Проблемы культуры в современную эпоху
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
Урок-дискуссия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_problemy_kultury_v_sovremennuyu_epohu.docx | 21.2 КБ |
3_problemy_kultury.pptx | 69.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-дискуссия «Проблемы культуры в современную эпоху»
Пояснительная записка
Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.
В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.
Одной из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.
В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.
В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.
Процесс общения в ходе дискуссии направлен на достижение следующих учебных целей:
- ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний;
- обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;
- освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).
Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:
- вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными;
- учитель должен обладать широкой общественной и научной эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;
- руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, увязывать содержание дискуссии с актуальными вопросами современной жизни.
- обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи учителя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь руководителя дискуссии остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.
К дискуссии надо хорошо подготовиться:
- четко уяснить тему обсуждения;
- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;
- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;
- проверить правильность логической аргументации;
- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.
Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:
- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;
- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.
В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.
При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.
Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.
Дидактическая цель урока:
Создание условий для закрепления и применения знаний по теме “Понятие культуры” и умения вести дискуссию.
Тип урока по дидактической цели – урок-практикум.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- закрепление и применение теоретических знаний (понятия «культура» в широком и узком смысле, функции культуры, массовая, народная и элитарная культуры;
- закрепление и применение умения решать учебную задачу;
- закрепление и применение умения вести учебную дискуссию;
- продолжить формирование понятия о многогранности исторического процесса и сложности современного мира.
Развивающие:
- развивать умение доказывать;
- развивать умение делать выводы на основе анализа исторических фактов.
Воспитательные:
- побуждать к самостоятельному поиску путей выхода из сложных ситуаций;
- продолжить работу по воспитанию культуры общения.
Формы и методы:
Метод – частично-поисковый (проблему ставят ученики под руководством учителя, решают ее совместно).
Формы реализации метода: самостоятельная работа (по тексту исторических источников), дискуссия.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (работа на контрольном листе, учащиеся имели возможность высказать собственную точку зрения, доказать ее), в группе (определение аргументов в защиту своей позиции).
Контроль: текущий по ходу урока, самоконтроль.
Модель урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент (1 мин.) | Проверка готовности к уроку | Проверка своего рабочего места |
2. | Мотивация и целеполагание (5) | Предлагает вспомнить широкое и узкое значения понятия «культура», определить цели урока | Приводят значения понятия и примеры, записывают в тетради цели урока, озвучивают эти цели, цели принимаются учащимися |
3. | Актуализация знаний и умений (5) | Предлагает ответить на вопрос “Почему важно обсуждение данной темы для каждого лично”, подобрать аргументы для подтверждения своей позиции, совместно вспоминают правила ведения дискуссии | В тетради отвечают на поставленные вопросы и озвучивают ответы на вопросы |
4. | Применение знаний и умений, организация дискуссии (30) | Предлагает группам обсудить предложенные проблемы, выбрать три наиболее значимых, решить, кто будет выступать с этими аргументами, какие возможные вопросы будут задавать другой группе. Предлагает начать дискуссию, следит за ходом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Подведение итогов дискуссии | Идет обсуждение аргументов, выработка позиции группы. Члены групп высказывают свои аргументы, задают вопросы другой группе. |
5. | Рефлексия (2) | Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке | |
6. | Домашнее задание (2) | Предлагает ответить на вопрос | Знакомятся с вопросом на листе контроля |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема традиции и новаторства в культуре Проблема многообразия культур Проблема диалога культур Проблема интернационализации культуры Проблема гуманизации (возвращения к человеку) Проблема потребителей культурной продукции Разница культурной ситуации ведущих и развивающихся стран (столиц и провинции)
Проблема потребителей культурной продукции сокращение свободного времени ограничение возможности доступа к серьёзной культурной информации поверхностное ознакомление с широким горизонтом областей культуры человек лишается способности серьёзно анализировать любую информацию, передоверяя это СМИ
Проблема массовой культуры Каковы функции массовой культуры? Для чего она нужна? На основании функций выделите положительные и отрицательные стороны массовой культуры?
Домашнее задание За 1960-80-е гг. ХХ в. возросло потребление культуры «в домашних условиях» по сравнению с общественно организованными формами (музеи, библиотеки, кинотеатры). Почему? Ответ поясните.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проблемы гуманитаризации в современном образовании"
Гуманитаризация - один из важнейших принципов организации учебно-воспитательного процесса. Что это такое, каковы её направления, как применить на практике в условиях обычной среднестатистической школы...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
" Проблема культуры чтения у подростков на современном этапе развития"
Статья " Портрет современного подростка"...
Конспект урока "Художественная культура России пореформенной эпохи"
Второй урок темы, в которую вошли музыка и архитектура....
Проблемы языковой культуры в современном обществе
В данной работе рассматривается состояние русского языка в условиях кризиса современного общества, основные проблемы речевой культуры на сегодняшний день и пути их решения. В процессе...
Проблема воспитания на рубеже эпох
В данной статье рассматриваются проблемы воспитания на рубеже веков, при переходе из XX века в XXI век....
Проблема человека в философии эпохи Античности и Возрождения
Проблема человека является одной из центральных проблем философии.Что такое человек? Откуда он пришел в этот мир? В чем смысл человеческого существования? Ответы на эти и многие другие вопросы в...