Номинации биологически активных добавок как материал для исследовательской работы школьников
статья по русскому языку на тему
В представленной статье рассматриваются возможности использования номинаций биологически активных добавок в качестве исследовательского материала на уроках русского языка и во внеурочное время среди учащихся средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosanova_a.k._shkola_molodogo_pedagoga.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОМИНАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Автор статьи: Досанова Асель Куандыковна, учитель русского языка и литературы
Организация и реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и во внеурочное время требует серьезной подготовки преподавателя.
Известно, что любое научное понятие возникает в результате познания. Так, языковед наблюдает за фактами речевого высказывания (текста), выявляет противоречия или некоторые закономерности языковых отношений, формулирует вывод в виде понятия (определения), дает ему название (термин). По тому же пути движется и учитель, создавая на уроке подобие исследования, предлагая детям роль исследователя. Играя в «ученых», дети преобразуют информацию в знания, делают самостоятельно выводы [1, с.3].
По мнению многих исследователей проектно-исследовательская методика имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются в том, что они способны к серьезной «взрослой» работе [там же].
Однако при всём уважении к игре отметим, что гораздо более серьёзный воспитально-образовательный эффект имеет научная работа, выполненная школьником всерьёз. Такое исследование в области языкознания возможно либо при использовании нового языкового материала, либо при использовании новых методик научного исследования. Такие методики на сегодняшний день выработаны в антропоцентрический парадигме языкознания, они могут быть использованы старшеклассниками, но недоступны для детей младшего и среднего школьного звена. Для этих возрастных категорий учащихся уместнее использование актуального языкового материала, например, новых явлений, возникающих в языке в последние годы. При этом очень важна предварительная оценка такого материала со стороны учителя. Попытаемся показать этапы такой оценки на примере названий биологически активных добавок (БАДов).
В силу новизны и популярности этих названий они являются интересной научно-исследовательской базой как для лингвистов, так и для учащихся. Первый этап научной работы – сбор эмпирического материала – вполне можно (и нужно) поручить школьникам. Однако на этом этапе необходимо показать методику сбора, определиться с источниками и обязательно объяснить, чем может быть вызван их отбор.
Затем следует этап предварительного анализа материала с точки зрения его сложности. Так, даже беглый обзор наименований БАДов позволяет увидеть, что в некоторых случаях нужны знания медицинской терминологии (Антитоксин, Вируксин, КардиоАктив), а это значит, что у школьников могут возникнуть сложности в уточнении способа образования того или иного названия. Экстралингвистическая обусловленность номинации позволяет классифицировать наименования по группам в зависимости от их тематической принадлежности [2, с. 157-159.], например:
- содержащие в своем имени название растения «Ананаса экстракт», «Алоэ сироп с железом», «берёзы листья», «дуб черешковый», «Женьшеня биомасса сухая», «Ламинария», «Ромашки цветки» и т.д.;
- содержащие в своем имени название животного «Жир нерпы», «Акулий хрящ», «Барсучий жир»;
- указывающие на болезнь, против которой назначен препарат «Антигриппин», «Анти-ангин формула» или орган, который нужно лечить «Здоровая печень», «Здоровые суставы», «Крепкие зубы».
Изучать эту группу можно и в словообразовательном аспекте, но для этого следует предварительно отобрать материал с одним из наиболее продуктивных аффиксов, указав его значение. Если в имени биодобавки задействован заимствованный аффикс, можно выявить его происхождение и показать аналогии в родном языке.
Так, многие наименования БАДов содержат суффиксальную морфему, т.е. являются результатом аффиксальной деривации: «Идеалит», «Диетресса», «Динозаврики», «Стройность», «Зоркость», «Оптимистин», «Суставит», «Исцелин», «Бебичек», «Крепыш», «Марсианчики», «Жизнестин», «Мозолин», «Диетрин», «Испанэла». Анализ этих наименований показывает, что целая группа, безусловно, создана при помощи суффикса. Например, такие номинации, как «Мозолин», «Жизнестин», «Исцелин», «Диетрин» и т.д., обладая прозрачной внутренней формой, тяготеют к традиционным названиям лекарственных препаратов типа «Анальгин», «Баралгин», «Пенталгин», а поэтому в их деривационной структуре выделяется суффиксальная морфема –ин. Что же касается таких номинаций, как «Динозаврики», «Крепыш», «Стройность», «Зоркость», то однозначно считать их фактом исключительно морфемного словопроизводства, видимо, невозможно, поскольку в данном случае мы имеем дело с привлечением уже готовой суффиксальной языковой единицы в онимическую систему, т.е. в данном случае наблюдается семантическая деривация. А вот наименования типа «Бебичек» обнаруживают взаимодействие морфемной и семантической деривации [3, с. 195-206]: с одной стороны, используется суффиксальная морфема, а с другой – ассоциативный ряд заимствованного существительного «беби», отсылающий нас к адресату данного БАДа. Случаи семантической деривации, а также взаимодействия её с морфемным словопроизводством представляют объективно сложный для анализа материал и поэтому должны быть исключены из поля зрения юного исследователя.
Особого внимания заслуживает номинация «Диетресса». Число существительных с суффиксом –есс(а) незначительно, это слова типа поэтесса, принцесса, виконтесса, клоунесса, стюардесса. Однако использование суффикса –есс(а) для наименования современной биодобавки свидетельствует, на наш взгляд всё же о продуктивности данного нерегулярного аффикса. Этот материал вполне может быть предметом исследования школьников: можно познакомить их с понятием продуктивности и регулярности суффикса, выявить состав слов с данным суффиксом в русском языке, познакомив заодно с обратным словарём.
Таким образом, создание и организация научного пространства требует от преподавателя не только поиска наилучших путей реализации полученных школьниками знаний, но и предварительной оценки эмпирического материала.
Библиографический перечень
- Антонова Е. С. Как организовать исследование на уроке русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- №7.- С. 3-8
- Беспалова, А. В. Принципы и способы номинации в английской эргономии: (на материале названий фирм и компаний) / Номинация в ономастике: Сб. статей / Под ред. М. Э. Рут – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.- 172 с. – С. 157-159.
- Щербакова Н. Н. Словообразовательные особенности русской просторечной лексики XVIII века: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 227 с.
- http://www.sibvaleo.com/
- http://www.lawmix.ru/medlaw/27100
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"
Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Исследовательская работа школьников 4, 6 классов "Как возникла Земля..."
Исследовательская работа школьников 4 класса (Телешун Андрей), 6 класса (Бескоровайная Екатерина, Качаева Юлия). Секция - филологическая. 3 место в районном конкурсе юных исследователей (2009 год)....
МОРФЕМНАЯ ДЕРИВАЦИЯ КАК СПОСОБ НОМИНАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В статье рассматриваются активные способы морфемной деривации, которые используются для создания названий биологически активных добавок в современном русском языке, устанавливаются их связи с семантич...
Исследование утомляемости и работоспособности школьников. Исследовательская работа школьников
Исследование работоспособности и утомляемости школьников Лезарев А.Г. МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района Научный руководитель: Потапова И.А. Цель исследования: изучить работоспособность ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
действительно интересные
действительно интересные проекты для учителей и педагогов, с интересными идеями, «фишками», у которых есть чему поучиться.