«Дидактические возможности системы учебно-методического комплекса «Алгоритм успеха» для достижения образовательных результатов основного и среднего общего образования»
статья по обществознанию на тему
Опыт использования УМК обществознанию ИЦ «ВЕНТАНА#ГРАФ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_vozmozhnosti_sistemy_uchebno.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические возможности системы учебно-методического комплекса «Алгоритм успеха» для достижения образовательных результатов основного и среднего общего образования»
Опыт использования УМК обществознанию ИЦ «ВЕНТАНА#ГРАФ»
Методологической основой системы УМК «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход, рассматриваемый как основной механизм достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
С точки зрения нового ФГОС главными требованиями к предметным результатам обучения обществознанию являются: формирование приверженности конституционным ценностям, понимание принципов жизни общества, приобретение знаний и опыта для решения жизненных задач, умение реализовывать социальные роли, освоение приемов работы с социальной информацией, развитие социального кругозора.
Знакомство с учебниками данного Издательского центра началось в
2007 г. с учебника Е.Н. и Ю.Г. Салыгиных «Обществознание», который было предложено апробировать. На ряду с учебником использовались
-органайзер учителя автор Т.Б Пасман, который помогает учителю оптимизировать свою проектно-аналитическую и обучающую деятельность на всех ее этапах (от тематического планирования и конструирования уроков до организации и оценки результатов учебного процесса). В пособии предлагаются проблемные, творческие и исследовательские ситуации, темы для рефератов и семинарских занятий, разнотипные вопросы и задания (в том числе тестовые)
-учебные пособия Агошкова А.В., 10 класс. «Человек в обществе», «Гражданин в государстве». 11 класс, пособия содержат тексты из произведений писателей, социологов, философов и других деятелей культуры, анализ взглядов которых позволит учащимся конкретизировать, дополнить, углубить или определить свои представления об общественной жизни и культуре в целом. Тексты Пособия содержит тексты из произведений писателей, социологов, философов и других деятелей культуры, анализ взглядов которых позволит учащимся конкретизировать, дополнить, углубить или определить свои представления об общественной жизни и культуре в целом. Тексты сгруппированы по темам курса.
В ходе апробации был сделан вывод:
УМК помогает старшекласснику овладеть следующими компетенциями:
*уметь получать новейшую информацию, работать с документами;
*участвовать в принятии решений
*критически мыслить;
*уметь сотрудничать в паре, группе
Учащиеся отметили наличие дополнительного материала, тестовых заданий, цветных иллюстраций, актуальных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Практически ежегодно мы констатируем, что наилучшие результаты на едином государственном экзамене по обществознанию показывают выпускники, обучавшиеся по учебникам Е.Н. Салыгина и Ю.Г.Салыгиной.
С 2012 года МОУ « СОШ №1 р.п. Татищево» работает по Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования. В качестве УМК по обществознанию было принято решение использовать УМК «Обществознание», 5–9 классы, под ред. Г.А. Бордовского.
Главной целью курса провозглашена «подготовка подростка к жизни в обществе» и «активное вовлечение учащихся в общественную жизнь». характерен отход от построения курса в соответствии со сферами общественной жизни или основами соответствующих социальных наук. В основе структуры учебного обществоведческого материала лежит принцип от близкого к далекому: от самопознания личности к семье, далее к ближайшему социальному окружению, затем к общественной жизни России и мира. Понятно, что ученик при таком подходе не должен зубрить определений и классификаций, а должен играть, дебатировать, проходить тренинги, осуществлять проекты и т. д. Все это полезно и интересно как для ученика, так и для творческого учителя.
Во-первых, реализуя принципы личностноориентированного обучения, построение содержания учебного материала должно идти не от внешних по отношению к школьнику параметров, а из его внутренних потребностей. Авторами пропедевтического учебника «Обществознание. Введение в обществознание» для 5 класса, авторы Соболева О.Б, Иванов О.В. Линейно-модульный (под ред. Бордовского Г.А. ) в качестве основной сюжетной линии был выбран один день из жизни пятиклассника. Каждый параграф – это фрагмент дня, заполненный исполнением типичных социальных ролей и характерными для младшего подростка видами деятельности. Через такое построение курса ученик осознает, что «обществознание» окружает его буквально на каждом шагу, а знание этого предмета действительно поможет в решении жизненных задач.
Параграфы учебника представляют собой готовые сценарии уроков.
Авторы поставили перед собой задачу найти золотую середину между знаниевой и деятельностной парадигмой и им это удалось.
В соответствии с новым ФГОС одним из основных методов современного образования является метод проектов. В учебнике не только дана подробная памятка «Как выполнять проект», но и в качестве итоговых заданий к главам представлены проекты разных видов: индивидуальный проект- тренинг «Правильное утро», групповой фант-проект «Идеальная школа», индивидуальный творческий проект «Своими руками», индивидуальный исследовательский проект «Семейный портрет» и итоговый коллективный практико-ориентиро- ванный проект «Наш микрорайон». Задания по выполнению и представлению результатов проектной деятельности описаны так, что требуют от учителя минимальных комментариев и небольших организационных усилий. Эти разделы учебника могут быть использованы как методическое пособие для учителя, хотя авторы всегда обращаются к ученику.
К общим методическим принципам построения элементов системы относятся:
- практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика;
- связь учебного материала предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий;
- ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
- возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ;
- обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
- использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет - ресурсов.
Изучая курс, обучающиеся осваивают важнейшие обществоведческие понятия: гражданственность, деньги, закон, мотив, искусство, общественная жизнь, поступок, семья, традиции, услуга, устав, средства массовой информации и другие. Все они приведены в указателе основных понятий в конце учебника со страницами, где даются их определения. Отсутствие словаря призвано научить пятиклассников самостоятельно находить нужную информацию и воспринимать ее в общем контексте учебного материала.
В другом важнейшем для современного образования документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» главной целью образования является формирование российской гражданской идентичности, а также четко указаны его уровни: семья и семейные ценности; культурно-региональное сообщество, «малая родина»; культура своего народа, этнокультурная общность как часть многонационального народа РФ; общероссийская культура, российская гражданская нация; мировая культура, открытый диалог с мировым сообществом [1 ]. Все это учтено в учебнике. Семье, школе, микрорайону, культуре народов России посвящены целые главы и проекты. Подробно рассмотрено само понятие «гражданственность» и способы ее формирования. Целая серия дополнительных текстов раскрывает место России в культуре народов мира на актуальном для пятиклассника материале: завтраки, школьная форма, системы отметок, семейные традиции, пословицы и поговори, школьный урок, СМИ, домашние животные, международные праздники и организации, глобальные проблемы (в том числе экологические), шедевры мирового искусства. Подробно рассмотрено само понятие «гражданственность» и способы ее формирования. Кроме того, учебник учитывает и требования к основной образовательной программе образовательного учреждения, в частности по организации внеурочной деятельности (параграф
______________________________________________
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». М. Просвещение, 2009.
«Участие в общественной жизни» и задания к нему) и по программе воспитания и социализации (включение в общественно значимую деятельность, школьные традиции, школьное самоуправление, участие в детско-юношеских организациях, в различных социальных проектах, формирование способности противостоять негативным явлениям социальной среды, развитие мотивация к труду, формирование здорового образа жизни и др. Таким образом, за один день пятиклассника на каждом шагу окружает не только обществознание, но и возможности реализации всех современных требований к обществоведческому образованию. Учебник 5 класса ИЦ «Вентана-Граф» может стать хорошим помощником учителя в учебном процессе.
Рабочая тетрадь Соболева О.Б., Трухина К.К. входит в учебно-методический комплект “Обществознание”, включённый в систему «Алгоритм успеха». Вопросы и задания составлены в соответствии с содержанием учебника (авторы О.Б. Соболева, О.В. Иванов), что существенно облегчит организацию учебной деятельности пятиклассников на уроках и дома.
Тетрадь также включает задания, дополняющие содержание учебника, ориентированные на развитие знаний школьника о себе и окружающем его мире. При выполнении некоторых заданий учащимся помогут их умения и навыки, полученные при изучении других школьных предметов, а также их жизненный опыт. Задания повышенной сложности обозначены символом «звёздочка» (*).
Задание 1 к уроку 1 введение в обществознание
Учёные выделяют четыре сферы (области) жизни общества: экономическую (Э), социальную (С), политико-правовую (П), духовную (Д). Эти сферы, вместе взятые, составляют окружающий вас мир. Представьте, что в центре этого мира находитесь вы — человек, который постоянно взаимодействует с той или иной сферой жизни общества. Схематически это изображено на рисунке.
Части круга здесь означают главные сферы жизни общества. Подпишите их нужными буквами.
Обратите внимание: большинство заданий в рабочей тетради отмечены этим значком. Каждое из них имеет отношение к той или иной сфере, поэтому в части круга стоит соответствующая ей буква (или буквы). Это сделано для того, чтобы стало понятно, насколько прочно вы связаны со всеми областями жизни общества.
Таким образом в системе УМК «Алгоритм успеха» системно-деятельностный подход реализуется через освоение учащимися универсальных учебных действий, обеспечивающих широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, видами и способами учебной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры как шоу-бизнес и мода;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи и т.д.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. С. 11–13
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». М. Просвещение, 2009.
3.Основная образовательная программа образовательной организации использующая систему УМК « Алгоритм успеха». Основная школа. М.,- Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 г.
4. Особенности преподавания курса «Обществознание» в условиях перехода на новые стандарты. Материалы вебинара под рук. Соболевой Ольги Борисовны
5. Статья О.Б. Соболева «Учебник обществознания как средство реализации личностно(деятельностного подхода в обучении». Информационно-методический бюллетень "История. Обществознание. Экономика", Выпуск 1 стр.15
6. Статья О.Б. Соболевой "Реализация нового ФГОС ООО средствами современного учебника "Обществознание. 5 класс" Издательского центра "Вентана-Граф" в журнале "Преподавание истории в школе", №3, 2013 год.
7.. Соболева О.Б., Иванов О.В. Обществознание: Введение в обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под общ. Ред. Г.А. Бордовского. М., Вентана-Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...
Материала КПК «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 1
выполненные задания...
Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 2
Выполненные задания...
Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 3
Выполненные задания...