Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.
статья по обществознанию на тему
Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение интерактивных методов обучения
на современном уроке.
Боднарь Г.В.
Одной из важных задач современной педагогики является формирование мотивации у обучающихся к получению знаний, развитию новых навыков, способам решения разнообразных задач. Стимулировать и реализовать познавательную деятельность позволяют интерактивные методы обучения. С их помощью обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, что дает им возможность полностью погрузиться в изучаемый материал, поделиться своими мыслями и идеями с окружающими, с разных сторон рассмотреть какую-либо проблему.
Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности. Основной ее целью является создание комфортных условий обучения, при которых ученики осознают и чувствуют свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Как показывает практика, данный момент делает процесс обучения более продуктивным.
Само понятие «интерактив» подразумевает активную, а не пассивную работу на уроке. Это слово происходит от сочетания двух английских: “inter” – взаимный и “act” – действие, действовать. Получается, что интерактивное обучение развивает способность взаимодействовать, учит учеников не просто впитывать знания, а анализировать и обрабатывать их. Диалоговое общение является основой методов взаимодействия.
Суть интерактивного обучения – вовлечь в процесс познания всех учащихся. Их основная задача состоит в понимании, осознании и переработке получаемых сведений, а также в возможности высказать свои мысли и демонстрировать знания в изучаемой области. Таким образом, во время образовательного процесса, ученики имеют возможность обменяться знаниями, способами деятельности, идеями друг с другом и внести свой индивидуальный вклад.
Важная особенность интерактива – доброжелательная, располагающая обстановка. Только в таком окружении ребята будут охотно и честно делиться своими соображениями по какому-либо поводу. Немаловажным моментом является и взаимная поддержка. Соблюдение данных условий позволит не только получить и закрепить знания, но и переведет познавательную деятельность на более высокие формы сотрудничества.
Обобщая все выше сказанное, можно выделить основные особенности интерактивного обучения:
- диалоговое общение как средство взаимодействия, взаимопонимания, совместного решения задач и изучение нового материала;
- отсутствие доминирования учеников и мнений друг над другом;
- множество разнообразных рабочих форм деятельности: индивидуальная, групповая, парная, исследовательская, игровая, творческая и пр.
В процессе интерактивного обучения, ученики, помимо освоения новых тем, учатся:
- критически мыслить;
- анализировать и делать выводы;
- давать оценку альтернативным мнениям;
- принимать решения;
- грамотно общаться и дискутировать.
Роль учителя на интерактивном уроке
Интерактивные методы проведения урока награждают новой ролью не только обучающихся, но и учителя. В сложившихся обстоятельствах он становится своеобразным регулировщиком учебно-воспитательного процесса и его организатором. А сам образовательный процесс из субъектно – объектного превращается в субъектно – субъектный.
Основными задачами учителя при использовании интерактивных методов обучения являются:
- предварительная подготовка заданий;
- формирование круга тем и вопросов для обсуждения;
- контроль времени и следования предварительно составленному плану;
- консультирование в процессе обсуждения;
- разъяснение непонятной терминологии;
- помощь в затруднительных ситуациях.
Чтобы взаимодействие при интерактивном обучении было эффективным, учитель должен соблюдать определенные принципы. Основные из них: демонстрация доверия к ученикам; помощь в формулировании целей и задач; проявление эмпатии (сопереживания) к группе и ее участникам. Также учителю необходимо помнить, что он, являясь источником жизненного опыта и научных знаний, должен быть открыт для каждого ученика, нуждающегося в помощи и поддержке.
Правила применения интерактивных методов обучения на современном уроке
Чтобы интерактивный урок был в равной степени полезен всем участникам образовательного процесса, при его организации учитель должен придерживаться нескольких правил.
Во-первых, все обучающиеся, пусть и в разной степени активности, должны быть вовлечены в работу. Добиться этого можно при помощи современных технологий и грамотного управления дискуссией.
Во-вторых, необходимо заранее продумать психологическую подготовку участников (класса, групп). Например, полезны будут различные разминки, поощрения за активность, предоставление возможностей для самореализации. Таким образом легко и быстро можно снять скованность, закрепощенность, боязнь собственного мнения, традиционность поведения.
В-третьих, помните, что интерактивные методы наиболее эффективны в не очень больших группах. Желательно, чтобы в процессе принимало участие не более 25-30 человек. Только в таком случае будет реализована суть интерактива – вовлечение в процесс каждого учащегося.
В-четвертых, следует заранее подготовить окружающую обстановку и методические/прикладные материалы. Комфортное расположение участников по отношению друг к другу позволит ребятам быстрее раскрепоститься и наладить как групповой, так и индивидуальный диалог.
В-пятых, необходимо выработать регламент и правила поведения во время интерактива. Участники обязаны быть терпимыми к каждой точке зрения, не должны перебивать и перекрикивать друг друга, использовать нецензурные выражения и т.д. Круг требований и ограничений необходимо обозначить в самом начале занятия.
В-шестых, учитель не должен настаивать на каком-либо делении класса на группы. Особенно – на начальном этапе. Принцип добровольности в данном случае поможет ученикам быстрее раскрепоститься, стать более активными и смелыми. Далее для деления можно использовать принцип случайного выбора.
Популярные формы интерактивных методов обучения
Сегодня существует немало хорошо проработанных методов интерактивного обучения. Наилучшим образом зарекомендовали себя:
- парная и групповая работа;
- метод ролевой игры;
- общая дискуссия;
- проектная деятельность;
- творческие и игровые подходы: рисование, незаконченные предложения, словесные ассоциации.
Групповое взаимодействие будет наиболее эффективным при придании ему определенной формы. Наиболее популярные отражены в таблице ниже.
Форма | Особенности |
«Большой круг» | Работа по данной форме состоит из 3-х этапов:
Данная форма интерактива отлично подходит для разработки инструкций, законопроектов, нормативно-правовых актов и пр. Применяется для быстрого определения путей решения обсуждаемого вопроса. |
«Аквариум» | Поставленная проблема обсуждается перед «общественностью»: в каждой малой группе выбирается докладчик, который ведет дискуссию/диалог с другими выборными лицами. Остальные выступают в роли зрителей. Данная форма дает возможность увидеть дебаты со стороны, проанализировать высказанные аргументы, научиться отстаивать свою точку зрения и пр. |
«Мозговой штурм» | Используется как способ поиска решения проблемы среди множества вариантов. Проводится с соблюдением некоторых правил:
Вторая часть «мозгового штурма» включает поочередное обсуждение выдвинутых предложений. Они объединяются по общим признакам, распределяются от наиболее актуальных к менее. |
В современной практической урочной деятельности набирает популярность еще одна форма интерактива под названием «Коллаж». Для ее использование учителю необходимо запастись разнообразными:
- фломастерами;
- иллюстрациями, вырезками, фотографиями по теме;
- ножницами;
- клеем;
- листами ватмана и иными принадлежностями для самовыражения.
Разбитый на несколько групп класс получает задание: создать коллаж на определенную тему. Она может быть одна на всех либо содержать несколько подтем на выбор. Данная форма станет прекрасным вариантом для проведения практически любого урока: от вводного до повторительно-обобщающего.
После создания коллажа, отражающего суть проблемы и ее видение учениками, задача группы - публично представить работу. Участники должны быть готовы ответить на поступающие вопросы, объяснить непонятные моменты и сформулировать вывод.
Коллажирование на заданную тему в группе единомышленников развивает следующие способности:
- образно размышлять;
- делать собственные выводы и принимать решения;
- защищать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией;
- критически подходить к оценке своей и чужих работ.
Какие виды уроков больше всего подходят для применения
интерактивных методов
Интерактивные методы обучения прекрасно впишутся как в уроки классического, так и в уроки нетрадиционного вида. Однако наибольшую эффективность интерактивы принесут в уроках следующего типа:
- семинарах;
- практикумах;
- дискуссиях;
- соревнованиях;
- с дидактической, ролевой или деловой игрой.
Тип урока | Особенности |
Семинар | Для урока-семинара характерны две особенности:
Тема семинара должна быть обозначена и объявлена заблаговременно. В обсуждении должны принимать участие все присутствующие в классе. Семинары способствуют навыкам публичного общения, самостоятельно освоения и анализу материала. |
Практикум | Главная задача практикума: закрепить пройденный теоретический материал посредством его практического применения. Как правило, такие уроки проходят в групповой форме, где каждая группа выполняет поставленную перед ней индивидуальную задачу. |
Дискуссия | Различают несколько видов уроков-дискуссий:
Основой каждого из них является исследование и рассмотрение спорных моментов, проблем, различных подходов к аргументированию своего мнения и в решении задач. Важным моментом в уроке-дискуссии является взаимоотношения участников. Необходимо с самого начала установить определенные правила, запрещающие перебивать выступающего, высмеивать, обращаться к кому-либо с превосходством и пр. Также каждый участник обязан отлично разбираться в теме и предмете спора. |
Соревнование | Урок-соревнование основывается на участии нескольких групп-команд, которые демонстрируют свои знания, умения и навыки в рамках определенной темы. Чаще всего учителя используют следующие формы: поединок, бой, эстафета. Их поведение может опираться на известные передачи (например, «КВН», «Звездный час», «Брейн-ринг» и т.д.). |
Дидактическая игра | Имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Обладает устойчивой структурой, главными компонентами которой являются: замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры. Чаще всего дидактические игры используют на этапе проверки результатов обучения, формировании умений, выработке навыков. |
Деловая игра | Происходит моделирование жизненных ситуаций и отношений, в рамках которых предлагается рассмотреть обозначенную проблему и сымитировать практическую реализацию ее решения. Учебные деловые игры учат участников адаптировать полученные знания к реальной жизни и находить наиболее подходящие способы решения проблем. |
Ролевая игра | Участники получают определенные роли, в рамках которых и должны вести дискуссии, обсуждения, делать какие-либо выводы и принимать решения. Чаще всего ролевая игра включает несколько этапов: подготовка, игровая ситуация, заключительный, разбор и анализ ситуации. Ролевая игра позволяет ученикам рассмотреть проблему/тему с разных сторон, что позволяет делать разнообразные выводы. |
Интерактивные методы обучения наиболее полно отвечают целям и задачам современного образовательного процесса. Они ведут к развитию самостоятельности, коммуникативных навыков и компетенций, креативного мышления. Благодаря интерактивным методам обучающиеся получают возможность увидеть свою значимость в общем процессе текущей деятельности, что во многом способствует формированию активной жизненной позиции.
Список литературы
- Активная школа: теория, практика, перспективы. Под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас». М., 2005.
- Гутников А., Пронькин В. Шесть великих принципов. Оценивание на интерактивных занятиях. Граждановедение. №№23-24, 2003.
- Интернет-источник: www.edu.rin.ru (Наука и Образование)
- Мавлютова Е.А. Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права. Изд. «Учитель», 2009.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. ГИЦ «Владос», М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».
Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы среды на городского жителя. Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: «Весна. Первоцветы».
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: &laq...
Доклад "Формирование общих компетенций студентов на основе применения интерактивных методов обучения"
Выступление. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...
Технологическую Карту современного урока технологии с применением интерактивного метода обучения учащихся – «Фишбоун»
Технологическая карта урока технологии (с применением метода обучения – «Фишбоун»)...