Рабочая программа для 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, содержание образования, основные знания и умения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu_10_kl.doc | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по истории России
Для 10 класса (42 часа).
№№ п.п. | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Виды самостоятельных работ | Время проведения (по плану) | Время проведения (фактически) |
1. | Древняя Русь | 3ч. | ||||
1.1. | Предыстория народов России | 1ч. | Вводный | |||
1.2. | Русь в 9 – первой половине 12 века. | 1ч. | Комбинированный | Составление опорного плана-конспекта | ||
1.3. | Расцвет и упадок Древней Руси. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
2. | От Руси удельной к Московской Руси | 7ч. | . | |||
2.1. | Древнерусские княжества в начале удельного периода | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
2.2. | Время тяжелых испытаний. Борьба с Золотой ордой | 2ч. | комбинированный | Подготовка сообщений | ||
2.3. | Возвышение Москвы | 1ч. | Урок-лекция | Составление схем | ||
2.4. | Создание державы | 1ч. | комбинированный | Работа с документами | ||
2.5. | Иван Ш – «государь всея Руси» | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
2.6. | Повторительно-обобщающий урок: «От Руси удельной к Московской Руси» | 1ч. | обобщающий | Тестирование | ||
3. | Московское царство. Россия в 17 веке. | 9ч. | ||||
3.1. | Политическая борьба в царствование Ивана Грозного | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
3.2. | Ливонская война и опричнина Ивана Грозного | 1ч. | комбинированный | Работа с документами | ||
3.3. | Россия в конце 16 века. | 1ч. | Урок-лекция | Составление схем | ||
3.4. | Смутное время в Московском государстве. | 1ч. | комбинированный | Подготовка сообщений | ||
3.5. | Внутренняя политика в 17 веке. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
3.6. | Внешняя политика России в 17 веке. | 1ч. | Комбинированный | Работа в группах | ||
3.7. | Социальные конфликты | 1ч. | комбинированный | Составление таблиц | ||
3.8. | Культура и быт в 17 веке. | 1ч. | Урок-презентация | Подготовка сообщений | ||
3.9. | Повторительно-обобщающий урок: «Русское государство в16-17 веках» | 1ч. | обобщающий | Тестирование | ||
4. | Россия в 18 веке. | 11ч. | ||||
4.1. | Предпосылки петровских преобразований | 1ч. | исследование | Работа в группах | ||
4.2. | Северная война | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
4.3. | Реформы Петра 1 | 1ч. | комбинированный | Составление опорного плана-конспекта | ||
4.4. | Обновленная Россия | 1ч. | Урок-семинар | Работа в группах | ||
4.5. | Россия в 1725-1761 годах. | 1ч. | комбинированный | Подготовка сообщений | ||
4.6. | Внутренняя политика правительства в 1761-1801 гг. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
4.7. | Внешняя политика России в 1761-1801 гг. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
4.8. | Основные черты социально-экономического развития России в 1761-1801 гг. | 1ч. | Урок-лекция | Составление опорного плана-конспекта | ||
4.9. | Массовое движение и зарождение общественного движения в России 18 в. | 1ч. | комбинированный | Составление схем | ||
4.10. | Основные направления развития культуры России в 1725-1801 гг. | 1ч. | Урок-презентация | сообщения | ||
4.11. | Повторительно-обобщающий урок: «Россия в 18 веке» | 1ч. | обобщение | тестирование | ||
5. | Российская империя в 19 веке. | 12ч. | ||||
5.1. | Основные внутриполитические мероприятия правительств Александра 1 и Николая 1 | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
5.2. | Внешняя политика России в 1801-1855 гг. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
5.3. | Общественное движение в России в первой половине 19 века | 1ч. | Урок-лекция | Работа в группах | ||
5.4. | Основные направления социально-экономического развития в первой половине 19 века. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
5.5. | Просвещение, наука, журналистика, искусство в первой половине 19 века. | 1ч. | Урок-презентация | сообщения | ||
5.6. | Великие реформы. Их значение и судьба. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
5.7. | Внешняя политика России в 1860-1880 гг. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
5.8. | Общественное движение в России в 1860-1880 гг. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
5.9. | Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России | 1ч. | комбинированный | Составление опорного плана-конспекта | ||
5.10. | Быт, наука, культура России второй половины 19 века. | 1ч. | Урок-презентация | сообщения | ||
5.11.. | Повторительно-обобщающий урок: «Российская империя в 19 веке» | 1ч. | обобщающий | тестирование | ||
5.12. | Итоговый урок по курсу. | 1ч. | Итоговое обобщение | тестирование |
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века, для 10 класса (28 часов).
№№ п.п. | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Виды самостоятельных работ | Время проведения (по плану) | Время прове-дения(фактически) |
1. | Человечество на заре своей истории. | 6 ч. | 1ч. | |||
1.1. | Пути и методы познания истории. | 1ч. | вводный | |||
1.2. | Первобытная эпоха. | 1ч. | Урок-лекция | Письменно ответить на вопросы | ||
1.3. | Первые государства Древнего мира. | 1ч. | Комбинированный | Сравнительная таблица | ||
1.4. | Античная эпоха в истории человечества. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
1.5. | Крушение империй Древнего мира. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
1.6. | Повторительно-обобщающий урок.: «Человечество на заре истории» | 1ч. | обобщающий | Проверочная работа | ||
2. | Европа и Азия в Средние века. | 10ч. | ||||
2.1. | Мир эпохи средневековья. Экспансия ислама. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
2.2. | Период раннего феодализма в Западной и центральной Европе. | 1ч. | Урок-лекция | Сравнительная таблица | ||
2.3. | Византия и Восточная Европа в 5 – 10 вв. | 1ч. | исследование | Работа в группах | ||
2.4. | Западная Европа в 11 – 13 вв. Инквизиция и крестовые походы. | 1ч. | комбинированный | Сообщения | ||
2.5. | Государства Азии в период европейского Средневековья. | 1ч. | комбинированный | Сравнительная таблица | ||
2.6. | Международные отношения и войны Средневековья. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
2.7. | Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. Завоевание Америки. | 1ч. | Урок-презентация | сообщения | ||
2.8. | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
2.9. | Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
2.10. | Повторительно-обобщающий урок.: «Европа и Азия в Средние века» | 1ч. | обобщающий | тестирование | ||
3. | Новое время: эпоха европейского господства. | 12ч. | ||||
3.1. | Первые буржуазные революции. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | 1ч. | комбинированный | Подготовка сообщений | ||
3.2. | Война за независимость в Северной Америке. | 1ч. | Комбинированный | Опорный план-конспект | ||
3.3. | Великая французская революция и ее последствия для Европы. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
3.4. | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | 1ч. | комбинированный | Подготовка сообщений | ||
3.5. | Европа: противоречия промышленной эпохи. | 1ч. | комбинированный | Сравнительная таблица | ||
3.6. | Идейно-политическое развитие стран Западной Европы 19 в. Наука и искусство в18-19 вв. | 1ч. | Урок-презентация | Подготовка сообщений | ||
3.7. | Страны континентальной Европы в период промышленного переворота. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
3.8. | Страны Западного полушария в 19 в. | 1ч. | Комбинированный | Сравнительная таблица | ||
3.9. | Мир Востока. | 1ч. | комбинированный | Подготовка сообщений | ||
3.10. | Эволюция системы международных отношений в Новое время. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
3.11. | Повторительно-обобщающий урок: «Эпоха европейского господства» | 1ч. | обобщающий | Проверочная работа | ||
3.12. | Итоговый урок по курсу. | 1ч. | Итоговое повторение | тестирование |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 10 класса(70 часов)
№№ п.п. | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Тип урока | Виды самостоятельных работ | Время проведения(по плану) | Время проведения (фактически) |
1. | Общество и человек. | 8ч. | ||||
1.1. | Что такое общество? | 1ч. | вводный | |||
1.2. | Общество как сложная динамичная система. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
1.3. | Природа и человек. | 1ч. | Урок-лекция | Составление схем | ||
1.4. | Человек как духовное существо. | 1ч. | Комбинированный | Сравнительная таблица | ||
1.5. | Деятельность – способ существования людей. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
1.6. | Познание и знание. | 1ч. | Урок-семинар | Работа в группах | ||
1.7. | Человек в системе социальных связей. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | ||
1.8. | Повторительно-обобщающий урок: «Человек и общество» | 1ч. | обобщающий | Тестирование, опрос. | ||
2. | Духовная культура | 5 ч. | ||||
Культура и духовная жизнь общества. | 1ч. | Урок-презентация | Подготовка сообщений | |||
Наука и образование. | 1ч. | Комбинированный | Подготовка сообщений | |||
Мораль и религия. | 1ч. | Урок-презентация | Подготовка сообщений | |||
Искусство и духовная жизнь. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | |||
1ч. | Комбинированный | Работа в группах | ||||
Повторительно-обобщающий урок: «Духовный мир человека и деятельность» | 1ч. | обобщающий | Проверочная работа | |||
3. | Экономика как вид деятельности. | 20 ч. | ||||
5.1. | Роль экономики в жизни общества. | 1ч. | Урок-лекция | Работа с учебником | ||
5.2. | Экономическая культура. | 1ч. | Комбинированный | Определить и выписать особенности | ||
5.3. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | 1ч. | комбинированный | Составление схем | ||
5.4. | Понятие об экономических системах. Традиционные и рыночные системы. | 1ч. | комбинированный | Составление таблицы | ||
5.5. | Командная и смешанная системы. | 1ч. | комбинированный | Сравнительная таблица | ||
5.6. | Что такое спрос? | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
5.7. | От чего зависит предложение товаров. | 1ч. | Комбинированный | Составить схему | ||
5.8. | Формирование рыночных цен. | 1ч. | комбинированный | Составление схем | ||
5.9. | Рынок на практике, или как реально организована торговля. | 1ч. | Комбинированный | Работа в группах | ||
5.10. | Причины возникновения и формы денег. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | ||
5.11. | Функции денег в современной экономике. | 1ч. | Урок-лекция | Работа с учебником | ||
5.12. | Повторительно-обобщающий урок: «Экономическая деятельность» | 1ч. | обобщающий. | тестирование | ||
5.13. | Причины появления и виды банков. | 1ч. | комбинированный | Сообщения | ||
5.14. | Принципы кредитования. | 1ч. | Урок-игра | Работа в группах | ||
5.15. | Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. | 1ч. | Урок-лекция | Составление схем | ||
5.16. | Экономическая природа рынка труда. | 1ч. | Комбинированный | Работа с учебником | ||
5.17. | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | 1ч. | комбинированный | Работа в группах | ||
5.18. | Профсоюзы и трудовые конфликты. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | ||
5.19. | Социальные факторы формирования заработной платы. | 1ч. | Комбинированный | Работа в группах | ||
5.20. | Повторительно-обобщающий урок: «Банковская система и рынок труда» | 1ч. | обобщающий | тестирование | ||
4. | Социальная сфера жизни общества | 7 ч. | Май | |||
6.1. | Социальная структура общества. | 1ч. | Комбинированный | Работа с учебником | ||
6.2. | Социальные взаимодействия. | 1ч. | Комбинированный | Работа в группах | ||
6.3. | Социальные нормы и отклоняющее поведение. | 1ч. | Комбинированный | Сравнительная таблица | ||
6.4. | Нации и межнациональные отношения. | 1ч. | Комбинированный | Сообщения | ||
6.5. | Семья и быт. | 1ч. | Комбинированный | Работа в группах | ||
4.6. | Социальное развитие молодежи. | 1ч. | Урок-семинар | Работа в группах | ||
6.6. | Повторительно-обобщающий урок: «Социальная сфера жизни общества» | 1ч. | Обобщающий | Проверочная работа | ||
5. | Политическая сфера жизни общества | 6ч. | ||||
5.1. | Политика и власть | 1ч. | ||||
5.2. | Политическая система. | 1ч. | ||||
5.3. | Гражданское общество и правовое государство. | 1ч. | ||||
5.4. | Демократические выборы и политические партии. | 1ч. | ||||
5.5. | Участие гражданина в политической жизни. | 1ч. | ||||
5.6. | Повторительно-обобщающий урок «Политическая сфера жизни общества» | обобщающий | тестирование | |||
6. | Право как особая система норм | 21 ч. | ||||
История государства и права. | 1ч. | Урок-лекция | Работа в группах | |||
Что такое государство? | 1ч. | Комбинированный | Опорный план-конспект | |||
Право в системе социальных норм. | 1ч. | Урок-лекция | Составление таблицы | |||
Что такое право и правовое государство? Источники права. | 1ч. | Комбинированный | Подготовка сообщений | |||
Правоотношения и правонарушения. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах, | |||
Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Федеративное устройство. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Формирование органов государственной власти. Правительство. Президент. Федеральное собрание – права и обязанности. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Современное российское законодательство. Права и свободы человека и гражданина, Международные договоры о правах человека. | 1ч. | Урок-семинар | Работа в группах | |||
Гражданские и политические права. Экономические, социальные и культурные права. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Права ребенка. | 1ч. | Урок-семинар | Работа в группах | |||
Избирательное право. Избирательный процесс. | 1ч. | Урок-игра | Работа в группах | |||
Повторительно-обобщающий урок: «Права и свободы человека» | 1ч. | Обобщающий | Проверочная работа | |||
Понятие и источники гражданского права. | 1ч. | Урок-лекция | Опорный план-конспект | |||
Предпосылки правомерного поведения. | 1ч. | Комбинированный | Работа в группах | |||
Гражданские правоспособность и дееспособность. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Понятие и источники семейного права. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Брак, условия его заключения. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Права и обязанности супругов. | 1ч. | Комбинированный | Работа с документами | |||
Права и обязанности родителей и детей. | 1ч. | Урок-исследование | Работа в группах | |||
Повторительно-обобщающий урок: «Гражданское право» | 1ч. | Обобщающий | тестирование | |||
6. | Итоговый урок по курсу. | 2ч. | Итоговое обобщение | тестирование | ||
7. | Резерв. | 1ч. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы по обществознанию с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на меж-предметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в 10 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» в 10 классе являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Результаты изучения курса «Обществознание» направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
УМК: учебник: Обществознание» - 10 кл,.под редакцией: Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Москва. Просвещение 2007., учебник А.Ф.Никитин «Правоведение» 10-11 кл.,Москва.Просвещение.2009. Учебник И.В.Липсиц «Экономика».Москва. Вита-пресс.2007
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК:
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
В результате изучения раздела учащиеся должна знать, уметь:
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по соответствующей проблематике;
- давать определения понятий: познание, рациональное познание, истина, критерий, самопознание, самооценка, образ «Я».
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
В результате изучения раздела учащиеся должна знать, уметь:
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- дать определения понятий: мышление, творчество, деятельность, характер, культура, массовая культура, традиции, искусство.
ЭКОНОМИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Понятие об экономических системах. Традиционные и рыночные системы. Командная и смешанная системы. От чего зависит предложение товаров. Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или как реально организована торговля. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по экономическим проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по экономической проблематике;
- применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным экономическим проблемам;
давать определения понятий: экономика, факторы производства, экономическая система, экономические ресурсы, факторы производства, функции денег, рынок труда, безработица, банк, государственная политика
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Свобода в деятельности человека. Исторический процесс и его участники. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- давать определения понятий: Индивид, личность, социальная роль, социальный статус, самопознание, социальная структура, страту, группа, социальная мобильность, социальный конфликт, социальные нормы, отклоняющееся поведение, преступление.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
Политическая деятельность. Политическая идеология. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Общественный прогресс. Политика и власть. Политическая система.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- осуществлять поиск политической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-политическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной –политической проблематике;
- применять социально-политические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социально-политическим проблемам;
- давать определения понятий: этносоциальный конфликт, политика, политический лидер, общественный прогресс, гражданское общество, правовое государство, право, закон, демократические выборы, политические партии.
ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА НОРМ
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Что такое право и правовое государство? Понятие конституции. Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. Федеративное устройство.
Формирование органов государственной власти. Правительство. Президент. Федеральное собрание – права и обязанности. Права и свободы человека и гражданина, международные договоры о правах человека. Гражданские и политические права. Экономические, социальные и культурные права. Права ребенка. Избирательное право. Избирательный процесс.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь, понимать:
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, правового законодательства;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по правовой тематике;
- применять социально-правовые и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным правовым проблемам.
- давать определения понятий: право, закон, законодательный процесс, государство, правовое государство, разделение властей, федерация, субъект федерации, политический режим, многопартийность, гражданство, гражданские права и обязанности, имущественное право, собственность.
Самостоятельные работы, выполняемые учащимися
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Учебно-методическое обеспечение предмета:
1. Обществознание» - 10 кл,.под редакцией: Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Москва. Просвещение 2007.,
2. А.Ф.Никитин «Правоведение» 10-11 кл.,Москва.Просвещение.2009.
3. И.В.Липсиц «Экономика».Москва. Вита-пресс.2007.
4. Дидактические материалы по курсу « Обществознание» Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2010.
Методические рекомендации по курсу «Обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
Литература для учащихся
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика.— М., 2000.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права.— М., 1998.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний— М., 1998.
Кравченко А. И. Обществознание: М., 1999.
Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»:
— М., 1998.
Литература для учителя
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.
Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М., 1998.
Зеленкова И. Л. Основы этики.— Минск, 1998.
Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/д, 1999.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.
Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997.
Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СП6., 1998.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001.
Теория государства и права.— М., 1997.
Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.— М., 1998.
Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.— М., 1999.
Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.— М., 2002.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Оборудование
- Схемы
- Презентации
- Иллюстрации
- Дидактический материал
- Раздаточный материал
- Тесты
- Фрагменты источников
- Статистические данные
- Конституция
- Трудовой кодекс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы по истории с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Общая характеристика учебного предмета:
Историческое образование в курсе 10 класса способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования в 10 классе связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого в 10 классе является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира..
Основные содержательные линии рабочей программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Реализация программы исторического образования базового уровня в 10 классе предполагает определенную специфику межпредметных связей, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в 10 классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе- Всеобщая истории – 28 часов. История России – 42 часа.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость, на этой ступени исторического образования, приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Планируемые результаты обучения:
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Формирование умений включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся 10 класса и целям исторического образования (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
Формируются навыки использования приобретенных знаний и умений в практической и повседневной деятельности. Представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
УМК:1. учебник «История России с древнейших времен до конца 19 века» - Н.И. Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко. Москва. Дрофа.2009 г.
2. учебник Загладин Н.В. Симония Н.А. «Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века.» Москва. Русское слово. 2010.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
История как наука .
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Древнейшая история человечества .
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории;
- периодизацию всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- знать определения понятий: первобытная эпоха, раса, языковая семья, племя, неолитическая революция, родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья.
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки средневековья;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- уметь сравнивать традиционные общества и европейские в период средневековья;
- знать определения понятий: традиционное общество, цивилизация, религия, язычество, средневековье, феодализм, феодал, барщина, оброк, демографический кризис, модернизация.
Новое время: эпоха модернизации
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
В результате изучении раздела учащиеся должны знать, уметь:
- проводить поиск исторической информации по данному разделу в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания событий эпохи модернизации;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями эпохи модернизации, пространственные и временные рамки буржуазных революций, эпохи Просвещения, эпохи Реформации;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам эпохи нового времени, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения по данной эпохе;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- знать определения основных понятий: мануфактура, колонизация, Возрождение, Реформация, революция, буржуазия, технический прогресс, промышленный переворот, индустриальное общество.
ИСТОРИЯ РОССИИ
История России – часть всемирной истории.
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России.
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- анализировать особенности территориального расположения славянских племен;
- определять место славян в системе индоевропейских племен;
- знать определения и понятия: первобытное общество, племя, род, родоплеменные отношения, племенной союз, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- проводить поиск исторической информации по истории Руси 9 – 12 веков в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки Древнерусского государства, становления государственности у славян, появления центров Киева и Новгорода, развития взаимоотношений с соседями;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- знать основные термины и понятия: династия, полюдье, христианство, междоусобица, закуп, рядович, смерд.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- проводить поиск исторической информации истории русских земель в 12 -15 веках в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки распада Древнерусского государства, образования Монгольского государства, нашествия на Русь татаро-монгол и образования Золотой орды, борьбы русского государства с Тевтонским орденом, начала возрождения русского государства.
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- знать и формулировать основные термины и понятия: феодальная раздробленность, иго, выход, баскак, ярлык, Ледовое побоище, стояние на Угре, междоусобная война, народность.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- проводить поиск исторической информации по истории Русского государства второй половины 15 – 17 веков в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки свержения золотоордынского владычества. Становления единого московского государства, смутного времени. Внешней политики данного периода, формирования крепостного права в государстве.
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- показывать на исторической карте рост территории московского государства;
- знать основные определения: единое государство, крепостное право, самодержавие, смута, интервенция, Земский собор, воссоединение, церковный раскол, старообрядцы.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- проводить поиск исторической информации по истории Русского государства в 18 – первой половине 19 века в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки петровских преобразований, внешней и внутренней политики Петра 1. Периода дворцовых переворотов и царствования Екатерины Великой;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- показывать на исторической карте рост территории русского государства в период Северной войны, Русско-турецких войн и др. событий данного периода;
- знать основные определения: абсолютизм, дворцовый переворот, декабристы, Отечественная война 1812 г., промышленный переворот, кандиции, просвещенный абсолютизм.
Россия во второй половине XIX.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать, уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки отмены крепостного права, либеральных реформ и контрреформ;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- знать основные определения: абсолютизм, народничество, интеллигенция, политический террор, реформа. Контрреформа, миротворец, модернизация.
Учебно- методическое обеспечение предмета
1. учебник «История России с древнейших времен до конца 19 века» - Н.И. Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко. Москва. Дрофа.2009 г.
2. учебник Загладин Н.В. Симония Н.А. «Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века.» Москва. Русское слово. 2010.
3. Кадневский В.М. Тесты по истории России с древнейших времен до конца 19 века.-2-е изд.-М,:Айрис-пресс,2004.
4.Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.
5. Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002-2010
6. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат,1991.
7. Исторические силуэты/ Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991
Дополнительная литература для учащихся:
1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца 19 века Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
2. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
3. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001
4. Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-пресс»»,2002
5. Л.Б.Яковер. Справочник по истории Отечества. - М.: Сфера, 1996
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
- Оборудование
- Карты
- Схемы
- Презентации
- иллюстрации
- Дидактический материал
- Раздаточный материал
- Тесты
- Фрагменты источников
- Статистические данные
- Памятки для характеристики исторических событий и деятелей
Тематическое планирование по истории 10 класс (70 часов)
№№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во теоретических часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во самостоятельных работ |
1. | Всеобщая история | 28 | 19 | 4 | 5 |
1.1. | Человечество на заре своей истории | 6 | 4 | 1 | 1 |
1.2. | Европа и Азия в средние века | 10 | 7 | 1 | 2 |
1.3. | Новое время- эпоха европейского господства | 12 | 8 | 2 | 2 |
2. | История России | 42 | 29 | 5 | 8 |
2.1. | Древняя Русь | 3 | 2 | 1 | |
2.2. | От Руси удельной к Руси Московской | 7 | 5 | 1 | 1 |
2.3. | Московское царство. Россия в 17 веке | 9 | 6 | 1 | 2 |
2.4. | Россия в 18 веке | 11 | 8 | 1 | 2 |
2.5. | Российская империя в 19 веке | 12 | 8 | 2 | 2 |
Тематическое планирование по обществознанию 10 класс (70 часов)
№№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во теоретических часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во самостоятельных работ |
1. | Общество и человек | 8 | 6 | 1 | 1 |
2. | Духовная культура | 5 | 4 | 1 | - |
3. | Экономика | 20 | 13 | 2 | 5 |
4. | Социальная сфера | 7 | 5 | 1 | 1 |
5. | Политическая сфера | 6 | 4 | 1 | 1 |
6. | Право как особая система норм | 21 | 15 | 2 | 4 |
7. | Итоговое обобщение | 2 | - | 2 | - |
8. | Резерв учебного времени | 1 | |||
9. | Итого | 70 | 47 | 10 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...