Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolovno-pravovye_otnosheniya.docx25.75 КБ
Файл prezentatsiya_na_urok.pptx670.94 КБ
Файл zadaniya.docx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Уголовно-правовые отношения».

Цель: показать основания возникновения уголовной ответственности; углубить представления учащихся о юридической ответственности, правонарушениях.

Задачи: 1. Учить определять признаки преступления, состав преступления.

              2. Развивать умения работать с текстом, классифицировать понятия, аргументировать свою позицию.

              3. Закрепить умения и навыки работы в группе, в паре, с документальными источниками.

Ход урока.

I. орг.момент

1 мин.

II. Проверка домашнего задания.

3 мин.

III Подведение к новой теме

(работа с ребусами).

(3 мин)

IV Изучение новой темы.

1. Работа со слайдами.

(5 мин)

2. Работа со словарем, в тетради.

(3 мин)

3. Работа с раздаточным материалом.

(причины наступления уголовной ответственности)

(3 мин)

4. Беседа с учащимися.

(3 мин)

5. Работа в группе с карточками.

(3 мин)

Беседа (2 мин)

V Закрепление

1. Работа в группах, парах

(7 мин)

2. Чтение притчи. (2 мин)

3. Составление синквейна.

(3 мин)

VI Рефлексия

(1 мин)

Д/з (1 мин)

-Здравствуйте, садитесь.

- На прошлом уроке мы изучали административные правоотношения, говорили о юридической ответственности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Юридическая ответственность»?

- Посмотрите на слайд, соотнесите ситуацию и вид юридической ответственности.

- Ребята, посмотрите на экран. Давайте попробуем отгадать ребусы.

- Какой общей темой они объединены? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой для изучения данной темы?

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Объяснение учителя:

1. Уголовно-правовые отношение – вид общественных отношений, возникающих главным образом по поводу преступлений.

- Из курса 7 –го класса давайте вспомним, какие преступления существуют? (кража, мошенничество, вымогательство, убийство, терроризм, вандализм и т.д.)

2. Все виды преступлений направлены на кого-то или что-то, т.е. имеют объект. Объектами уголовно-правовых отношений являются ценности общества: личность, права и свободы, общественный порядок, окружающая среда, конституционный строй, мир и безопасность человечества.

- Участниками – субъектами уголовно-правовых отношений являются, с одной стороны, лица, совершившие преступные деяния, с другой – государство в лице правоохранительных органов.

3. При характеристике уголовно-правовых отношений неоднократно упоминается Уголовный закон. В данном случае – Уголовный кодекс РФ.

Он имеет ряд особенностей:

1. Он выступает единственным источником уголовного права, - Как вы думаете, к частному или публичному праву относится Уголовный кодекс? (относится к публичному праву) Почему?

2. По своей форме УК РФ является федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию РФ, включая сушу, водное и воздушное пространство.

3. УК РФ включает обширную совокупность норм, которые объединяются в группы – институты. Важнейшими институтами являются преступление, необходимая оборона и наказание.

- Что же такое преступление?

- Откройте словарь учебника на стр. , прочитайте определение понятия преступление. На основе определения выберите основные признаки преступления и запишите их в тетрадь.

- каковы признаки преступления?

- Общественная опасность

- Виновность

- Противоправность

- Наказуемость.

-Как вы думаете, что может стать причиной наступления уголовной ответственности за совершение преступления?

- само совершение преступного деяния.

(Поздно вечером 14-летние О. и М. исписали нецензурными словами в пустых вагонах метро стёкла и стены, изрезали ножом сиденья диванов.)

- Но есть и другие обстоятельства. На раздаточном материале познакомьтесь с ситуацией и определите причину наступления уголовной ответственности.

- I ряд – приготовление к преступлению

- II ряд – покушение на преступление

- III ряд – соучастие в преступлении

- Наступление уголовной ответственности определяет наказание виновного. Обратите внимание, что действует принцип презумпции невиновности: человек является виновным тогда, когда доказана его вина.

Наказуемость как признак преступления означает, что за данное деяние в УК РФ предусмотрено конкретное наказание. Оно является возможным, т. е. может и не последовать, если, к примеру, не доказана вина или обнаружились обстоятельства, исключающие преступность деяния. Напомним, что одним из таких обстоятельств является необходимая оборона.

Рассмотрим ситуацию:

Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга.

- Как оценить поведение Кости?

- ответы учащихся.

- «Согласно статье 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами». Однако это право имеет свои границы, выходя за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны).

- Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства;

- во-вторых, вред можно причинять лицу, совершающему нападение;

- в-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению. Если нарушаются эти условия, наступает уголовная ответственность.

- Уголовное наказание имеет своей целью перевоспитание преступника, восстановление социальной справедливости.

- По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. За особо тяжкие преступления – с 14 лет.

- Перечень таких преступлений вы можете видеть на экране. Условно их можно разбить на 3 группы.

- Сейчас работая  в группах, выберите те преступления, которые соответствуют конкретной группе.

- Распределите условно по группам виды преступлений:

Против личности

Имущественные преступления

Против общественной безопасности и общественного порядка.

1. Умышленное убийство

2. Причинение тяжкого вреда здоровью человека

3. Изнасилование

4. Побои, истязания

1. Кража

2. Грабеж

3. Разбой

4. Вымогательство

5. Угон транспортного средства

6. Умышленное уничтожение или повреждение имущества

1. Терроризм

2. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

3. Вандализм

4. Хищение оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств

5. Хищение наркотических веществ

6. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах

- Почему подростки совершают преступления?

Давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к правонарушениям.

-пренебрежительное отношение к учебе

-резкое падение уровня жизни большей части населения;

-стремление к примитивному времяпровождению.

-жадность;

-социальная незащищенность;

-Низкий материальный уровень жизни населения.

-Низкий уровень правовой культуры граждан.  Алкоголизм и наркомания

-неуверенность в завтрашнем дне.

1. Работа с таблицей (в парах)

2. Работа с текстом (в группах)

3. Задание на соответствие (индивидуально).

- Проверка заданий.

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый воин. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « А вот это и есть небеса», заметил старец»

                О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе.

- Подводя итог нашего урока, составьте синквейн со словом преступление.

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 3 слов

5 строка - существительное

- Что нового узнали на уроке?

- Какая информация оказалась полезной для вас?

- В СМИ найти информацию, какие преступления чаще всего совершают подростки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В автобусе подростки распивали спиртные напитки, в ответ на замечание водителя разразились нецензурной бранью Семиклассники испортили новую мебель в школе Ученики похитили компьютер из школьного кабинета Ученик систематически прогуливает учебные занятия Вадим устроил драку с одноклассником и нанес ему телесные повреждения Административная Гражданско-правовая Уголовная Дисциплинарная

Слайд 2

ПРАВО КРАЖА ТЮРЬМА

Слайд 3

ВИНА НАКАЗАНИЕ

Слайд 4

Уголовно-правовые отношения

Слайд 5

Уголовное право – особая отрасль права , связанная с самой тяжелой и опасной разновидностью правонарушений – преступлениями. Задачи уголовного права Охранительная Предупреждение преступлений

Слайд 6

Квалификация преступлений. (по Особенной части УК РФ) Против личности В сфере экономики Против общественной безопасности и общественного порядка Против государственной власти Против военной службы Против мира и безопасности человечества

Слайд 7

Все виды преступлений направлены против кого-то или чего-то, то есть имеют объект . К объектам уголовно-правовых отношений принадлежат ценности общества: 1. Личность, ее права и свободы 2. Собственность 3. Окружающая среда 4. Конституционный строй РФ 5 . Мир и безопасность человечества Участниками (субъектами) уголовно-правовых отношений являются - лица, совершившие преступные деяния, - государство в лице правоохранительных органов и суда. Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности сторон.

Слайд 8

Особенности уголовного КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. УК РФ выступает единственным источником уголовного права. 2. По своей форме УК РФ является федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию РФ, включая сушу, водное и воздушное пространство . 3. УК РФ включает обширную совокупность норм, которые объединяются в группы – институты. Важнейшими институтами являются преступление, необходимая оборона и наказание .

Слайд 9

Понятие преступления Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Признаки преступления: * деяние (действие или бездействие) *общественная опасность *противоправность *виновность * наказуемость

Слайд 10

Совершение преступного деяния Приготовление к преступлению Покушение на преступление Соучастие в преступлении ПРИЧИНЫ НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Слайд 11

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя замешательство Кости, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга.

Слайд 12

Умышленное убийство Кража Грабеж Терроризм Заведомо ложное сообщение об акте терроризма Причинение тяжкого вреда здоровью человека Вымогательство Угон транспортного средства Изнасилование Вандализм Хищение оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств Умышленное уничтожение или повреждение имущества Побои , истязания Хищение наркотических веществ Хулиганство при отягчающих обстоятельствах

Слайд 13

Против личности Имущественные преступления Против общественной безопасности и общественного порядка. 1. Умышленное убийство 2. Причинение тяжкого вреда здоровью человека 3. Изнасилование 4. Побои, истязания 1. Кража 2. Грабеж 3. Разбой 4. Вымогательство 5. Угон транспортного средства 6. Умышленное уничтожение или повреждение имущества 1. Терроризм 2. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма 3. Вандализм 4. Хищение оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств 5. Хищение наркотических веществ 6. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах

Слайд 15

СИНКВЕЙН 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза , несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по геометрии 8 класс: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников."

В работе дан развернутый конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников"....

Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.

Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся.  Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...

Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения....

Методическая разработка урока "Модель отношения между понятиями"

Урок информатики "Модель отношения между понятиями" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Инфорамтика и ИКТ. 4 класс на основе краеведческого материала о Петергофе. В уроке использованы элементы техн...

Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса

Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...

Методическая разработка «Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в подростковом возрасте»

Известно, что основная задача школы - дать необходимое образование. Но на современном этапе не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровье важное условие гармоничного развития л...