рабочая программа по обществознанию 10-11 кл
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Ооржак Долаана Викторовна

 

Настоящая    рабочая  программа  разработана на основе  федерального  компонента   государственного   стандарта основного  общего  образования, примерной  программы  основного  общего образования по обществознанию, авторской   программы  Л.Н. Боголюбова  к  учебному   комплексу:  Учебник : «Обществознание. 10 кл. : учеб. Для общеобразовательных учреждений     (Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая и др.) под ред. Л.Н.Боголюбова;  Рос. Акад.наук,   Рос. Академия образования, изд- во «Просвещение».- 2-е изд., -М. : Просвещение, 2011 и положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), учебного плана МБОУ Сут-Хольского кожууна «Ак-Дашская СОШ».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11.docx94.42 КБ

Предварительный просмотр:

10 КЛАСС  (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая    рабочая  программа  разработана на основе  федерального  компонента   государственного   стандарта основного  общего  образования, примерной  программы  основного  общего образования по обществознанию, авторской   программы  Л.Н. Боголюбова  к  учебному   комплексу:  Учебник : «Обществознание. 10 кл. : учеб. Для общеобразовательных учреждений     (Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая и др.) под ред. Л.Н.Боголюбова;  Рос. Акад.наук,   Рос. Академия образования, изд- во «Просвещение».- 2-е изд., -М. : Просвещение, 2011 и положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), учебного плана МБОУ Сут-Хольского кожууна «Ак-Дашская СОШ».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебник:

Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2011.

В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего – 70 (из расчета 2 часа в неделю).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти занятия необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;  

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми  

разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

– особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

– совершенствования собственной познавательной деятельности;

– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Литература для учителя и обучающихся:

Обществознание : базовый уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.

                                                       

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (70ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее

задание

План.

Факт.

Раздел I. Общество и человек.
Глава 1. Общество

1–2

§ 1. Что такое общество

2

12.09

13.09

Изучение нового материала.

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества

Уметь  высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества

§ 1 учебника, вопросы после параграфа

3

§ 2. Общество как сложная динамическая система

1

17.09

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры

Знать основные положения по теме урока.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ

§ 2

Глава 2. Человек

5

§ 3. Природа человека

1

19.09

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы.

Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять  варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

§ 3

6–7

§ 4. Человек как духовное существо

1

25.09

Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.

Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения

§ 4

8–9

§ 5. Деятельность – способ существования

людей

2

26.09

01.10

Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей. 

Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания

§ 5, вопросы после параграфа

10–11

§ 6. Познание и знание

2

03.10

08.10

Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность

Знать основные положения по теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания.

Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения

§ 6, подготовить материал о рациональном и чувственном познании

12–13

§ 7. Человек в системе социальных связей

2

10.10

14.10

Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.

Биологическое и социальное

в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка

Знать связь свободы и необходимости.

Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; определять связь между самоопределением и самореализацией личности

§ 7, вопросы к параграфу

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Глава 3. Духовная культура

15–16

§ 8. Культура и духовная жизнь общества

2

17.10

22.10

Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

Знать основные положения по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь анализировать особенности культурных ценностей
и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы

§ 8

17–18

§ 9. Наука

и образование

2

24.10

29.10

Изучение нового материала.

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий

Знать основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

§ 9, вопросы после параграфа

19–20

§ 10. Мораль. Религия

2

31.10

12.11

Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества

§ 10,

вопросы после параграфа

21

§ 11. Искусство и духовная жизнь

2

14.11

19.11

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает

§ 11, вопросы пара-

графа

22

Духовная культура

1

21.11

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.

Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

 

Глава 4. Экономика

23–24

§ 12. Роль экономики

в жизни общества

2

26.11

28.11

Изучение нового материала.

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен

как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики.

Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров

Знать основные положения по теме урока: что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе.

Понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство.

Уметь определять, каким должно быть поведение

предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни

§ 12, вопросы

пара-

графа

25

§ 13. Экономическая культура

2

03.12

05.12

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности

Знать основные положения по теме урока: основные элементы экономической культуры.

Уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности; определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике

§ 39, вопросы и задания после параграфа

26

Экономика

1

10.12

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая

работа.

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты, необратимые затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица
и государственная политика
в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Глава 5. Социальная сфера

27–29

§ 14. Социальная структура общества

2

17.12

19.12

Изучение нового материала.

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс

Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей.

Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; объяснять на конкретных примерах; уметь анализировать положение человека в обществе

§ 14

30–32

§ 15. Социальное взаимодействия

2

24.12

26.12

Изучение нового материала.

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда

Знать основные положения по теме урока: что такое социальная связь и социальное взаимодействие; какими факторами обусловливается социальное взаимодействие людей; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи.

Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущности и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности

§ 15

33–35

§ 16. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

14.01

16.01

Изучение нового материала.

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль

Знать основные положения по теме урока: что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности

§ 16

36–37

§ 17. Нации и межнациональные отношения

2

21.01

23.01

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая работа.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения.

Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей

§ 17, ответить на вопросы

38– 39

§ 18. Семья

и быт

2

28.01

30.01

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая работа.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи.

Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей; анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций

§ 18, ответить

на вопросы

40

§ 19. Социальное развитие и молодежь

2

04.02

06.02

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Знать основные положения по теме урока: актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

§ 19, вопросы

к параграфу

41

Социальная сфера

1

11.02.

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая

работа

Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Глава 6. Политическая сфера

42

§ 20. Политика и власть

2

13.02

18.02

Изучение нового

материала Индивидуальная, групповая работа.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Знать основные положения по теме урока: какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды.

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

§ 20

43– 44

§ 21. Политическая система

2

20.02

25.02

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая работа.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность
и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Знать основные положения по теме урока: что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и какие существуют их типы.

Уметь давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства; анализировать виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

§ 21

45– 48

§ 22. Гражданское

общество

и правовое государство

2

27.02

04.03

Изучение нового материала

по теме «Гражданское общество».

Изучение нового материал по теме «Правовое государство».

Обобщение и систематизация знаний

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое гражданское общество? Что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое государство, каковы его основные признаки?»; анализировать взаимоотношения государства и общества

§ 22

49– 50

§ 23. Демократические

выборы
и политические партии

2

06.03

11.03

Изучение нового материала. Повторение и обобщение

Избирательная система. Типы избирательных систем.

Многопартийность и партийные системы

Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущность

§ 23

51– 52

§ 24. Участие гражданина в политической жизни

2

13.03

18.03

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая работа.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать основные положения по теме урока: что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.

Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения

§ 24

53

Политическая сфера

1

20.03

Повторение и обобщение. Индивидуальная.

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Раздел III. Право.
Глава 7. Право как особая система норм

54– 55

§ 25. Право

в системе

социальных норм

2

01.04

03.04

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.

Правовая культура. Разновидности правовых

норм Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие

Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах

§ 25

56

§ 26. Источники права

2

08.04

10.04

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Что такое источники права.

Основные источники права.

Виды нормативных актов

Знать основные положения по теме урока.

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

§ 26

57– 59

§ 27. Правоотношения

и правонарушения

2

15.04

17.04

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая работа.

Что такое правоотношение.

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека Развитие права в современной России

Знать основные положения по теме урока.

Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура личности»; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности;

объяснять основные цели деятельности судебной системы

§ 27

60– 61

§ 28. Современное российское законодательство

2

22.04

24.04

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право

Знать основные положения по теме урока: общие черты и специфика отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления

§ 28

62

§ 29. Предпосылки правомерного поведения

2

29.04

01.05

Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

Знать основные положения
по теме урока: что такое правосознание; основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения; соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры

§ 29

63– 64

§ 30. Общество в развитии

2

06.05

08.05

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний Индивидуальная, групповая работа.

Многовариантность общественного развития.

Целостность и противоречивость современного общества.

Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс.

Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Знать основные положения
по теме урока: чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности

§ 30

65

Человек

и общество

1

13.05

Обобщении и систематизация знаний

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

66-67

Общество-знание

2

15.05

20.05

Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» Индивидуальная, групповая работа.

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

68– 70

Резервные уроки

2

22.05

27.05

11 КЛАСС (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию  6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебник:

Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.

В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего – 68 (из расчета 2 часа в неделю).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

– особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

– совершенствования собственной познавательной деятельности;

– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 Ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее

задание

План.

Факт.

Глава 1. Человек и экономика

2–3

§ 1. Экономика: наука

и хозяйство

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

Знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

§ 1, с. 6–16;

задания

№ 1–4,

с. 16

4–5

§ 2. Экономический рост

и развитие

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

Знать, что такое «порочный круг бедности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

§ 2, с. 17–29; задания

№ 1–4,

с. 28–29

6–7

§ 3. Рыночные отношения в экономике

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Рынок и его роль

в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики

в России

Знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной

(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

§ 3, с. 30–42; задания

№ 1–4,

с. 42

8–9

§ 4. Фирма

в экономике

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые

предприятиями

Знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

§ 4, с. 43–54; задания

№ 1–4, с. 54

10–11

§ 5. Правовые основы предпринимательской деятельности

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело

Знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права.

§ 5, с. 54–66; задания

№ 1–5, с. 66

12–13

§ 6. Слагаемые успеха

в бизнесе

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

Знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.

Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование

§ 6, с. 67–78; задания

№ 1–3, с. 78

14–15

§ 7. Экономика и государство

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-нало-говая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?

Знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике

§ 7, с. 78–91; задания

№ 1–4,

с. 90–91

16–17

§ 8. Финансы в экономике

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала

Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины

и последствия

Знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.

Уметь объяснять, почему возникает инфляция

§ 8, с. 91–102; задания

№ 1–4, с. 102

18–19

§ 9. Занятость и безработица

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости

Знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда

§ 9,

с. 103–115;

задания

№ 1–7,

с. 114–115

20–21

§ 10. Мировая экономика

Усвоение нового учебного материала Закрепление нового материала.

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Знать, что такое «международные экономические отношения».

Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему

§ 10,

с. 116–127;

задания
№ 1–3, с. 127

22–23

§ 11. Человек в системе экономических отношений

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение производителя

Знать, какие факторы влияют на производительность труда.

Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю.

Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

§ 11,

с. 128–137;

задания
№ 1–4, с. 137

24–25

Человек

и экономика

Повторение и обобщение

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни

26–27

§ 12. Свобода в деятельности человека

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

«Свобода есть осо-знанная необходимость». Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество

Знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в
Новое и Новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.

Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении.

Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

§ 12, с. 140–148; задания № 1–5,

с. 148

28–29

§ 13. Общественное сознание

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание

Знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании.

Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание.

Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания

§ 13, с. 148–158; задания № 1–4,

с. 158

30–31

§ 14. Политическое сознание

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии.

Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание

Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии.

Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание».

Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние

§ 14, с. 158–172; задания

№ 1–4, с. 172

32–33

§ 15. Политическое поведение

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения

Знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.

Понимать, каковы мотивы политического поведения.

Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение

§ 15,

с. 172–181;

задания
№ 1–4, с. 181

34–35

§ 16. Политическая элита

и политическое лидерство

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства

Знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера.

Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического.

Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство

§ 16,

с. 182–193;

задания
№ 1–4,
с. 192–193

36–37

§ 17. Демографическая ситуация в современной

России и проблемы неполной семьи

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.

Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

§ 17,

с. 193–202;

задания  
№ 1–4,

с. 201–202

38–39

§ 18. Религиозные объединения и организации

в Российской

Федерации

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира

Знать, какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти.

Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями

§ 18,

с. 202–213;

задания
№ 1–4,
с. 212–213

40–41

Проблемы

социально-политической и духовной жизни

Повторение и обобщение

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Глава 3. Человек и закон

42–43

§ 19. Современные подходы к пониманию права

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

§ 19,

с. 217–228;

задания
№ 1–2,
с. 227–228

44–45

§ 20. Гражданин Российской
Федерации

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика.

Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ

§ 20,

с. 228–238;

задания

№ 1–4, с. 238

46–47

§ 21. Экологическое

право

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. 

Понимать, в чем состоит спецификаэкологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан

§ 21,

с. 239–250;

задания

№ 1–4,

с. 249–250

48–49

§ 22. Гражданское право

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

§ 22, с. 250

50–51

§ 23. Семейное право

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление

в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье.

Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

§ 23,

с. 262–273;

задания

№ 1–8; 1–4,

52–53

§ 24. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема

на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования.

Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права
и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

§ 24,

с. 274–285;

задания

№ 1–3,

с. 285–286

54–55

§ 25. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса.

Прохождение дела

в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

Знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда

§ 25,

с. 286–298;

задания

№ 1–6,

с. 297–298

56–57

§ 26. Процессуальное право: уголовный процесс

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей

Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

§ 26,

с. 298–310;

задания

№ 1–8,
с. 309

58–59

§ 27. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституци онное судопроизводство

 

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания Конституционное судопроизводство.

Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства

Знать  основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта

§ 27,

с. 310–319;

задания

№ 1–4,

с. 319

60–61

§ 28. Международная защита прав

человека

Усвоение нового учебного материала.

Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Знать  основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

§ 28, с. 320–330; задания

№ 1–4,

с. 330

62–63

§ 29. Взгляды в будущее

Усвоение нового учебного материала Закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.

Общество:  человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека.
Постиндустриальное (информационное) общество

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы  XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе

§ 29, с. 333–344; задания

№ 1–5, 1–4,
с. 343–344

64–65

Человек

и общество

Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

66-68

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...