Рабочая программа по обществознанию 9 класс к учебнику Кравченко А.И.
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 9-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноуровневые задания, рассчитанные на базовый (репродуктивный) уровень, конструктивный и творческий уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvo_9_klass.docx | 166.26 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СМР «Коробицынская ООШ»
Утверждено. Директор Семенова О. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кузнецовой Оксаны Леонидовны
II квалификационная категория
по учебному курсу «Обществознание»
9 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № __1__от «_29_»____08_____2014 г.
Коробицыно
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 9-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноуровневые задания, рассчитанные на базовый (репродуктивный) уровень, конструктивный и творческий уровень.
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И. Кравченко. Курс «Обществознания» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически- обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем социальном и природном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем усвоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе
-Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год
-Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2011.
-Авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011
- Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 № 822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
- Учебного плана БОУ СМР «Коробицынская ООШ» на 2013/2014 учебный год
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Распределение учебного материала:
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Политическая сфера | 12 | |
Человек и его права | 12 | |
Духовная сфера | 10 | |
Итого | 34 |
УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта.
В учебно-методический комплект входят:
Программа по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010.
Проверочные работы. - Репин А.В. Обществознание 8 класс. Саратов: Лицей, 2008
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
- С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
- Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
- Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года
Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 8 кл. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
Объяснить значение понятий.
Называть сферы общества, характеризовать ступени развития
- общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы
Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде
Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе
Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей
учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
«Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».
УМК «Обществознание 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
Интернет-ресурсы.
Календарно-тематическое планирование курса:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||
По плану | факт | |||||||||
Раздел 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 часов) | ||||||||||
1 | Вводное занятие Политика и ее роль в жизни общества | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная беседа | Опрос Таблица |
политическая деятельность Понятия: политика, политические партии, общественные движения, политический деятель | Сентябрь | |||
2 | Власть | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Рассказ Индивидуальные задания |
власть и ее виды Власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила, формы влияния одних лиц на других | §1 | Сентябрь | ||
3-4 | Государство | 2 | Урок формирования знаний | Коллективная Рассказ | Развернутый ответ |
теории происхождения государств Политическая система, государство, суверенитет, функции государства, основные признаки государства | §2 | Сентябрь | ||
5 | Национально-государственное устройство | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Групповая самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
Объединение и отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство | §3 | Сентябрь | ||
6-7 | Формы правления | 2 | Комбинированный урок | Фронтальная Самостоятельная | Презентация групп новой работы |
недемократические режимы Форма правления и ее виды, Монархия, аристократия, демократия, олигархия, охлократия, импичмент Политические режимы и их типы, авторитаризм, парламентский режим, диктатура | §4 | Октябрь | ||
8 | Политические режимы | 1 | Урок совершенствования знаний | Коллективная Беседа | Презентация групп новой работы |
| §5 | Октябрь | ||
9 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Коллективная Беседа | Опрос |
правовое государство и его основные признаки Гражданское общество, правовое государство и его признаки, гражданство, тоталитаризм | §6 | Октябрь | ||
10 | Голосование, выборы, референдум | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная Индивидуальн | Таблица Тест Защита проектов |
референдум в общественной жизни Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права | §7 | Октябрь | ||
11 | Политические партии | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная Самостоятельная | Опрос |
основные подходы к классификации партий Партия, многопартийность, политическая программа, классификация партий | §8 | Ноябрь 2 неделя | ||
12 | Контрольно-обобщающее занятие по теме | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Индивидуальная | Таблица Тест Защита проектов | Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» | Повторить | Ноябрь | ||
13-14 | Право, его роль в жизни общества и государства | 2 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль права» |
система права Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей | §9 | Ноябрь | ||
15-16 | Власть и закон | 2 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениям по теме «Власть и закон» |
| §10 | Декабрь | ||
17 | Конституция – основной закон государства | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос |
органы государственной власти РФ Структура и особенности Основного закона страны, правоохранительные органы, судебная система, функции органов гос. власти | §11 | Декабрь | ||
18 | Право и имущественные отношения | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
защита имущественных прав Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения | § 12 | Декабрь | ||
19 | Потребитель и его права | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы |
защита прав потребителя Правовой статус потребителя, потребитель, изготовитель, услуги, закон о защите прав потребителя | §13 | Декабрь | ||
20 | Труд и право | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов |
трудоустройство несовершеннолетних Особенности трудовых правоотношений, Трудовое право, трудовой договор (контракт), сверхурочная работа | §14 | Январь | ||
21 | Право, семья, ребенок. | 1 | Урок формирования знаний | Групповая самостоятельная | Опрос |
права ребенка и их защита Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних Брак, семья, брачный контракт, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка | §15 | Январь | ||
22-23 | Преступление | 2 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос |
| §16 повторить | Январь | ||
24 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить | Февраль 1 неделя | ||
ДУХОВНАЯ СФЕРА (10 часов). | ||||||||||
25 | Что такое культура? | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, элементы культуры | §17 | Февраль | ||
26 | Культурные нормы | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы |
Санкции в обществе Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии, мода, мораль, привычка | §18 | Март | ||
27-28 | Формы культуры | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов |
Контркультура Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная; субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура | §19 | Март | ||
29 | Религия | 1 | Комбинированный урок | Групповая самостоятельная | Опрос |
Мировые религии Религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии | §20 | Март | ||
30 | Искусство | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос | Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Искусство в жизни общества
Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры | §21 | Март | ||
31 | Образование | 1 | Комбинированный урок | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Система образования РФ,РТ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка
Образование в современной России | §22 | Апрель | ||
32 | Наука | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант |
Учреждения науки: институты, университеты, академии Академия, университет, НИИ, наука и ее функции в обществе | §23 | Апрель | ||
33 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная | Опрос Тест Защита проектов | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить изученный курс | Май | ||
34 | Итоговое повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная | Опрос Тест Защита проектов | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...