания не оправдались. К отрицательным же последствиям введения отмеченной единой ставки налога следует отнести предсказывавшиеся серьезными специалистами галопирующие темпы роста дифференциации доходов населения.
Предоставление налоговой декларации обязательно, в соответствии с законодательством, для предпринимателей и частнопрактикующих лиц, а также тех налогоплательщиков, которые не уплатили или уплатили не полностью налоговые платежи. Стоит сказать, что в настоящее время в Российской Федерации наиболее приемлемым было бы использование налогового регулирования доходов. Однако с принятием части второй Налогового Кодекса оно перестало ориентироваться на переход к демократической системе распределения доходов.
Происходит дифференциация населения по доходам, причем выделяются не только высокодоходные и низкодоходные группы, но одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией). Это явление неизбежно порождает усиление социальной напряженности в обществе.
В обществе увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума.
Проблема бедности находится в центре внимания политики правительств всех стран, ибо везде существует неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения.
Список используемой литературы:
1. Булатов А. С./ Экономика. – М.: 2004 г.
2. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли А. Брю / Экономикс – М.: «Республика», 1995г.
3. Николаева И. П./ Экономическая теория – М.: «Финстстинформ», 2005 г.
4. Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации / www. gks. ru.
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / www. minfin. ru.
6. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике государства на 2001 г. // Экономист. – 2000 г., №11.
7. Роик В. Механизмы регулирования доходов в России: результаты неэффективного применения. // Российский экономический журнал. – 2002 г., №8.
8. Роик В. Пенсионная реформа: институциональный подход. // Российский экономический журнал. – 2000 г., №9.
9. Российский статистический ежегодник. / Госкомстат Российской Федерации – М.: 2006 г.
10. Российский экономический журнал. – 2000 г., №7.
11. Справка о доходах физических лиц. // Всё о подоходном налоге с физических лиц за 2006 г. // Российская газета. – 2001 г., №1.
12. Чепурин М. Н. / Курс экономической теории.
Приложение №1.
Прожиточный минимум в России.
Величина прожиточного минимума, согласно Росстату[7], в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Назначение прожиточного минимума.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета.
- Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Социальная направленность прожиточного минимума.
Показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда. Так, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Норм, предполагающих применение величины «прожиточного минимума» работодателями, нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве.
Величина прожиточного минимума.
По Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.
По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во II квартале 2012 года составляла 6913 руб.[8]
Величина прожиточного минимума за III квартал 2013 года в целом по России установлена в следующем размер]:
- в расчете на душу населения — 7 429 рублей;
- для трудоспособного населения — 8 014 рублей;
- для пенсионеров — 6 097 рублей;
- для детей — 7 105 рублей.
1 января 2013 года в России вступил в силу закон, определяющий новый минимальный размер оплаты труда (МРОТ): отныне МРОТ будет составлять 5205 рублей (около 110 евро). Рост показателя составил почти 13 процентов, что превышает официальный уровень инфляции, который, по итогам 2012 года, достиг примерно 7 процентов.
С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда в России составляет 5 тысяч 554 рубля. Таким образом, его размер увеличился с прошлогоднего значения на 349 рублей.
Малоимущие
Малоимущие — это семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Такие семьи (граждане) имеют право на получение социальной поддержки (п. 1 статьи 6 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и ст. 3 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).
Предоставление социальной поддержки. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам устанавливается в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).
Приложение №2.
Величина прожиточного минимума на душу населения
и по основным социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации | Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.) | |||
на душу населения | для трудоспособного населения | для пенсионеров | для детей | |
за IV квартал 2013 года | 7326 | 7896 | 6023 | 7021 |
за III квартал 2013 года | 7429 | 8014 | 6097 | 7105 |
за II квартал 2013 года | 7372 | 7941 | 6043 | 7104 |
за I квартал 2013 года | 7095 | 7633 | 5828 | 6859 |
за IV квартал 2012 года | 6705 | 7263 | 5281 | 6432 |
за III квартал 2012 года | 6643 | 7191 | 5229 | 6387 |
за II квартал 2012 года | 6385 | 6913 | 5020 | 6146 |
за I квартал 2012 года | 6307 | 6827 | 4963 | 6070 |
за IV квартал 2011 года | 6209 | 6710 | 4902 | 5993 |
за III квартал 2011 года | 6287 | 6792 | 4961 | 6076 |
за II квартал 2011 года | 6505 | 7023 | 5141 | 6294 |
за I квартал 2011 года | 6473 | 6986 | 5122 | 6265 |
за IV квартал 2010 года | 5902 | 6367 | 4683 | 5709 |
за III квартал 2010 года | 5707 | 6159 | 4532 | 5510 |
за II квартал 2010 года | 5625 | 6070 | 4475 | 5423 |
за I квартал 2010 года | 5518 | 5956 | 4395 | 5312 |
за IV квартал 2009 года | 5144 | 5562 | 4091 | 4922 |
за III квартал 2009 года | 5198 | 5620 | 4134 | 4978 |
за II квартал 2009 года | 5187 | 5607 | 4129 | 4963 |
за I квартал 2009 года | 5083 | 5497 | 4044 | 4857 |
за IV квартал 2008 года | 4693 | 5086 | 3712 | 4472 |
за III квартал 2008 года | 4630 | 5017 | 3660 | 4418 |
за II квартал 2008 года | 4646 | 5024 | 3694 | 4448 |
за I квартал 2008 года | 4402 | 4755 | 3508 | 4218 |
за IV квартал 2007 года | 4005 | 4330 | 3191 | 3830 |
за III квартал 2007 года | 3879 | 4197 | 3085 | 3704 |
за II квартал 2007 года | 3809 | 4116 | 3033 | 3647 |
за I квартал 2007 года | 3696 | 3993 | 2950 | 3536 |
за IV квартал 2006 года | 3437 | 3714 | 2739 | 3290 |
за III квартал 2006 года | 3434 | 3709 | 2736 | 3292 |
за II квартал 2006 года | 3443 | 3717 | 2747 | 3301 |
за I квартал 2006 года | 3374 | 3640 | 2703 | 3234 |
за IV квартал 2005 года | 3060 | 3302 | 2450 | 2931 |
за III квартал 2005 года | 3047 | 3288 | 2440 | 2921 |
за II квартал 2005 года | 3053 | 3290 | 2449 | 2937 |
за I квартал 2005 года | 2910 | 3138 | 2332 | 2795 |
за IV квартал 2004 года | 2451 | 2690 | 1849 | 2394 |
за III квартал 2004 года | 2396 | 2629 | 1816 | 2336 |
за II квартал 2004 года | 2363 | 2588 | 1793 | 2313 |
за I квартал 2004 года | 2293 | 2502 | 1747 | 2259 |
за IV квартал 2003 года | 2143 | 2341 | 1625 | 2113 |
за III квартал 2003 года | 2121 | 2318 | 1612 | 2089 |
за II квартал 2003 года | 2137 | 2328 | 1629 | 2119 |
за I квартал 2003 года | 2047 | 2228 | 1554 | 2039 |
за IV квартал 2002 года | 1893 | 2065 | 1432 | 1880 |
за III квартал 2002 года | 1817 | 1980 | 1387 | 1799 |
за II квартал 2002 года | 1804 | 1960 | 1383 | 1795 |
за I квартал 2002 года | 1719 | 1865 | 1313 | 1722 |
за IV квартал 2001 года | 1574 | 1711 | 1197 | 1570 |
за III квартал 2001 года | 1524 | 1658 | 1163 | 1514 |
за II квартал 2001 года | 1507 | 1635 | 1153 | 1507 |
за I квартал 2001 года | 1396 | 1513 | 1064 | 1405 |
за IV квартал 2000 года | 1285 | 1406 | 962 | 1272 |
за III квартал 2000 года | 1234 | 1350 | 930 | 1218 |
за II квартал 2000 года | 1185 | 1290 | 894 | 1182 |
Величина прожиточного минимума пенсионера в целом
по Российской Федерации для определения размера федеральной
социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом
от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума пенсионера | Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации (в руб.) | Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума пенсионера |
На 2014 год | 6 354 | Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ |
На 2013 год | 6 131 | Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ |
На 2012 год | 5 564 | Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ |
На 2011 год | 4 938 | Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ |
На 2010 год | 4 780 | Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ |
http://www.consultant.ru/law/ref/stavki/prozhitochnyi-minimum/?utm_campaign=popular&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=64&gclid=CPLe3viN3r0CFeHDcgodJHoAWA
© КонсультантПлюс, 1992-2014
Приложение №3.
Департамент социальной поддержки населения мэрии Тольятти сообщает, что постановлением правительства Самарской области от 29 января 2014 года №36 "Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области за I квартал 2013 года в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам" утверждены новые величины прожиточного минимума, используемые для назначения мер социальной поддержки малообеспеченных граждан, в том числе:
• в расчете на душу населения - 7482 рублей;
• для трудоспособного населения -8166 рублей;
• для пенсионеров – 5854 рублей
• для детей – 7213 рублей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Перепись школьного населения"
Был проведён опрос учащихся школы № 24 среди среднего и старшего звена. В нём приняли участие 142 человека. Они ответили на 13 вопросов. Авторы обработали результаты, сравнили и сделали свои выводы....
Страноведческий материал для исследовательской работы. Британская символика.
Данный страноведческий материал расширит знания учащихся о стране изучаемого языка, смотивирует их на более глубокое изучение этой темы....
Бланк для сбора первичного материала к исследовательской работе
Данный бланк используется на занятиях "Моё исследование" по программе внеурочной деятельности для младших школьников "Мозаика времён" при работе с музейными экспонатами (непосредственно в музее русско...
Бланк для сбора первичного материала к исследовательской работе
Данный бланк используется на занятиях "Моё исследование" по программе внеурочной деятельности для младших школьников "Мозаика времён" при работе с музейными экспонатами (непосредственно в музее русско...
Номинации биологически активных добавок как материал для исследовательской работы школьников
В представленной статье рассматриваются возможности использования номинаций биологически активных добавок в качестве исследовательского материала на уроках русского языка и во внеурочное время с...
"Что за грызун?" материал для исследовательских работ
Материал для исследовательских работ....
Исследовательская работа " Географическая грамотность населения на примере свой школы"
презентация к исследовательской работе....
Комментарии
действительно интересные
действительно интересные проекты для учителей и педагогов, с интересными идеями, «фишками», у которых есть чему поучиться.