рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, авторской программы «Обществознание,6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Цели и задачи:
—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные , тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
Содержание программы учебного предмета
Вводный урок (1ч).
Обществознание. Науки, изучающие общество.
Тема 1 Личность и общество. (5 ч.)
Понятие общества,. Основные сферы общественной жизни.. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества...Экологические проблемы..
Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXI в.. Глобализация. Терроризм.
Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция.
Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность. Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье.
Тема 2 Сфера духовной жизни. (8 ч.)
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.
Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор. Свобода и ответственность.
Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информатизационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия- одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3Экономика.(14 ч.)
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость.
Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. Цели фирмы, её организационно-правовые формы. Малый бизнес и его роль в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера. (5 ч).
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое обобщение курса. 1 час
Итоговый урок. 1 час
Требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания ученик 8 класса должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
•общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями;
Уметь
• объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Календарно – тематическое планирование по обществознанию
№ п/п | Тема урока | Количество часов | ТСО, оборудование | Примечание | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Обществознание. Науки, изучающие общество. | 1 | Выставка книг по теме урока | |||
Тема 1. Личность и общество. | 5 | |||||
2 | Быть личностью | 1 | ПК, презентация | |||
3 | Что такое общество? Сферы общественной жизни | 1 | Иллюстрации в учебнике, схема «Сферы общественной жизни» | |||
4 | Ступени развития общества | 1 | ПК, презентация | |||
5 | Развитие общества | 1 | ПК, презентация | |||
6 | Урок обобщения знаний по теме «Личность и общество» | 1 | ||||
Тема II.Сфера духовной жизни. | 8 | |||||
7 | Сфера духовной жизни и её особенности | 1 | ПК, презентация | |||
8 | Мораль | 1 | ПК, презентация | |||
9 | Долг. Совесть | 1 | ПК, презентация | |||
10 | Моральный выбор | 1 | Иллюстрации в учебнике, рисунок в рабочей тетради, тексты по теме урока | |||
11 | Образование в РФ | 1 | Выставка книг по теме урока, схема «Система образования в РФ». | |||
12 | Наука в современном обществе | 1 | Схема «Классификация наук» | |||
13 | Религия- одна из форм культуры | 1 | ПК, презентация | |||
14 | Зачет по теме «Сфера духовной жизни» | 1 | ||||
Тема 3. Экономика. | 14 | |||||
15 | Что такое экономика? Потребности и ресурсы | 1 | ПК, презентация | |||
16 | Основные вопросы экономики | 1 | ПК, презентация | |||
17 | Собственность | 1 | Схема «Формы собственности » | |||
18 | Рынок, цена, конкуренция | 1 | Схема «Спрос и предложение как факторы рыночной экономики» | |||
19 | Производство | 1 | ПК, презентация | |||
20 | Предпринимательство | 1 | ПК, презентация | |||
21 | Роль государства в экономике | 1 | ПК, презентация | |||
22 | Распределение | 1 | ПК, презентация Схема в учебнике | |||
23 | Потребление | 1 | ПК, презентация | |||
24 | Доходы и инфляция | 1 | ПК, презентация | |||
25 | Безработица | 1 | ПК, презентация | |||
26 | Обмен. Международная торговля | 1 | ПК, презентация | |||
27 | Экономическая сфера общества | 1 | ПК, презентация | |||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | 1 | ||||
Тема 4. Социальная сфера. 4 часа | 5 | |||||
29 | Социальная структура общества | 1 | Схема «Социальная структура общества» | |||
30 | Социальный статус. Социальная роль | 1 | Схемы «Социальный статус», «Социальная роль». | |||
31 | Этнические группы и межнациональные отношения | 1 | Презентация по теме урока | |||
32 | Отклоняющееся поведение | 1 | Выставка книг по теме урока | |||
33 | Урок обобщающего повторения по теме «Социальная сфера» | 1 | ||||
34 | Итоговое обобщение курса | 1 | ||||
35 | Итоговый урок | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. Обществознание 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику Обществознание. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...