Проблемы культуры в современную эпоху
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Храпцов Сергей Алексеевич

Урок-дискуссия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_problemy_kultury_v_sovremennuyu_epohu.docx21.2 КБ
Файл 3_problemy_kultury.pptx69.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия «Проблемы культуры в современную эпоху»

Пояснительная записка

Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.

В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.

Одной из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.

В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.

Процесс общения в ходе дискуссии направлен на достижение следующих учебных целей:

  • ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний;
  • обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;
  • освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).

Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:

- вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными;

- учитель должен обладать широкой общественной и научной эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;

- руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, увязывать содержание дискуссии с актуальными вопросами современной жизни.

- обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи учителя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь руководителя дискуссии остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.

К дискуссии надо хорошо подготовиться:

- четко уяснить тему обсуждения;

- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;

- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации;

- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.

Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:

- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;

- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.

В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.

При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.

Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.

Дидактическая цель урока:

Создание условий для закрепления и применения знаний по теме “Понятие культуры” и умения вести дискуссию.

Тип урока по дидактической цели – урок-практикум.

Цели по содержанию:

Образовательные:

- закрепление и применение теоретических знаний (понятия «культура» в широком и узком смысле, функции культуры, массовая, народная и элитарная культуры;

- закрепление и применение умения решать учебную задачу;

- закрепление и применение умения вести учебную дискуссию;

- продолжить формирование понятия о многогранности исторического процесса и сложности современного мира.

Развивающие:

- развивать умение доказывать;

- развивать умение делать выводы на основе анализа исторических фактов.

Воспитательные:

- побуждать к самостоятельному поиску путей выхода из сложных ситуаций;

- продолжить работу по воспитанию культуры общения.

Формы и методы:

Метод – частично-поисковый (проблему ставят ученики под руководством учителя, решают ее совместно).

Формы реализации метода: самостоятельная работа (по тексту исторических источников), дискуссия.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (работа на контрольном листе, учащиеся имели возможность высказать собственную точку зрения, доказать ее), в группе (определение аргументов в защиту своей позиции).

Контроль: текущий по ходу урока, самоконтроль.

Модель урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности к уроку

Проверка своего рабочего места

2.

Мотивация и целеполагание (5)

Предлагает вспомнить широкое и узкое значения понятия «культура», определить цели урока

Приводят значения понятия и примеры, записывают в тетради цели урока, озвучивают эти цели, цели принимаются учащимися

3.

Актуализация знаний и умений (5)

Предлагает ответить на вопрос “Почему важно обсуждение данной темы для каждого лично”, подобрать аргументы для подтверждения своей позиции, совместно вспоминают правила ведения дискуссии

В тетради отвечают на поставленные вопросы и озвучивают ответы на вопросы

4.

Применение знаний и умений, организация дискуссии (30)

Предлагает группам обсудить предложенные проблемы, выбрать три наиболее значимых, решить, кто будет выступать с этими аргументами, какие возможные вопросы будут задавать другой группе.

Предлагает начать дискуссию, следит за ходом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Подведение итогов дискуссии

Идет обсуждение аргументов, выработка позиции группы.

Члены групп высказывают свои аргументы, задают вопросы другой группе.

5.

Рефлексия (2)

Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке

Записывают мнение в тетради и высказывают свои мнения.

6.

Домашнее задание (2)

Предлагает ответить на вопрос

Знакомятся с вопросом на листе контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы культуры в современную эпоху

Слайд 2

Проблема традиции и новаторства в культуре Проблема многообразия культур Проблема диалога культур Проблема интернационализации культуры Проблема гуманизации (возвращения к человеку) Проблема потребителей культурной продукции Разница культурной ситуации ведущих и развивающихся стран (столиц и провинции)

Слайд 3

Проблема потребителей культурной продукции сокращение свободного времени ограничение возможности доступа к серьёзной культурной информации поверхностное ознакомление с широким горизонтом областей культуры человек лишается способности серьёзно анализировать любую информацию, передоверяя это СМИ

Слайд 4

Проблема массовой культуры Каковы функции массовой культуры? Для чего она нужна? На основании функций выделите положительные и отрицательные стороны массовой культуры?

Слайд 5

Домашнее задание За 1960-80-е гг. ХХ в. возросло потребление культуры «в домашних условиях» по сравнению с общественно организованными формами (музеи, библиотеки, кинотеатры). Почему? Ответ поясните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Проблемы гуманитаризации в современном образовании"

Гуманитаризация - один из важнейших принципов организации учебно-воспитательного процесса. Что это такое, каковы её направления, как применить на практике в условиях обычной среднестатистической школы...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...

Конспект урока "Художественная культура России пореформенной эпохи"

Второй урок темы, в которую вошли музыка и архитектура....

Проблемы языковой культуры в современном обществе

В данной работе рассматривается состояние русского языка в условиях кризиса современного общества, основные проблемы речевой культуры  на сегодняшний  день и пути их решения. В процессе...

Проблема воспитания на рубеже эпох

В данной статье рассматриваются проблемы воспитания на рубеже веков, при переходе из XX века в XXI век....

Проблема человека в философии эпохи Античности и Возрождения

Проблема человека является одной из центральных проблем философии.Что такое человек? Откуда он пришел в этот мир? В чем смысл человеческого существования? Ответы на эти и многие другие вопросы в...