Рабочая программа по обществознанию,7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию, УМК Л.Н. Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_7_klass.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано: Заместитель директора по УВР __________________ М. В. Комарова «___» __________________ 2014 | «Утверждаю» Директор МБОУ Балаганская СОШ № 2 __________________ О.Г. Ермакова «____» ________________ 2014 г. |
Рабочая программа
Предмет Обществознание
Класс, год разработки 7_класс, 2014 г
Срок реализации_1 год_______
Количество часов по учебному плану 1 час в неделю
Учитель_Васильева Галина Владимировна
УМК Учебник: Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2013.
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений образовательных учреждений. 6-11 классы (авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.) М. «Просвещение» 2011 г. | Прошла экспертизу на заседании методического объединения Протокол № _____ от «_______» ____________________________ 2014г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
На изучение предмета отводится 34 часа на базовом уровне в 7 классе (из расчёта 1 час в неделю).
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека в гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 КЛАСС
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). .
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей в с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами в с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 ч)
Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры..Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 ч)
Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
Текущие виды контроля – это поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов, кроссвордов, рабочих тетрадей, взаимопроверка, проверка групповых заданий, защита презентаций.
Тематические виды контроля - тесты, проверочные работы, обобщающие уроки, практикумы.
Формы итогового контроля: итоговое тестирование, презентации, обобщающие уроки.
В изучении данного курса будут использованы следующие технологии:
1) проблемное обучение;
2) проведение дискуссий (диалогов);
3) технологии дифференцированного обучения;
4) технология групповой деятельности;
5) технология развивающего обучения;
6) технология саморазвития личности;
7).технология критического мышления
Тематическое планирование курса
Тема | Количество часов |
Регулирование поведения людей в обществе | 11ч |
Человек в экономических отношениях | 13ч |
Человек и природа | 5ч |
Практикум (Защита творческих проектов) | 2ч |
Итоговые уроки | 3ч |
Итого: | 34ч |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами:
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В результате изучения предмета у обучающихся формируется
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
* знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности:
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия: преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый раздел, тема | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения урока | |
По плану | Фактически | ||||
I четверть | 9 недель | ||||
1 | Вводный урок | 1 | Урок повторения/комбинированный урок | 04.09.14 | |
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. | 11 | ||||
2 | Что значит жить по правилам? | 1 | Урок применения знаний и умений/взаимообучение | 11.09.14 | |
3 | Права и обязанности граждан. | 1 | Урок изучения нового материала/ | 18.09.14 | |
4 | Права и обязанности граждан. | 1 | Лабораторный урок | 25.09.14 | |
5 | Почему необходимо соблюдать законы? | 1 | Урок изучения нового материала/урок-проблема | 02.10.14 | |
6 | Защита Отечества. | 1 | Урок изучения нового материала/комбинированный урок | 09.10.14 | |
7 | Для чего нужна дисциплина? | 1 | Урок изучения нового материала | 16.10.14 | |
8 | Для чего нужна дисциплина? | 1 | Урок-обсуждение | 23.10.14 | |
9 | Виновен – отвечай. | 1 | Комбинированный урок/урок-обсуждение | 30.10.14 | |
7 недель | |||||
10 | Кто стоит на страже закона | 1 | Урок изучения нового материала | 13.11.14 | |
11 | Кто стоит на страже закона | 1 | Урок-исследование | 20.11.14 | |
12 | Практикум. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний/урок-практикум | 27.11.14 | |
Глава II. Человек в экономических отношениях. | 13 | ||||
13 | Экономика и её основные участники. | 1 | Урок изучения нового материала | 04.12.14 | |
14 | Экономика и её основные участники. | 1 | Проблемная лекция | 11.12.14 | |
15 | Мастерство работника. | 1 | Урок изучения нового материала/лекция-диалог | 18.12.14 | |
16 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | Урок изучения нового материала/ | 25.12.14 | |
III четверть | 10 недель | ||||
17 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | Проблемно-поисковое задание | 15.01.15 | |
18 | Виды и формы бизнеса. | 1 | Урок изучения нового материала | 22.01.15 | |
19 | Виды и формы бизнеса. | 1 | Деловая игра | 29.01.15 | |
20 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | Урок изучения нового материала/проблемная лекция | 05.02.15 | |
21 | Деньги, их функции. | 1 | Урок изучения нового материала/лекция-диалог | 12.02.15 | |
22 | Экономика семьи. | 1 | Урок изучения нового материал | 19.02.15 | |
23 | Экономика семьи. | 1 | Урок-игра | ||
24 | Практикум. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний/практикум | 26.02.15 | |
25 | Практикум | 1 | Контроль знаний | 05.03.15 | |
Глава III. Человек и природа. | 5 | ||||
26 | Человек – часть природы. | 1 | Урок изучения нового материала | 12.03.15 | |
27 | Человек – часть природы. | 1 | Проблемная лекция-диалог | ||
28 | Охранять природу – значит охранять жизнь. | 1 | Урок изучения нового материала | 19.03.15 | |
IV четверть | 8 недель | ||||
29 | Закон на страже природы. | 1 | Урок изучения нового материала/ | 02.04.15 | |
30 | Закон на страже природы. | 1 | Лабораторный урок | 09.04.15 16.04.15 | |
31 | Итоговый практикум. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний/практикум | 23.04.15 30.04.15 | |
31-32 | Защита творческих проектов | 2 | Урок применения знаний и умений/практикум | 07.05.15 14.05.15 | |
33 | Итоговый контроль знаний | 21.05.15 | |||
34 | Итоговый контроль знаний | 2 | Урок применения знаний и умений/практикум | 28.05.15 |
Учебно-методический комплект:
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс., М., - «Просвещение», 2012.
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Электронное приложение к учебнику 7 класс (CD).
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс., М., - «Просвещение», 2013.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс., М., - «Просвещение». 2013.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы., М., - «Просвещение», 2013.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Барабанов В.В. и др. Обществознание. Справочник школьника.- М., 2003
Морозова С. А. Обществознание: учебно-методическое пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Баранов П.А., Шевченко С.В. Экономика. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М., 2012.
Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах.- Ростов-на-Дону, 2012.
Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас. 9 класс., - М., «Вентана-Граф», 2011
Лист коррекции учебных занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...