Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.
статья по обществознанию на тему

Боднарь Галина Владимировна

Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что  публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Применение интерактивных методов обучения

на современном уроке.

Боднарь Г.В. 

   Одной из важных задач современной педагогики является формирование мотивации у обучающихся к получению знаний, развитию новых навыков, способам решения разнообразных задач. Стимулировать и реализовать познавательную деятельность позволяют интерактивные методы обучения. С их помощью обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, что дает им возможность полностью погрузиться в изучаемый материал, поделиться своими мыслями и идеями с окружающими, с разных сторон рассмотреть какую-либо проблему.    

   Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности. Основной ее целью является создание комфортных условий обучения, при которых ученики осознают и чувствуют свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Как показывает практика, данный момент делает процесс обучения  более продуктивным.

   Само понятие «интерактив» подразумевает активную, а не пассивную работу на уроке. Это слово происходит от сочетания двух английских: “inter” – взаимный и “act” – действие, действовать. Получается, что интерактивное обучение развивает способность взаимодействовать, учит учеников не просто впитывать знания, а анализировать и обрабатывать их. Диалоговое общение является основой методов взаимодействия.

   Суть интерактивного обучения – вовлечь в процесс познания всех учащихся. Их основная задача состоит в понимании, осознании и переработке получаемых сведений, а также в возможности высказать свои мысли и демонстрировать знания в изучаемой области. Таким образом, во время образовательного процесса, ученики имеют возможность обменяться знаниями, способами деятельности, идеями друг с другом и внести свой индивидуальный вклад.

   Важная особенность интерактива – доброжелательная, располагающая обстановка. Только в таком окружении ребята будут охотно и честно делиться своими соображениями по какому-либо поводу. Немаловажным моментом является и взаимная поддержка. Соблюдение данных условий позволит не только получить и закрепить знания, но и переведет познавательную деятельность на более высокие формы сотрудничества.

     Обобщая все выше сказанное, можно выделить  основные особенности интерактивного обучения:

  • диалоговое общение как средство взаимодействия, взаимопонимания, совместного решения задач и изучение нового материала;
  • отсутствие доминирования учеников и мнений друг над другом;
  • множество разнообразных рабочих форм деятельности: индивидуальная, групповая, парная, исследовательская, игровая, творческая и пр.

В процессе интерактивного обучения, ученики, помимо освоения новых тем, учатся:

  • критически мыслить;
  • анализировать и делать выводы;
  • давать оценку альтернативным мнениям;
  • принимать решения;
  • грамотно общаться и дискутировать.

   Роль учителя на интерактивном уроке

  Интерактивные методы проведения урока награждают новой ролью не только обучающихся, но и учителя. В сложившихся обстоятельствах он становится своеобразным регулировщиком учебно-воспитательного процесса и его организатором. А сам образовательный процесс из субъектно – объектного превращается в субъектно – субъектный.

Основными задачами учителя при использовании интерактивных методов обучения являются:

  1. предварительная подготовка заданий;
  2. формирование круга тем и вопросов для обсуждения;
  3. контроль времени и следования предварительно составленному плану;
  4. консультирование в процессе обсуждения;
  5. разъяснение непонятной терминологии;
  6. помощь в затруднительных ситуациях.

   Чтобы взаимодействие при интерактивном обучении было эффективным, учитель должен соблюдать определенные принципы. Основные из них: демонстрация доверия к ученикам; помощь в формулировании целей и задач; проявление эмпатии (сопереживания) к группе и ее участникам. Также учителю необходимо помнить, что он, являясь источником жизненного опыта и научных знаний, должен быть открыт для каждого ученика, нуждающегося в помощи и поддержке.

Правила применения интерактивных методов обучения на современном уроке

  Чтобы интерактивный урок был в равной степени полезен всем участникам образовательного процесса, при его организации учитель должен придерживаться нескольких правил.

  Во-первых, все обучающиеся, пусть и в разной степени активности, должны быть вовлечены в работу. Добиться этого можно при помощи современных технологий и грамотного управления дискуссией.

  Во-вторых, необходимо заранее продумать психологическую подготовку участников (класса, групп). Например, полезны будут различные разминки, поощрения за активность, предоставление возможностей для самореализации. Таким образом легко и быстро можно снять скованность, закрепощенность, боязнь собственного мнения, традиционность поведения.

  В-третьих, помните, что интерактивные методы наиболее эффективны в не очень больших группах. Желательно, чтобы в процессе принимало участие не более 25-30 человек. Только в таком случае будет реализована суть интерактива – вовлечение в процесс каждого учащегося.

 В-четвертых, следует заранее подготовить окружающую обстановку и методические/прикладные материалы. Комфортное расположение участников по отношению друг к другу позволит ребятам быстрее раскрепоститься и наладить как групповой, так и индивидуальный диалог.

  В-пятых, необходимо выработать регламент и правила поведения во время интерактива. Участники обязаны быть терпимыми к каждой точке зрения, не должны перебивать и перекрикивать друг друга, использовать нецензурные выражения и т.д. Круг требований и ограничений необходимо обозначить в самом начале занятия.

  В-шестых, учитель не должен настаивать на каком-либо делении класса на группы. Особенно – на начальном этапе. Принцип добровольности в данном случае поможет ученикам быстрее раскрепоститься, стать более активными и смелыми. Далее для деления можно использовать принцип случайного выбора.

Популярные формы интерактивных методов обучения

    Сегодня существует немало хорошо проработанных методов интерактивного обучения. Наилучшим образом зарекомендовали себя:

  • парная и групповая работа;
  • метод ролевой игры;
  • общая дискуссия;
  • проектная деятельность;
  • творческие и игровые подходы: рисование, незаконченные предложения, словесные ассоциации.

   Групповое взаимодействие будет наиболее эффективным при придании ему определенной формы. Наиболее популярные отражены в таблице ниже.

Форма

Особенности

«Большой круг»

Работа по данной форме состоит из 3-х этапов:

  1. Рассадка группы по кругу. Формулирование проблемы учителем.
  2. Выделение времени на самостоятельный анализ обозначенной проблемы и запись возможного решения.
  3. Каждый участник озвучивает свое предложение (или несколько). Никто не критикует и не подвергает сомнению. Голосование  и фиксирование результатов на доске.

Данная форма интерактива отлично подходит для разработки инструкций, законопроектов, нормативно-правовых актов и пр. Применяется для быстрого определения путей решения обсуждаемого вопроса.

«Аквариум»

Поставленная проблема обсуждается перед «общественностью»: в каждой малой группе выбирается докладчик, который ведет дискуссию/диалог с другими выборными лицами. Остальные выступают в роли зрителей.

Данная форма дает возможность увидеть дебаты со стороны, проанализировать высказанные аргументы, научиться отстаивать свою точку зрения и пр.

«Мозговой штурм»

Используется как способ поиска решения проблемы среди множества вариантов. Проводится с соблюдением некоторых правил:

  • формулировка проблемы должна быть очень четкой;
  • все высказанные варианты необходимо как-либо наглядно фиксировать (на доске, ватмане и т.д.);
  • должен быть ведущий;
  • предложения могут носить самый нереальный характер. Критика и комментарии запрещены;
  • ученики также фиксируют предложения в тетрадях/листах;
  • время активного «штурма» - не более 15 минут.

Вторая часть «мозгового штурма» включает поочередное обсуждение выдвинутых предложений. Они объединяются по общим признакам, распределяются от наиболее актуальных к менее.

   В современной практической урочной деятельности набирает популярность еще одна форма интерактива под названием «Коллаж». Для ее использование учителю необходимо запастись разнообразными:

  • фломастерами;
  • иллюстрациями, вырезками, фотографиями по теме;
  • ножницами;
  • клеем;
  • листами ватмана и иными принадлежностями для самовыражения.

    Разбитый на несколько групп класс получает задание: создать коллаж на определенную тему. Она может быть одна на всех либо содержать несколько подтем на выбор. Данная форма станет прекрасным вариантом для проведения практически любого урока: от вводного до повторительно-обобщающего.

   После создания коллажа, отражающего суть проблемы и ее видение учениками, задача группы - публично представить работу. Участники должны быть готовы ответить на поступающие вопросы, объяснить непонятные моменты и сформулировать вывод.

   Коллажирование на заданную тему в группе единомышленников развивает следующие способности:

  • образно размышлять;
  • делать собственные выводы и принимать решения;
  • защищать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией;
  • критически подходить к оценке своей и чужих работ.

Какие виды уроков больше всего подходят для применения

интерактивных методов

Интерактивные методы обучения прекрасно впишутся как в уроки классического, так и в уроки нетрадиционного вида. Однако наибольшую эффективность интерактивы принесут в уроках следующего типа:

  • семинарах;
  • практикумах;
  • дискуссиях;
  • соревнованиях;
  • с дидактической, ролевой или деловой игрой.

Тип урока

Особенности

Семинар

Для урока-семинара характерны две особенности:

  1. ученики самостоятельно изучают материал;
  2. обсуждают изученное на уроке.

Тема семинара должна быть обозначена и объявлена заблаговременно. В обсуждении должны принимать участие все присутствующие в классе. Семинары способствуют навыкам публичного общения, самостоятельно освоения и анализу материала.

Практикум

Главная задача практикума: закрепить пройденный теоретический материал посредством его практического применения. Как правило, такие уроки проходят в групповой форме, где каждая группа выполняет поставленную перед ней индивидуальную задачу.

Дискуссия

Различают несколько видов уроков-дискуссий:

  • диалоговые;
  • групповые;
  • массовые.

Основой каждого из них является исследование и рассмотрение спорных моментов, проблем, различных подходов к аргументированию своего мнения и в решении задач.

Важным моментом в уроке-дискуссии является взаимоотношения участников. Необходимо с самого начала установить определенные правила, запрещающие перебивать выступающего, высмеивать, обращаться к кому-либо с превосходством и пр. Также каждый участник обязан отлично разбираться в теме и предмете спора.

Соревнование

Урок-соревнование основывается на участии нескольких групп-команд, которые демонстрируют свои знания, умения и навыки в рамках определенной темы. Чаще всего учителя используют следующие формы: поединок, бой, эстафета. Их поведение может опираться на известные передачи (например, «КВН», «Звездный час», «Брейн-ринг» и т.д.).

Дидактическая игра

Имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Обладает устойчивой структурой, главными компонентами которой являются: замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.

Чаще всего дидактические игры используют на этапе проверки результатов обучения, формировании умений, выработке навыков.  

Деловая игра

Происходит моделирование жизненных ситуаций и отношений, в рамках которых предлагается рассмотреть обозначенную проблему и сымитировать практическую реализацию ее решения.

Учебные деловые игры учат участников адаптировать полученные знания к реальной жизни и находить наиболее подходящие способы решения проблем.  

Ролевая игра

Участники получают определенные роли, в рамках которых и должны вести дискуссии, обсуждения, делать какие-либо выводы и принимать решения. Чаще всего ролевая игра включает несколько этапов: подготовка, игровая ситуация, заключительный, разбор и анализ ситуации.

Ролевая игра позволяет ученикам рассмотреть проблему/тему с разных сторон, что позволяет делать разнообразные выводы.

   Интерактивные  методы обучения наиболее полно отвечают целям и задачам современного образовательного процесса. Они ведут к развитию самостоятельности, коммуникативных навыков и компетенций, креативного мышления. Благодаря интерактивным методам обучающиеся получают возможность увидеть свою значимость в общем процессе текущей деятельности, что во многом способствует формированию активной жизненной позиции.

 

Список литературы

  1. Активная школа: теория, практика, перспективы. Под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас». М., 2005.
  2. Гутников А., Пронькин В. Шесть великих принципов. Оценивание на интерактивных занятиях. Граждановедение. №№23-24, 2003.
  3. Интернет-источник: www.edu.rin.ru (Наука и Образование)
  4. Мавлютова Е.А. Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права. Изд. «Учитель», 2009.
  5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. ГИЦ «Владос», М., 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: «Весна. Первоцветы».

Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: &laq...

Доклад "Формирование общих компетенций студентов на основе применения интерактивных методов обучения"

Выступление. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...

Технологическую Карту современного урока технологии с применением интерактивного метода обучения учащихся – «Фишбоун»

Технологическая карта урока технологии (с применением  метода обучения  – «Фишбоун»)...