Программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Гусева Татьяна Владимировна

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой (Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М: «Русское слово», 2011) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Данная программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в рамках проекта «Пространство выбора» («Обществознание и экономика»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obshchestvoznaniyu.docx78.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Перми

 

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Методическим Советом школы                                  

Педагогическим Советом школы

Директор МБОУ «СОШ № 6»

Протокол №______________

Протокол №______________

___________Г.А.Соколова

от «____»____________2013 года

от «____»____________2013 года

Приказ № ____________

Руководитель МС                       _________ /_________________/

Секретарь                          _________ /_________________/

от «___» __________2013 года

 

ПРОГРАММА

по обществознанию

для    6    класса

  

Составитель:

Гусева Татьяна Владимировна,

учитель обществознания

высшей квалификационной категории

 

 

г. Пермь 2013

Программа по обществознанию

6 класс

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

   Рабочая программа по обществознанию для 6 класса к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой (Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М: «Русское слово», 2011) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В.

   Данная программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в рамках проекта «Пространство выбора» («Обществознание и экономика»).

   Нынешним школьникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

   Экономическое воспитание школьников не только приближает учащегося к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

   Предмет «Обществознание» предполагает изучение следующих тем: «Общество и человек», «Экономическая сфера общества», «Социальная сфера общества», «Политика и право», «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе». Осваивая эти темы, школьники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном материале. Узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи; учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Получают сведения об экономике своего города, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

   Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, учащиеся осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономического использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.

   Использование экономического воспитания в рамках предмета «Обществознание» служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия школьника с окружающим миром и способствует переходу учащего от формального усвоения знаний к их осознанному применению в новой области.

Цели обучения

  1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
  2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
  3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

   Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, развивает умение разбираться в определенных жизненных ситуациях.

   Данный курс формирует следующие общеучебные умения:

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  •  исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • Поиск нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем в соответствии с познавательной и коммуникативной ситуацией;
  • Объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащиеся должны знать/понимать:

  • Социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;
  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека, в рамках изученного материала;
  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

   Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • Первичного анализа и использования социальной информации;
  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Место предмета

   На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год (из них 6 практических занятий).

Тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема

Кол-во часов

Общество и человек

1

Что такое общество?

1

2

Происхождение и развитие человека

1

3

Исторические ступени развития общества

1

4

Человечество как сумма поколений. Человек, общество, природа

1

5

Современное общество.

Практическое занятие.

1

Экономическая сфера общества

6

Что такое экономика?

1

7

Рынок

1

8

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

9

Домашнее хозяйство. Практическое занятие

1

10

Экономическая деятельность подростков

1

11

Труд с точки зрения закона

1

12

Экономическая сфера общества.

Практическое занятие.

1

Социальная сфера общества

13

Социальная структура общества

1

14

Семья

1

15

Правила и нормы поведения в обществе

1

16

Социальная сфера общества.

Практическое занятие.

1

Политика и право

17

Что такое государство? Государство и граждане.

1

18

Право на службе человека

1

19

Конституция – основной закон страны

1

20

Право и правопорядок

1

21

Как защититься от несправедливости

1

22

Политика и право.

Практическое занятие.

1

Духовная сфера общества

23

Наука и образование

1

24

Мораль

1

25

Что такое идеал?

1

26

Что такое ценности?

1

27

Ценности современных подростков.

 Практическое занятие.

1

Ребенок в обществе

28

Ребенок в семье

1

29

Взаимоотношения детей и родителей

1

30

Ребенок в школе

1

31

Друзья и ровесники

1

32

Разновидности дружбы и ее особенности в подростковом возрасте. Практическое занятие. 

1

33 – 34

Обобщающий урок по изученному материалу

2

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2008.
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.
  3. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 6 класс. М.: Родное слово, 2011.
  4. Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию. 6 класс. М.: Русское слово, 2006.
  5. Поздеев А.В., Биянова Е.Б. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Перми

 

РАССМОТРЕНО

Методическим Советом школы                                  

Протокол №______________

от «____»____________2013 года

Руководитель МС                       _________ /_________________/

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по обществознанию

“Обществознание и экономика”

для    6    класса

  

Составитель:

Гусева Татьяна Владимировна,

учитель обществознания

высшей квалификационной категории

 

 

г. Пермь 2013

Общество и человек

Практическое занятие № 1

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема урока: Современное общество. Статистика как метод изучения явлений.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: урок-практикум

Технология: интеграция (обществознание + экономика + математика)

Цель: отработать алгоритм статистического исследования, метод выборочных наблюдений, активизировать навыки дискуссии и публичного выступления

Знать: основные понятия по теме урока; влияние друзей и ровесников на ребенка

Уметь: описывать основные социальные объекты и объяснять их взаимосвязи; приводить примеры социальных отношений; решать познавательные и практические задачи; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицами, графиками и диаграммами, анализировать, обобщать и делать выводы

Продукт: результаты статистического исследования

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, карточки с данными социологического опроса, заготовки таблиц

Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок; активизировать внимание; познакомить с понятием «статистика»

Фронтальная

Оптимальная готовность учащихся

слайд № 2

 Статистика – получение, обработка и анализ информации, которая характеризует количественные закономерности и качественное содержание социальных явлений.

2. Сообщение темы и цели. Проблемный вопрос

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная беседа; связь с жизнью

Самостоятельно сформулировали тему урока

слайд № 3

Установить зависимость качества потребления от уровня доходов.

3.  Знакомство с алгоритмом статистики

Познакомить с этапами статистической работы

Фронтальная; Индивидуальная; самостоятельная; связь с жизнью

План действий

слайд № 4

Этапы статистической работы

1.Выбор проблемы.

2.Определение критериев (показателей).

3.Выбор масштаба исследований.

4.Выбор метода исследований.

5.Формирование ряда распределения.

6.Анализ.

4. Обсуждение этапов работы

Обсудить план в группе; составить свой план; подобрать аргументацию; принять компромиссное решение

Самостоятельная работа; работа в группах; связь с жизнью; публичное выступление; дискуссия

План статистической работы

слайд № 5

  1. Выбор проблемы. Установление зависимости между потреблением и уровнем доходов.

слайд № 6

  1. Определение показателей. Уровень зарплат и затраты на разные группы товаров.
  • Питание
  • Бытовые товары
  • Услуги
  • На образование
  • Прочее

слайд № 7

  1. Выбор масштаба исследований. Это жители города Перми.

слайд № 8

  1. Выбор метода исследований. Метод выборочных наблюдений, когда исследуется группа, а выводы делаются на основе теории вероятности. Опрос разных социальных и профессиональных групп
  • Студент
  • Коммерсант
  • Пенсионер
  • Инженер
  • Рабочий
  • Спортсмен

слайд № 9

  1. Формирование ряда распределения. Формируются в таблицу.

слайд № 10

  1. Анализ. Математический анализ с помощью процентов, средних величин и графиков.

5.Исследование

Занести ряд распределения в таблицу

Работа в группах; самостоятельная; связь с жизнью

Таблица

слайд № 11

Питание

Бытовые товары

Услуги

Образование

Накопления

Итог

Студент

750

250

100

---

---

1100

Коммерсант

1500

2500

800

600

---

5400

Пенсионер

500

50

150

---

---

700

Инженер

1300

1800

500

1000

---

4600

Рабочий

1000

150

200

---

---

1350

Спортсмен

2000

2000

300

500

---

4800

6.Анализ. Обсуждение

Проанализировать таблицу; обсудить решение

Индивидуальная; публичное выступление; дискуссия

Группы по доходу

слайд № 12

Группировка данных.

1-я группа (низкий доход – до 3000 рублей)

Студент 1100

Пенсионер 700

Рабочий 1350

2-я группа (средний доход – до 10000 рублей)

Коммерсант 5400

Инженер 4600

Спортсмен 4800

слайд № 13

Для дальнейшего анализа данные необходимо привести к средним арифметическим значениям.

В статистике среднее арифметическое значение – это частное от деления суммы всех элементов ряда распределения на их количество.

Питание

Бытовые товары

Услуги

Образование

Накопления

Итог

1 группа

750

150

150

---

---

1050

2 группа

1600

2100

533

700

---

4933

слайд № 14

Сделаем выводы.

При доходах менее 3000 рублей жители не пользуются услугами коммерческого образования. При доходах менее 10000 рублей не остается денег на накопления.

7. Процентизация данных

Перевести показатели в проценты; сделать вывод

Индивидуальная;  

математическая операция; публичное обсуждение

Таблица в процентах

слайд № 15

Таблица в процентах.

Питание

Бытовые товары

Услуги

Образование

Накопления

Итог

1 группа

72

14

14

---

---

100

2 группа

32

43

11

14

---

100

слайд № 16

Выводы продолжаются.

С ростом доходов доля расходов на питание снижается.

Доля расходов на бытовые товары растет.

Доля расходов на услуги снижается.

8.Наглядность данных.

Выводы

Перевести полученные данные в графики или диаграммы

Индивидуальная; самостоятельная; работа с компьютером; связь с жизнью

Графики или диаграммы; ответ на вопрос

слайд № 17

Демонстрация графиков и диаграмм.

Определите, каким бизнесом (продукты, промтовары, сфера услуг, продажа ценных бумаг) лучше заниматься в нашем городе?

Анализ данных показывает, что около половины доходов жителей тратятся на продукты. Город можно охарактеризовать, как город с низким и средним уровнем жизни. Более выгоден продуктовый бизнес.

9. Рефлексия. Проблемный вопрос

Выяснить впечатления учащихся об уроке; дать ответ на вопрос

Дискуссия; проблемный вопрос; связь с жизнью

Ответ на вопрос; положительная оценка урока

слайд № 18

Почему ваши наборы данных так отличались друг от друга?

Это издержки метода выборочных данных.

10. Домашнее задание

Формировать умение применить полученные ЗУН при ответе на вопрос

Статистическое исследование

Графики или диаграмма с выводами

слайд № 19

Проведите небольшое исследование в своей квартире «Поколения людей и вещей». Осмотрите вещи домашней обстановки глазами ученого-социолога-статиста. Распределите их на четыре группы в зависимости от срока их приобретения: вещи 1-го поколения, 2-го поколения, 3-го поколения. В 4-ю группу можно включить вещи, происхождение и возраст которых вам неизвестны.

Составьте таблицу, затем графики или диаграммы, которые позволят ответить на следующие вопросы: Какова средняя продолжительность жизни каждого поколения вещей в вашей квартире? У какого поколения вещей выше качество, эстетические свойства?

Сделайте вывод, какова взаимосвязь поколений людей и поколений вещей?

слайд № 20

Спасибо за урок!

Экономическая сфера общества

Практическое занятие № 2

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема урока: Экономическая деятельность подростка

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Технология: интеграция (обществознание + экономика)

Цель: выяснить причины экономической деятельности подростков; определить, какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность

Знать: основные понятия по теме урока; причины экономической деятельности подростков и особенности ее организации

Уметь: высказывать суждения о том, должны ли подростки зарабатывать деньги и самостоятельно распоряжаться ими; о том, какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность; решать познавательные и практические задачи; устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на проблемные вопросы; обобщать и делать выводы

Продукт: тетрадь бухгалтерского учета

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, итоги социологического опроса

Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок; активизировать внимание

Фронтальная беседа; ассоциативный ряд

Оптимальная готовность учащихся

слайд № 2

Молодежная экономика. Что вы понимаете под этим выражением? Какие ассоциации у вас возникают?

2. Сообщение темы и цели. Проблемный вопрос

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная беседа; проблемный вопрос; связь с жизнью

Самостоятельно сформулировали тему урока

слайд № 3

 Представьте, что мы сегодня случайно услышали спор двух друзей. Один говорит, что работа, мешает подростку, нормально учится. Заработанные деньги дают ощущение независимости от взрослых и приводят к непослушанию. Другой утверждает, что работа делает подростка собранным, помогает ценить чужой труд и  продуманно относиться к тратам. Кто из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть у вас иное мнение на этот счет?

3. Работа в группах

Рассмотреть суждения учащихся по предложенным вопросам

Групповая;

индивидуальная; объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос;  связь с жизнью

Ответы на поставленные вопросы; вывод

слайд № 4

Задание группе 1.

Назовите список доходов школьников.

Задание группе 2.

Составьте список расходов школьников.

Каждая группа презентует результаты работы.

Источники доходов:

  1. Доходы от родителей
  2. Индивидуальная трудовая деятельность (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт видео- и радиоаппаратуры и т.д.)
  3. Коммерческая деятельность (продажа пирожков, газет и журналов и т.д.)
  4. Работа по найму (работа на государственном предприятии, в сфере обслуживания и т.д.)
  5. Оказание услуг (присмотр за ребенком, пока родители в кино; покупка продуктов пенсионерам и инвалидам и т.д.)
  6. Другие источники

слайд № 5

Расходы:

  1. Расходы на питание вне дома
  2. Расходы на учебу
  3. Расходы на обувь, одежду
  4. Транспортные расходы
  5. Расходы на культурно-спортивные мероприятия
  6. Расходы на увлечения (фотография и т.д.)
  7. Неразумные расходы (курение и т.д.)
  8. Непредвиденные расходы

4. Бюджет школьника

Составить Тетрадь бухгалтерского учета; проанализировать статьи доходов и расходов школьников

Самостоятельная работа; частично-поисковый; связь с жизнью

Тетрадь бухгалтерского учета

слайд № 6

Все расходы следует разделить на счета в зависимости ваших наклонностей:

Счет 1 – питание вне дома

Счет 2 – канцтовары

Счет 3 – книги

Счет 4 – коллекционирование

Счет 5 – кино, театр, дискотека

Счет 6 – спортивные секции, инвентарь

Счет 7 – сладости

Счет 8 – подарки

Примерный вариант учетной книги

Примерный доход

Дата и наим-е покупки

Расход средств по счетам (руб.)

источник

руб.

11.01.14 обед в школьнойстоловой жевательная резинка ручка  

1

2

3

4

5

6

7

8

1)Доход от родителей

30

5

2

0,2

2)Оказание услуг

10

3)Другие источники

15

Итого в месяц

55

5

2

0,2

слайд № 7

В конце месяца суммируйте все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатком денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно.

Записи своих расходов ведите весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счету, рассчитайте его долю в общих расходах, определите возможность и величину накоплений, проанализируйте ошибки.

слайд № 8

Вывод. Анализ записей в учетной книге позволяет, во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, определить, на чем можно экономить; в-третьих, спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

5. Рефлексия

Выяснить впечатления учащихся об уроке

Незаконченное предложение

Дали положительную оценку уроку

слайд № 9

Закончите предложение: «После урока я задумался над …»

«На уроке я узнал полезную информацию о …»

6. Домашнее задание

Формировать умение применить полученные ЗУН по данной теме при ответе на вопрос

творческий подход; проблемный вопрос

Сочинение-рассуждение

слайд № 10

«Карманные деньги»

У подростков, как и у большинства людей, в пользовании находится определенная сумма денег, которую они  тратят по своему усмотрению. Всегда ли деньги идут по своему прямому назначению?

  Проблемный вопрос:

Некоторые родители считают, что за хорошие оценки и помощь по дому надо выдавать денежные премии. Другие, наоборот, уверены, что учеба за деньги портит детей! А как думаете Вы? Нужны ли детям карманные деньги?

слайд № 11

Спасибо за урок!

Социальная сфера общества

Практическое занятие № 3

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема урока: Социальная сфера общества. Роль торговли в развитии производства.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: урок-моделирование

Технология: интеграция (обществознание + экономика + геометрия + технология + география)

Цель: с помощью эксперимента по обмену альтернативными стоимостями, игры в пирамиду сформировать представление учащихся о том, что должны делать страны, чтобы стать богаче.

Знать: основные понятия по теме урока; роль рынка в развитии экономики

Уметь: объяснять и показывать на примерах, как торговля помогает производству; устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на проблемные вопросы; обобщать и делать выводы

Продукт: бумажные пирамиды

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, подарки-пакеты с канцелярскими товарами, 4 листа ватмана, 2 ножниц, 2 линейки, 2 карандаша, транспортир, рулон скотча, коробка с канцелярскими скрепками

Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок; активизировать внимание

Фронтальная беседа; словесно-наглядные; игровой момент

Оптимальная готовность учащихся

слайд № 2

«Как государство богатеет».

«…И был глубокий эконом,

То есть судить умел о том,

Как государство богатеет…». Мы не случайно обратились к строкам А.С. Пушкина и его герою Евгению Онегину. Тема урока «Как государство богатеет».

2. Сообщение темы и цели. Проблемный вопрос

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная; связь с жизнью

Самостоятельно сформулировали тему урока

слайд № 3

Существует два взгляда на происхождение богатства. Одни считают, что богатство рождается только в производстве, другие – в производстве и торговле.

Скажите, какое государство богаче: то, где магазин на магазине, или то, где предприятие на предприятии?  

3. Игра 1. Эксперимент

Рассмотреть механизмы торговли и обмена

Фронтальная;

Индивидуальная; игровая; связь с жизнью

Вывели принцип торговли: альтернативная стоимость (пожертвовать меньшей ценностью ради получения большей)

слайд № 4

Внимание! Подарки! У каждого учащегося наборы канцелярских вещей: карандаши, фломастеры, блокноты, линейки, скрепки и т.д.

Скажите, вы получили удовольствие от подарка? Благодаря производству, вы стали богаче? А теперь попробуйте обменяться друг с другом так, чтобы стать еще богаче. (Кто-то отдаст один из двух фломастеров за блокнот, которого у него нет; кто-то пожертвует половиной своих скрепок ради скотча и т.д.).

слайд № 5

Анализ ситуации.

Почувствовали ли вы себя еще радостнее? Еще богаче? Мы не произвели нового товара, но каждый стал богаче. А если богаче стал каждый, то богаче стали все.

Вывод. Значит, торговля и производство создают богатство равноправно. Предприятия производят новые ценности, а обмен распределяет их.

Скажите, чем вы обменялись?..

Как богатеют отдельные личности, мы поняли. Пора подумать, «как государство богатеет».

4. Игра 2. Строительство пирамиды.

Рассмотреть механизмы использования факторов производства

Самостоятельная работа; игровая;  моделирование; связь с жизнью

Пирамида

слайд № 6

Что необходимо для производства? Природные ресурсы (неэкономические блага, используемые в производстве), капитал (средства производства, используемые в производстве), труд (рабочая сила).

слайд № 7

Сейчас мы станем производителями. На пакетах с вашими подарками есть символ государства. Найдите и скажите, какие это страны.(Япония и Россия). Ученики делятся на две группы.

слайд № 8

Мы с вами  будем производить бумажные пирамиды. Задача: построить как можно большую и крепкую пирамиду по образцам.

(Модель пирамиды на слайде).

слайд № 9

Какая из стран богаче, по вашему мнению?

Начнем с природных ресурсов. Кто богаче? Докажите…

Команда «Россия» получает богатейшие сырьевые ресурсы – 4 листа ватмана! Из них, пожалуй, можно построить самую высокую пирамиду. Команда «Япония» получает 1 лист ватмана.

слайд № 10

Что можно сказать о японских средствах производства? (Компьютеризация, электроника, автоматизация).

Команда «Япония» получает новейшие средства строительства пирамид:  линейки, транспортиры, ножницы, карандаши, циркули и скотч. А команда «Россия» только набор скрепок.

Какая страна богаче?

слайд № 11

Пока команды трудятся, поможем им в будущей продаже изделий. Объявляю аукцион идей на тему: «Как использовать пирамиду?» Последний ученик, высказавший идею, получает оценку «пять».

Подведем итог.

«Японская» пирамида всегда выходит небольшой, но крепкой и аккуратной. Пирамида российского производства – модель всего нашего строительства: огромная, но незаконченная; неровная и неустойчивая. «Строительная площадка» замусорена обрывками и остатками бумажных «стройматериалов». Настоящая Россия… Оценка «два».

5. Рефлексия

Выяснить впечатления учащихся об уроке; спровоцировать настоящее переживание

Обмен мнениями

Логико-эмоциональный анализ

слайд № 12

Скажите, какая страна богаче?

Россия богаче сырьем, но в Японии лучше технологии. Япония оказалась богаче, так как производит качественные товары. Россия богаче…, но беднее товарами.

Какие чувства испытывала команда «Россия»?

Стыд за то, что мы такие богатые, но очень бедные…

Еще сто лет назад с вами полностью был согласен Н.А. Некрасов:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь…

Какие чувства испытывала команда «Япония»?

Досада, потому что могли сделать больше, а бумаги не хватило.

слайд № 13

Итог. Что должны делать страны, чтобы быть богаче?

Обмен между странами делает их богаче, а мир не только политическая, но и экономическая категория.

6. Домашнее задание

Формировать умение применить полученные ЗУН по данной теме при решении практической задачи

творческий подход

Докладная записка

слайд № 14

Подготовить докладную записку от имени министра иностранных дел «Об экономическом развитии России и торговле с Японией».

слайд № 15

Спасибо за урок!

Политика и право

Практическое занятие № 4

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема урока: Роль государства в экономике.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: ролевая игра

Технология: интеграция (обществознание + экономика)

Цель: отработать алгоритм принятия коллективных решений, дать понятие компромиссного решения в экономике, активизировать навыки дискуссии и публичного выступления

Знать: основные понятия по теме урока; роль государства в экономике

Уметь: работать над созданием учебного проекта; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицами, анализировать, обобщать и делать выводы

Продукт: таблица приоритетных проектов города

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, заготовки компромиссных таблиц

Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок; активизировать внимание

Деление на группы

Оптимальная готовность учащихся; группы-фракции; лозунг фракции

слайд № 2

Класс делится на рабочие группы. Каждая группа организует пространство для делового общения. Лидеры групп вслепую выбирают ролевое задание. Это название фракций, которые они будут представлять.

  • Школьники-депутаты
  • Экологи-депутаты
  • Врачи-депутаты
  • Бизнесмены-депутаты
  • Депутаты-священники
  • Депутаты-безработные

Ученикам предлагается придумать лозунг своей фракции. Соседние группы должны угадать название фракции только по лозунгу.

2. Сообщение темы и цели. Проблемный вопрос

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная; связь с жизнью

Самостоятельно сформулировали тему урока

слайд № 3

Уважаемые господа депутаты! Вынуждена сообщить вам пренеприятнейшее известие. В связи с финансовыми трудностями в стране, падением цен на нефть, скачком доллара, инфляцией и международной напряженностью городской бюджет на 2015 год будет урезан вдвое. Напоминаю, что мы собирались потратить 600 000 условных единиц на 4 важнейших для города проекта.

  • Важной проблемой стала наркомания
  • Реконструкция набережной Камы
  • Ремонт городских дорог
  • Строительство установки по глубокой переработке нефти

3. Актуализация знаний

Вспомнить алгоритм действий при принятии коллективного решения

Фронтальная беседа; составление таблицы

Таблица коллективного решения

слайд № 4

Таблица коллективного решения

Цветы

Конфеты

Вася

1

Петя

2

1

Коля

1

2

Итоги

… балла

5 баллов

4. Игра Муниципалитет. Знакомство с городским бюджетом

Познакомиться с городским бюджетом по 4 приоритетным направлениям

Работа в группах; игровая; связь с жизнью

Таблица приоритетных программ (первоначальная)

слайд № 5

Программа

Проблема

Общая стоимость

Стоимость по статьям

1

Организация наркологического центра:

  • строительство помещения
  • функционирование службы

Наркомания

100 000

50 000

50 000

2

Благоустройство набережной

  • закладка зоны отдыха
  • обслуживание

Экология

50 000

40 000

10 000

3

Ремонт городских дорог

  • ремонт
  • обслуживание

Ремонт

100 000

60 000

40 000

4

Строительство установки по переработке нефти:

  • установка № 1
  • установка № 2

Экономическая прибыль

350 000

200 000

150 000

5. Обсуждение проекта во фракциях

Обсудить проект в группе; выбрать приоритеты; подобрать аргументацию; принять компромиссное решение

Самостоятельная работа; работа в группах; связь с жизнью; публичное выступление; дискуссия

Выбор-проект в таблице

6. Подведение итогов

Составить общую таблицу приоритетов

Алгоритм принятия коллективных решений; публичное обсуждение

Общая таблица

Слайд № 6

Наркоцентр

Набережная

Дороги

Установка

Школьники

1

2

3

4

Экологи

1

2

3

4

Врачи

1

2

3

4

Бизнесмены

4

3

2

1

Священники

1

2

3

4

Безработные

2

3

4

1

Итоги

1 место

2 место

3 место

4 место

7. Рефлексия

Выяснить впечатления учащихся об уроке

Составление синквейна

Ученики дали положительную оценку уроку, создали синквейн

8. Домашнее задание

Формировать умение применить полученные ЗУН при письменном ответе на вопрос

Сочинение-рассуждение

Письменный ответ на вопрос

слайд № 7

Как вы понимаете выражение «Государство – это мы»?

слайд № 8

Спасибо за урок!

Духовная сфера общества

Практическое занятие № 5

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема урока: Ценности подростка

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: урок-импровизация

Технология: интеграция (обществознание + экономика)

Цель: проиллюстрировать механизмы торгового обмана, познакомить с правилами эффективной покупки, сформировать представление о природе обмана.

Знать: основные понятия по теме урока; роль ценностей в жизни общества

Уметь: анализировать и делать выводы о том, что является для человека самым ценным; ориентироваться в ситуациях, в которых отражен конфликт ценностей и высказывать суждения о путях разрешения этого конфликта

Продукт: правила эффективной покупки

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, символы денег, товары (рулон туалетной бумаги, пакет жевательной резинки, бутылка воды 2 литра, 2 одинаковые книги и др.)

                                             Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок; активизировать внимание

Фронтальная беседа; словесно-наглядные, игровой момент

Оптимальная готовность учащихся

слайд № 2

«Торговля, или обман».

Тема урока «Торговля, или обмен». (Внимательные ученики замечают ошибку). Современные психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я ошиблась?

2. Сообщение темы и цели. Проблемный вопрос

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная; связь с жизнью

Самостоятельно сформулировали тему урока

слайд № 3

Не обманешь – не продашь

Кто, по-вашему, виноват в обмане? Существует поговорка «Не обманешь – не продашь».

слайд № 4

Не обманешь – не продашь?

Как вы думаете, почему в конце предложения появился знак вопроса?

Может, все-таки можно избежать обмана?

3. Игра

Рассмотреть механизмы торгового обмана; вывести правила эффективной покупки

Фронтальная;

Индивидуальная; игровая; связь с жизнью

Вывели правила покупателя

слайд № 5

Внимание! Внимание! Объявляется аукцион товаров!

Первый лот аукциона – «Кот в мешке». Участвуют только те, кто может купить товар вслепую.

Я готова предоставить минимальную информацию о товаре. Это гениальное изобретение человечества. До сих пор этот предмет является признаком интеллигентной семьи. Начинаю торги. Начальная цена – 1 рубль… Продано!

Как тебе кажется, что в мешке? Это… (рулон туалетной бумаги)

Какие чувства ты испытываешь?

Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

Сформулируем первое правило покупателя: необходимо иметь полную информацию о товаре.

слайд №  6

Правила покупателя

  1. Необходимо иметь полную информацию о товаре.

слайд № 7

Второй лот продаж – жевательная резинка «Орбит». В магазине она стоит – 10 рублей. Начальная цена лота – 5 рублей… Продано!

(Одна пластинка из пачки).

Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?

Сформулируем второе правило покупателя: необходимо знать количество покупаемого товара.

слайд № 8

Правила покупателя

  1. Необходимо иметь полную информацию о товаре.
  2. Необходимо знать количество покупаемого товара.

слайд № 9

Теперь мы знаем все о вариантах обмана, поэтому нас никто не сможет обмануть! Я объявляю третий лот нашего аукциона. Это вкуснейший холодный чай. Без обмана вы приобретаете 2 литра чая. Начальная цена – 30 рублей… Продано!

Но никто не обещал вам продать бутылку. Вам придется выпить напиток прямо сейчас!...

Еще 10 рублей и продам вам бутылку.

Какую ошибку совершил покупатель?

Сформулируем третье правило покупателя: необходимо иметь информацию об условиях покупки.  

слайд № 10

Правила покупателя

  1. Необходимо иметь полную информацию о товаре.
  2. Необходимо знать количество покупаемого товара.
  3. Необходимо иметь информацию об условиях покупки.

слайд № 11

Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот. Это книга. Начальная цена – 20 рублей… Продано.

Не хотите ли книгу с автографом? А сколько бы вы дали? В чем разница между книгой и книгой с автографом? Делают ли подписи вас умнее? Значит, вы обманываете себя. Вы заплатили за ложное уважение.

Не кажется ли вам, что обман покупателя начинается с самообмана?

Отметим главное правило покупателя: нельзя обмануть того, кто не самообманывается.  

слайд № 12

Правила покупателя

  1. Необходимо иметь полную информацию о товаре.
  2. Необходимо знать количество покупаемого товара.
  3. Необходимо иметь информацию об условиях покупки.

Нельзя обмануть того, кто не самообманывается!

4. Итог

Определить, достигнуты ли цели урока

Фронтальная;

наглядный

Подведен итог; самооценка

слайд № 13

Вспомним: первый покупатель был уверен, что ему продают книгу, так как желал быть более уважаемым. Второй и не предполагал, что его могут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий не думал, что его будут мучить, потому что он себя уважает. Наконец, четвертый решил просто прикупить уважение. Все готовы были самообманываться, и поэтому их обманули.  

слайд № 14

Какие ценности подростков имели место сегодня на уроке?

(доказывают)

5. Домашнее задание

Формировать умение объективно оценивать свои способности; умение применить полученные ЗУН по данной теме

компетентностный подход

Предполагаю, что результат будет удовлетворительный

слайд № 15

Домашнее задание. Стр. 157 задание-тест

6. Рефлексия

Выяснить впечатления учащихся об уроке

Незаконченное предложение

Дали положительную оценку уроку

слайд № 16

Закончите предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…»

слайд № 17

Спасибо за урок!

Ребенок в обществе

Практическое занятие № 6

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема урока: Ребенок в обществе. (Справедливые цены).

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: урок с элементами игры

Технология: интеграция (обществознание + экономика + МХК)

Цель: отработать алгоритм принятия коллективных решений, дать понятие компромиссного решения в сложной ситуации, активизировать навыки дискуссии и публичного выступления

Знать: основные понятия по теме урока; влияние друзей и ровесников на ребенка

Уметь: оценивать свое поведение и поведение других людей; решать познавательные и практические задачи; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицами, анализировать, обобщать и делать выводы

Продукт: оценка шедевров живописи

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, заготовки таблиц, репродукции картин: «Явление Христа народу» А. Иванова и «Девятый вал» И. Айвазовского, набор предметов (фонарик, шахматы, мазь от комаров, лазерный диск, бутылка с минеральной водой)

Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок; активизировать внимание; проиллюстрировать палитру мнений учеников о справедливости цен

Фронтальная; сравнительный анализ картин

Оптимальная готовность учащихся

слайд № 2

Перед вами репродукции двух картин: «Явление Христа народу» А. Иванова и «Девятый вал» И. Айвазовского.

Найдите отличительные черты двух картин.

Обе картины имеют одинаковую цену: застрахованы на 500 000 долларов.

Почему такие разные картины имеют одинаковую цену? Обе картины приносят одинаковое духовное удовлетворение.

Полотно «Явление Христа народу» А. Иванов писал 20 лет (1837 – 1857), а картина И. Айвазовского «Девятый вал» создана за 11 дней!

2. Сообщение темы и цели. Проблемный вопрос

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная; связь с жизнью

Самостоятельно сформулировали тему урока

слайд № 3

Возникает вопрос о справедливости. Какой знак надо поставить в конце словосочетания «справедливые цены»: ? или !

3. Игра № 1. Равновесная цена

Оценить товары исходя из представлений об их ценности

Индивидуальная; самостоятельная; связь с жизнью

Таблица стоимости товаров

слайд № 4

Перед вами различные предметы: фонарик, шахматы, мазь от комаров, лазерный диск, бутылка с минеральной водой.

Оцените эти товары и занесите данные в таблицу, в 1-ю графу. Цена от 30 до 70 рублей. Дайте товарам различные цены.

Предметы

Цена № 1

Цена № 2

Цена № 3

Лазерный диск

70

Шахматы

60

Мазь от комар.

30

Минер. вода

35

Фонарик

40

Обсуждение с разрешением вопросов

Обсудить решение

публичное выступление; дискуссия

Таблица

слайд № 5

Обсуждение с вопросами:

- Почему ценность предметов у всех различная? (В соответствии с потребностями каждого человека).

- Чьи цены наиболее справедливые, правильные? (У каждого человека цена по-своему справедливая, так как каждый выбирал по своим потребностям).

Назовем эту цену «индивидуальная цена».

слайд № 6

Посмотрите на цены № 2, то есть цены, по которым куплены эти товары в магазине.

Предметы

Цена № 1

Цена № 2

Цена № 3

Лазерный диск

70

50

Шахматы

60

50

Мазь от комар.

30

50

Минер. вода

35

50

Фонарик

40

50

Обсуждение с разрешением вопросов

Обсудить решение

публичное выступление; дискуссия

Таблица

слайд № 7

Обсуждение с вопросами:

- На основе чего определялись цены продаж? (На основе затрат, себестоимости).

Назовем цену № 2 «ценой производственных затрат».

- Какая из цен справедливее? (Диктат цен потребителя приведет к разорению производства, а диктат цен производителя приведет к банкротству рынка сбыта).

Необходим путь компромисса, или равновесия.

Назовем эту цену «равновесная цена».

слайд № 8

Заполните 3-ю графу, где производитель и потребитель оказываются в одинаковом выигрыше.

Предметы

Цена № 1

Цена № 2

Цена № 3

Лазерный диск

70

50

60

Шахматы

60

50

55

Мазь от комар.

30

50

40

Минер. вода

35

50

42,5

Фонарик

40

50

45

4.Игра Кораблекрушение. Проблемный вопрос

Оценить эти же товары в сложной ситуации

Работа в группах; самостоятельная; связь с жизнью

Таблица приоритета товаров

слайд № 9

Представьте, что вы с друзьями путешествуете по Индийскому океану. Ваше судно терпит кораблекрушение. Вы в сотнях миль от берега. Вам удалось спустить на воду шлюпку, способную дрейфовать  по течению. Так как судно каждую минуту может уйти на дно, ваша задача – передавать наши предметы на шлюпку в строгом порядке: от самого важного до ненужного.

Обсуждение с разрешением вопросов

Обсудить решение

публичное выступление; дискуссия

Таблица

слайд № 10

Обсуждение с вопросами:

- Изменилось ли ваше мнение о ценности вещи? (Да).

- В чем разница механизма ценообразования графы 1 и графы 1.1? (конкретная ситуация).

Назовем эту цену «конкретной».

- Какая цена более справедливая - № 1 или № 1.1? (1.1)

Предметы

Цена № 1.1

Цена № 2.1

Лазерный диск

5

Шахматы

3

Мазь от комар.

4

Минер. вода

1

Фонарик

2

слайд № 11

На основании информации о 100 катастрофах и анализа 100 различных предметов компьютер определил важность предложенных предметов так:

Лазерный диск – солнечный зайчик от лазерного диска виден до 7 км. Это дает шанс подать сигнал спасательным самолетам.

Бутылка с водой позволит продержаться в жаре до 2 суток.

Шахматы позволяют снять стресс, отвлечь играющих и успокоить остальных.

Фонарик – бесполезная вещь, так как свет рассеивается в 10 метрах, а батарейка сядет через 8 часов.

Мазь от комаров – бессмысленная вещь, так как в океане нет насекомых.

Предметы

Цена № 1.1

Цена № 2.1

Лазерный диск

5

1

Шахматы

3

3

Мазь от комар.

4

5

Минер. вода

1

2

Фонарик

2

4

Ученики с меньшей ошибкой награждаются.

слайд № 12

Мы определили альтернативную стоимость предметам. Это благо, которым мы жертвуем ради большего блага.

Предметы

Цена № 1.1

Цена № 2.1

АС

Лазерный диск

5

1

= вода

Шахматы

3

3

= фонарик

Мазь от комар.

4

5

Минер. вода

1

2

= шахматы

Фонарик

2

4

= мазь от ком.

- Что справедливее – цены или АС?

- АС лазерного диска? (Спасательный плот). А спасательного плота? (Спасжилет) и т.д.

5. Подведение итогов. Проблемный вопрос

Сделать вывод

Фронтальная;  публичное обсуждение; дискуссия

Вывод о том, что жизнь бесценна

Слайд № 13

- А какое благо стоит на вершине иерархии и не может быть АС? (Жизнь).

С одной стороны, жизнью жертвуют ради защиты детей, семьи, Родины. С другой стороны, жизнь никак не может быть АС. Парадокс показывает пределы экономического решения. Жизнь не имеет цены. Она бесценна. Жизнь не имеет АС, так как, приобретая ее, человек ничем не жертвует.

6. Рефлексия

Выяснить впечатления учащихся об уроке; предложить решить вопрос справедливости цены картин

Дискуссия

Шедевры живописи бесценны; ценность картин не может выражаться в деньгах

7. Домашнее задание

Формировать умение применить полученные ЗУН при письменном ответе на вопрос

Сочинение-рассуждение

Письменный ответ на вопрос

слайд № 14

Дайте оценку следующей ситуации. В «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича описан реальный случай. Молодая мать мальчика и старшей дочки, рассчитав, что не может прокормить обоих детей, выбрала более сильную девочку и перестала кормить сына. Через неделю он умер, а мать и дочь выжили.

Это пример бессилия рационального мышления и ограниченность экономического решения в данном случае.

слайд № 15

Спасибо за урок!

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...