Профильное обучение в школе: из опыта работы.
статья по обществознанию по теме
Данная работа является обобщением опыта работы в системе профильного обучения в старшей школе. Автор работал по этой методике в течении 5 лет, что позволило накопить и обобщить собранный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Андрющенко Юлия | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
по теме
«Профильное обучение в школе»
Выполнила: магистр истории,
учитель истории и
обществознания
МОУ СОШ № 4
АНДРЮЩЕНКО
ЮЛИЯ БОРИСОВНА
Михайловск, 2009
В последние годы понятие «качество образования» стало широко употребляемым, появилось большое количество учебно-методической, общепедагогической литературы посвященной проблеме качества образования. Из этих публикаций следует, что под качеством образования понимается мера соответствия интегральной характеристики результатов образовательного процесса, какими они должны быть и каким целям соответствовать. Образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в ближайшем будущем.
В наше время необходимо сформировать такие качества личности, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами.
Обострение проблемы качества образования связанно с бурно и непрерывно растущим объемом знаний накопленных человечеством. В условиях, когда каждые 10-15 лет объем знаний удваивается, становится крайне сложно определить необходимую и достаточную сумму знаний на всю жизнь. Поэтому предположить, что в дальнейшем содержание образования будет интенсивно обновляться.
Развитие вариативности образования привело к размыванию требований к уровню подготовленности учащихся. Разработка новых разноуровневых требований привела к завышению базового уровня знаний, сохранению ориентации на формирование громоздкой суммы знаний по определенным предметам.
Еще одной проблемой современного образования остается недостаточная социальная ориентированность выпускников школ. Их выбор дальнейшего пути зачастую случаен, они мало подготовлены для эффективного самоопределения.
Одним из способов решения поставленных проблем можно считать профильное обучение. В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение- средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». [1]
В нашей стране еще с конца 80 –х годов были сделаны попытки решить назревшие проблемы. В этот период сформировалось две крупные концепции по пересмотру целей и способов образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями: социально-ориентированные и личностно-ориентированные.
Наиболее широко стали применять разработки по личностно-ориентированному обучению, которое уделяет внимание развитию, саморазвитию и усвоению социального опыта учеником опираясь на индивидуальные особенности. В соответствии с таким пониманием содержания образования должно включает, с одной стороны «готовые» знания и опыт осуществления деятельности по образцу, по привычному стандарту, а так же и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
Индивидуализация и дифференциация образования, ведут к серьезным изменениям не только в содержании образования, но и механизма их реализации в образовательном процессе. Поэтому изменяются и задачи старшей школы, которая должна предоставить возможность школьнику проявить волевые усилия, получить радость от самореализации в продуктивной деятельности, гордиться собственными интеллектуальными продуктами, научиться реализовывать свои замыслы. Реализация этих замыслов стала возможна при введении школе профильного обучения.
Переход к профильному обучению в России начался в 2002 году, т.е. совсем недавно, и к настоящему времени пока не завершен. На сегодня практически во всех субъектах РФ идет эксперимент по профильному обучению и предпрофильной подготовке.
Переход был начат в условиях, когда большинство школ, как, правило, не имело достаточных кадровых ресурсов для введения разнообразных профилей, не было создано новых, соответствующих изменившимся условиям УМК, не была разработана нормативно правовая база. На сегодняшний день часть перечисленных проблем успешно решена: учителя – предметники прошли курсы повышения квалификации, что позволило им работать в профильных классах, были разработаны и выпущены программы по предметам и элективных курсов для общеобразовательных учреждений базовый и профильный уровень, ведется разработка и внедрение различных спецкурсов.
Школа максимально полно стремится удовлетворить запросы учащихся и родителей в изучении ряда предметов на углубленном уровне, такая потребность вызвана нуждой в более основательной подготовке учащихся старшего звена к поступлению в высшие учебные заведения, поскольку прослеживается разрыв между уровнем подготовки школы и уровнем вступительных экзаменов в вуз.
Осуществляя свой выбор профиля, учащиеся, в первую очередь ориентируются на профили, где особое внимание уделяется предметам, которые им предстоит сдавать в вуз, а так же подготовке к сдаче ЕГЭ.
Основной целью профильного обучения в современном понимании будет подготовка человека имеющего качественные базовые предметные знания, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к непрерывному образованию и перемене профессии в течение всей жизни.
В изменившихся условиях, учащийся и молодой специалист должен иметь не просто набор определенных знаний умений и навыков, а прежде всего у него должно быть сформировано умение ориентироваться в представленной информации, искать недостающую информацию, использовать свой жизненный опыт и фантазию, находчивость, способность переносить знания из различных областей человеческой деятельности и науки в ту ситуацию, где требуется найти решение. Все это формирует компетентность человека, которая может ему помочь в решении различных задач на практике. Современная система образования должна помочь молодым людям в решении этих проблем, так как им предстоит жить и работать в новой ситуации:
- Знания «производятся» большими коллективами людей, нуждающихся в средствах соорганизации как между собой, так и с теми, к кому адресованы результаты их труда;
- Развитие профессиональной деятельности достигло такого уровня, при котором о людей требуется наличие компетенций в области интеллектуального обеспечения собственной деятельности;
- Набор компетенций теперь нужно обновлять несколько раз в течение жизни.
Одним из способов решения поставленных задач является работа в профильных классах и профильной школе.
В данной работе я хочу остановиться, более подробно на своей работе в профильной школе, как преподавателя права, истории и обществознания.
Первый опыт работы в профильном классе относится к 2003-2005 учебному году, когда на базе МОУ СОШ № 1 г. Михайловска был создан 10 спортивно-юридический класс при совместных усилиях школы и милиции, для подготовки учащихся желающих поступить в средние и высшие юридические учреждения. Программа предусматривала выделение дополнительных часов на предметы, являющимися вступительными в данный тип учреждений - русский язык и литература, история России, обществознание, физкультура - за счет введения факультативов по этим предметам. Отдельно вводились такие курсы как «Основы вольной борьбы», «Основы права», «Деятельность ОВД». Работа в классе велась при взаимодействии МОУСОШ № 1, спортивной школы и сотрудников милиции. В этом классе я преподавала историю России (1 час – X класс), обществознание ( 1 час в год XI класс) как факультативы, право , как профильный предмет (2 часа X-XI класс). Отсюда сформировался мой особый интерес к праву.
Как известно, общение с другими людьми немедленно ставит вопрос «о праве» и взаимных обязанностях участников отношений. Характерно, что человек, участвуя в правоотношениях, не всегда это осознает. Он руководствуется правовым стереотипом поведения. Таким образом, правовое воспитание - объективный общественный процесс, в котором участвуют граждане в зависимости от своих социальных ролей.
В правовом обучении школьников можно выделить три этапа: пропедевтический, общеправовой, профильный.
Пропедевтический призван сформировать навыки нормативной культуры, усвоить представления о социальной норме, видах норм, включить их в число своих ценностных ориентаций, понимать, что общественная жизнь регулируется нормами, в том числе и правовыми (учащиеся начальной школы и среднего звена, возраст 12-14 лет), реализуется через коллективные или индивидуальные беседы с учащимися («О вреде курения», «Что такое добро и зло», «Как себя вести в общественных местах», уроки обществознания («Что такое ценности?», «Что такое идеал?», «Конституция – основной закон государства»).
Общеправовой уровень чаще всего дается на уроках обществознания для выпускников основной и средней (полной) школы. Он выключает в себя систематический курс, дающих представления о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. («Закон и власть», «Право и имущественные отношения», «Право, семья, ребенок», «Система права в России», «Юридическая ответственность и ее виды»). Эти знания позволят подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно своей социальной роли и степени включенности в правовую жизнь общества.
Профильный уровень представлен курсом «Право», который представляет собой систему правовых знаний, выполняющих регулятивную функцию, позволяющую развивать социально-адаптивные возможности личности («Современное российское право», «Международные договоры о правах человека», «Трудовые споры. Защита трудовых прав», «Наследование: понятие, виды»). Курс носит характер практического руководства по использованию действующего законодательства, сориентированного на общегражданские потребности.
Данные социологических исследований показывают, среди субъектов Южного Федерального округа в Ставропольском крае введение профильного обучения осуществлено на 60 %.[2]
В 2006 - 2007 учебном году в нашем городе было введено профильное обучение. Был открыт Районный ресурсный центр профильного обучения на базе МОУ СОШ № 1 г. Михайловска. Все городские школы провели родительские собрания с учащимися IX классов, где информировали родителей о профильном обучении в Х классе и предпрофильной подготовке в IX классе. Проводили анкетирование родителей и учащихся. Информировали родителей, что в Х классе вводится профильное обучение, что учащиеся Х - IX классов могут выбирать профильное обучение, т.е. нужные для себя дисциплины в большом объеме. Предметы, которые не пригодятся им в будущей профессии, будут осваиваться в меньшем объеме. Учащиеся по выбору писали заявления в тот или иной профильный класс. Учащиеся всех школ города должны были посещать РРЦПО два раза в неделю. Были созданы социально – экономический класс, социально – гуманитарный класс, информационно-технологический класс в каждой школе. При этом наиболее выбираемые профили среди городского населения по Южному Федеральному округу это универсальный – 17,2 %, физико-математический – 17 % , химико-биологический – 14, 2 %.[3]
В РРЦПО я веду право в социально–экономическом и в социально–гуманитарном классах. По программе профильного обучения в Х классе в социально– экономическом классе профильный предмет - право 1 час в неделю, в социально–гуманитарном профильном классе профильные классе профильные предметы: право 2 часа в неделю.
Для этих профильных классов мною составлено тематическое планирование на основе Программы для общеобразовательных учреждений, авторы: А.Ф. Никитин «Программа по праву» 70 часов за X -XI класс, А. И. Матвеев «Право» 140 часов за X-XI класс.
Для преподавания курсов использую учебники А. Ф. Никитина «Основы государства и права», Т.В. Кашанина, А. В. Кашанин «Основы права», как основные и следующую дополнительную литературу: А. М. Гамова «Обществознание для будущих юристов», «Административное право», «Уголовное право», « Конституционное право», при организации контроля разработки и практикумы «Оценивание достижений учащихся в области правового образования», Т.В. Кашанина, А, В, Кашанин «Методическое пособие по курсу «Основы права», Ю.А. Кожин «Практикум по праву к учебнику Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». При некотором разнообразии литературы при подготовке к урокам, написании планов проявился ряд сложностей: ощущалась нехватка информации на определенные темы, отсутствие методической литературы и пособий.
В практике правового обучения применяю разнообразные методы, приемы и способы организации деятельности учащихся, которые, прежде всего, отбираю в зависимости от познавательной активности учащихся:
- Объяснительно-иллюстративный метод используется для организации первоначального усвоения знаний – устное изложения юридических фактов, информации, демонстрации наглядных пособий, схем, диаграмм. При этом ученик осознанно воспринимает представленную учителем информацию («Теории происхождения государства и права», «Правовая норма, источники права»).
- Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение действий – пересказать объяснения, изложить содержание фрагмента нормативно-правого акта после прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех случаях ученик повторяет все, что ему известно («Конституция: права и свободы гражданина» - перечислить основные права и свободы гражданина РФ.)
- Исследовательский метод, его сущность состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом усвоении и применении знаний. Учитель конструирует или подбирает по теме урока проблемы и проблемные задания, которые представляются ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Этот метод способствует созданию условий для того что бы учащийся самостоятельно мог приобретать навыки научной работы (обсуждение проблемы, написание эссе на тему: «Должна ли быть в России отменена смертная казнь?»).
- Эвристический (частично-поисковый) метод состоит в том, что учитель, поставив проблему, делит ее на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При этом ученик самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования (подготовка к семинарскому занятию по теме «Правонарушение», «Конституция»)
- Метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и цепью рассуждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания. Время от времени он прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать свои предположения, сформулировать вопрос, это позволяет учениками следить за движением мысли учителя, участвовать в процессе рассуждений («Семья как юридическое понятие. Брак»).
При проведении занятий использую не только комбинированный урок, поскольку часть учебного времени необходимо посвятить применению правовых знаний, их совершенствованию, самостоятельной работе, работе с документами, но и лекционное изложение материала («Источники права: понятие, системы, виды, действие», «Понятие и источники гражданского права»), семинары («Административное право», «Конституция: история возникновения и развития», практическое занятие («Всеобщая декларация прав человека», «Международные документы о правах человека»), зачет.
При проведении тематического, итогового контроля использую различные формы: фронтальный, индивидуальный опрос, работа с документами, тестовые задания.
Во всех классах учащиеся показали неплохие результаты: социально - экономические - 56 -78 % , социально – гуманитарные – 65-76 % качества знаний.
Еще одним условием профильного обучения является выбор учащимися не только предметов для углубленного изучения, но так, же элективные курсы, которые помогают им реализовать свои интересы и стремления более полно. В «Концепции профильного обучения» предложено следующее примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%. Каждый учащийся должен выбрать несколько курсов, но общий объем часов не должен превышать 2 часов в год
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они выполняют три основных функции:
1. Выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
2. Развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне;
3. Помогают удовлетворению познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Photoshop» или «Химия и медицина», а школьник из класса социально- экономического направления захочет расширить свои знания в области литературы и изучить элективный курс «Основы журналистики».
Мной были разработаны элективные курсы «Религии мира», «Основы социологии», и успешно проводятся «Основы предпринимательства». Курсы рассчитаны на 1 час за курс X – XI класса. По моему мнению, они способствуют развитию творческих навыков учащихся. Поэтому одной из форм итоговой оценки за прослушанный курс является проектная работа (газета, компьютерная презентация, реферат, исследовательская работа и тд.).
Развитие профильного обучения в общеобразовательной школе и работа с талантливыми детьми становится базовым направлением образовательной деятельности в современных экономических условиях.
Одним из залогов успешности работы профильной школы является использование информационного потенциала, который возникает в связи с реализацией государственной программы информатизации. Становится актуальной разработка вариантов систем и схем получения профильного образования, а также возможностей перехода от одного профиля к другому профилю.
Особенностью развития профильного обучения в технологической сфере является применение ряда новых информационных технологий. Ставятся задачи комплексного использования технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
В своей работе использую электронные учебные пособия «Право и экономика», «Религии мира»; учащимся при подготовке сообщений, поискам дополнительной информации, текстов документов рекомендую обращаться к ресурсам ИНТЕРНЕТ, как источнику информации.
Профильное обучение невозможно без предпрофильной подготовки учащихся. Такая форма обучение в нашей школе была введена с 2006 года в IX классах. Она позволяет учащимся осознано выбрать профиль обучения. Предпрофильная подготовка предполагает обеспечение школьников информацией о возможных путях продолжения образования. Предпрофильная подготовка – это название учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам IX классов определить направленность их учебы, продолжить учебу в X классе своей школы, или перейти в специализированную школу, техникум, колледж и другие учебные заведения. Основная функция курсов по выбору профориентационная. В предпрофильной подготовке к стандартному базисному плану добавляются курсы по выбору на 35 часа. Они подразделяются на предметные и на ориентационные. Курсы ориентированы на расширение знаний по предметам, самоопределению учащиеся выбора профильного обучения. По итогам обучения учащиеся должны оформить портфолио, как результат своего обучения.
Опыт работы двух лет показал, что учащиеся IX – XI классов не в полной мере готовы сделать свой выбор это зависит от нескольких причин:
- Не все к этому времени точно определились в своем дальнейшем пути;
- Низкая учебная мотивация некоторых учащихся;
- Недостаточная информированность родителей и учеников о форме итоговой аттестации учащихся профильных классов;
- Невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;
- Сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.
Так же есть и положительный результат:
- Углубление знаний по профильным предметам;
- Расширение кругозора учащихся;
- Получение навыков исследовательской деятельности;
- Подготовка к сдаче ЕГЭ по профильным предметам ( история России, русский язык, физика, химия и тд.)
Приложение 1.
Участие субъектов Южного Федерального округа в профильном обучении
Приложение 2.
[1] Профильное обучение в условиях модернизации, 2004. С. 358.
[2] См. приложение 1.
[3] См. приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта организации профильного обучения в школе
В статье изложен опыт работы по организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска, предложены варианты учебных планов, дана подробная характеристика различных направлений предпрофильной подг...
Система работы учителя по проверке результатов обучения учащихся в коррекционной школе (из опыта работы)
Повторение и проверка исторический фактов, и понятий на уроках истории....
«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...
Система профильного образования в школе, из опыта работы.
На современном этапе развития образования в России внедряется новая система профильного образования в школе. Таким образом, с этого года учащимся 10-11 классов предлагаются профили, которые станут осн...