Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».
элективный курс по экологии (8 класс) по теме

Скачкова Наталья Петровна

      Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.

     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоровье человека.

       Сформировать представление о различных факторах среды, оказывающих влияние на здоровье человека.

              Актуальность: Проблема актуальна в связи с развитием урбанизации.

      Рабочая гипотеза: Городская среда оказывает негативное влияние на здоровье человека.

           Одними из наиболее характерных особенностей развития современного общества являются быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, формирование городских агломераций.  Урбанизация как процесс повышения роли городов в развитии общества влечет за собой самые значительные социальные преобразования в истории человечества.

           Человек сам создает сложные урбанистические системы, преследуя благую цель – улучшить условия жизни, и не только просто «оградившись» от лимитирующих факторов, но и создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни.

           Однако это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_ekologii_goroda.zip1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

      Цель: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.

     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоровье человека.

       Сформировать представление о различных факторах среды, оказывающих влияние на здоровье человека.

        Формировать умение анализировать информацию.

      Актуальность: Проблема актуальна в связи с развитием урбанизации.

      Рабочая гипотеза: Городская среда оказывает негативное влияние на здоровье человека.

                                                   Ход урока.

Организационный момент.

           I. Учитель: Добрый день! Дорогие друзья!

           Одними из наиболее характерных особенностей развития современного общества являются быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, формирование городских агломераций.  Урбанизация как процесс повышения роли городов в развитии общества влечет за собой самые значительные социальные преобразования в истории человечества.

           Человек сам создает сложные урбанистические системы, преследуя благую цель – улучшить условия жизни, и не только просто «оградившись» от лимитирующих факторов, но и создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни.

           Однако это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.

  II. Актуализация знаний

         В любых городах выделяются разные зоны. Например, промышленные, селитебные, рекреационные, транспортные системы, и т.д. И все они оказывают определенное влияние на городскую систему и на здоровье человека (см. Приложение).

        Промышленные зоны –  это территории сосредоточения промышленных объектов. Они являются основными источниками загрязнения окружающей среды.

        Селитебные зоны – это территории сосредоточения жилых домов, административных зданий, объектов культуры, просвещения и т.п.

       Лесопарковая (рекреационная) зона – это зеленая зона вокруг города, окультуренная человеком, т.е. приспособленная для массового отдыха, спорта и развлечения. Возможны ее участки внутри города, обычно городские парки, скверы, бульвары.

       Транспортные системы пересекают все функциональные зоны города и оказывают влияние на всю городскую среду (урбосреду).

       Окружающая организм среда - это природные тела и явления, с которыми она находится в прямых или косвенных отношениях. Условия среды, способные оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы, называются экологическими факторами. Существует несколько классификаций экологических факторов среды. Наиболее простой и ставшей классической является классификация, по которой экологические факторы среды делятся на две категории: абиотические факторы (факторы неживой природы) и биотические факторы (факторы живой природы).

       Оригинальную классификацию экологических факторов предложил А.С. Мончадский (1962), исходя из того, что приспособительные реакции организмов к тем или иным факторам среды определяются степенью постоянства этих факторов. Это:

- первичные периодические факторы (температура, свет), зависящие от периодичности вращения Земли и смены времен года;

- вторичные периодические факторы (влажность, осадки, динамика растительной пищи, содержание растворенных газов в воде, внутривидовые взаимодействия) как следствие первичных периодических;

- непериодические факторы (эдафические факторы, взаимодействие между разными видами, антропогенные воздействия, почвенно-грунтовые факторы), не имеющие правильной периодичности.

         Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

1) раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций (например, повышение температуры воздуха ведет к увеличению потоотделения у млекопитающих и к охлаждению тела);

2) ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях (например, недостаток влаги в засушливых районах препятствует проникновению туда многих организмов);

3) модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов (например, запыленность окружающей среды в индустриальных районах некоторых стран привела к образованию черных бабочек березовых пядениц, сохранивших свою светлую окраску в сельских местностях);

4) сигналы, свидетельствующие об изменении других факторов среды.

III. Изучение нового материала

Выступление учащихся (см. Приложение).

Влияние социально-экологических факторов на здоровье

                                             человека

                                           Физическое здоровье

             С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие тенденции:

1. Процесс акселерации;

2. Нарушение биоритма;

3. Аллергизация населения;

4. Рост онкологических заболеваний и смертности;

5. Рост доли лиц с избыточным весом;

6. Отставания физиологического возраста от календарного;

7. «Омоложение» многих форм патологии;

8. Абиологическая тенденция организации жизни.

            АКСЕЛЕРАЦИЯ - это ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой. В нашем случае это увеличение размеров тела и значительные сдвиги во времени в сторону более раннего полового созревания.

            НАРУШЕНИЕ БИОРИТМОВ. Важнейший механизм регуляции функции биологических систем, сформировавшихся, как правило, под воздействием абиотических факторов, в условиях городской жизни могут нарушаться.

            АЛЛЕРГИЗАЦИЯ - одна из основных новых черт в измененной структуре патологии людей в городской среде. Городская среда характеризуется появлением совершенно новых веществ – загрязнителей, давление которых ранее иммунная система человека не испытывала.

         ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ. Одна из наиболее показательных медицинских тенденций – неблагополучие в данном городе или, например, зараженной радиацией сельской местности. Эти заболевания вызваны опухолями.

         Эти заболевания вызываются определенными веществами, называемыми канцерогенными. 

          КАНЦЕРОГЕНЫ - это химические соединения способные вызывать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме. Они содержатся в загрязненном промышленными выбросами воздухе, в табачном дыме, каменноугольной смоле и саже. Многие канцерогенные вещества оказывают мутагенное воздействие на организм.

          В экономически развитых странах смертность от рака стоит на втором месте. Ярко выделяется зависимость между раковыми заболеваниями и экологической обстановкой, то есть качеством окружающей среды, в том числе и городской.

       

        Рост лиц с избыточным весом - также явление вызванное особенностями городской среды (переедание, маленькая физическая активность и пр.)

        Рождение на свет большого количества недоношенных детей, а значит физически незрелых – показатель крайне неблагоприятной среды обитания человека. Это связано с ростом адаптации к изменениям среды.

        Инфекционные болезни тоже не искоренены в городах (малярия, гепатит, грипп, вирусная форма рака, ВИЧ)

        Абиологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, живущего в городах, как гиподинамия, курение, наркомания и другие, тоже являются причинами многих заболеваний – ожирение, рак, кардиологические болезни и другие.

        Сохранение здоровья или возникновение болезней – это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов окружающей среды, в том числе и городской. Познание этих сложных взаимодействий явилось основой  для возникновения научной дисциплины – профилактической медицины и ее гигиены.

                            Психосоматическое здоровье

           Экологическая психология населения – часть экологии, занимающаяся экологическим благополучием психического здоровья нации. Эта наука активно развивается в связи с увеличением урбанизации, которая в свою очередь негативно влияет на психосоматическое здоровье человека.

             ШУМЫ. В настоящее время одним из факторов окружающей среды, существенно влияющих на психосоматическое состояние человека, является шум. Известно патогенное воздействие  урбанистических шумов на функциональное состояние человека и цикл бодрствования – сон.

             ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА. Цвета окружают человека повсюду. И они оказывают серьёзное влияние на психическое состояние человека. Для человека более благоприятны яркие цвета или цвета приглушенных пастельных оттенков. Живя в городе, человек вынужден ежедневно сталкиваться с множеством оттенков серого и прочих темных цветов. А эти цвета наихудшим образом влияют на человека, вызывая многие психические расстройства.

            ВЛИЯНИЕ ПОСТРОЕК НА ЧЕЛОВЕКА. Архитектурная среда оказывает очень сильное влияние на психику проживающих в ней людей. Так, скопление многоэтажек с равномерно расположенными рядами окон снижает интеллект и повышает агрессивность тех, кто их ежедневно наблюдает.

            ДЕПРЕССИИ. Для людей, живущих в городах нередки случаи появления депрессии. Это связано с образом жизни горожан, с постоянной суетой и ускоренным темпом жизни, с загруженностью рабочего дня и т.д.

               Учитель: Здоровье человека зависит от природно-климатических условий окружающей среды. Необходимо знать эти условия, чтобы знать причины заболеваний. Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую природу, является причиной своих болезней. Здоровье природы и здоровье человека неразделимы.

            Таким образом, окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью. Гибнет от загрязнения природа – гибнем от загрязнения и мы.

             Если же мы будем стараться, как можно больше положительного сделать для окружающей среды, этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

             И нельзя не согласиться со словами известного эколога Б. Коммонера, что всё в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.

           Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду.

  IV. Определение состояния своего здоровья

Учитель: В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмём две наиболее простые из них.

Методика 1 (шуточная викторина)

Вопросы:

1. Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).

2. Жвачка сохраняет зубы (нет).

3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).

4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).

5. Бананы поднимают настроение (да).

6. Морковь замедляет процесс старения организма (да).

7. Есть безвредные наркотики (нет).

8. Отказаться от курения легко (нет).

9. Молоко полезнее йогурта (нет).

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).

11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да).

12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).

13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).

14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).

15. Ребёнку достаточно спать ночью 8 часов (нет).

Результаты: Более 10 правильных ответов – отличный результат. Остальные участники, не набравшие 10 правильных ответов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ.

Методика 2 (научная)

Учитель: Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нём задуматься:

- Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).

- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов – средний уровень здоровья (зелёный жетон)

- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (синий жетон)

Вывод: проанализируйте размер своего здоровья, сдайте жетон соответствующего цвета и сделайте выводы.

Домашнее задание: подобрать методы оздоровления организма человека с использованием средств народной медицины и природных средств в условиях нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.

Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что  публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения....

Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

Дело не только в знании предмета, но и в умении применять его в конкретной языковой ситуации. Один из способ решения этой задачи-применение интерактивных методов....

Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: «Весна. Первоцветы».

Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: &laq...

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения

В помощь молодым учителя  "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения "...