Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию по теме
Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс, по учебнику Боголюбова, в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6-9kl.rar | 68.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Рекомендована: | Утверждена: |
Научно-методическим советом МБОУ «Гимназия» | Директором МБОУ «Гимназия» _________С.Н. Шевченко |
Протокол № ____ от «___»______201___ г. | «___»_______201___г. |
Рабочая учебная программа по обществознанию
на уровень основного общего образования (6-9 класс)
г.Черногорск, 2013г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного общего образования, Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897, Концепции модернизации Российского образования на период 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р), Требований к структуре основных образовательных программ основного общего и основного общего образования, Учебного плана МБОУ «Гимназия», Приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/12 учебный год», Устава гимназии и предназначено для работы по учебникам под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова и Л. Боголюбова.
Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- способствовать формированию у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- способствовать воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- способствовать развитию личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического образа мышлений, способности к самоопределению и самореализации;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважению к социальным нормам;
- работать над формированием познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве
2.Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы. При распределении тем примерной программы по обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира. Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Это задачи курса 6 класса. Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8-9 классах. При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы. Расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
3.Место предмета в учебном плане гимназии
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю.
Предмет обществознание позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
При изучения курса возможна интеграция с другими предметами учебного плана.
История 6 класс: формирование единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература 6 класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у ученика образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира.
География 6 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Литература 7 класс: общая с обществознанием ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приёмах анализа литературных произведений и обществоведческих явлений, действий литературных и исторических персонажей.
История 9 класс: оформление единой с обществоведением системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей, активный перенос общественно- исторических знаний и умений в ситуации, моделирующие актуальные для подростка жизненные задачи.
Литература 9 класс: прослеживание закономерностей отражения общественно-исторических явлений Новейшего времени в произведениях литературы и судьбе писателей.
В ходе изучения курса обществознания учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В ходе изучения курса обществознания предполагается использовать такие формы организации учебно-исследовательской деятельности как: урок–исследование, урок-творческий отчёт, урок-суд, урок-экспертиза.
Курс обществознания даёт возможность развивать ИКТ – компетентность учащихся. При работе над проектами учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Учащиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
(ЛР1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,
(ЛР2) усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
(ЛР3) воспитание уважения к наследию народов России; восприятие традиций обществоведческого диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
(ЛР4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
(ЛР5) формирование представления о территории и границах России, его достижений и культурных традиций;
(ЛР6) формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
(ЛР7) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
(ЛР8) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам
(ЛР9) уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
(ЛР10) формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
(ЛР11) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
(ЛР12) формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты
(МР1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках обществоведческую информацию, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
(МР2)формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
(МР3) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
(МР4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
(МР5) формирование умений работать в группе
(МР6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(МР7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
(МР8) для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
(МР9) создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
(МР10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
(МР11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
(МР12) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
(МР13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
(МР14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
(МР15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
(МР16) формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
(МР17 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
(МР18) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
(МР19) формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
(МР20) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
(МР21) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
(МР22) формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
(МР23) формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
(МР24) формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
(МР25) формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
(МР26) формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
(МР27) формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками
(МР28) формирование умения давать определения понятиям;
(МР29) формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
(МР30) формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,
(МР31) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
(ПР1) овладение базовыми обществоведческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
(ПР2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
(ПР3) формирование умений применения обществоведческих знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
(ПР4) объяснять смысл основных понятий, терминов;
(ПР5) использовать тексты как источник информации;
(ПР6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
(ПР7) описывать условия существования различных обществ;
(ПР8) раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства;
(ПР9) объяснять в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
(ПР10) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям.
(ПР11) локализовать во времени общие рамки и события развития государств;
(Пр12) использовать тексты как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах;
(Пр13) проводить поиск информации в текстах;
(Пр14) составлять описание образа жизни различных групп;
(ПР15) раскрывать характерные, существенные черты экономических и социальных отношений в государствах;
(ПР16) объяснять причины и следствия ключевых событий;
(ПР17) показывать общие черты и особенности;
(ПР18) давать оценку событиям и личностям;
7 – 8 класс:
(ПР19) локализовать во времени общие рамки и события;
(ПР20) использовать тексты как источник информации о границах России и других государств; об основных процессах социально-экономического развития;
(Пр21) анализировать информацию различных источников по обществознанию;
(ПР22) составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах;
(ПР23) систематизировать обществоведческий материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по обществознанию;
(ПР24) раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
(ПР25) объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
(ПР26) сопоставлять развитие России и других стран;
(ПР27) давать оценку событиям и личностям.
9 класс:
(ПР28) локализовать во времени обществоведческие события;
(ПР29) использовать обществоведческие тексты как источник информации о территории России (СССР) и других государств; значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира;
(ПР30) анализировать информацию из обществоведческих источников;
(ПР31) представлять в различных формах описания, рассказа:
(ПР32) систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
(ПР33) раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений;
(ПР34) объяснять причины и следствия наиболее значительных событий в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
(ПР35) сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
(ПР36) давать оценку событиям и личностям;
(ПР37) формирование способности миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
(ПР38) осмысление опыта российской истории как части мировой истории.
5. Основное содержание учебного предмета «Обществознание»
6 класс
Введение (1 ч)
Курс обществознания: особенности и формы работы.
Глава I. Общество и человек. (7 ч.)
В главе пойдет речь о структуре и сущности современного общества. Опорные понятия и термины: страна, государство, общество, аграрное, индустриальное, информационное общества, мировое сообщество, научно – техническая революция, культурное наследие, экология, охрана природы.
Глава 2. Экономическая сфера общества. (7 часов)
Экономика и ее основные участники. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Деньги и их функция. Деньги. функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования, формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Экономика Хакасии. Проект «Семейный бюджет».
Глава 3. Социальная сфера общества. (4 часа)
Социальные группы. Социальное неравенство. Роль семьи в обществе. Семейные отношения. Социальные нормы. Нравы и законы. Основные понятия: социальная группа, малая группа, семья, родственники, друзья.
Глава 4. Политика и право (6 часов)
Что такое государство, гражданство. Государственные символы и черты. Право. Юридическая ответственность. Конституция. Государственное устройство России. Правопорядок. Органы охраны правопорядка. Суд и правосудие. Основные понятия: государство, суверенитет, гражданин, гражданство, герб, флаг, гимн, Конституция, право, закон, ответственность, республика, Президент, Федеральное собрание, Правительство, правопорядок. Государственные символы Хакасии.
Глава 5. Духовная сфера общества. (4 часа)
Наука, образование. Право на образование. Мораль. Нравственные ценности. Идеал. Основные понятия и термины: естественные науки, общественные науки, образование, самообразование, знания, мораль, идеализация, ценности.
Глава 6. Ребенок в обществе (5 часов)
Детство. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды. Родители и дети. Взаимоотношения детей и родителей. История школьного обучения. Современная школа. Дружба. Основные понятия и термины: детство, воспитание, дружба, верность.
7 класс
Вводный урок по курсу «Обществознание» (1ч)
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (14ч)
Социальные нормы, обряды, привычка, этикет, манеры. Общественные нравы, традиции. Права и свободы человека и гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Справедливость. Конституционные обязанности. Долг и обязанность. Защита Отечества. Регулярная армия. Военная служба. Общеобязательная, специальная, внешняя и внутренняя дисциплина. Воля, самовоспитание. Ответственность за нарушение закона. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и поступки. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные и судебные органы РФ.
Глава 2. Человек в экономических отношениях (11 ч)
Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное производство. Потребители, производители. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Факторы, новые технологии, издержки производства, выручка и прибыль производителя. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Роль предпринимательства. Этика предпринимателя. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Обмен. Стоимость, цена товара. Формы торговли. Реклама в современной экономике. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Семейный бюджет. Обязательные и произвольные расходы. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Роль экономики в Хакасии.
Глава 3. Человек и природа ( 5ч)
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Главные правила экологической морали. Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в правоохранительной деятельности. Охрана природы в Хакасии. Акция «Чистый город».
Итоговое обобщение (2ч)
8 класс
Введение (1 ч)
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности.
Раздел I. Личность и общество (6ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения, их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Раздел II. Сфера духовной культуры. (8 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральный знания и практическое поведение. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Конфессии в нашей республике.
Раздел III. Экономика(14 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономикой. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Роль сектора экономики в РХ. Проект «Мой бизнес».
Раздел IV. Социальная сфера(5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народов. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Проект «Молодежные субкультуры, представленные в Хакасии».
Итоговое обобщение.(3ч)
9 класс
Глава 1. Политика. (12 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Государственное устройство России. Гражданство. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Глобализация и ее противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Органы власти в республики Хакасия.
Глава 2. Право. (23 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Нормы права. Нормативно-правовой акт. Сущность и особенности правоотношений. Мера дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц. Правомерные и противоправные юридические действия. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение образования – и право, и обязанность. Деятельность правозащитных молодежных организаций в Хакасии. Проект «Молодежная Дума».
6.Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
№ | Тема раздела. Кол- во часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
Тематическое планирование 6 класс | ||||
1. | Введение 1 ч. | Курс обществознания: особенности и формы работы. | формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к предмету; | ЛП 2 ПР 11-12 МП 1-8 |
2. | Общество и человек. (7 ч.) | В главе пойдет речь о структуре и сущности современного общества. Опорные понятия и термины: страна, государство, общество, аграрное, индустриальное, информационное общества, мировое сообщество, научно – техническая революция, культурное наследие, экология, охрана природы. | формирование ярких представлений о человечестве; приводить примеры поведения людей, которое принесло вред природе; умение анализировать материал, рассказать о роли экологии в жизни общества; | ЛП 2,3,5 ПР 11-18 МП 1 -10 |
3. | Экономическая сфера общества. (7 ч) | Экономика и ее основные участники. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Деньги и их функция. Деньги. функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования, формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. | умение анализировать материал, рассказать о роли экономики в жизни общества; уметь выделить основные черты домашнего хозяйства; выработать умения определять и объяснять понятия; рассказывать об отношении к труду в современном обществе; объяснять смысл понятий темы; | ЛП 2,3,5 ПР 11-14 МП 1-10 |
4. | Социальная сфера (4ч) |
Социальные группы. Социальное неравенство. Роль семьи в обществе. Семейные отношения. Социальные нормы. Нравы и законы. Основные понятия: социальная группа, малая группа, семья, родственники, друзья. | рассказывать, какое значение имеет семья для человека и для общества; уметь анализировать материал; выработать умения определять и объяснять нормы и правила поведения; умение оперировать терминами и понятиями; | |
5. | Политика и право (6 ч) |
Что такое государство, гражданство. Государственные символы и черты. Право. Юридическая ответственность. Конституция. Государственное устройство России. Правопорядок. Органы охраны правопорядка. Суд и правосудие. Основные понятия: государство, суверенитет, гражданин, гражданство, герб, флаг, гимн, Конституция, право, закон, ответственность, республика, Президент, Федеральное собрание, Правительство, правопорядок. | Аргументировать свое мнение по поводу необходимости знания Конституции РФ; называть права и обязанности ребенка в возрасте от 6 до 14 лет; выделять предпосылки, анализируя материал, называть правоохранительные и судебные органы, используя схему; | ЛП 2,3,5 ПР 15-18 МП 1 - 10 |
6. | Духовная сфера общества. (4 ч) | Наука, образование. Право на образование. Мораль. Нравственные ценности. Идеал. Основные понятия и термины: естественные науки, общественные науки, образование, самообразование, знания, мораль, идеализация, ценности. | Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное; называть способы организации учебной деятельности на уроке; объяснять смысл и значение понятий темы; | ЛП 2,3,5 ПР 16-18 МП 1-10 |
7. | Ребенок в обществе (5 ч) | Детство. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды. Родители и дети. Взаимоотношения детей и родителей. История школьного обучения. Современная школа. Дружба. Основные понятия и термины: детство, воспитание, дружба, верность. | рассказывать об отношении общества к детям и их воспитанию в разные периоды истории; объяснять причины возникновения конфликтов между родителями и детьми. Находить пути их разрешения; определять иерархию ценностей, составлять рассказ о жизненных планах. | ЛП 2,3,5 ПР 11-18 МП1-10 |
Тематическое планирование 7 класс
1. | Введение(1ч) | Курс обществознания: особенности и формы работы. | формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к предмету; | ЛП 2 ПР 11-12 МП 1-8 |
2. | Регулирование поведения людей в обществе (14ч) | Социальные нормы, обряды, привычка, этикет, манеры. Общественные нравы, традиции. Права и свободы человека и гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Справедливость. Конституционные обязанности. Долг и обязанность. Защита Отечества. Регулярная армия. Военная служба. Общеобязательная, специальная, внешняя и внутренняя дисциплина. Воля, самовоспитание. Ответственность за нарушение закона. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и поступки. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные и судебные органы РФ. | оперировать понятиями; формирование коммуникативной компетенции, выработать умения определять и объяснять понятия; усвоение новых понятий, установление причинно - следственных связей; развивать понятийное мышление, объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связи закона и правопорядка, закона и справедливости; развивать умения классифицировать, обобщать; аргументировать свое мнение по поводу необходимости знания Конституции РФ; приводить примеры поведения людей; моделировать несложные практические ситуации; формирование обобщенного представления; выработать умения работать с проектами; характеризовать ответственность за нарушение законов; Называть правоохранительные органы; различать сферу деятельности правоохранительных органов; моделировать несложные практические ситуации; | ЛП 10,11 ПР 19-20 МП 1 - 16 |
3. | Человек в экономических отношениях (11 ч) | Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное производство. Потребители, производители. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Факторы, новые технологии, издержки производства, выручка и прибыль производителя. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Роль предпринимательства. Этика предпринимателя. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Обмен. Стоимость, цена товара. Формы торговли. Реклама в современной экономике. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Семейный бюджет. Обязательные и произвольные расходы. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. | Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда; выработать умения определять и объяснять понятия; рассказывать об отношении к труду в современном обществе; раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества; Объяснять условия осуществления обмена в экономике; уметь анализировать материал; раскрывать на примерах функции денег; Описывать закономерности изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; объяснять смысл понятий темы; | ЛП 10-11 ПР 20-27 МП 1 - 16 |
4. | Человек и природа ( 5ч) | Человек – часть природы. Значение природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Главные правила экологической морали. Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в правоохранительной деятельности. | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества; характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам; Характеризовать смысл экологической морали; Характеризовать деятельность государства по охране природы; иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы; объяснять смысл понятий темы; | ЛП 10-12 ПР 21-24 МП 1 - 16 |
Тематическое планирование 8 класс
1. | Введение (1 ч.) | Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности. | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; | ЛП 2,3,5,6,9 ПР 19-24 МП 1 - 20 |
2. | Личность и общество (6ч.) | Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения, их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности; | ЛП 2,3,5,6,9 ПР 19-25 МП 1 - 20 |
3. | Сфера духовной культуры. (8 ч.) | Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральный знания и практическое поведение. Критический анализ собственных поступков и помыслов. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Высказать свое суждение по основным вопросам значимости образования. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно – следственные связи. | ЛП 2,3,5,6,9 ПР 25-26 МП 1 - 20 |
4. | Экономика(14 ч.) | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономикой. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; объяснение изученных положений на конкретных примерах; Высказать свое суждение по основным вопросам значимости рационального потребления. | ЛП 2,3,5,6,9 ПР 19-27 МП 1 - 20 |
5. | Социальная сфера(5 ч.) | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народов. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | Высказать свое суждение по основным вопросам значимости социальных статусов; Раскрыть смысл высказываний известных людей; Решение тестовых заданий, анализ текста, составление плана. | ЛП 2,3,5,6,9 ПР 20-26 МП 1 - 20 |
Тематическое планирование 9 класс
1. | Политика. (12 ч) | Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Государственное устройство России. Гражданство. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Глобализация и ее противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. | Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти; Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государств. Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. – объяснять процесс создания централизованных государств; – объяснять причины и особенности распада национальных государств. – сравнивать две формы правления: республику и монархию; – разъяснять сущность демократической формы правления; – анализировать политическую систему государства. Объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России). – объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); – формулировать и отстаивать свою позицию. – объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; – высказывать суждении о политике. – сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; – формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию. | ЛП 2,3,5,6,9 ПР 28-29 МП 12- 31 |
3. | Право. (23 ч) | Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Нормы права. Нормативно-правовой акт. Сущность и особенности правоотношений. Мера дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц. Правомерные и противоправные юридические действия. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение образования – и право, и обязанность. | – объяснять особый статус права в системе социальных норм; - объяснять особенности возраста и зависимость от возраста степени дееспособности; работать с текстом учебника, выделять главное, причинно – следственные связи. – объяснять особый статус правоохранительных органов в системе органов власти. – объяснять особенности правового статуса гражданина России; – соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России; - анализировать текст, отвечая на поставленные вопросы. – называть основные документы по защите прав детства; – характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка – приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в области. – называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; – характеризовать институт права собственности; – приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; – характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; – называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; – приводить примеры правового регулирования семейных отношений. Давать правовую характеристику административным правоотношениям; - приводить примеры правового регулирования административных правоотношений. – анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; – давать оценку изученным правовым явлениям. – называть основные нормы, регулирующие социальные права; – характеризовать институт права собственности . – называть основные международные документы, регулирующие гуманитарное право. – называть основные государственные документы, регулирующие образовательное право. | ЛП 8 -12 ПР 29-30 МП 14 - 31 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК, на основе которого ведется преподавание
Приказ директора МБОУ «Гимназия» «Об использовании УМК на 2013-2014 учебный год»
№ 58 от 20.05.2013г.
1. Л.Н.Боголюбов. Обществознание 6 кл. –М., Просвещение. 2013г. - 159с. соответствует федеральному перечню рекомендованных и допущенных учебников в 2013-14 у.г.
2.Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Л.Н.Боголюбов. Обществознание 7 кл. –М., Просвещение. 2013г. - 159с. соответствует федеральному перечню рекомендованных и допущенных учебников в 2013-14 у.г.
4. Поурочные планы по обществознанию. 7 класс: методическое пособие / авт.-сост. Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.Л.Н.Боголюбов. Обществознание 8 кл. –М., Просвещение. 2010г. 2-е издание- 223с. соответствует федеральному перечню рекомендованных и допущенных учебников в 2010-11 у.г.
6.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание, 8кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Н.Боголюбова, М.: Просвещение, 2010г. – 176с.
7.Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9кл., под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина, М.: Просвещение, 2002г. – 174с.
8.О.А. Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по курсу « Обществознание», 8 класс, М.: Просвещение, 2011г.
9.Обществознание 9 класс ( Под ред. Л.Н. Боголюбова.) М. Просвещение 2010:
10.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание, 9 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Н.Боголюбова, М.: Просвещение, 2010г. – 170с.
11.О.А. Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по курсу « Обществознание», 9 класс, М.: Просвещение, 2011г.
Список литературы
Для учителя:
1.Краткий политический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1999г.- 623с.
2.Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
3.Электронные учебники:
а) Основы правовых знаний 8-9 класс
б) Обществознание (практикум) 8 – 9 классы
4.КрапивенскийС.Э. Социальная философия: учеб.для студентов ВУЗов. – М., 2009
5.Общая теория права / под ред. А.С. Пичелкина. -М., 2007
Для учащихся:
1.Нормативные документы:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка.
2.Краткий политический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1999г.- 623с.
3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права: посбие для учащихся 9 классов для дополнительного образования. _ М., 1998г
4.Мушинский В.О. Азбука гражданина 8-9 кл.-М., 1997
5.Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний: 9 кл. М.1997
8. Планируемые результаты изучения предмета, нормы оценки знаний учащихся
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ученик получит возможность научиться:
1) Давать характеристику социальным явлениям;
2) Сопоставлять свидетельства различных обществоведческих источников, выявляя в них общее и различия;
3) Высказывать суждения о значении социальных процессов происходящих в обществе.
Оценка предметных результатов по обществознанию
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету Обществознание.
Для описания достижений обучающихся установлены следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету «история» и основательной подготовки по нему, обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность по предмету и ориентируются на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом учащийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа учащихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО (стандарты второго поколения)...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 9 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.9 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ра...