Проблема воспитания на рубеже эпох
статья

Куликова Елена Николаевна

В данной статье рассматриваются проблемы воспитания на рубеже веков, при переходе из XX века в XXI век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_vospitaniya_na_rubezhe_epoh.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема воспитания на рубеже эпох»

Куликова Е.Н

Рубеж эпох. Сочетание этих слов в последнее время мы слышим все чаще и чаще, оно стало особенно актуальным в наше время, на рубеже XX и XXI веков. Рубеж эпох. Что это? Это новая точка отсчета? Это миг, мгновенье, секунда между прошлым веком и грядущим? Скорее всего,  рубеж эпох не сиюминутный переход в новый век с боем курантов, а промежуток времени, который нам дает сама жизнь как  возможность остановиться, задуматься, осмыслить пережитое, заглянуть немного в будущее. Мы переживаем поистине удивительный момент перехода из одного тысячелетия в другое , из XX века в XXI век. К вступлению в новую эпоху каждый человек готовится по – своему. Но, вероятно, каждый из нас оглядывается назад, прокручивая в памяти свою жизнь в XX веке. Мы анализируем события уходящего века, свои дела и поступки, достижения человечества в различных сферах жизни. Именно  в этот промежуток времени, на границе прошлого и будущего, человек осознает быстротечность жизни, неумолимо бегущее вперед время, которого нам не хватает, которое требует идти с ним в ногу.

Рубеж веков – это время переоценки ценностей и жизненных ориентиров. Что было и что будет ценно и значимо в новом времени? На различных этапах нашей жизни, а тем более в такое переломное время, извечные вопросы бытия волнуют нас особенно. Это вопросы жизни и смерти, столкновения добра и зла, проблемы счастья и свободы, проблемы взаимоотношений личности и общества, проблемы ценностных ориентиров в жизни человека.

Перемену эпох нельзя понимать в узком смысле, как смену одного века другим. Эпоха- промежуток времени, характеризующийся яркими событиями и достижениями в различных сферах человеческой жизни. Уходящий век- эпоха достижений и преобразований в области науки и искусств, эпоха завоевания человеком космоса, эпоха изобретения компьютера и глобальной сети Интернет, но , к сожалению, эпоха войн, изобретения самого страшного оружия, эпоха межэтнических и межнациональных конфликтов. XX век – эпоха развития и главенства человеческого разума. Человек породил и новый разум, который поглощает в свою очередь его самого,- разум компьютера, машины. Искусственный интеллект постепенно становится неотъемлемой частью нашего существования. Задача человека новой эпохи- не затеряться в создаваемом им самим мире, не уступить, не отдать традиции, не потерять нить духовности и нравственности, связующую человечество, не потерять своей индивидуальности, в основе которой лежат духовные и нравственные ценности.

Каждый век нашей истории заканчивался трудно. И каждый новый век начинался с надежды на то, что он будет лучше. Хочется , конечно, надеяться, что все у нас  будет хорошо, но пока все очень непросто. А что же делать? Молодежь растеряна. Она все более пугает резким падением уровня воспитанности и духовности, слепым идолопоклонничеством. Повсеместно заметен рост молодежного вандализма, жестокости, преступности, наркомании, проституции и алкоголизма среди детей и подростков.

В такой переломный момент нас все больше начинает волновать будущее наших детей. Как они будут жить в новом веке, какими они станут, каким будет общество их нового века? Что будет ценно для человека. Новое время требует иных подходов к изучению различных сфер человеческого бытия. На стыке двух эпох главной становиться проблема воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить в новом тысячелетии.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Иногда говорят о воспитании в духе времени. Значит, у каждого времени сой дух, духовность, нравственная основа. В духе, какого времени нам воспитывать человека, если мы стоим на границе двух времен, прошлого и будущего? Находясь на рубеже  веков, мы, взрослые, осознаем, что ценности нашей жизни для будущего взрослого человека в новом веке уже не будут так значимы. Мы не знаем, что будет ценно  в XXI веке, но мы знаем, что ценно во все времена. Поэтому наша задача высветить то, что лежит в основе  становления воспитанного человека, что значимо в процессе воспитания личности, и ориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью. Процесс воспитания должен способствовать обогащению внешнего и внутреннего мира ребенка. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. На рубеже эпох процесс воспитания надо рассматривать в контексте общечеловеческих ценностей, прежде всего это духовные и нравственные ценности, способные очистить и возвысить внутренний мир, душу человека, облагородить его.

Для становления личности, человека, способного раскрыть свою индивидуальность, свое «Я», важно не только восприятие духовных и нравственных ценностей , но и осмысление  вечных проблем взаимоотношений Человека и Общества, Человека  и Природы, Человека И Машины, категорий Добра И зла, Истины и Лжи, проблемы Счастья и Свободы. Понимание этих вопросов даст человека возможность полноценного существования в окружающем мире, способность адекватно оценить происходящее и противостоять натиску всего ложного и неестественного.

 В процессе своего развития ребенок постигает культурное наследие прошлого, духовное богатство народа, знакомясь с живописью и литературой, историей и архитектурой. Наследие прошлого, богатство нравственных и духовных ценностей закладывают и развивают чувство восприятие и развивают чувство прекрасного, чувство  истинной красоты. Эстетическое чувство восприятие окружающего мира. Богатство народных традиций, славные страницы истории народа воспитывают патриотизм, любовь к Родине и к Отчизне.

Именно общение с духовными ценностями возвышают человека, приобщает его к наследию мировой культуры и должно нести идею сохранения и приумножения  этого богатство в новой эпохе. В это переломный переход на рубеже эпох, на первый план выходит личность воспитателя. Он играет важную роль в определении истинного и ценного содержания в процессе воспитания. Воспитатель как проводник из прошлого в будущее, как знаковая фигура в жизни не только каждого из нас воспитанников, но и в жизни нашего будущего общества. Задача воспитателя на этом этапе обобщить накопленный профессиональный и жизненный опыт, выявить самое ценное и заложить в душу ребенка все значимое и необходимое для его полноценной жизни. Этим значимым для вступления в новую эпоху всегда остается ценность человеческих взаимоотношений , радость человеческого общения, в основе которого лежат духовные, нравственные и интеллектуальные интересы  человека. Воспитатель должен подготовить воспитанника к вхождению во взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной , но и полноправной личность общества, способной сохранить и приумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками. Делая шаг из второго тысячелетия в третье, мы понимаем, что приходит новая эпоха, эпоха нового сознания. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Проблемы воспитания - от недостатка воспитания

О проблемах воспитания детей в современной семье написано много литературных и научных трудов, статей, материалов. Жизнь становится все более динамичной, общество – агрессивней, все меняется, и ...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Проблема человека в философии эпохи Античности и Возрождения

Проблема человека является одной из центральных проблем философии.Что такое человек? Откуда он пришел в этот мир? В чем смысл человеческого существования? Ответы на эти и многие другие вопросы в...