Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции
статья по биологии по теме
Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием
К. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnoe_obuchenie_kak_osnova_razvitiya_poznavatelnoy_kompetencii.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции
Сущенкова Ирина Александровна, учитель биологии МОУ СОШ № 1
ст. Ольгинской
Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием
К. Ушинский
Как сказал Козьма Прутков: «Все течет, все изменяется». И школа не стоит на месте. Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии. Актуальным становиться компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания».
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому моя задача – не дать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность.
Хочется объять необъятное: чтобы знания, полученные на моих уроках, пригодились бы каждому в жизни, и чтобы их было достаточно для поступления в ВУЗ. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… и чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно. Из этих почти фантастических желаний закономерно вытекает моя главная цель педагогической деятельности – создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных компетенций учащихся средствами учебного предмета «Биология». Именно поэтому интерактивное обучение прочно вошло в практику моей педагогической деятельности, так как способствует развитию познавательной компетенции в деятельностной форме..
Интерактивная (inter-взаимный, act-действовать) модель обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого либо участника учебного процесса или какой либо идеи. Это учит гуманному, демократичному подходу к модели.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.
На этапе активизации мыслительной деятельности использую такие методы развития творческого мышления как:
- Мозговой штурм, помогающий нахождению новых решений путем высвобождения индивидуальных мыслительных способностей. Даная методика не ставит перед собой достижения количества за счет качества. Просто она должна вовлечь всех, создавая возможность для свободного высказывания. Методом мозгового штурма устанавливаем правила работы в творческой группе ( 5 класс); определяем смысл понятий, например «приспособленность» (9 класс); находим ответы на проблемные вопросы – «Жизнь без агрессии - реальность или утопия?» высказывая предположения какую роль, может иметь агрессивное поведение животных и человека; рассуждаем на тему «Чему мы можем научиться, подглядывая за животными и растениями?» (10 класс)
- Синектический штурм. Организация проведения сессии синектики аналогична мозговому штурму, отличия заключаются в активном применении аналогий. Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. Для решения творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы, могут быть установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, по процессам. В синектическом штурме используются прямые, субъективные (личные), символические, фантастические аналогии. Примером синектики можно считать составление синквейнов. Какие аналогии возникли у моих шестиклассников при знакомстве с растительными органами! А девятиклассники, когда проводили аналогии между собой и органоидами клетки, заканчивая предложение: Мне кажется, что я похож на … (назвать часть клетки или органоид цитоплазмы), потому что ………. Ребятам пришлось не просто вспомнить строение и функции органоидов клетки, а соотнести их с особенностями своего характера.
- Метод ассоциаций – это активизация творческого мышления обучаемых с помощью семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Между двумя совершенно разными, не связанными друг с другом понятиями можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в несколько этапов. Или написание сочинений от имени….(органоида, клетки, органа, растения, животного, леса и т.д.) в форме репортажа, интервью, монолога. Для возникновения ассоциаций использую различные метафоры, например, при изучении темы «Строение сердца» - «золотое сердце», «мягкосердечный человек», «каменное сердце», «большое сердце». Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых.
При изучении новой темы также использую различные методики группового взаимодействия, например:
Работа в малых группах – класс разделяется на небольшие группы. Они обсуждают проблему, вопрос. Задачи для групп могут быть одинаковыми или разными. Учащиеся распределяют роли капитана, секретаря, «хранителя времени», докладчика, критика. После обсуждения вопроса, в рамках определенного времени, группы представляют итоги своей работы. Например, при изучении темы «Приспособленность организмов к условиям внешней среды», организуется работа в группах, в результате которой учащимся 10 класса предстоит ответить на проблемный вопрос: «Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость?»
Анализируя выданные объекты, каждой группе предстоит ответить на вопрос, что общего в окраске предлагаемых им животных, если есть различия, то указать на них.
- 1 группа – маскирующая окраса, объекты - жилатье, кузнечик, цикадка-бодушка, камбала, зебра и др.
- 2 группа – демонстрация, объекты – божья коровка, клоп-солдатик, саламандра, скунс, дневной павлиний глаз и др
- 3 группа – мимикрия, объекты – палочник, осовидная муха, листовидка, конек-тряпичник и др.
Метод «пилы»(Jigsaw ) Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты ( логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит, осмысливает материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Например, на уроках зоологии в 7 классе, учебный материал легко разбить на смысловые блоки: внешнее строение и среда обитания, особенности внутреннего строения, размножение и развитие, роль в природе и жизни человека.
Дерево решений является техникой рационализирующей принятие решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Так, при обсуждении вопросов темы «Биотехнология на службе человека», учащиеся разбирались в этических вопросах, возникающих в связи с применением биотехнологий. Отвечая на проблемный вопрос «Должен ли человек что-то делать только потому, что, он может это сделать?», взвешивали «ЗА» и «ПРОТИВ» использования технологий получения генмодифицированных продуктов, клонирования человека, перспектив лечения стволовыми клетками.
Использую на своих уроках и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается утверждение и ученики должны подойти к плакату со словами «Да» или «Нет», объяснив при этом свою позицию.
Для этапа закрепления знаний очень хорошо подходит
- выполнение лабораторной работы
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания» 10 класс
Объект изучения | Признаки приспособленности | Условия обитания |
1 группа – в высокогорном озере Южной Америки, команда Ж. Кусто обнаружила лягушек с очень большой поверхностью кожи, которая образовывала многочисленные складки на теле. В чем сущность данного приобретения?
2 группа – укажите приспособления цветковых растений к перекрестному опылению насекомыми
3 группа – в чем состоит приспособленность ластоногих к жизни в водной среде? Какое приспособление позволяет им находиться под водой 40-60 мин.?
Предложите варианты объяснения происхождения приспособленностей с позиций представителей разных научных взглядов: К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, современной теории эволюции.
Беседа по итогам лабораторной работы по вопросам:
- Какому фактору среды соответствует данное приспособление (приспособления).
- Предположите, что предки вида не обладали обнаруженными вами приспособлениями (приспособлением), так как жили в других условиях (например каких?). Какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?
- Какими могли быть изменения условий среды по сравнению с существовавшими ранее? Какие причины могли вызвать эти изменения?
- Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
- Какие мутации могли оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?
- Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы, и с какими результатами?
- Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили из поколения в поколение?
- Метод «незаконченное предложение»
Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.
…………в плазматической мембране имеются поры ………….
…………в клетках животных не содержатся хлоропласты ……
…………важнейшей частью клетки является ядро …………….
…………рост рака периодический…………………………………
…………кровеносная система человека замкнутая……………
- Горячий стул: ученик садится к классу лицом, и не видит термины, понятия, которые я показываю классу, учащиеся, не используя, однокоренные слова объясняют понятия, ученик, сидящий на стуле, их угадывает. Можно использовать этот прием по-другому. Учащийся должен за короткий промежуток времени объяснить классу понятия, так чтобы они угадали их как можно больше.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников. Моя задача – научить анализировать информацию, критически ее оценивать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать, находить в ней скрытую составляющую.
Для формирования информационной культуры использую задания:
- «слепой текст» - текст с пропущенными словами или цифрами;
- найти смысловую ошибку в тексте
- составить текст с биологическими ошибками
- восстановить текст из перепутанных фрагментов
- составить «систему понятий» или «интеллект- карту» и прочитать ее;
- задания на «разворачивание» информации представленной в виде таблицы, схемы, диаграммы, ( и обратное задание – «сворачивание» текстовой информации);
- восстановить надписи к «немой» схеме процесса или подписать части изображенного объекта
- озаглавить текст; продолжить повествование; составить план, конспект; задать вопросы к тексту
Систематическая работа по формированию учебно-логических умений позволяет сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Постоянное возникновение на уроках ситуаций, требующих интеллектуального напряжения, когда ученикам приходится искать ответы на необычные вопросы, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать, способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.
Моя задача – стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. Все это не только стимулирует процесс усвоения знаний, но и способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
Любой урок – это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Развитие коммуникативных умений – еще одна важная составляющая урока биологии.
Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.
Развитие личности невозможно без способности к самоанализу. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных компетенций на уроках обществознания
Материал содержит методические рекомендации по формированию познавательных компетенций на уроках обществознания, технологии, приемы....
Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся
Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер...
Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....
Развитие познавательных компетенций младших школьников через игровую деятельность
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. А в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизн...
статья Роль игровых технологий в формировании познавательной компетенции на занятиях иностранного языка
Индивидуальный подход и совметсная работа - успех овладения профкомпетенциями...
Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...
Обучение в сотрудничестве как основа развития коммуникативной компетенции
Обучение в сотрудничестве как основа развития коммуникативной компетенции...