Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику А.И.Кравченко
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику А.И.Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_dlya_8_klassa.docx | 77.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования образовательной организации МБОУ ООШ №12 х. Мамацев на основе Федерального государственного образовательного стандарта Основного Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1 7785 от 6 октября 2009г). Программы воспитания и социализации обучения на ступени основного общего образования. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Программа поставлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. : Русское слово, 2011
- Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9 классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус»,2008;
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
- Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
- сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение,
способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
- подготовить подростка к жизни во взросло мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе, к будущей профессиональной деятельности.
Формы работы : практикум, выступления с докладами, дискуссия, деловая игра.
Цели обучения
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На начало учебного года у учащихся сформированы следующие учебные умения и навыки:
знают/понимают :
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Умеют:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;
- Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;
- Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;
- Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;
- Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;
- Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;
- Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;
- Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;
- Функции денег и их исторические формы;
- Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;
- Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;
- Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;
- Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;
- Характеристику бюджета семьи;
- Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;
- Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;
- Характеристику образа жизни;
- социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей.
- Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;
- Основные нормы правовых основ брака.
Учащиеся должны уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Из них на изучение РН и ЭО в 8 классах отведено 10 % учебного времени.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.
Методы преподавания и учения
Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы преподавания и учения:
- коммуникативный метод в преподавании, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения материала и общеучебных умений;
- метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;
- метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме в тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение вариантов решения проблемы в контексте отрывка;
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
Перечень обобщающих уроков
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Строки проведения |
1 | По теме: «Общество и человек» | 1 | |
2 | По теме: «Экономическая сфера» | 1 | |
3 | По теме: «Социальная сфера» | 1 |
УМК:
- Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 8 класс. М.: Русское слово.2008.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: презентации по темам, ИнтернетУрок.
1. Оборудование
- Презентации
- иллюстрации
2. Дидактический материал
- Тесты
Региональные, национальные и этнокультурные особенности (РН и ЭО) (в 8 классе 4 часа)
Изучение содержания регионального, национального и этнокультурного компонента на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
речевой компетенции;
- социокультурной компетенции учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
- воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- формирование культурологического потенциала;
- формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
- систематизация сведений из разных наук (обществознания, истории, географии, литературы, искусства).
№ п.п | 8 класс - Тема РН и ЭО |
1. | Экологические и демографические проблемы нашего региона. |
2. | Социальная структура региона. |
3. | Экономика региона. |
4. | Межнациональные отношения в нашем регионе. |
Литература для учителя:
.
- Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику под ред.Л.Н.Боголюбова/ Авт-сост С.Н.Степанько. – Влгоград: Учитель, 2005. – 410с.
Литература для учащихся:
- Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004
- Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с.
- Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192с.
- Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 класса. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,: Просвещение, 2003.- 93с.
- Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
- Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
- Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Глава 1. Общество и человек (12 часов)
Тема 1. Что такое общество (1 час)
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация
Тема 2. Человек, природа, общество. (1 часа).
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ (1 час)
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1 час)
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека (1 час)
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание (1 час)
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение (1 час)
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» - 1 час.
Глава 2. Экономическая сфера (12 часов)
Тема 9. Что такое экономика (1 час)
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги (1 час)
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение (1 час)
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (2 час)
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство (1 час)
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 14. Роль государства в экономике (2 часа)
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи (2 час)
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд. Рынок труда. (1 час)
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» - 1 час.
Глава 3. Социальная сфера (9 часов)
Тема 17. Социальная структура (1 часа)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация (1 час)
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 19. Богатые (1 час)
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»
Тема 20. Бедные (1 час)
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности (1 часа)
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 22. Межнациональные отношения (1 часа)
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе (1 час)
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 24. Семья (1 час)
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
Итоговое тестирование – 1 час.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ параграфа учебника | Тема | Количество часов |
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (12 ч) | ||
1 | Что такое общество | 1 |
2 | Человек, природа, общество | 1 |
3 | Типология обществ | 1 |
4 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 |
5 | Личность и социальная среда | 1 |
6 | Потребности человека | 1 |
7 | Социализация и воспитание | 1 |
8 | Общение | 1 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» | 1 | |
РН и ЭО Экологические и демографические проблемы нашего региона. | 1 | |
РН и ЭО Социальная структура региона. | 1 | |
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (14 ч) | ||
9 | Что такое экономика | 1 |
10 | Товар и деньги | 1 |
11 | Спрос и предложение | 1 |
12 | Рынок, цена, конкуренция | 2 |
13 | Предпринимательство | 1 |
14 | Роль государства в экономике | 2 |
15 | Бюджет государства и семьи | 2 |
16 | Труд | 1 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» | 1 | |
РН и ЭО Экономика региона. | 1 | |
РН и ЭО Межнациональные отношения в нашем регионе. | 1 | |
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч) | ||
17 | Социальная структура | 1 |
18 | Социальная стратификация | 1 |
19 | Богатые | 1 |
20 | Бедные | 1 |
21 | Этнос: нации и народности | 1 |
22 | Межнациональные отношения | 1 |
23 | Конфликты в обществе | 1 |
24 | Семья | 1 |
Итоговое тестирование изученного в курсе обществознания за 8 класс | 1 | |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоя-тельной деятель-ности | Домашнее зада-ние | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (11 ч) | ||||||||||
1 | Что такое общество | 1 | Урок- исследование | Понятия страна, государство, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, общество, мировое сообщество, глобализация. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Дополнительно: взаимосвязь четырех сфер общества; процесс глобализации | Знать: основные понятия по теме урока; сущность общества как формы совместной деятельности людей; признаки общества. Уметь: высказывать суждения об обществе и о человеке, выявляя их общие черты и различия; называть сферы общества и давать их характеристику; ориентироваться в учебнике; работать со схемой, с таблицей | Текущий контроль | § 1, задания к параграфу, эссе на тему «Будущее общества» | |||
2 | Человек, природа, общество | 2 | Уроки- характеристики | Понятия природа, окружающая среда, глобальные проблемы, экологические программы. Широкое и узкое значение природы. Взаимоотношения природы и человека. Глобальные проблемы человечества. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Меры по защите и охране природы. Дополнительно: понятие об антропогенных нагрузках; экологические программы и защита окружающей среды | Знать: основные понятия по теме уроков; глобальные проблемы человечества; причины исчезновения окружающей среды. Уметь: приводить примеры негативного воздействия человека на окружающую среду; характеризовать меры по защите природы, предпринимаемые человечеством, и оценивать их эффективность; устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на проблемные вопросы; работать над созданием учебного проекта; работать со схемами | Устный опрос | § 2,вопросы и задания к параграфу, учебный проект «Закон об экологии нашего посёлка» | |||
3 | Типология обществ | 1 | Урок лабораторного типа | Понятия типология, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно- экономическая формация, традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное общество. Типологии обществ, их критерии. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Дополнительно: сравнительный анализ типов общества; особенности индустриального и постиндустриального общества в России | Знать: основные понятия по теме урока; типологии обществ, существующие в современной России, их характерные черты. Уметь: называть типы обществ и их характерные черты; отвечать на вопросы и выполнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы | Устный опрос | § 3, вопросы, задания к параграфу, практикум | |||
4 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 | Урок- практикум | Понятия закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, промышленная революция. Социальный прогресс и ускорение истории. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в истории. Реформы и революции. Дополнительно: цена и последствия ускорения социального прогресса; проблема прогресса и революций | Знать: основные понятия по теме урока; закономерности развития обществ; виды прогресса. Уметь: объяснять сущность социального прогресса, закона ускорения истории; на примере конкретных стран показывать тенденцию неравномерного развития обществ; работать с таблицей; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы | Письменный опрос | §4,вопросы и задания к параграфу | |||
5 | Личность и социальная среда | 1 | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия личность, индивид, человек. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Дополнительно: роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности | Знать: основные понятия по теме урока; роль семьи и общества в воспитании ребенка. Уметь: объяснять, в чем заключаются различия между личностью и человеком; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать личностью; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы | Составление таблицы «Личность, индивид, человек» | § 5, проблемный вопрос к параграфу | |||
6 | Потребности человека | 2 | Уроки- исследо- вания | Понятия потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей. Роль потребностей в жизни человека. Виды потребностей. Иерархия потребностей А. Мас- лоу. Низшие и высшие потребности, различия между ними. Дополнительно: неудовлетворенные потребности; роль духовных потребностей | Знать: основные понятия по теме уроков; виды потребностей; роль потребностей в жизни человека. Уметь: различать низшие и высшие потребности и объяснять, в чем разница между ними; называть и анализировать свои потребности; объяснять, от чего зависят потребности человека и какова их роль; работать со схемой; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии | Устный опрос | § 6, практикум, проблемный вопрос к пара графу | |||
7 | Социализация и воспитание | 1 | Урок- дискуссия | Понятия социализация, культурные нормы, воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание как часть процесса социализации. Составные элементы воспитания. Дополнительно: социализация в подростковом возрасте; воспитание и социализация (сходство и различия); последствия недостаточного воспитания в семье | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: называть и характеризовать стадии жизненного цикла человека; объяснять сущность процессов воспитания и социализации и видеть общее и различное между ними; отвечать на проблемные вопросы; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать над созданием учебного проекта | Тест | § 7, учебный проект «Советы родителям, воспитывающим детей» | |||
8 | Общение | 2 | Уроки- практи- кумы | Понятия общение, вербальное и невербальное общение. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения (речевое и неречевое). Основные формы общения (служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное). Дополнительно: эмоциональная сторона общения; проблемы домашнего общения | Знать: основные понятия по теме уроков; виды и формы общения. Уметь: сравнивать и анализировать разные формы общения; высказывать суждения о том, может ли человек обойтись без общения; работать со схемами, с таблицами; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы | Устный опрос | § 8, практикум | |||
9 | Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» | 1 | Повторится ь- но-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Общество и человек». Повторение основных понятий темы. Решение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Общество и человек». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | Повторить § 1-8 | |||
10 | РН и ЭО Экологические и демографические проблемы нашего региона. | Урок –презента-ция | Понятия Республика, регион, демографические проблемы. Демографические проблемы республики Адыгея. | способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой компетенции; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий. | Чтение Сообщений | Сообщение | ||||
11 | РН и ЭО Социальная структура региона. | Урок дискуссия | Понятия социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль. в РА. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. | активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения; воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека; формирование культурологического потенциала; формирование адаптивного типа жизнедеятельности; систематизация сведений из разных наук (обществознания, истории, географии, литературы, искусства). | Чтение Сообщений | Сообщение | ||||
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (14 ч) | ||||||||||
12 | Что такое экономика | 1 | Урок- лекция | Понятия экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Дополнительно: влияние экономики на поведение людей; роль информационных ресурсов в наши дни | Знать: основные понятия по теме урока; ресурсы экономики; основные экономические функции общества. Уметь: объяснять роль экономики в жизни общества; называть компоненты структуры экономики и описывать их основные функции; анализировать роль информационных ресурсов в современном мире; работать со схемой; участвовать в дискуссии | Текущий контроль | § 9, эссе на тему «Можно ли считать экономическую сферу самой важной в структуре общества?» | |||
13 | Товар и деньги | 1 | Урок- лекция | Понятия деньги, товар, стоимость, инфляция, прибыль. Товар и его свойства. Роль товаров в экономической жизни общества. Деньги, их функции и исторические формы. Основные свойства денег. Основной закон бизнеса. Дополнительно: коммерческие институты; различия между товарами, услугами и продуктами | Знать: основные понятия по теме урока; свойства товара; роль товаров в экономике; функции денег. Уметь: анализировать достоинства и недостатки денег и денежных заменителей; объяснять понятие покупательная способность денег, иллюстрируя ответ конкретными примерами; раскрывать суть основного закона бизнеса; отвечать на проблемные | Устный опрос | § 10,проблемный вопрос к параграфу | |||
14 | Спрос и предложение | 1 | Урок- практикум | Понятия спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Взаимосвязь спроса и предложения. Роль маркетинга в рыночной экономике. Закон спроса. Дополнительно: сравнительный анализ рыночной и плановой экономик | Знать: основные понятия по теме урока; взаимосвязь спроса и предложения; роль маркетинга в рыночной экономике. Уметь: разъяснять суть закона спроса, иллюстрируя ответ конкретными примерами; использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных событиях и процессах экономической жизни общества; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Тест | §11, сформулировать правило компромисса в рыночной экономике | |||
15 16 | Рынок, цена, конкуренция | 2 | Уроки- прак- тикумы с элементами деловой игры | Понятия обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цен. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Конкуренция производителей и продавцов. Дополнительно: идеальная модель рынка и совершенная конкуренция; олигополия и монополия | Знать: основные понятия по теме уроков; разновидности рынков; основные функции цен. Уметь: описывать действие механизма выравнивания цен; объяснять, какую роль на рынке играет конкуренция продавцов, производителей и покупателей; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей; анализировать, обобщать и делать выводы | Письменный опрос | § 12, эссе на тему «Каждый живет продажей чего- нибудь» | |||
17 | Предпринимательство | 1 | Урок- игра | Понятия предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес. Экономическое содержание предпринимательства, его роль в современной экономике. Формы предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Дополнительно: отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя; проблемы российских челноков | Знать: основные понятия по теме урока; условия, необходимые для успешного развития бизнеса. Уметь: разъяснять сущность предпринимательства; называть черты, характерные для предпринимателя; приводить примеры предпринимательской деятельности; объяснять, какую роль в развитии бизнеса играет предпринимательский риск; решать познавательные и практические задачи; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей; работать над созданием учебного проекта | Тест | § 13, учебный проект «Мое дело» | |||
18 19 | Роль государства в экономике | 2 | Уроки- исследования | Понятия налогообложение, прямые и косвенные налоги. Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Представления о социальном государстве. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов. Дополнительно: анализ способов воздействия государства на экономику; проблема платежей налогов в пользу государства | Знать: основные понятия по теме уроков; роль государства в сохранении экономического порядка; способы воздействия государства на экономику; основные виды налогов. Уметь: называть и характеризовать формы вмешательства государства в экономику; объяснять суть проблемы налогообложения; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы | Устный опрос | § 14, эссе на тему «Цель государства — это совместное продвижение к высокому качеству жизни» | |||
20 21 | Бюджет государства и семьи | 2 | Уроки- практикумы с элементами деловой игры | Понятия доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Дополнительно: построение модели бюджета своей будущей семьи | Знать: основные понятия по теме уроков; три основные фазы составления бюджета; элементы государственного бюджета; основные статьи государственных расходов. Уметь: называть и характеризовать способы решения проблемы дефицита государственного бюджета; выполнять практические задания по теме уроков; работать со схемой; работать в группах | Устный опрос | § 15, отве- . тить на вопрос «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?» | |||
22 | Труд | 1 | Урок- лекция | Понятия труд, заработная плата, досуг, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Дополнительно: государственное регулирование занятости и помощь безработным | Знать: основные понятия по теме урока; разницу между производительным и непроизводительным трудом; виды вознаграждения. Уметь: приводить примеры профессий, относящихся к производительному и непроизводительному труду; разъяснять суть проблемы безработицы и ее социальные последствия; характеризовать меры, предпринимаемые государством по помощи безработным; работать с таблицей; отвечать на проблемные вопросы | Тест | § 16, вопросы и задания к параграфу | |||
23 | Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов изучения темы «Экономическая сфера». Повторение основных понятий темы. Решение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Экономическая сфера». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | Повторить §9-16 | |||
24 | РН и ЭО Экономика региона. | Урок исследования | Понятия ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль РА. Основные ресурсы экономики РА. | активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения; воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека; формирование культурологического потенциала; формирование адаптивного типа жизнедеятельности. | Сообщение | |||||
25 | РН и ЭО Межнацио-нальные отношения в нашем регионе. | Понятия межнациональные отношения в РА Отношения между разными национальностями внутри одной республики . Отношения между разными нациями. | способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой компетенции; социокультурной компетенции учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий. | Сообщение | ||||||
ГЛАВА 3, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч) | ||||||||||
26 | Социальная, структура | 1 | Урок- лекция | Понятия социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Дополнительно: статусные символы и знаки отличия | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть социальной структуры общества; приводить примеры социальных ролей; характеризовать социальный статус личности; работать со схемами; сравнивать, анализировать. | Текущий контроль | § 17, практикум | |||
27 | Социальная стратификация | 1 | Урок- исследование | Понятия социальная стратификация, класс, образ жизни. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Классы. Дополнительно: поляризация общества и имущественные различия людей; российская интеллигенция и средний класс | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть социальной стратификации и называть ее критерии, причины появления классов; высказывать суждения о том, какой критерий отнесения человека к тому или иному классу наиболее важен; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей; анализировать, обобщать и делать выводы | Письмен-ный опрос | § 18, задание 5 | |||
28 | Богатые | 1 | Урок- исследование | Понятия неравенство, богатство, роскошь, новые русские. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов богатых. Дополнительно: «старые» и «новые» богатые; средний класс и приличествующий уровень жизни | Знать: основные понятия по теме урока; источники доходов богатых и способы получения богатства. Уметь: разъяснять суть понятия богатство; характеризовать образ жизни богатых; высказывать суждения об отрицательных и положительных сторонах богатства; отвечать на проблемные вопросы; работать с документами; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать в группах | Устный опрос | § 19, практикум | |||
29 | Бедные | 1 | Урок- исследование | Понятия бедность, порог бедности, нищета. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Дополнительно: проблема прожиточного минимума | Знать: основные понятия по теме урока; причины бедности в современной России. Уметь: характеризовать образ жизни бедных и нищих людей; разъяснять понятия относительная бедность и абсолютная бедность; высказывать суждения об отношении в обществе к бедным и нищим, о причинах бедственного положения людей, о том, зависит ли количество бедных людей от количества богатых; работать с документами | Устный опрос | § 20,эссе на тему «Бедность — это...» | |||
30 | Этнос: нации и народности | 1 | Урок- лекция | Понятия этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Дополнительно: межпоколенная связь и поколение; теория Л.Н. Гумилева | Знать: основные понятия по теме урока; признаки этноса. Уметь: характеризовать этнос как социологическую общность; объяснять разницу между племенем и народностью, этносом и народностью; работать с таблицей; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать в группах | Текущий контроль | §21, вопросы и задания к параграфу | |||
31 | Межнациональные отношения | 1 | Урок дискуссия | Понятия межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Дополнительно: этноцентризм и национальная нетерпимость; пути решения этнических конфликтов | Знать: основные понятия по теме урока; причины этнических конфликтов. Уметь: характеризовать межнациональные отношения; высказывать суждения о возможных путях преодоления этнических конфликтов; участвовать в дискуссии; работать с документами; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы | Письмен-ный опрос | §22,проблемные вопросы к параг-рафу | |||
32 | Конфликты в обществе | 2 | Уроки- практикумы | Понятие конфликт. Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам их протекания. Дополнительно: особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей; способы решения конфликтов | Знать: понятие конфликт; классификацию конфликтов. Уметь: на конкретных примерах определять предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта; называть и характеризовать способы решения конфликтов; приводить примеры конфликтов в современной российской действительности; находить выход из конфликта на примере учебной ситуации | Устный опрос | § 23, проблемный вопрос к пара графу | |||
33 | Семья | 1 | Урок лабораторного типа | Понятия семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Брак и разводы. Дополнительно: проблема нуклеар- ной семьи; последствия развода, его социальная роль | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: характеризовать семью как фундаментальный институт общества и малую группу; описывать жизненный цикл семьи; высказывать суждения о проблеме развода, его социальной роли; анализировать, обобщать и делать выводы; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемами | Тест | § 24,эссе на тему «Гражданский брак: за и против» | |||
34 | Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 8 класс | 1 | Повторитель-но-обобщающий урок | Подведение итогов изучения курса обществознания за 8 класс. Повторение основных понятий курса. Решение проблемных вопросов | Знать: основные понятия курса общество- знания за 8 класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...
рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс к учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа курса «Обществознание» для 7 класса разработана на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2011), доп...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику Кравченко А.И.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой и стандартом основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). За основу рабочей программы взя...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс к учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 9-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноур...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...