Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
рабочая программа по обществознанию (7, 8, 9, 11 класс) на тему
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МС №1 от 29.08.2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №111 от 31.08.2018 г. |
Рабочая программа
по обществознанию
7 класс
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Соколова Нелли Михайловна
учитель высшей квалификационной категории
Красногорск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.), авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2015 г.) и обеспечена УМК для 7 классов (Обществознание 7 класс. / Авт: Л.Н. Боголюбов., Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова – М.: Просвещение, 2015).
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №9 рабочая программа для 7 класса предусматривает изучение обществознания в объеме 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Результаты обучения и освоения содержания курса обществознания
В соответствии с ФГОС данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- навыки смыслового чтения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения «Обществознания» в составе предметной области «Общественно-научные предметы»:
- Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание учебного предмета
Обществознание, 7 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе – 16 часов.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция, Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Раздел II. Человек в экономических отношениях – 13 часов
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Раздел III. Человек и природа – 4 часа.
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Контрольная работа – 1 час.
Планируемые результаты учебного курса
Результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявятся в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознание в 7 классе
№п/п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Факт 7-а/7-б | |||
Глава I «Регулирование поведения людей в обществе» (16 часов) | ||||
1 | Вводный урок | 1 | 03.09-07.09 | |
2 | Что значит жить по правилам | 1 | 10.09-14.09 | |
3 | Практикум: «Учимся общаться в интернете» | 1 | 17.09-21.09 | |
4 | Права и обязанности граждан | 1 | 24.09-28.09 | |
5 | Практикум: «Учимся пользоваться своими правами» | 1 | 01.10-05.10 | |
6 | Почему важно соблюдать законы | 1 | 15.10-19.10 | |
7 | Практикум: «Учимся читать и уважать закон» | 1 | 22.10-26.10 | |
8 | Защита Отечества | 1 | 29.10-02.11 | |
9 | Практикум: «Учимся быть мужественными» | 1 | 05.11-09.11 | |
10 | Для чего нужна дисциплина | 1 | 12.11-16.11 | |
11 | Практикум: «Учимся быть дисциплинированными» | 1 | 26.11-30.11 | |
12 | Виновен – отвечай | 1 | 03.12-07.12 | |
13 | Практикум: «Учимся уважать закон» | 1 | 10.12-14.12 | |
14 | Кто стоит на страже закона | 1 | 17.12-21.12 | |
15 | Практикум: «Учимся защищать свои права» | 1 | 24.12-28.12 | |
16 | Контрольная работа по главе "Регулирование поведения людей в обществе" | 1 | 09.01-11.01 | |
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 часов) | ||||
17 | Экономика и ее основные участники | 1 | 14.01-18.01 | |
18 | Практикум: «Учимся принимать рациональные решения» | 1 | 21.01-25.01 | |
19 | Мастерство работника | 1 | 28.01-01.02 | |
20 | Практикум: «Учимся секретам профессионального успеха» | 1 | 04.02-08.02 | |
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | 11.02-15.02 | |
22 | Практикум: «Учимся прогнозировать успешность своего дела» | 1 | 25.02-01.03 | |
23 | Виды и формы бизнеса | 1 | 04.03-08.03 | |
24 | Практикум: «Учимся создавать свой бизнес» | 1 | 11.03-15.03 | |
25 | Обмен, торговля, реклама | 1 | 18.03-22.03 | |
26 | Практикум: «Учимся быть думающим покупателем» | 1 | 25.03-29.03 | |
27 | Деньги, их функции | 1 | 01.04-05.04 | |
28 | Экономика семьи | 1 | 15.04-19.04 | |
29 | Контрольная работа по главе 2 «Экономика» | 1 | 22.04-26.04 | |
Глава 3. Человек и природа (4 часа) | ||||
30 | Воздействие человека на природу | 1 | 29.04-03.05 | |
31 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | 06.05-10.05 | |
32 | Закон на страже природы | 1 | 13.05-17.05 | |
33 | Практикум «Учимся беречь природу» | 1 | 20.05-24.05 | |
34 | Контрольная работа за курс 7 класса. | 1 | 27.05-31.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Программа «Обществознание» - Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- УМК для 7 классов: Обществознание 7 класс. / Авт: Л.Н. Боголюбов., Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова – М.: Просвещение, 2015.
- Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2015.
- Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2015.
- Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2015.
- Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2014.
Литература для учащихся:
- Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
- Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2014.
- Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Человек, право, экономика. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2017.
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2017.
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2015.
- Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы:
Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
Судебная власть Российской Федерации.
Соционет: информационное информационное пространство по общественным наукам.
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
Актуальные новости общественной жизни.
6. http://www.ecsocman.edu.ru/
ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ.
7. http://www.50.economicus.ru
50 лекций по микроэкономике.
8. http://www.be.economicus.ru
Основы экономики. Вводный курс.
Центр экономического и бизнес - образования: в помощь учителю.
Бизнес – словарь.
Права человека в России.
Московская школа прав человека.
13. http://www.ombudsman.gov.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
14. http://www.fw.ru
Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для у...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и...
Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. ФГОС.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)
Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)
Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...
рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС 2014г.
Рабочая программа по обществознанию в 6 классе разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и соответствует требованиям Фед...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)
МАОУ нижнеманайская ООШРабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)составила учитель истории и обществознанияМихайлова Маргарита Александровна...