Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Кравченко А.И.
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноуровневые задания, рассчитанные на базовый (репродуктивный) уровень, конструктивный и творческий уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Кравченко А.И. | 562.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СМР «Коробицынская ООШ»
Утверждено. Директор Семенова О. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кузнецовой Оксаны Леонидовны
II квалификационная категория
по учебному курсу «Обществознание»
6 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № __1__от «_29_»____08_____2014 г.
Коробицыно
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноуровневые задания, рассчитанные на базовый (репродуктивный) уровень, конструктивный и творческий уровень.
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И. Кравченко. Курс «Обществознания» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически- обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем социальном и природном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем усвоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Распределение учебного материала:
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Общество и человек | 7 | |
Экономическая сфера общества | 7 | |
Социальная сфера | 4 | |
Политика и право | 6 | |
Духовная сфера общества | 4 | |
Ребенок в обществе | 5 | |
Итоговый урок | 1 | |
Итого | 34 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко, Е.А Певцова .- М.: ООО «ТИД « Русское слово- РС», 2010.
2. Хромова И.С.Обществознание.6 класс: тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А Певцовой «Обществознание» / И.С.Хромова.- М.: ООО «ТИД « Русское слово- РС», 2012.
3. Козленко С.И.. Обществознание: программа курса для 6-7 общеобразоват. учреждений/ С.И.Козленко, И.В.Козленко.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2011.
4. Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию. 2013 год
Содержание курса:
Глава I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (6 часов + 1 час повторения)
Тема 1. Что такое общество?
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Тема 2. Происхождение и развитие человека.
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.
Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.
Тема 3. Исторические ступени развития общества.
Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.
Тема 4. Современное общество.
Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.
Тема 5. Человечество как сумма поколений.
Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.
Тема 6. Человек, общество, природа
Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.
Повторение и обобщение по разделу «Общество и человек" (тест, к\р)
Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (6 часов + 1 час повторения)
Тема 7. Что такое экономика?
Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.
Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.
Тема 8. Рынок.
Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.
Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?
Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.
Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.
Тема 10. Домашнее хозяйство.
Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.
Тема 11. Экономическая деятельность подростков
Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере. Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.
Тема 12. Труд с точки зрения закона
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.
Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.
Повторение и обобщение по разделу «Экономическая сфера общества» (тест, к\р)
Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа + 1 час повторения)
Тема 13. Социальная структура общества.
Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.
Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.
Тема 14. Семья.
Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.
Основные понятия темы: семья; брак.
Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе.
Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.
Повторение и обобщение по разделу «Социальная сфера общества» (тест, к\р)
Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО (5 часов + 1 час повторения)
Тема 16. Государство и граждане.
Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.
Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.
Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.
Тема 17. Право на службе человека.
Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.
Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.
Тема 18. Конституция — Основной закон страны
Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.
Тема 19. Право и правопорядок.
Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.
Основные понятия темы: законность; правопорядок.
Тема 20. Как защититься от несправедливости
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.
Основное понятие темы: правосудие.
Повторение и обобщение по разделу «Политика и право» (тест, к\р)
Глава V ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа + 1 час повторения)
Тема 21. Наука и образование.
Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.
Тема 22. Мораль.
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.
Тема 23. Идеал и ценности.
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.
Повторение и обобщение по разделу «Духовная сфера общества" (тест, к\р)
Глава VI. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ (4 часа + 1 час повторения)
Тема 24. Ребенок в семье.
Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.
Основное понятие темы: детство.
Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей.
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.
Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.
Основные понятия темы: дети; родители.
Тема 26. Ребенок в школе.
История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.
Тема 27. Друзья и ровесники
Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность.
Повторение и обобщение по разделу «Ребенок в обществе» (тест, к\р)
Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» (тест, к\р)
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- Освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать научные данные; осваивать способы познавательной , коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовым способам и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, является:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон общества, в благополучии и процветании родной страны;
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на основании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения и оценки результатов);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные, социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей ( производитель, потребитель) и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия,) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умения выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
- 1) на использование элементов причинно- следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из ауди визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
- познавательной
- относительно - целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей ( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно - мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий. Норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение их применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневно жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» - 34 часа.
К учебнику «Обществознание» 6 класс под редакцией А.И. Кравченко.
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
№ П/П | Наименование раздела, темы, урока. | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения материала | ||
Примечание | |||||
план | факт | ||||
Раздел 1. Общество и человек (6 часов +1). | |||||
Введение в изучение предмета. Что такое общество? | 1 | ||||
Происхождение и развитие человека. | 1 | ||||
Исторические ступени развития общества. | 1 | ||||
Современное общество. | 1 | ||||
Человечество как сумма поколений. | 1 | ||||
Человек, общество, природа. | 1 | ||||
Общество и человек. (повторительно – обобщающий урок) | 1 | ||||
Раздел 2 . Экономическая сфера общества (6 часов+1). | |||||
Что такое экономика? | 1 | ||||
Рынок. | 1 | ||||
Что такое предпринимательство и бизнес? | 1 | ||||
Домашнее хозяйство. | 1 | ||||
Экономическая деятельность подростков. | 1 | ||||
Труд с точки зрения закона. | 1 | ||||
Экономическая сфера общества (повторительно – обобщающий урок). | 1 | ||||
Раздел 3 .Социальная сфера общества (3 часа +1) | |||||
Социальная структура общества. | 1 | ||||
Семья. | 1 | ||||
Правила и нормы поведения в обществе. | 1 | ||||
Социальная сфера общества. (повторительно – обобщающий урок). | 1 | ||||
Раздел 4 . Политика и право (5 часов+1). | |||||
Государство и граждане. | 1 | ||||
Право на службе человека. | 1 | ||||
Конституция – Основной закон страны. | 1 | ||||
Право и правопорядок. | 1 | ||||
Как защищаться от несправедливости. | 1 | ||||
Политика и право (повторительно – обобщающий урок). | 1 | ||||
Раздел 5 . Духовная сфера общества (3 часа+1) | |||||
Наука и образование. | 1 | ||||
Мораль. | 1 | ||||
Идеал и ценности. | 1 | ||||
Духовная сфера общества (повторительно – обобщающий урок). | 1 | ||||
Раздел 6. Ребёнок в обществе (4 часа +1) | |||||
29. | Ребёнок в семье. | 1 | |||
30. | Взаимоотношения детей и родителей. | 1 | |||
31. | Ребёнок в школе. | 1 | |||
32. | Друзья и ровесники. | 1 | |||
33. | Ребёнок в обществе (повторительно – обобщающий урок). | 1 | |||
34. | Итоговое повторение. | 1 | |||
ИТОГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Изучаемые вопросы | Творческие и практические задания | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Общество и человек | 7 | Общество, страна, государство. Происхождение и развитие человека. Ступени развития общества, современное общество. Человечество, поколение, культурное наследие, взаимосвязь человека, общества и природы. | Родословная своей семьи Сочинение «Я и компьютер: плюсы и минусы» Проекты: а) Зоны охраны природы в нашем районе; б)Правила экономического поведения школьников | Объяснить значение понятий данного раздела. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы |
2 | Экономическая сфера общества | 7 | Экономика. Производители, потребители. Бизнес, предпринимательство, деньги, капитал. Молодежная экономика, карманные деньги, заработная плата. Распоряжение деньгами. Трудовые навыки. Трудовое воспитание. Труд, трудовая деятельность. Право на труд. Работник и работодатель, трудовой договор | Сообщение об одной из профессий, связанных с экономикой. Сообщение «История денег». Проект игровой фирмы «Школьная компания» | Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде |
3 | Социальная сфера общества | 4 | Социальные группы, социальное неравенство. Семья, государство и семья. Социальные нормы, обычаи и традиции, права и законы | Сообщение «Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе» | Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе |
4 | Политика и право | 6 | Государство и его признаки. Гражданство. Государственные символы и черты. Право, юридическая ответственность. Конституция – основной закон страны. Государственное устройство России. Правопорядок, законность. Правоохранительные органы. Судебные органы. Как защититься от несправедливости | Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения. Объяснять значение как конституции в государстве Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости | |
5 | Духовная сфера общества | 4 | Наука, методы исследований, образование, что такое мораль. Нравственные ценности. Идеал, ценности, этапы нравственного развития человека | Исследование – опрос на тему «Какие виды и формы образования получили ваши родители?» | Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей |
6 | Ребенок в обществе | 5 | Отличие детей и взрослых. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Родители и дети. Четыре основные методы воспитания. История школьного образования, современна школа. Дружба, отношения дружбы | Сочинение «Хорошо учиться – это знание» | Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство. |
7 | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
№ п/п | Наименование раздела, темы, урока. | Количество часов | Цель контроля | Виды и формы контроля |
7 | Общество и человек (повторительно – обобщающий урок) | 1 | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Общество и человек». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
14 | Экономическая сфера общества (повторительно – обобщающий урок). | 1 | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Экономическая сфера общества». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
18 | Социальная сфера общества (повторительно – обобщающий урок). | 1 | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Социальная сфера общества»; Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
24 | Политика и право (повторительно – обобщающий урок). | 1 | обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Политика и право»; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
28 | Духовная сфера общества. (повторительно – обобщающий урок). | 1 | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Духовная сфера общества»; Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
33 | Ребёнок в обществе (повторительно – обобщающий урок). | 1 | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Ребёнок в обществе». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
34 | Итоговое повторение. | 1 | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по курсу «Обществознание» за 6 класс; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Итоговый Тестирование |
Контрольный срез по обществознанию в 6 классе
1. Понятие «общество» применимо:
А) к любой исторической эпохе;
Б) только к современному периоду;
В) к эпохе возникновения и существования государств.
2. « Человек разумный» появился примерно:
А) 3 млн. лет назад;
Б) 40 тыс. лет назад;
В) 5 тыс. лет назад.
3.К характеристике родовой общины не относится:
А) кровное родство ее членов;
Б) коллективный труд;
В) неравное распределение благ.
4.Раньше других занятий человека появились;
А) охота и собирательство;
Б) земледелие и скотоводство;
В) огородничество;
Г) промышленное производство.
5.Обязанность сохранять природу и окружающую среду:
А) относится только к государственным организациям;
Б) относится только к общественным организациям;
В) закреплена в Конституции Р.Ф.
Ключ:
1 а
2 б
3 а
4 а
5 в
Тест по теме № 1 «Общество и человек». Вариант 1. Часть А.
А1. Что такое общество?
1) Форма объединения людей; 2) Социальная организация государства;
3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.
А2. К какой из сфер общества относятся:
1)показ нового фильма в кинотеатре; 2) покупка продуктов в магазине;
3) сборка новых автомобилей на заводе; 4) выборы президента;
А3. Что изучают общественные науки?
1) звёзды и моря; 2) изменения веществ; 3) животных; результат деятельности человека.
А4. Что такое социальный прогресс?
1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;
3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд поколений;
А5. Что такое солидный возраст?
1)стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений;
2) стадия жизни человека старше 65лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание;
3) стадия жизни человека с 25 лет до 40 – 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей.
А 6. Какое утверждение является верным?
А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами – потомки.
Б. Большинство учёных сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 7. Что относится к материальной культуре?
1) мифы; 2) знания; 3) паровая машина; 4) язык.
А 8. Что такое технический прогресс?
1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;
3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд поколений.
А 9. Какое утверждение является верным?
А. Человек достигает своего расцвета к 20 – 30 г.г.
Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А10. Что относится к духовной культуре?
1)храм; 2) орудия труда; 3) паровая культура; 4) язык.
Часть В.
В1. Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.
Сферы общества | Роль в обществе. | |
А. Политическая |
| |
Б. Экономическая |
| |
В. Социальная |
| |
Г. Духовная |
|
Часть С.
С1. Только 1/3 населения земного шара в повседневной жизни пользуются стульями, объясните почему? (Для арабов, индийцев и японцев сидеть на полу, циновках, коврах и сегодня гораздо удобнее, чем на стульях)
Тест по теме № 1 «Общество и человек». Вариант 2. Часть А.
А 1. Что такое страна?
1) Форма объединения людей; 2) Социальная организация государства;
3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.
А 2. К какой из сфер общества относятся:
1) набор в армию; 2) выпечка хлеба в пекарне;
3) приём больных в поликлинике; 4) обучение студентов в университете;
А3. Какие из названных наук являются социальными?
1) химия; 2) обществознание; 3) физика; 4) география.
А4. Как называется сфера деятельность, которой связана с производством необходимых для людей товаров и услуг и их распределением между ними.
1) социальная сфера; 2) экономическая сфера; 3) политическая сфера; 4) духовная сфера.
А5. Земледелие появилось:
1)раньше огородничества; 2) одновременно с огородничеством; 3) позже огородничества.
А6. Какое утверждение является верным?
А. Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошёл гигантский путь развития.
Б. Из Австралии, которая является прародиной человечества, люди расселились по всему миру.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 7. Что относится к материальной культуре?
1) мифы; 2) знания; 3) стул; 4) музыка.
А 8. Что из перечисленного является глобальной проблемой?
1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;
3) физическое развитие человека; 4) загрязнение окружающей среды.
А 9. Какое утверждение является верным?
А. Поколение – группа людей родившихся в определённый период, сформировавшаяся в одних и тех же условиях.
Б. Родители и вы сами принадлежат к одному поколению.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А10. Что относится к духовной культуре?
1)храм; 2) орудия труда; 3) паровая культура; 4) живопись.
Часть В.
В 1.Соотнесите термины и их определения.
Термин | Определение | |
А. Материальная культура | 1. группа людей примерно одного возраста и жизненного опыта | |
Б. Нематериальная культура | 2. Общее количество умерших, ныне живущих и будущих поколений людей. | |
В. Человечество | 3. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями и предающаяся следующим поколениям как особо ценное. | |
Г. Поколение | 4. Всё созданное человеческими руками. | |
Д. Культурное наследие |
|
Часть С.
С 1. Объясните, почему не всё, что создали люди, входит в культурное наследие?
Тест по теме № 2 «Экономическая сфера общества». Вариант 1. Часть А.
А 1. Понятие «экономика» первоначально означало:
1) управление сельским хозяйством; 2) искусство ведения домашнего хозяйства;
3) натуральный обмен; 4) денежное обращение.
А 2. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.
Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 3. Что такое банк?
1) система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
2) денежные средства, размещаемые в целях хранения и получения доходов;
3) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определённую плату вклады и предоставляет кредиты;
4) купля- продажа товаров и услуг.
А 4. Какой из приведённых примеров не относится к предпринимательской деятельности?
1) закупка картофеля на рынке на зиму; 2) продажа автомобилей;
3) доставка цветов на дом; 4) гарантированный ремонт бытовой техники.
А 5. Что не может являться объектом собственности?
1)предметы домашнего обихода; 2) произведённое оборудование ;
3) знания и умения работников; 4) здания и жилища.
Часть В.
В 1. Напишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».
В 2. Вставьте пропущенное слово: «Блага – это предмет и средства удовлетворения ________________ человека».
В 3. В приведённом ниже перечне отметьте правовые документы, закрепляющие право на труд:
1) Всеобщая декларация прав человека; 2)Трудовой договор; 3) Конституция РФ;
4) Трудовой кодекс РФ; 5) Трудовая книжка.
Часть С.
С 1. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования знаний изученной темы, фактов общественной жизни и личного опыта.
1. Какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность? 2. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).
3. «Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм).
Тест по теме № 2 «Экономическая сфера общества». Вариант 2. Часть А.
А 1. Налог – это:
А. Плата за пользование государственным имуществом;
Б. Установленный обязательный платёж с полученных доходов.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 2. Что необходимо для организации производства?
1) определить, что нужно производить?
2) знать принципы и нормы осуществления экономической политики государства;
3) собственность; 4) денежные средства.
А 3. Прибыль характеризуется:
1)выручкой за вычетом налогов; 2) выручкой за вычетом зарплаты;
3) выручкой и вычетом расходов на рекламу; 4) доходами за вычетом расходов.
А 4. Под рынком понимается:
1)место продажи товаров; 2) место производства товаров;
3) система экономических отношений по поводу купли – продажи товаров;
4) конкурентная борьба между производителями.
А 5. Что такое семейный бюджет?
Часть В.
В 1. Напишите понятие, соответствующее определению: «Средство измерения величины стоимости товара, осуществления платежей, расчётов»
В 2. Вставьте пропущенное слово: «Средством удовлетворения потребностей человека является……».
В 3. В приведённом ниже перечне отметьте вопросы, которые призвана решить экономика:
1)что производить?; 2) когда производить?; 3) как производить?;
4 где производить?; 5) для кого производить?
Часть С.
С 1. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования знаний изученной темы, фактов общественной жизни и личного опыта.
1. Какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность? 2. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).
3. «Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм).
Тест по теме № 3 «Социальная сфера общества». Вариант 1. Часть А.
А 1. Социальная группа- это:
1) небольшая по численности группа людей, объединённых общими целями;
2) группа людей, выделенных по социально значимым признакам;
3) объединение людей, основанное на браке или кровном родстве;
4) группа живущих вместе родственников.
А 2. К большим социальным группам не относятся:
1)семья; 2) классы; 3) социальные слои; 4) молодёжь.
А 3. Средний класс характеризует:
1)способность удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие выживание человека;
2) получение минимальных доходов в виде заработной платы, пенсии, стипендии, пособий;
3) владение большим имуществом, деньгами;
4) поддержание достойного уровня жизни, позволяющего удовлетворить все разумные потребности.
А 4. К условиям вступления в брак не относятся:
1)достижение брачного возраста; 2) согласие родителей;
3) отсутствие родственных связей; 4) взаимное добровольное согласие.
А 5. Социальные нормы – это:
1) правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение;
2) внешние формы поведения человека;
3) принятая в особых социальных кругах система правил поведения;
4) всё то, что унаследовано от предшественников.
Часть В.
В 1. Определите понятие «Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло».
В 2. Вставьте пропущенное слово: «Важнейшим условием образования семьи является….».
В 3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила поведения, закреплённые в законах».
В 4. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.
1)воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода; 4) удовлетворение потребности человека в любви.
В 5. Вставьте пропущенное слово: « Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой……………».
Часть С.
С 1. В Конституции РФ (ст. 7) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?
2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь», «свободное развитие»?
С 2. Объясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!».
Тест по теме № 3 «Социальная сфера общества». Вариант 2. Часть А.
А 1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:
1)высокой социальной активностью; 2) общностью быта;
3) общими увлечениями; 4) профессиональными интересами.
А 2. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросло социальное неравенство среди населения.
Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 3. Верны ли следующие суждения?
А. Нравственные нормы возникли позже правовых.
Б. Религиозные нормы содержатся в текстах священных книг либо установлены церковью.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 4. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:
1)мелких предпринимателей; 2) директоров предприятий региона;
3) школьный класс; 4) рабочих страны.
А 5. Традиции – это:
1)всё то, что унаследовано от предшествующих поколений;
2) высокочтимые обществом массовые образцы действий;
3) система запретов на какие – либо действия, слова, предметы;
4) социально – одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло.
Часть В.
В 1. Определите понятие «Обязательные для всех правила поведения, закреплённые в законах и охраняемые силой государства».
В 2. Вставьте пропущенное слово: « К обязательным условиям заключения брака относится достижение брачного ….».
В 3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
В 4. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.
1)воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода; 4) удовлетворение потребности человека в любви.
В 5. Вставьте пропущенное слово: «Неравенство характеризует неравный доступ членов общества к ……………».
Часть С.
С 1. Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так, как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.
С 2. К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику.
Тест по теме № 4 «Политическая сфера общества». Вариант 1. Часть А.
А 1. Политикой древние греки называли:
1)искусство ведения домашнего хозяйства; 2) ораторское искусство;
3) искусство управления государством; 4) политический талант;
А 2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:
1) Президент РФ; 2) Председатель Правительства РФ; 3) Председатель Совета Федерации РФ; 4) Председатель Государственной Думы РФ.
А 3. Какой из признаков не характеризует государство?
1) политические партии; 2) суверенитет; 3) правоохранительные органы; 4) публичная власть.
А 4. Право возникает одновременно с появлением : 1) религии; 2) человека современного типа; 3) общественных институтов; 4) государства.
А 5. Верны ли следующие суждения?
А. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Б. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина в РФ- обязанность государства.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Часть В.
В 1. Закончите фразу: «Для восстановления справедливости можно обратиться к сотрудникам ……….»
В 2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются ………………… и республика».
В 3. Какому понятию соответствует следующее определение: «политико – правовой режим, при котором и государство и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы»?
В 4. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.
Ветвь власти | Полномочия |
1.Законодательная власть | А. Создаёт законы |
2.Исполнительная власть | Б. Защищает право |
3.Судебная власть | В. Реализует принятые решения |
В 5. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.
1)единая территория; 2) налоги; 3) суверенитет; 4) наличие своих законов;
5) гражданство; 6) монархия.
Часть С.
С 1. Когда и почему появились первые государства?
С 2. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».(Н. Бердяев).
С 3. Объясните смысл понятий «конституция», «президент», «депутаты».
Тест по теме № 4 «Политическая сфера общества».
Вариант 2. Часть А.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»?
1) самопознание; 2) авторитет; 3) малая группа; 4) социальные группы.
А 2. Какой признак отличает республику от других форм правления?
1)передача власти по наследству; 2) власть, ограниченная парламентом;
3) выборность власти; 4) обожествление власти.
А 3. Кто является источником власти в демократическом государстве?
1)народ; 2) передовой общественный класс; 3) представители крупного бизнеса; 4) интеллектуальная элита общества.
А 4. Ни один закон РФ не может:
1)противоречить Конституции; 2) вступать в законную силу без указа Президента;
3) противоречить постановлениям Правительства РФ; 4)вступать в законную силу без решения Конституционного суда.
А 5. Верны ли суждения?
А. В задачи милиции входит обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
Б. В России действует криминальная милиция и милиция общественной безопасности.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Часть В.
В 1. Закончите фразу: «Самой древней формой демократического государства считается ………. возникший в Древней Греции»
В 2. Вставьте пропущенное слово: «Форма правления во главе с королём или царём, власть которого передаётся по наследству, называется…………».
В 3. Какому понятию соответствует следующее определение: «Важный юридический документ. Правила, записанные в нём, обязательны для исполнения »?
В 4. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.
Ветвь власти | Представители |
1.Законодательная власть | А. Президент |
2.Исполнительная власть | Б. Верховный суд |
3.Судебная власть | В. Государственная Дума |
В 5. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.
1)единая территория; 2) налоги; 3) суверенитет; 4) наличие своих законов;
5) гражданство; 6) монархия.
Часть С.
С 1.Чем право отличается от известных вам социальных норм: обычаев, нравов?
С 2. Известна фраза французского короля Людовика XIV: «Государство – это я!», которая обозначает его неограниченную власть в стране. А как вы понимаете фразу: « Государство – это мы»?
Тест по теме № 5 «Духовная сфера общества. Ребёнок в обществе».
Вариант 1. Часть А.
А 1. К духовным ценностям относятся:
1)микроскоп; 2) компьютер; 3) научное открытие; 4) телевидение.
А 2. Система образования регулируется:
1)государством; 2) обществом; 3) социальной группой; 4)отдельными людьми.
А 3. К мировым религиям относятся
1)христианство; 2) буддизм; 3)иудаизм; 4) ислам.
А 4. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью; 2) убеждением; 3) талантом; 4) этикетом;
А 5. Нормы морали охраняются:
1) государством; 2) обществом; 3) церковью; 4)политическими партиями.
Часть В.
В1. Какому понятию соответствует определение «Отношения между людьми, основанные на взаимной привычке, духовной близости, общности интересов – это……»?
В2. Вставьте пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы – умение хранить……..»?
В3. Закончи фразу: «Учебный процесс дополняют новейшие ……».
В 4. Установите соответствие:
Деятельность | Сфера деятельности |
1.Создание художественных образов | А. Наука |
2.Выдвижение гипотез | Б. Искусство |
3.Эксперимент | |
4.Формирование чувства прекрасного | |
5.Новые достоверные знания |
В 5. К моральным нормам относятся:
1)уважение к другим народам;
2) верховенство закона;
3) преданность и любовь к Родине;
4) бережное отношение к природе;
5) талант;
6) любовь и искусство;
7) честное исполнение долга.
Часть С.
С 1. Как вы понимаете, что такое «верность», «предательство»?
С 2. Как вы понимаете пословицы: «старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
С 3. Напиши рассуждение на тему «Современная школа – достижения и проблемы».
Тест по теме № 5 «Духовная сфера общества. Ребёнок в обществе».
Вариант 2. Часть А.
А 1. Верны ли суждения о самообразовании?
А. Самообразование необходимо для успешного обучения.
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.
1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А 2. Что не относится к общественным наукам?
1)экономика; 2) химия; 3) философия; 4) культурология.
А 3. Какое понятие не относится к теме «Мораль»?
1)безнравственный поступок; 2) моральный поступок;
3) идеал; 4) нравственные ценности.
А 4. К средствам массовой информации относится
1)литература; 2) театр; 3) телевидение; 4) живопись.
А 5. Фундаментом духовной жизни общества является:
1)познание; 2) искусство; 3) наука; 4) культура.
Часть В.
В 1. Какому понятию соответствует определение «Целенаправленный и организованный процесс приобретения основ научных знаний, умений и подготовка человека к включению в различные сферы жизнедеятельности общества»?
В 2. Вставьте пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы – умение хранить……..»?
В 3. Соотнесите названия общественных наук и их определения:
Название общественной науки | Определение |
А. Экономика | 1.Наука о рождаемости, смертности и перемещении населения. |
Б. Социология | 2. Наука о происхождении и развитии человека. |
В. Политология | 3. Наука о внутреннем мире человека и его поведении. |
Г. Демография | 4. Наука об организации производства и хозяйственной деятельности людей в целом. |
Д. Культурология | 5. Наука об устройстве и развитии общества. |
Е. Антропология | 6.Наука об устройстве государства, деятельности властей и политических партий. |
Ж. Психология | 7.Наука о духовном развитии людей и общества |
Часть С.
С 1. Как вы понимаете смысл пословиц «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Неграмотный будто слепой».
С 2. Напиши рассуждение на тему «Современная школа – достижения и проблемы».
Итоговый тест по обществознанию. Первый вариант. 6 класс
А1. Человек существо:
1) биосоциальное;
2) общественное;
3) биологическое.
А2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это
1) сословие 2) семья
3) элита
А3. Человека от животного отличает:
1) умение производить орудия труда;
2) приспособление к условиям среды;
3) инстинкт самосохранения.
А4. Показателем взрослости является:
1) индивидуальность;
2) самостоятельность;
3) способности.
А5. Оценка человека самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности:
1) самооценка;
2) гениальность;
3) благотворительность.
В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых дано определение понятия, а во втором само понятие:
А. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею. | 1. Талант |
Б. Высшая степень творческих проявлений личности. | 2. Способности |
В. Высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности. | 3. Гениальность |
1___________, 2___________, 3__________.
В2. Вставьте пропущенное слово:
«Человек – часть ___________________, то есть живет по определенным законам природы, которые передаются по наследству».
В3. Вставьте пропущенное слово:
____________________________- совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с другими людьми.
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «личность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Человек, индивидуальность, демократия, наследственность, сознание.
С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях». (И.В. Гёте)
Итоговый тест по обществознанию. Второй вариант. 6 класс
А1. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов;
2) способность к творчеству;
3) инстинкт самосохранения.
А2. Какое понятие принято употреблять, когда упоминается лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей:
- Человек;
- Гражданин;
- Подданный.
А3. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию
1) творческую
2) репродуктивную
3) эмоционально-психологическую
А4. Какие биологические признаки наследует человек:
1) желание пить, есть, спать;
2) желание учиться, заниматься спортом;
3) желание общаться.
А5. Основной вид деятельности:
1) игра;
2) общение;
3) труд.
В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные потребности человека, а в другом приведены их примеры:
А. Биологические потребности. | 1. Общение |
Б. Духовные потребности. | 2. Творчество |
В. Социальные потребности. | 3. Желание есть, пить |
1____________, 2____________, 3_____________.
В2. Вставьте пропущенное слово:
Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает – это _______________________________.
В3. Вставьте пропущенное слово:
Объединение людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми - это _______________________.
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «семья». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Нуклеарная, расширенная, индивидуальность, брак, родство.
С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди». (М.М. Пришвин)
Критерии оценивания учащихся 5 - 9 классов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отлично) | 4 (хорошо) | 3 (удовлетворительно) | 2 (неудовлетворительно) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Методические материалы и литература для учителя:
1. И. С. Хромова - рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 6 класс, Москва, «Русское слово», 2013 год.
2. И. С. Хромова - тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 6 класс, Москва,
«Русское слово», 2011 г.
3. Е. Б. Биянова – поурочные разработки по обществознанию, 6 класс, Москва, «ВАКО», 2010 год.
4. Н. С. Кочетков – обществознание, поурочные планы, 6 класс, Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.
5. Е.Н.Сорокина – поурочные планы по обществознанию 6 класс: методическое пособие, Москва, «Глобус», 2011 год.
6. Обществознание, поурочные планы 6 класс, мультимедийное приложение, диск содержит презентации к каждому уроку, издательство «Планета».
7. Биянова Е.А. Поурочные планы по обществознанию, 6 класс: к УМК А.И.Кавченко, Е.А.Певцовой /Е.А.Биянова,- М. :ВАКО,2008
8. Поурочные планы по обществознанию, 6 класс: (по учебнику А.И.Кавченко, Е.А.Певцовой) методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Е.Н. Сорокина- М. : «Планета»,2011
9. Обществознание,6-11 классы: проектная деятельность учащихся (авт.-сост.Северина.О.А.-.Волгоград: Учитель,2011
Литература для учащихся:
1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.
7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.
8. Глобализация и россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005
9. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004
10. Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. – М,: АРКТИ, 2008. – 120с.
11. Готовимся к олимпиаде по экономике: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. – М,: АРКТИ, 2008.
12. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006
13. Загладин Н.В. США: Общество, власть, политика. М.: «Русское слово», 2005
14. Семейный кодекс РФ. – М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 64с.
15. Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с.
16. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192с.
17. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,:Просвещение, 2003.- 93с.
18. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
Печатные пособия: Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир
Внутренний мир и социализация человека
Человек, природа, общество
Рыночная экономика
Развитие общества
Политическая система общества
Политическая жизнь общества
Право
Социальная система общества
Взаимодействие людей в обществе
Культура и духовная жизнь
Интернет-ресурсы:
2. http://www/poverpoint-ppt.ru
3. http://prezentacia.ucor/lofd/obshh
4. http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7
Технические средства обучения:
1.Мультимедийный проектор
2.Интерактивная доска
3.Экран проекционный
4. Телевизор плазменный с функцией подключения к компьютеру
Учебно- практическое оборудование:
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для карт и таблиц
2.Шкаф для хранения карт и таблиц
3.Аудивизуальные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...