Номинации биологически активных добавок как материал для исследовательской работы школьников
статья по русскому языку на тему

Досанова Асель Куандыковна

В представленной статье рассматриваются возможности использования номинаций биологически активных добавок  в качестве исследовательского материала на уроках русского языка и во внеурочное время среди учащихся средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosanova_a.k._shkola_molodogo_pedagoga.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОМИНАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

        

Автор статьи: Досанова Асель Куандыковна, учитель русского языка и литературы

      Организация и реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка  и во внеурочное время требует серьезной подготовки преподавателя.

      Известно, что любое научное понятие возникает в результате познания. Так, языковед наблюдает за фактами речевого высказывания (текста), выявляет противоречия или некоторые закономерности языковых отношений, формулирует вывод в виде понятия (определения), дает ему название (термин). По тому же пути движется и учитель, создавая на уроке подобие исследования, предлагая детям роль исследователя. Играя в «ученых», дети преобразуют информацию в знания, делают самостоятельно выводы [1, с.3].

      По мнению многих исследователей  проектно-исследовательская методика имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются в том, что они способны к серьезной «взрослой» работе [там же].

       Однако при всём уважении к игре отметим, что гораздо более серьёзный  воспитально-образовательный эффект имеет научная работа, выполненная школьником всерьёз. Такое исследование в области языкознания возможно либо при использовании нового языкового материала, либо при использовании новых методик научного исследования. Такие  методики на сегодняшний день выработаны в антропоцентрический парадигме языкознания, они могут быть использованы старшеклассниками, но недоступны для детей младшего и среднего школьного звена. Для этих возрастных категорий учащихся уместнее  использование актуального языкового материала, например, новых явлений, возникающих в языке в последние годы.  При этом очень важна предварительная оценка такого материала со стороны учителя. Попытаемся показать этапы такой оценки на примере названий биологически активных добавок (БАДов).

      В силу новизны и популярности этих названий они являются интересной научно-исследовательской базой как для лингвистов, так и для учащихся.        Первый этап научной работы – сбор эмпирического материала – вполне можно (и нужно) поручить школьникам. Однако на этом этапе необходимо показать методику сбора, определиться с источниками и обязательно объяснить, чем может быть вызван их отбор.

         Затем следует этап предварительного анализа материала с точки зрения его сложности. Так, даже беглый обзор наименований БАДов позволяет  увидеть, что в некоторых случаях нужны знания медицинской терминологии (Антитоксин, Вируксин, КардиоАктив), а это значит, что у школьников могут возникнуть сложности в уточнении способа образования того или иного названия. Экстралингвистическая обусловленность номинации позволяет классифицировать наименования по группам в зависимости от их тематической принадлежности [2, с. 157-159.], например:

  1. содержащие в своем имени название растения «Ананаса экстракт»,  «Алоэ сироп с железом», «берёзы листья», «дуб черешковый», «Женьшеня биомасса сухая», «Ламинария», «Ромашки цветки» и т.д.;
  2. содержащие в своем имени название животного  «Жир нерпы», «Акулий хрящ», «Барсучий жир»;
  3. указывающие на болезнь, против которой назначен препарат «Антигриппин», «Анти-ангин формула» или орган, который нужно лечить «Здоровая печень», «Здоровые суставы», «Крепкие зубы».

      Изучать эту группу можно и в словообразовательном аспекте, но для этого следует предварительно отобрать материал с одним из наиболее продуктивных аффиксов, указав его значение. Если в имени биодобавки задействован заимствованный аффикс, можно выявить его происхождение и показать аналогии в родном языке.

      Так, многие наименования БАДов содержат суффиксальную морфему, т.е. являются результатом аффиксальной деривации: «Идеалит», «Диетресса», «Динозаврики», «Стройность», «Зоркость», «Оптимистин», «Суставит», «Исцелин», «Бебичек», «Крепыш», «Марсианчики», «Жизнестин», «Мозолин», «Диетрин», «Испанэла». Анализ этих наименований показывает, что целая группа, безусловно, создана при помощи суффикса. Например, такие номинации, как «Мозолин», «Жизнестин», «Исцелин», «Диетрин» и т.д., обладая прозрачной внутренней формой, тяготеют к традиционным названиям лекарственных препаратов типа «Анальгин», «Баралгин», «Пенталгин», а поэтому в их деривационной структуре выделяется суффиксальная морфема –ин. Что же касается таких номинаций, как «Динозаврики», «Крепыш», «Стройность», «Зоркость», то однозначно считать их фактом исключительно морфемного словопроизводства, видимо, невозможно, поскольку в данном случае мы имеем дело с привлечением уже готовой суффиксальной языковой единицы в онимическую систему, т.е. в данном случае наблюдается семантическая деривация. А вот наименования типа «Бебичек» обнаруживают взаимодействие морфемной и семантической деривации [3, с. 195-206]: с одной стороны, используется суффиксальная морфема, а с другой – ассоциативный ряд заимствованного существительного «беби», отсылающий нас к адресату данного БАДа. Случаи семантической деривации, а также взаимодействия её с морфемным словопроизводством  представляют объективно сложный для анализа материал и поэтому должны быть исключены из поля зрения юного исследователя.

       Особого внимания заслуживает номинация «Диетресса». Число существительных с суффиксом –есс(а) незначительно, это слова типа  поэтесса, принцесса, виконтесса, клоунесса, стюардесса. Однако использование суффикса –есс(а)  для наименования современной биодобавки свидетельствует, на наш взгляд всё же о продуктивности данного нерегулярного аффикса. Этот материал вполне может быть предметом исследования школьников: можно познакомить их с понятием продуктивности и регулярности суффикса, выявить состав слов с данным суффиксом в русском языке, познакомив заодно с обратным словарём.

        Таким образом, создание и организация научного пространства требует от преподавателя не только поиска наилучших путей  реализации полученных школьниками знаний, но и предварительной оценки эмпирического материала.

 Библиографический перечень

  1. Антонова Е. С. Как организовать исследование на уроке русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- №7.- С. 3-8
  2. Беспалова, А. В. Принципы и способы номинации в английской эргономии: (на материале названий фирм и компаний) / Номинация в ономастике: Сб. статей / Под ред. М. Э. Рут – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.- 172 с. – С. 157-159.
  3. Щербакова Н. Н. Словообразовательные особенности русской просторечной лексики XVIII века: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 227 с.
  4. http://www.sibvaleo.com/
  5. http://www.lawmix.ru/medlaw/27100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Исследовательская работа школьников 4, 6 классов "Как возникла Земля..."

Исследовательская работа школьников 4 класса (Телешун Андрей), 6 класса (Бескоровайная Екатерина, Качаева Юлия). Секция - филологическая. 3 место в районном конкурсе юных исследователей (2009 год)....

МОРФЕМНАЯ ДЕРИВАЦИЯ КАК СПОСОБ НОМИНАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматриваются активные способы морфемной деривации, которые используются для создания названий биологически активных добавок в современном русском языке, устанавливаются их связи с семантич...

Исследование утомляемости и работоспособности школьников. Исследовательская работа школьников

Исследование работоспособности и утомляемости школьников Лезарев А.Г. МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района   Научный руководитель: Потапова И.А. Цель исследования: изучить работоспособность ...


 

Комментарии

Карпова Елена Анатольевна

действительно интересные проекты для учителей и педагогов, с интересными идеями, «фишками», у которых есть чему поучиться.