Проект урока по ОРКСЭ "Честь и достоинство" 4 класс
план-конспект урока по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Проект урока
(ФИО): Яковлева Людмила Леонидовна
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Класс: 4
Тема урока: урок "открытия " новых знаний Блок: основы светской этики Методы: деятельностного подхода; моральных дилемм и дискуссий. Формы: фронтальная, индивидуальная. Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока: Образовательные: - способствовать формированию понятий: честь и достоинство; - учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли; - помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе; Воспитательные: - способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство; - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Развивающие: - развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; «открывать» новые знания; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. УУД: Личностные: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; - развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; - развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; - формировать ЗОЖ. Регулятивные: - способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре; - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других); - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: - развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; - помочь выделить и сформулировать познавательную цель; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; - продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; - способствовать высказыванию детьми своего мнения; - способствовать оцениванию своей деятельности на уроке; - развивать умение работать с разными видами информации.
Планируемый результат Предметные: - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; - знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности в жизни человека и общества; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести; - осознание ценности человеческой жизни. Личностные: - уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления; - понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»; Метапредметные: - освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; - высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
Основные понятия: "честь" и "достоинство".
Ресурсы: Основные - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для образовательных учреждений. М. Просвещение, 2012. Дополнительные - Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. 4 класс. Учебник: М. Баласс, 2012. - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для образовательных учреждений. / А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д. Шапошниковой. - М.: Дрофа, 2012
Организация пространства: парты расставлены полукругом.
Идея урока: "Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего" (Ф.М. Достоевский)
Технологическая карта изучения темы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I этап. (2 мин). Самоопределение к деятельности Цели: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне Планируемые результаты Предметные: УУД: Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Начинается урок Он пойдёт сегодня впрок! Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам. Пусть этот день несет нам | Подготовка учащихся к уроку | |
II этап (4-5 мин). Актуализация знаний и мотивация Цели: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа деятельности УУД: Личностные: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Познавательные: - развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; - помочь выделить и сформулировать познавательную цель; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; - развивать умения выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления. Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»). | На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки. | |
Молодцы! А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия, которые нам часто встречаются на занятиях «Основы светской этики» (Слайд): Олз, анив, идотвонсост, робод, дыст, нотьневсвстарн, стьеч | Зло, вина, достоинство, добро, стыд, нравственность, честь | |
Объясните, как связаны друг с другом значения слов добро и зло, мораль и нравственность. | Делать добро значит совершать моральные (добрые) поступки, а зло противоположность добра. Мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. | |
Как вы думаете, нужно ли человеку уважение со стороны других людей? А самоуважение? | Уважение и самоуважение помогают человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. | |
III этап (4-5 мин). Постановка учебной задачи Цели: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока Планируемые результаты Предметные: УУД: Регулятивные: - способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: - Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. - Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание | ||
Все ли слова, которые мы расшифровали в анаграммах, вам знакомы? | Значение слов честь и достоинство нам не знакомо. | |
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. | На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор. | |
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока? | Тема данного урока «Честь и достоинство» | |
IV этап (7-8 мин). «Открытие» детьми новых знаний Цели: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Планируемые результаты Предметные: Познавательные: УУД : Регулятивные: - способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других); - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: - развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; - способствовать высказыванию детьми своего мнения; - моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. | ||
Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? | Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. | |
Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? | А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». – По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». | |
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? | Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения. | |
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? | Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки. | |
Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь | Ученик записывает на доске слова «уважение» и «самоуважение» | |
За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения? | Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, это человек верен долгу, справедлив и порядочен | |
Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании? | Слово «поступки» является ключевым. Ученик записывает на доске слово «поступки» | |
Давайте сформулируем понятие слова честь. | Учащиеся по появившейся на доске модели формулируют понятие слова «честь». Честь – самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что он совершает хорошие поступки. | |
Проверьте себя по словарю. (На слайде появляется определение.) | Учащиеся самостоятельно читают определение | |
Честь – честность имеют один корень. И ценились они еще в глубокой древности, о чем свидетельствует рассказ «Честный и благородный спартанец». (Слайд) | Учащиеся слушают рассказ «Честный и благородный спартанец». Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком? – Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец. | |
Оцените ответ спартанца | Спартанец достоин уважения, человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам | |
Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Что означает слово «достоинство»? | Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить. Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других. Не грубит в ответ на оскорбления. Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение. | |
Любому человеку хочется, чтобы люди его уважали, считали, что он поступает по совести, верен долгу, умеет защищать свою честь. Это уважение внешнее. Чтобы человек научился уважать самого необходимо уважение внутреннее. | ||
Сверьте своё высказывание по учебнику. | Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. | |
V этап (4-5 мин.) Первичное закрепление. Цели: Усвоение нового способа действий. Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: контроль, коррекция, оценка УУД: Личностные: - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: - развивать умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание. | ||
Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать. На доске карточки: | ||
Соотнесите карточки так, чтобы мы смогли увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека | Учащиеся на доске составляют схему: Человек чести -умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам. Достойный человек - честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым. | |
Во время составления схемы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств. Почему же это происходило? | Потому что моральные качества честь и достоинство близки по смыслу. | |
Да это так, но всё - таки между ними есть различие. Каково же оно? | Часто моральные качества Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Достоинство- это осознанный выбор человека. | |
На доске есть чистые бланки, допишите, на них слова - подсказки, которых нам так не хватало во время выполнения задания. | Учащиеся дописывают слова воспитанность и осознанность. | |
VI этап (4-5 мин). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Индивидуальная рефлексия достижения целей, создание ситуации успеха. УУД: Личностные: - способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Регулятивные: - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). Познавательные: - способствовать оцениванию своей деятельности на уроке; - развивать умение работать с разными видами информации. | ||
Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание. | Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение): Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного. | |
VII этап (7-8 мин). Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. УУД: Личностные: - развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; - побудить детей к анализу собственных поступков и обсуждению приёмов воспитания нравственных качеств. Регулятивные: - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). Познавательные: - развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; - способствовать высказыванию детьми своего мнения; - развивать умение работать с разными видами информации. | ||
Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести? | Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил. | |
Приближается праздник - День защитников Отечества. К этому дню вы приготовили рассказы (статьи) о своих близких. Я думаю об этих людях должны знать все, мы должны быть похожими на них. Предлагаю вам выпустить стенгазету. Подойдите и прикрепите к ватману на доске эти статьи. Но у нашей стенгазеты нет названия, предлагаю вам назвать эту стенгазету, используя ключевые слова нашего урока. | Возможные варианты: «Они знали, что такое честь, достоинство и совесть…» | |
Эти моральные качества честь и достоинство присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку. Известны ли вам эти произведения? | «Честное слово» | |
Слайд: Какие моральные качества присущи этим героям? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? | В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. | |
В произведении С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок. | ||
В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа. | ||
Какие качества присущи всем этим героям? | Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам | |
Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них поступили бы по – другому. | Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей. | |
Как вы бы поступили в этих ситуациях? | Ответы детей. | |
Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство. | Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя). | |
VIII этап. (1 мин) Домашнее задание: Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? Запишите героя и хотя бы один поступок (можно сделать рисунок) или подберите 2 – 3 пословицы о чести и достоинстве. | ||
IX этап (4-5 мин. Рефлексия деятельности Цели: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания. УУД: Личностные: - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Коммуникативные: - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). Познавательные: - способствовать оцениванию своей деятельности на уроке. | ||
Что ты будете делать для сохранения чести и достоинства? | Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других. | |
Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме: Я узнал… Я понял… Мне осталось непонятно… | Высказывания детей | |
- Хочется завершить наш урок строками из стихотворения «Человек» Редьярда Киплинга: Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. - Спасибо за сотрудничество. Урок закончен. Можете выйти на перемену. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по футболу в 5 классе
Проект урока по футболу для учащихся пятого класса...
проект урока "Ток шоу " в 7 классе
Урок по УМК "New Millenium English" Дворецкая....
Проект урока "New Millennium English" 5 класс
Материал к учебнику "New Millennium English" Дворецкая....
Проект урока русского языка в 10 классе "Работа с текстом"
Данный проект урока содержит некоторые виды работы с текстом, а именно: чтение и восприятие, лигвистический и языковой анализ текста....
Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.
Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...
проект урока "Горы юга Сибири" 9 класс
Данный проект создан по учебнику "География России. ПРирода. Население. Хозяйство." Издательство Дрофа"...
«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией
Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...