Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5, 9 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа обществознание 5-9 ФГОС | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЩЁВСКОГО РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ИМЕНИ МИЛЕВСКОГО Н.И.
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от ____________ 2014 года
Председатель педсовета
_____________ Пунда Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Ступень обучения основное общее, класс 5-9
Количество часов 175 Уровень базовый
Учитель Осадчая Виктория Викторовна
Программа разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 - 9 классов составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Особенность данной рабочей программы в том, что она составлена для учащихся пилотных школ на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований, отличающихся от стандартов 2004 года.
Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.
Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.
Следующая логическая ступень — формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собст-венного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры — происходит в 8—9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
2. Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | ||||||
Примерная программа | Рабочая программа | |||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | ||||
Введение | - | 1(р) | ||||||
1. | Раздел 1.Человек в социальном измерении. | 18 | 12 | |||||
2 | Раздел 2.Ближайшее социальное окружение. | Не менее 9 | 7 | |||||
3 | Раздел 3. Общество – большой «дом» человечества. | Не менее 12 | 6 | |||||
4 | Раздел 4. Общество, в котором мы живём. | Не менее 15 | 8 | |||||
5 | Раздел 5. Регулирование поведения людей в обществе. | Не менее 16 | ||||||
6 | Раздел 6.Основы российского законодательства. | Не менее 11 | ||||||
7 | Раздел 7.Мир экономики. | Не менее 12 | ||||||
8 | Раздел 8. Человек в экономических отношениях. | Не менее 6 | ||||||
9 | Раздел 9. Мир социальных отношений. | Не менее 8 | ||||||
10 | Раздел 10. Политическая жизнь общества. | 16 | ||||||
11 | Раздел 11.Культурно-информаци-онная среда общественной жизни. | Не менее 8 | ||||||
12 | Раздел 12. Человек в обновляющемся обществе. | Не менее 3 | ||||||
13. | Резерв. | 40 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |
Итого | 135 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
3.Содержание тем учебного курса.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с Примерной программой по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы.
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениям.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
5. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
Учебники.
- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М. «Просвещение», 2012.
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2013.
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2013.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.,
- Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.,
II. Дополнительная литература для учеников
- Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002..
- Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 5-9 класс. М., 2010
- Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997.
- Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977.
- Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 1997.
- Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001. — Ч. 2.
- Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. М., 1990. — Разд. Гармония труда, счастья и долга.
- Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992. — Вып. 1. Экономика.
- Я познаю мир: Психология. М., 2001.
III. Методическая литература для учителя
- Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 – 11 класс. М., «Просвещение», 2009
- Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 6 кл. М., 2009
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М., 1985. — Ч. 2, 3.
Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992. - Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
- Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990.
- Маркуша А. М. Книга для сыновей и пап. М.: Педагогика, 1990.
- Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! М., 1975.
- Протасевич Т. А. Начала экономики: учеб.-метод. пособие для учителя. М., 2001.
- Симоненко В. Д. Семейная экономика. М., 2000. — Гл. 1, 2.
IV. Нормативные документы.
1. Примерная программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
6.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1.Учебник « Обществознание 5 кл.» Боголюбов Л.Н.: М. « Просвещение» 2012г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику « Обществознание 5 кл.» Боголюбов Л.Н.
Экранно – технические средства
Ноутбук ICL
Интерактивная доска SMAPT Board
Мультимедийный проектор SONY
Технические средства обучения( средства ИКТ)
Телевизор samsung CS -29M20
DVD-комбо LG DVR 573 X
Документ –камера AVerVision CP 135
Принтер OKI B431dn
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Диск « Обществознание 8-11», мультимедийное учебное пособие
Демонстрационные пособия
Набор таблиц 8-9 кл.
- Человек, природа, общество.
- Социальный прогресс.
- Социализация человека.
- Экономика.
- Социальная сфера.
- Политика и право.
- Духовная культура
- Рыночная экономика
- Развитие общества
- Человек, природа, общество.
11.Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора
методического объединения по УВР
естественнонаучных и МБОУ СОШ №20
обществоведческих дисциплин _____________ Розман Н.Г.
МБОУ СОШ №20 №1. « »________ 2014 г.
от «29» августа 2014 г.
_______________________________________
ФИО руководителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс, по учебнику Боголюбова, в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО (стандарты второго поколения)...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...