Рабочая программа учебного предмета Обществознание
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. По сравнению с 6-7 классами она ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- " Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Утверждаю»:
Директор МОУ «СОШ № 4»
__________________ С.А.Удальцов
Приказ ______ от «___»__________2014 г
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано»:
гуманитарного цикла Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»
Руководитель: ______________________ Т.Л. Хлызова
Клепикова М.Л. «_____» ______________ 2014 г.
Протокол № ____________
«____» _____________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета Обществознание
в 8 «а, б» классе
на 2014-2015 учебный год
- Учитель: Завгородний Дмитрий Анатольевич
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. По сравнению с 6-7 классами она ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Актуальность программы: содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Ожидаемый результат
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В 8 КЛАССЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Личность и общество | 7 |
2 | Сфера духовной культуры | 9 |
3 | Социальная сфера | 5 |
4 | Экономика | 13 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема I. Личность и общество
Что делает человека человеком? Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Природа, общество, человек. Природа, биосфера, ионосфера, общество, моральные нормы. Взаимодействие человека с окружающей природной средой. Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в ХХI в. глобальные проблемы современности. Региональный компонент: Развитие общества, природные условия и деятельность человека на Севере. Основные направления НТП в условиях Севера. Человек как результат взаимодействия северной природы и общества. Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью.
Тема II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Мораль. Мораль и гуманизм. Основные ценности и нормы морали. Моральные нормы и поступки людей. Добро и зло. Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Моральный выбор – это ответственность. Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в РФ. Непрерывность образования. Региональный компонент: Народная культура и образование на севере. Обряды, культовые предметы и сооружения. Развитие жанров и видов искусств на Севере. Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученного. Возрастание роли современной науки. Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.
Тема III. Социальная сфера
Социальная структура общества. Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По гендерному признаку. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Региональный компонент: Национальный состав населения Архангельской области. Различные группы в социальной структуре области. Социальная структура области и района. Особенности жизни северян. Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это?».
Тема IV. Экономика
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Как производить? Для кого производить? Экономическая система и её функции. Типы экономических систем. Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности. Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка. Производство – основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство. Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Государство и экономика. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей. Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Безработица, её причины и последствия. Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Календарно – тематическое планирование
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС
Дата | № урока | Глава и тема урока | Домашнее задание |
Глава 1. Личность и общество (7 часов) | |||
1 | Что делает человека человеком? | § 1 | |
2 | Природа, общество, человек | § 2 | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | § 3 | |
4 РК | Развитие общества. Развитие общества, природные условия и деятельность человека на Севере | § 4 | |
5 | Как стать личностью | § 5 термины | |
6 | Практикум по теме «Личность и общество» | выводы к главе | |
7 | Обобщающий урок по теме «Личность и общество» | ||
Глава 2. Сфера духовной культуры (9 часов) | |||
8 | Сфера духовной культуры | § 6 | |
9 | Мораль | § 7 | |
10 | Долг и совесть | § 8 | |
11 | Моральный выбор – это ответственность | § 9 | |
12 РК | Образование. Народная культура и образование на Севере | § 10 | |
13 | Наука в современном обществе | § 11 | |
14 | Религия как одна из форм культуры | § 12 | |
15 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | выводы к главе | |
16 | Обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры» | ||
Глава 3. Социальная сфера (5 часов) | |||
17 | Социальная структура общества | § 13 | |
18 | Социальные статусы и роли | § 14 | |
19 РК | Нации и межнациональные отношения. Национальный состав населения Архангельской области. | § 15 | |
20 | Отклоняющееся поведение | § 16 | |
21 | Практикум по теме «Социальная сфера» | выводе к главе | |
Глава 4. Экономика (13 часов) | |||
22 | Экономика и её роль в жизни общества | § 17 | |
23 | Главные вопросы экономики | § 18 | |
24 | Собственность | § 19 | |
25 | Рыночная экономика | § 20 | |
26 | Производство – основа экономики | § 21 | |
27 | Предпринимательская деятельность | § 22 | |
28 | Роль государства в экономике | § 23 | |
29 | Распределение доходов | § 24 | |
30 | Потребление | § 25 | |
31 | Инфляция и семейная экономика | § 26 | |
32 | Безработица, её причины и последствия | § 27 | |
33 | Мировое хозяйство и международная торговля | § 28 практикум | |
34 | Итоговое обобщение |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Обществознание: 8 класс: учеб. для общеобразовательных. Организаций с прил. На электр. носителе / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014
- Рабочая тетрадьпо курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
- Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
- "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2011
- Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007 г.
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс/ Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2008г.
- Конституция Российской Федерации
- Программа регионального компонента основного общего образования по обществознанию Архангельской области. VI-IX классы, сост. Новгородцева С.Г.. / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...