Разработка урока обществознания «Право на жизнь и эвтаназия» 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
- учебная – определить значение права на жизнь. Познакомиться с понятием «эвтаназия». Продолжать развивать основные компетенции: предметную, информационную.
- воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости, толерантности, сострадания. Продолжать развивать основные компетенции: социальную, нравственную.
- развивающая – развить умение работать с разными видами информационных источников; формировать и развивать навык ведения дискуссии. Развивать основные компетенции: коммуникативную, предметную, информационную
Презентация прилагается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_na_zhizn_i_evtanaziya.rar | 925.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Разработка урока «Право на жизнь и эвтаназия»
Автор: Учитель истории и обществознание МАОУ «Лицей №5» г. Перми Захарова Елена Юрьевна
Разработка (План – конспект) урока обществознание 9 «В»
Тема: Право на жизнь и эвтаназия
Цели урока:
- учебная – определить значение права на жизнь. Познакомиться с понятием «эвтаназия». Продолжать развивать основные компетенции: предметную, информационную.
- воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости, толерантности, сострадания. Продолжать развивать основные компетенции: социальную, нравственную.
- развивающая – развить умение работать с разными видами информационных источников; формировать и развивать навык ведения дискуссии. Развивать основные компетенции: коммуникативную, предметную, информационную.
Задачи: 1. Активизировать необходимые знания учащихся (право на жизнь, уголовная ответственность за нарушение права на жизнь, вспомнить случаи в истории, когда нарушалось право на жизнь). 2. Рассмотреть, что такое эвтаназия, ее виды. 3. Проанализировать и оценить, как относятся к эвтаназии в разных странах, в разные исторические эпохи. 4. Пробудить творческую активность учащихся – провести дискуссию.
В достижении данных целей и задач используется компетентностный подход. Ключевые компетентности на данном уроке: социальная, коммуникативная, предметная информационная, нравственная. Урок направлен на развитие следующих качеств учащихся: когнитивные (познавательные), креативные, коммуникативные, мировоззренческие.
Тип урока: комбинированный компетентностный с элементами дискуссии.
Основные понятия: право на жизнь, эвтаназия активная и пассивная, законодательное регулирование.
План: 1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока
2. Проверка д/з (устный опрос, доклады о праве на жизнь и эвтаназии). Дано опережающее домашнее задание.
3. Изучение нового материала.
4. Деление класса на 3 группы по рядам. Ребята оценивают эвтаназию с различных точек зрения:
- священника – Бог дал жизнь, она бесценна, никто кроме бога не имеет права ее забрать.
- Врача – клятва Гиппократа – спасать жизнь и ни в какоем случае не убивать и не вредить.
- Юриста – добровольное право неизлечимого больного, может быть применено если такой закон будет.
5. Рефлексия. Подведение итогов (что нового узнал ребенок на уроке). Рассуждение и анализ учащихся аргументов «за» и «против» эвтаназии.
6. Домашнее задание: повторить §16-19 + тетрадь.
Ход урока
- Вводное слово учителя. Постановка цели урока. Проверка д/з (устный опрос, доклады о праве на жизнь и эвтаназии). Дано опережающее домашнее задание. На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина (личные, политические, социально-экономические). Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? (право на жизнь; право на свободу слова и совести; право на собственность). Естественные потому что неотчуждаемы, священны, вытекают из самой природы человека. Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать. Т.е. к таким правам, которые считаются
Какое право вы считаете самым важным и почему? (Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл). “Право на жизнь – важнейшее из прав человека”. Ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Доклад о праве на жизнь (опережающее д/з).
Вопрос: Что такое эвтаназия? Доклад об эвтаназии (опережающее д/з). Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий. В теории выделяются два вида эвтаназии: 1) пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного). 2) активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.
- Изучение нового материала. Законодательное регулирование: пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Набор для эвтаназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию. По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40 процентах случаев эвтаназию проводят на дому у пациента. На Украине и в Казахстане эвтаназия людей запрещена законодательно. В России как активная, так и пассивная эвтаназия является преступлением и будет квалифицироваться как умышленное убийство в соответствии с частью 1-й статьи 105-й Уголовного Кодекса РФ. При назначении меры наказания лицу, виновному в эвтаназии (естественно, если не будут доказаны иные причины лишения жизни) будет учитываться смягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом «д» части 1-й статьи 61-й Уголовного Кодекса РФ, а именно: совершение преступления по мотиву сострадания.
Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).
- Деление класса на 3 группы по рядам. Пояснение, кто такой Гиппократ и религия. Ребята оценивают эвтаназию с различных точек зрения (доклады о Гиппократе и о церкви):
- священника – Бог дал жизнь, она бесценна, никто кроме бога не имеет права ее забрать.
- Врача – клятва Гиппократа – спасать жизнь и ни в каком случае не убивать и не вредить.
- Юриста – добровольное право неизлечимого больного, может быть применено если такой закон будет.
Детям раздаются описания жизненной ситуации человека и дети приходят к выводам.
Аргументы «за» и «против»: в учебнике по этике приведен ряд общих аргументов «за» и «против» эвтаназии, касающихся её принципиальной допустимости или недопустимости:
Аргументы «За»:
- Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, положительные эмоции преобладают над отрицательными.
- Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.
- Это добровольное право неизлечимого больного, может быть применено если такой закон существует (Нидерланды, Бельгия).
Аргументы «Против»:
- Фактически признается самоубийством (это грех)
- Жизнь даже в форме растений вызывает определенное благоговение. Поэтому нельзя отказывать в этом людям, оказавшимся на растительном уровне жизни.
- В рамках мировосприятия, признающего жизнь высшим благом. Бог дал жизнь, она бесценна, никто кроме бога не имеет права ее забрать.
- Противоречит «клятве Гиппократа»
- В большинстве стран считается преступлением.
- Рефлексия. Подведение итогов. Рассуждение и анализ учащихся аргументов «за» и «против» эвтаназии.
- Домашнее задание: повторить §16-19 + тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.
Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс
В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...
разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс
Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Разработка урока обществознания «Я – продавец. Я – покупатель». 6 класс
Данный урок разработан для 6 класса по обществознанию в рамках модели «Основная школа – пространство выбора» (далее ММОШ) по направлению "Общество и экономика"Цель урока в соответствии со спецификой М...
Методическая разработка урока обществознания по теме: "Семейное хозяйство", 5 класс.
Конспект урока, презентация, приложения, рабочий лист...
Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)
Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...