Рабочая программа учебного предмета Обществознание
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Дмитрий Анатольевич Завгородний

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. По сравнению с 6-7 классами она ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает про­цесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последователь­ность изучения учебного материала определяется с уче­том возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, позна­вательных возможностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
  2. " Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Утверждаю»:

      Директор МОУ «СОШ № 4»

                                                                __________________        С.А.Удальцов

Приказ ______ от «___»__________2014 г

Рассмотрено на заседании ШМО                                «Согласовано»:

гуманитарного цикла                                              Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»

Руководитель:                                        ______________________    Т.Л. Хлызова

                Клепикова М.Л.                          «_____» ______________  2014 г.

Протокол № ____________

«____» _____________ 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета  Обществознание

в 8 «а, б» классе

                                           на 2014-2015 учебный год

  1. Учитель:      Завгородний  Дмитрий Анатольевич

     

2014 г.


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного  образовательного стандарта основного общего образования  и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией  Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. По сравнению с 6-7 классами она ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.   

Актуальность программы: содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности   в учебном процессе и социальной практике.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Ожидаемый результат

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В 8 КЛАССЕ

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность и общество

7

2

Сфера духовной культуры

9

3

Социальная сфера

5                          

4

Экономика

13

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          

34

 

        


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Личность и общество 

Что делает человека человеком? Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека.                                                                Природа, общество, человек. Природа, биосфера, ионосфера, общество, моральные нормы. Взаимодействие человека с окружающей природной средой.                                                                         Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом?  Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.        Развитие общества.  Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в ХХI в. глобальные проблемы современности.                                                                         Региональный компонент:  Развитие общества, природные условия и деятельность человека на Севере. Основные направления НТП в условиях Севера. Человек как результат взаимодействия северной природы и общества.                                                                                                Как стать личностью.  Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью.

        

Тема II. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.        Мораль. Мораль и гуманизм. Основные ценности и нормы морали. Моральные нормы и поступки людей. Добро и зло.                                         Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.                                                                                         Моральный выбор – это ответственность. Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.                 Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в РФ. Непрерывность образования.        Региональный компонент:  Народная культура и образование на севере. Обряды, культовые предметы и сооружения. Развитие жанров и видов искусств на Севере.                                                                                 Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученного. Возрастание роли современной науки.                 Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Тема III. Социальная сфера

Социальная структура общества. Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.                                                         Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе.  В поисках себя. Отцы и дети. По гендерному признаку.                 Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.                 Региональный компонент:   Национальный состав населения Архангельской области. Различные группы в социальной структуре области. Социальная структура области и района. Особенности жизни северян.        Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это?».         

Тема IV. Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.                                 Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство?  Что производить? Как производить? Для кого производить? Экономическая система и её функции. Типы экономических систем.                  Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.                                         Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.        Производство – основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства.  Разделение труда и специализация.                                                                  Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике.  Цели фирмы и  её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.                                                                 Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Государство и экономика. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.                                                                                 Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.                                                 Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.        Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.                                                                                         Безработица, её причины и последствия. Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.        Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

         


Календарно – тематическое планирование

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС

Дата

урока

Глава и тема урока

Домашнее

задание

 Глава 1. Личность и общество

(7 часов)

1

Что делает человека человеком?

§ 1

2

Природа, общество, человек

§ 2

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

§ 3

4 РК

Развитие общества. Развитие общества, природные условия и деятельность человека на Севере

§ 4

5

Как стать личностью

§ 5 термины

6

Практикум по теме «Личность и общество»

выводы к главе

7

Обобщающий урок по теме «Личность и общество»

Глава 2. Сфера духовной культуры

(9 часов)

8

Сфера духовной культуры

§ 6

9

Мораль

§ 7

10

Долг и совесть

§ 8

11

Моральный выбор – это ответственность

§ 9

12 РК

Образование. Народная культура и образование на Севере

§ 10

13

Наука в современном обществе

§ 11

14

Религия как одна из форм культуры

§ 12

15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

выводы к главе

16

Обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры»

Глава 3. Социальная сфера

(5 часов)

17

Социальная структура общества

§ 13

18

Социальные статусы и роли

§ 14

19 РК

Нации и межнациональные отношения. Национальный состав населения Архангельской области.

§ 15

20

Отклоняющееся поведение

§ 16

21

Практикум по теме «Социальная сфера»

выводе к главе

Глава 4. Экономика

(13 часов)

22

Экономика и её роль в жизни общества

§ 17

23

Главные вопросы экономики

§ 18

24

Собственность

§ 19

25

Рыночная экономика

§ 20

26

Производство – основа экономики

§ 21

27

Предпринимательская деятельность

§ 22

28

Роль государства в экономике

§ 23

29

Распределение доходов

§ 24

30

Потребление

§ 25

31

Инфляция и семейная экономика

§ 26

32

Безработица, её причины и последствия

§ 27

33

Мировое хозяйство и международная торговля

§ 28 практикум

34

Итоговое обобщение


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Обществознание: 8 класс: учеб. для общеобразовательных. Организаций с прил. На электр. носителе / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014
  • Рабочая тетрадьпо курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
  • Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
  • "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2011
  • Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007 г.
  • Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс/ Сост. А.В. Поздеев.  – М.: ВАКО, 2013
  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2008г.
  • Конституция Российской Федерации
  • Программа регионального компонента основного общего образования по обществознанию Архангельской области. VI-IX классы, сост. Новгородцева С.Г.. / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...