Уголовно-правовые отношения
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов к учебнику Боголюбова Л.Н. и др.При составлении использовался материал учебника, справочники по обществознанию Синовой И.В., Баранова П.А., модульный триактив-курс по обществознанию, авторы .Котова О.А., Лискова Т.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_l_ugolovnoe_pravo.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уголовно-правовые отношения.
Уголовное право – это отрасль права,…
Нормы уголовного права регулируют уголовно-правовые отношения – отношения, возникающие по поводу ... (приведите примеры)
Задачи уголовного права: 1) … 2)…
Источники уголовного права:
За преступления, совершённые на территории России, несут ответственность …
К объектам уголовно-правовой охраны, принадлежат ценности общества:….
Субъектами уголовно-правовых отношений являются:…..
Содержание уголовно-правовых отношений- права и обязанности сторон:…
Правоохранительные органы | Права | Обязанности |
Человек, совершивший преступление |
Преступление-
Признаки преступления: 1)… 2)… 3) … 4)…
Формы вины: … (прямой и косвенный) и … (легкомыслие и небрежность)
! Умысел — это правонарушение, которое считается совершённым умышленно, если правонарушитель осознавал и предвидел вредные последствия своего поведения. Правонарушитель либо желал наступления таких последствий или сознательно пускал их (прямой умысел), либо относился к ним безразлично (косвенный умысел).
Неосторожность — это правонарушение, которое совершается, когда правонарушитель либо не желает и не допускает вредных последствий своего проступка, но легкомысленно надеется их предотвратить (легкомыслие), либо не предвидит наступления таких последствий, хотя при необходимой предусмотрительности мог и должен был их предвидеть и предотвратить (небрежность).
Группы преступлений (по Особенной части) | Примеры преступлений |
Необходимая оборона – это правомерная защита от общественно опасного посягательства путём …
Пределы допустимой обороны (или самообороны) - условия правомерной необходимой обороны: 1) возникает только при наличии…, причём оно должно быть …
2) вред можно причинять лишь лицу, совершающему …, если
3) должна соблюдаться …
Правовое последствие преступления является …, которая наступает с … лет, а отдельные преступления с … лет (приведите примеры, см. 88, 180)
? Согласны ли вы с мнением психологов, что одна из причин преступных деяний несовершеннолетних – чувство безнаказанности? Аргументируйте свой ответ.
! Доп. информация. Признаки уголовной ответственности, отличающие её от других видов юридической ответственности:
1) Уголовная ответственность может устанавливаться только Уголовным кодексом. (Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах.);
2) Уголовная ответственность может налагаться только судом. (Отличие от гражданской и уголовной ответственности, ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут налагаться в административном порядке, т. е. без обращения в суд;)
4) К уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо.
(Административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;)
5) Отличие от гражданской ответственности, уголовная и административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством;
6) Применение мер уголовной ответственности влечёт за собой судимость. (Применение мер административной ответственности не влечёт за собой судимости.)
Уголовное наказание –
При установлении наказания учитывается множество факторов: характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и …
Задание. Как вы думаете, какие из перечисленных фактов являются смягчающими, а какие отягчающими вину обстоятельствами:
1. Совершение преступления впервые
2. Совершение преступления под влиянием угрозы
3. Несовершеннолетие виновного
4. Наличие малолетних детей у виновного
5. Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств
6. Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления
7. Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления
8. Совершение преступления организованной группой
9.Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений
10. Совершение преступления с особой жестокостью
11. Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления
12. Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести
Виды наказаний:
штраф;
исправительные работы;
конфискация имущества;
ограничение свободы;
арест;
лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;
лишение специального воинского или почётного звания либо государственных наград;
обязательные работы;
содержание в дисциплинарной воинской части;
лишение свободы на определённый срок;
пожизненное лишение свободы;
Презумпция невиновности- с.92.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось … лет, но не исполнилось … лет.
Несовершеннолетним может быть назначено уголовное наказание вплоть до … либо к ним могут быть применены …
К мерам воспитательного воздействия относятся: …
В случае неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия она … , и материалы направляются для …
! Доп. информация.
Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.
Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:
А) штраф;
Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;
В) обязательные работы;
Г) исправительные работы;
Д) арест;
Е) лишение свободы на определённый срок.
Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3-х часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года. Исправительные работы отбываются по месту работы с удержанием из заработка, осуждённого в доход государства суммы в размере от 5 до 20 % (устанавливаются на срок от 2 месяцев до двух лет).
Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4-х месяцев
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.
Практикум. Ситуации. Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность?
1. Пятеро 14-летних подростков в районе улицы Ленина встретили 13-летнего И. и потребовали у него денег. И. ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 1000-рублёвую купюру. Деньги подростки забрали, а «за обман» потребовали крупную сумму денег.
2. Два брата Федор М., 13 лет и Николай М., 12 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.
3. Настя и Катя решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Настя и Катя не уйдут, то им придется плохо.
4. М. одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков (14 лет), ее окружили. Один из парней вырвал из рук М. сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней.
5. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из сумки. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки.
6. Группа ребят из 11 класса (17 лет) вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили.
7. Н. 16 лет, решил покататься на скутере, проезжая мимо школы, он сбил, внезапно, выбежавшего на дорогу мальчика, последний ударился головой об асфальт и скончался.
8. Братья К. (12, 14 лет) жили в неблагополучной семье, постоянно недоедая, они решили залезть в ближайший магазин, украсть продуктов и поесть. Продумав операцию, они приступили к ее исполнению, были пойманы на месте преступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"
Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения"....
Уголовно-правовые отношения. Урок права в 11 классе.
Данную презентацию можно использовать на уроке права при изучении уголовно-правовых отношений....
Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.
1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...
Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта
1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...
Уголовно-правовые отношения
Тема: Уголовно-правовые отношения (Обществознание, 9 класс)Задание: прочитайте параграф 20 и выполните задания....
Проверочная работа по обществознанию в 9 классе на тему Уголовно-правовые отношения
Проверочная работа по обществознанию в 9 классе на тему Уголовно-правовые отношения...
Презентация к уроку "Уголовно-правовые отношения"
Уголовно-правовы отношения-это тема, изучаемая в 9 классе. Маиериал подготовлен на основе ФГОС....