Интерактивное обучение
статья по обществознанию на тему
В статье описываются формы и методы интерактивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnoe_obuchenie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное обучение как средство развития познавательной самостоятельности и выявления творческого
потенциала учащихся.
Рудакова М.М.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №18»
.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Правила успешной интерактивной деятельности
- Продуманность организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия.
- Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе.
- Сочетание познавательной и социальной мотивации (нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта).
- Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельностью Знание главной особенности интерактивного обучения: совместная деятельность приносит пользу каждому.
- Уважение прав каждого, недопустимо высказывать оценочные суждения в адрес партнеров.
- При управлении интеракцией настраивать учащихся на то, чтобы высказывал точку зрения каждый, а не одни и те же.
К интерактивным методам относят мозговой штурм, ролевые игры, игровое проектирование, решение ситуационных задач, групповые дискуссии и др.
«Мозговая атака», «мозговой штурм-» это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
- Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
- Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
- Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
- Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
- Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
- обсуждения спорных вопросов;
- стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
- сбора большого количества идей в течение короткого периода времени выяснения информированности или подготовленности аудитории.
Примеры заданий для «мозгового штурма»: «Зачем человеку семья», «Как бороться с преступностью», «Каким должно быть современное образование», «Какова роль религии в современном мире».
Ролевая игра
Ролевая игра это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.
Примеры заданий: тема «Гражданское общество».
Деловая игра «Однажды в городе С.»
Участники разбиваются на несколько групп по 5—7 человек. Каждая группа будет представлять (играть роль) на городском собрании (заседании мэрии города) определенную группу населения. Заседание (собрание) посвящено принятию решения о начале строительства развлекательного центра на месте парка — любимого места отдыха горожан. На стартовой беседе педагог ставит игровую задачу и поясняет, что подобная ситуация в демократическом обществе вполне реальна. Жители города вполне могут через общественные организации, через СМИ потребовать публичного и открытого обсуждения важной для всех проблемы — обсуждения проекта строительства развлекательного центра на берегу реки, там, где парк отдыха горожан и замечательная зеленая парковая зона. На заседание (собрание горожан, теледебаты) приглашены следующие группы:
- Председатель строительного АО, ведущего строительство развлекательного центра.
- Представители экологической организации.
- Представители городского комитета по строительству.
- Представители молодежных организаций.
- Жители района, где будет проводиться строительство.
- Представители ассоциации досуговых учреждений и организаций города.
- Представители МВД.
На заседании присутствуют все желающие, жители города
(если ведется «трансляция по телевидению», работает «прямая связь» со студией). Каждая группа предварительно подробно знакомится с предложенным проектом строительства и готовит аргументы «за» и «против» (педагогу нужно активно помогать в подготовке каждой группы, вводя их в роль).
Начать заседание можно с предоставления слова строителям и будущим владельцам комплекса. Затем мэр (ведущий) открывает дебаты и предлагает выступить всем присутствующим на заседании. Ведущий руководит выступлениями и ходом обсуждения (возможно специальное время для ситуации «вопрос—ответ»). По результатам обсуждения мэр принимает решение о строительстве или запрете данного проекта (или решение принимается голосованием всех присутствующих).
На завершающем этапе упражнения (выйдя из роли) участники анализируют ход обсуждения проекта, обосновывают свое голосование и оценивают качество аргументов выступающих.
Разработка проекта
Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Например: составить проект по снижению подростковой преступности в своем городе.
Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.
Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.
Примеры проектов:
- разработка программы политической партии;
- составить бизнес-план производства определенного товара;
- составить генеалогическое древо своей семьи.
Мини-исследование
Самостоятельные исследования могут осуществляться индивидуально или группой учащихся. Они потребуют в течении ряда дней или недель самостоятельной разработки плана выполнения исследования, сбора, изучения и интерпретации соответствующих материалов, оформление результатов.
Примеры исследований:
- читательские интересы старшеклассников;
- использование достижений научно-технологического прогресса в учебном процессе;
- структура досуга старшеклассников;
- жизненные планы старшеклассников;
- участие людей из моего окружения в политической жизни.
Учебная дискуссия
Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда ученика на ту или иную проблему.
Примеры дискуссий: «Демократия – за и против», «Гражданский брак – за и против», «смертная казнь – за и против», «Суд присяжных – за и против», «Культурный человек нашего времени: каков он?», «Эгоист или альтруист», «Конституция РФ – достоинства и недостатки».
Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, раскрывает творческие способности, формирует активную жизненную позицию, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении
О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся
Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе даётся основная характеристика "интерактива", ...
Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции
Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразиемК. Ушинский...
Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе
Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ СПО (НПО)...