Курсы повышения квалификации – «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 4
материал
Предварительный просмотр:
- Дайте определение функциональной грамотности. Что такое «ситуация функционирования текста».
А. Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Основные признаки функционально грамотной личности – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность включает естественнонаучную, математическую, компьютерную, читательскую, юридическую, финансовую и экологическую грамотность.
В. Чтение – это сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются измерению. Для теста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:
Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
Текст – разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с
текстом.
Различают следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые, учебные, практические.
В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как для поддержки и развития личных отношений между людьми (письма, беллетристика, биографии), так и для удовлетворения любопытства (информационные тексты), а также для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях, включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.
В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете. Такие тексты предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты назначаются преподавателем, а не являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.
Многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела».
2. Прочитайте текст, определите ситуацию его функционирования, цель, тему и жанр. Ответ оформите в виде таблице:
Ситуация функционирования текста | личная ситуация |
Цель текста | Объяснить значимости инструкции |
Тема | Значимость инструкции |
Жанр | эссе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"
1. Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?...
Материала КПК «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 1
выполненные задания...
Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 2
Выполненные задания...