МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
методическая разработка на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) и
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)
НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА
В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_konkursu.docx | 69.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) и
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)
НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА
В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
Шевцова Ольга Николаевна
СОЧИ
2014
Печатается по рекомендации
научно-методического совета
ГБПОУ КК «Сочинский колледж
поликультурного образования»
Рецензент: к.п.н., заместитель директора ПО Сочинского колледжа поликультурного образования Н.Д. Эристави;
Рецензент: заместитель директора по научной работе Сочинского колледжа поликультурного образования И.Е. Рубецкая.
Методическая разработка: Технология Интерактивного Обучения (ТИО) и Активные Методы Обучения (АМО) на занятиях обществоведческого цикла в системе СПО (НПО)/О.Н.Шевцова - Изд-во ГБПОУ КК, 2014- 30с.
Данная методическая разработка освещает основы современных педагогических технологий: Технология интерактивного обучения (ТИО) и Активные методы обучения (АМО), демонстрирует варианты их реализации в серии занятий обществоведческого цикла. Основным источником данного опыта стал интерактивный курс повышения квалификации образовательного портала «Мой университет». Методическая разработка может быть полезна для профессионально-педагогического совершенствования преподавателей различных дисциплин системы СПО (НПО) с целью улучшения качества подготовки учащихся по учебным специальностям.
Шевцова Ольга Николаевна – преподаватель истории и общественных дисциплин, Сочинский колледж поликультурного образования, высшая квалификационная категория.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………4
- Основы Технологии интерактивного обучения (ТИО)
- Основные принципы ТИО…………………………………………….6
- Этапы модерации………………………………………………… … ..8
- Факторы мотивации обучающихся…………………………….......... 9
- Основные принципы Активных методов обучения (АМО)
- Понятие АМО и причины их применения…………………………. 11
- Условия обеспечения АМО…………………………………………. 13
- АМО разработанные преподавателем……………………………… 15
- Использование АМО и ТИО на занятиях обществоведческого цикла 20
- Тема занятия «Теория социальной стратификации»………………. 20
- Тема занятия «Политическая элита и политическое лидерство» 22
- Тема занятия «Международное право как система взаимоотношений государств мира» ………………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 26
Список использованных источников…………………………………… 27
Приложение………………………………………………………………. 28
Введение
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема принципиально нового методологического и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе активной поддержки государства и внедрения инновационных методов.
Главной целью на современном этапе является реализация государственной образовательной политики, основное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.
Изменение социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров, что может быть достигнуто путем перехода учреждений начального и среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить повышение эффективности и устойчивое функционирование образовательных учреждений.
Основой инноваций стали Федеральные государственные образовательные стандарты в СПО.
Особенность нового образовательного стандарта:
Новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в т. ч. с представителями сферы труда) Требования к организации практико-ориентированного обучения: Создание новой образовательной среды для освоения модульных программ: на предприятии в образовательном учреждении
Особенность нового образовательного стандарта:
Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции консультанта, сопровождающего процесс освоения студентом профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности» [1]
Новый федеральный государственный образовательный стандарт требует
практико-ориентированного обучения, личностного подхода, раскрытия потенциала каждого учащегося. А это значит, что требуется и иной подход к организации обучения, требуются новые технологии.
Этим обосновывается актуальность данной методической разработки.
Цель методической разработки: применение современных педагогических технологий ТИО и АМО на занятиях обществоведческого цикла.
Задачи:
- ознакомить с основными положениями и принципами технологии
интерактивного обучения;
- представить технологию активных методов обучения;
- продемонстрировать собственные активные методы обучения;
- разработать серию занятий по дисциплинам обществоведческого цикла;
- популяризировать современные образовательные технологии для внедрения в работе преподавателей СПО, НПО.
На современном этапе развития технологии ТИО и АМО активно используются в основной образовательной школе, но в системе СПО и ВПО популярность данных методик не высока. Но, как показывает практический опыт применения, эти методики в соединении обладают следующими характеристиками:
- формируют положительную учебную мотивацию;
- повышают познавательную активность учащихся;
- активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс;
- стимулируют самостоятельную деятельность;
- развивают познавательные процессы - речь, память, мышление;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развивают творческие способности и нестандартность мышления;
- развивают коммуникативно - эмоциональную сферы личности обучающегося;
- раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого учащегося и определяют условия для их проявления и развития;
- развивают навыки самостоятельного умственного труда;
- развивают универсальные навыки.
Данные методики с успехом могут применяться преподавателями не только в ходе освоения студентами основной образовательной программы, но и при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Не менее интересно и продуктивно использование данных методик при проведении конференций, дискуссий, семинаров, заседаний среди взрослого населения.
Методическая разработка может оказать помощь всем заинтересованным в совершенствовании профессионализма педагогам, а также формирования ими в процессе образовательной, развивающей и воспитательной деятельности высококвалифицированных специалистов.
1.Основы Технологии интерактивного обучения (ТИО)
Одна из образовательных технологий XXI века – технология активных методов обучения, предполагающая выстраивание урока (занятия) на основе использования активных методов обучения.
А технология модерации позволяет управлять всеми процессами такого интерактивного урока (занятия).
На этапе планирования занятия с использованием АМО и модерации педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в этих технологиях находит свое прямое воплощение.
Поэтому не важно, планируете ли Вы урок математики, физики или литературы - в процессе урока обучающиеся будут достигать и цели изучения вашего предмета, и цели воспитания, развития и социализации.
Заниматься воспитанием, развитием, социализацией учащегося, необходимо в течение всего учебного дня.
И технология активных методов обучения, и технология модерации будут надежными помощниками на этом пути.[3]
1.1. Основные принципы ТИО
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель - это указать дорожки». (Ричард Олдигтон)
Цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем актуальных знаний, но и сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость использования в образовательных учреждениях современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
Модерация – одна из современных педагогических технологий, которая позволяет значительно повысить результативность и качество занятий за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Преподаватель и учащийся являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Учащийся перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль преподавателя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» преподаватель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.
Цели применения модерации – эффективное управление группой в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех учащихся в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия.
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учащихся группы в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы?
Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. [2]
Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения
Принципы модерации:
- структурированность (все содержание занятия рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части занятия взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна преподавателю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).[2]
1.2. Этапы модерации
Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением занятия на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:
- инициация (начало занятия, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов занятия);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка занятия);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или внеклассному мероприятию.
Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации, обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО:
• эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
• упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
• обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
• мотивация всех участников образовательного процесса;
• мониторинг образовательного процесса;
• рефлексия педагога и обучающихся;
• анализ деятельности участников и оценка [2]
1.3. Факторы мотивации обучающихся
Использование модерации, само по себе уже приводит к повышению мотивированности обучающихся.
На это влияет несколько факторов:
1.Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей занятия, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву занятия делает процесс обучения понятным и желанным для студентов. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей.
2.Признание равноправной роли учащегося в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал.
3. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, поиграть в телефоне и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды.
4. Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего занятия.
5. Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для учащихся. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала преподавателем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.
6.Смена напряженной работы веселыми разминками, когда преподаватель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.
Положительная энергетика занятия дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу.
7. Позитивный настрой преподавателя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь учебный день.
2. Основные принципы Активных методов обучения
2.1.Понятие АМО и причины их применения
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. [4]
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. [4]
Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения.
Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.
Так же обидно использовать свое время, энергию и другие ресурсы всего на 5-10%. Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков.
К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности преподавателя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.
Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в учебном заведении, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.
При системном использовании активных методов роль преподавателя принципиально меняется. Он становится: консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к преподавателю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей студентов. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.
2.2. Условия обеспечения АМО
Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли учащегося в образовательном процессе. Субъект - объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника, самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли учащегося, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта учебных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Помимо самих активных методов, в настоящее время в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе занятия. Данная технология дает преподавателю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу преподавателем новой информации и её самостоятельную активную переработку, и осмысление учащимися. Модерация дает возможность педагогу полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности учащихся, обеспечивая комфортное увлеченное обучение.
Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Приведенные эффекты АМО и модерации позволяют говорить о достижении высокого уровня качества обучения, качества как меры соответствия результатов профессионального образования потребностям учащихся, их родителей, общества, страны.
Согласно Концепции модернизации образования базовым профессиональным звеном образования являются СПОУ, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Профессиональное образование должно формировать целостную систему профессиональных и универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник СПОУ должен уметь применять полученные в знания и умения в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях. [4]
Наш опыт и опыт работы наших выпускников убедительно доказывает, что активные методы обучения эффективно решают эти задачи.
2.3. АМО разработанные автором
Существует множество активных методов обучения применяемых на этапах проводимого занятия.
В процессе педагогической деятельности каждый преподаватель накапливает свой круг АМО, но всегда встаёт вопрос о наиболее эффективном их применении. Благодаря технологии ТИО мне удалось это сделать более рационально.
Хочу познакомить со своими активными методами обучения.
Таблица 1.
1. | Этап образовательного мероприятия (урока) | Групповая работа обучающихся |
2. | Название метода | «Калейдоскоп» |
3. | Цели использования метода | - формирование интеракции, коммуникации, обучающихся; - закрепление полученной информации в процессе интерактивной лекции; - умение соотносить категории; |
4. | Количество участников | Все участники микро - групп |
4. | Технология проведения | До занятия преподаватель раздаёт в микро – группы карточки одного цвета, на которых записаны термины прошедшего занятия, на карточках другого цвета написаны определения этих терминов. Карточки раздаются в произвольном порядке. Представитель микро – группы выходит, приклеивает карточку с термином и предлагает выйти представителю той группы, где есть определение к термину, зачитать его и приклеить на доску. Представитель следующей микро - группы приклеивает и зачитывает определение и просит отозваться представителя группы, в которой есть карточка с термином. Таким образом, на доске выстраивается изученные термины занятия и их определения. |
5. | Продолжительность проведения | В зависимости от количества карточек от…6 до 20 минут |
6. | Предварительная подготовка (если требуется) | Подготовить карточки одного цвета с терминами планируемого занятия и другого цвета с определениями к терминам; (датами и событиями, портреты и характеристики их героев) |
7. | Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Цветные листы А-4, ножницы, маркеры, магниты. |
8. | Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | Можно использовать такие же карточки по направлениям в зависимости от предмета: дата - событие; портрет - описание личности; вещество – свойства и другие. Возможно применение разных карточек на одном занятии. (Например: термин - определение, дата - событие.) |
Таблица 2.
1. | Этап образовательного мероприятия (урока) | Подведение итогов урока (рефлексия) |
2. | Название метода | «Придумай задание» |
3. | Цели использования метода | - развитие интеракции и коммуникации; - активизация мыслительной и творческой деятельности; |
4. | Количество участников | - все участники мини-групп |
5. | Технология проведения | По вопросам темы, которые озвучены преподавателем, каждой мини-группе предлагается придумать практическую задачу, сочинить сказку, вспомнить пословицы и поговорки, по одному из изученных вопросов. |
6. | Продолжительность проведения | 15-20 минут |
7. | Предварительная подготовка (если требуется) | - |
8. | Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | - |
9. | Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | - |
Таблица 3.
1. | Этап образовательного мероприятия (урока) | Эмоциональная разрядка (разминки) |
2. | Название метода | «Моя зарядка» |
3. | Цели использования метода | - эмоциональная разрядка учащихся; - здоровьесберегающий эффект. |
4. | Количество участников | Все учащиеся |
5. | Технология проведения | В середине занятия, для разрядки, преподаватель включает на 2 минуты музыку и предлагает, кому то из учащихся провести зарядку. |
6. | Продолжительность проведения | 2-3 минуты |
7. | Предварительная подготовка (если требуется) | Учащимся предлагается заранее подготовить упражнения для проведения зарядки. |
8. | Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | - |
9. | Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | Метод должен быть в системе, так как каждый студент знает, что он должен уметь провести зарядку. |
Таблица 4
1. | Этап образовательного мероприятия (урока) | Вхождение или погружения в тему |
2. | Название метода | Метод « Ассоциаций» |
3. | Цели использования метода | - развитие ассоциативного мышления; - обеспечение наглядности образовательного процесса |
4. | Количество участников | Все учащиеся группы |
5. | Технология проведения | Преподаватель предлагает несколько картинок, соответствующих новой теме занятия и предлагает предположить тему нового занятия. Дальше он предлагает расставить картинки по очереди и предположить основные вопросы, которые будут освещаться на этом занятии. |
6. | Продолжительность проведения | 5-10 минут |
7. | Предварительная подготовка (если требуется) | Подготовить картинки соответствующие теме и основным вопросам темы. Это могут быть рисунки, вырезки из журналов, картинки из интернета через презентацию. |
8. | Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Магниты для магнитной доски, экран для демонстрации презентационных слайдов с картинками. |
9. | Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | Применяя метод можно использовать наводящие вопросы, подталкивая учащихся к основной идее. |
Таблица 5.
1. | Этап образовательного мероприятия (урока) | -интерактивная лекция (передача и объяснение информации); - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); -подведение итогов (рефлексия, оценка урока) |
2. | Название метода | «Собери свой урожай» |
3. | Цели использования метода | - мотивация учащихся к активной работе и улучшения результатов успеваемости; - повышение накопляемости оценок по предмету. |
4. | Количество участников | Все учащиеся группы |
5. | Технология проведения | За каждый правильный ответ на поставленные вопросы в ходе занятия, каждый учащийся получает 1балл в виде (лепестков, треугольников, 1 рубля, цветного стикера на тетрадь). Каждый балл является дополнительным баллом при выставлении оценки. При активной работе, учащиеся могут повысить итоговую оценку или получить дополнительную. |
6. | Продолжительность проведения | 30 минут |
7. | Предварительная подготовка (если требуется) | Заготовить из цветного картона треугольники, лепестки для длительного использования или цветной стикер для одноразового использования. |
8. | Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Цветной картон, цветные стикеры, ножницы. |
9. | Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | - |
3. Использование АМО и ТИО на занятиях обществоведческого цикла
На основании вышеизложенных методов был разработан и проведён ряд занятий обществоведческого цикла:
- Тема « Международное право как система взаимоотношений государств мира»
- Тема «Социальная стратификация»;
- Тема « Политическая элита и политические лидеры»
3.1 Тема занятия «Теория социальной стратификации
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1
Дисциплина: «Обществознание» Преподаватель: О.Н. Шевцова Группа: 13Д, 13 ГС, 113 ГС, 13Т Тема занятия: «Международное право как система взаимоотношений государств мира» Тип занятия: усвоения новых знаний Вид занятия: семинар Цели урока: Образовательные:
- сформировать представление о понятиях: международное право, международное публичное право, международное частное право, международные конвенции, международные обычаи, ратификация, денонсация, принцип международного права, принципы международного права, субъекты международного права, международная организация, межправительственные организации, неправительственные организации, признание, международно – правовая ответственность;
- определить основные функции, источники, структуру, цели и принципы, субъекты международного права;
- выявить необходимость существования и неукоснительного исполнения международного права;
Развивающие: - развитие навыка выделения и фиксации основных положений информации в конспектах; - развитие интеракции и коммуникации студентов; - создание представления о компонентах семинарского занятия Воспитательные: - формирование и развитие интереса к процессу обучения; - привитие творческого подхода к решению поставленных задач; - воспитание уважения к знаниям. Методическая цель: Знакомство преподавателей с применением технологии интерактивного обучения и технологии активных методов обучения.
Оборудование: мультимедийная доска и проектор, магнитная доска, магниты, тексты материалов, тексты с заданиями в мини - группах, индивидуальные листы для выполнения заданий, карточки с понятиями и определениями, карандаши и мелки для рисования, дерево ожиданий и опасений. Межпредметные связи: социальные дисциплины, русский язык. Ход урока: 1. Инициация (начало урока, знакомство: АМО «Я и обо мне сегодня»); 2. Вхождение в тему (тема, план и цели урока, система работы на уроке). 3.Формирование ожиданий учащихся (АМО «Дерево ожиданий и опасений)
4. Проработка содержания темы по группам.
Распределяются варианты заданий внутри группы: 1. ответить на вопросы; 2. сформулировать основные положения по изучаемому вопросу; 3. работа с понятиями темы и их определениями; 4. вспомнить пословицы, поговорки, ситуации по международному праву; 5. нарисовать тему занятия и презентовать её (АМО «Нарисуй тему»)
(10-15 минут идёт подготовка к выступлению)
4.1. Выступление представителей всех 6 групп по 1 варианту задания (ответы на поставленные вопросы);
4.1.1. Возможные вопросы преподавателя и резюме по выступлениям. 4.2. Выступление представителей всех 6 групп по 2 варианту заданий (формулировка основных положений по своему вопросу)
4.2.1. Возможные вопросы преподавателя и резюме по выступлениям. 4.3.Выступление представителей всех 6 групп по 3варианту заданий (работа с понятиями темы и их определениями)
4.3.1. Возможные вопросы преподавателя и резюме по выступлениям.
4.3.2.Эмоциональная разрядка (АМО «Моя зарядка») 4.4.Выступление представителей всех 6 групп по 4 варианту заданий (вспомнить пословицы, поговорки, ситуации по международному праву или придумать практическую задачу по международному праву)
4.4.1.Возможные вопросы преподавателя и резюме по выступлениям. 4.5. Выступление представителей всех 6 групп по 5 варианту заданий (нарисовать тему выступления и презентовать свою работу)
4.5.1. Возможные вопросы преподавателя и резюме по выступлениям.
4.6. Работа с дополнительными вопросами по теме.
5. Подведение итогов урока (рефлексия: АМО «Подводя итоги»; выставление оценок).
6. Домашнее задание: отвечать на вопросы темы.
3.2. Тема занятия «Политическая элита и политическое лидерство»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2
Дисциплина: «Обществознание»
Преподаватель: О. Н. Шевцова
Группа: 13ГС
Тема урока: «Социальная стратификация» Тип урока: усвоения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
- создать представление о понятиях: социальная дифференциация, неравенство, страта, социальная стратификация, доход, власть, образование, престиж, исторические типы стратификации (касты, рабство, сословия, классы);
- сформулировать критерии, принципы и типы социальной стратификации.
Развивающие:
- развитие коммуникативно - эмоциональной сферы личности учащегося;
- формирование навыков познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда.
Воспитательные:
- формирование интереса к процессу обучения;
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи при работе в мини-группах.
Методическая цель:
- создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
- продемонстрировать элемент здоровесберегающих технологий.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к занятию, физкультминутка, дерево опасений и дерево ожиданий, лимоны и яблоки, листы А-4 для работы, ручки, скотч тонкий, магнитную доску и магниты маленькие - 24, стикеры цветные, шаблоны терминов и определений.
Межпредметные связи: русский язык, история, литература, экономика.
Ресурсы:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Баранов. П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ; М.: АСТ - Астрель, 2010.
- И.Л Арефьева, Т.В. Лазарев, Международный институт развития «ЭкоПРО» Копилочка активных методов обучения, 2005-2008.
- http://moi-amour.ru/
Ход занятия:
- Инициация (начало урока, знакомство)
- Преподаватель здоровается, представляется и просит каждого студента повторить его действие.
- Вхождение в тему (сообщение темы, плана и целей занятия, системы работы) 5мин
- Формирование ожиданий учащихся
3.1. Преподаватель предлагает студентам написать на яблоках о своих ожиданиях от занятиях, а на лимонах о своих опасениях и сомнениях от данного занятия.
3.2. Помощники размещают яблоки и лимоны на деревьях.
- Интерактивная лекция (передача и содержание информации)
4.1. Рассказ преподавателя, сопровождающийся презентацией;
4.2. Ответы студентов на вопросы по ходу лекции.
- Эмоциональная разрядка (физкультминутка)
- Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
6.1. Работа с терминами и определениями;
6.2. Вспомнить пословицы и поговорки о неравенстве, власти, рабстве, доходе, богатых и бедных;
7. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
7.1. Проверка сомнений и ожиданий;
7.2. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: стр. 219-222, повторение материала; написать эссе
по одной из предложенных тем
1. В жизни всё бывает, но не каждому достаётся.
Георгий Ковальчук
2.Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным —
доход.
Цицерон
3.Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
Сократ
- Тема занятия «Международное право как система взаимоотношений государств мира»
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ №3
Дисциплина: «Обществознание»
Преподаватель: О.Н. Шевцова
Группа: 13ГС, 113ГС, 13Т
Тема занятия: «Политическая элита и политическое лидерство» Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: освоения нового материала
Цели занятия:
Образовательные:
− создать представление о понятиях: элита, политическая элита, лидер, политическое лидерство;
− определить функции и типы политической элиты; стили, функции политического лидерства, качества политического лидера
Развивающие:
− развитие коммуникативно - эмоциональной сферы личности учащегося;
− формирование навыков познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
− развитие навыков самостоятельного умственного труда.
Воспитательные:
− формирование интереса к процессу обучения;
− воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи при работе в мини-группах.
Методическая цель: показать вариант применения Технологии интерактивного обучения (ТИО) в соединении с Активными методами обучения (АМО) на уроке обществознания;
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к занятию, физкультминутка, костюмчики ожиданий, листы А-4 для работы, ручки, скотч тонкий, стикеры цветные.
Межпредметные связи: русский язык, история, литература.
Ресурсы:
1. Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: профил.уровень[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, А.Т. Кинкулькин и др.]издательство «Просвещение» 2008
2. Баранов. П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ; М.: АСТ - Астрель, 2010.
3. И.Л Арефьева, Т.В. Лазарев, Международный институт развития «ЭкоПРО» Копилочка активных методов обучения, 2005-2008.
4. http://moi-amour.ru/
Ход занятия:
1. Инициация (начало урока, знакомство)
1.1.Преподаватель здоровается, представляется и предлагает сказать о значении своего имени (Пример: Здравствуйте. Я Ольга Николаевна – Ольга означает «святая») АМО «Я и обо мне сегодня»
2. Вхождение в тему (сообщение темы, плана и целей занятия, системы работы)
2.1.На слайде презентации четыре картинки, по которым студентам предлагается назвать тему занятия АМО « Ассоциации»
3. Формирование ожиданий учащихся
3.1. Преподаватель предлагает на майках написать ожидания от занятия, на трусиках - опасения, на брюках - свой вклад и опыт. Все части соединяются и вывешиваются на верёвочку на прищепках. АМО «Костюмчик ожиданий»
3.2. В конце занятия анализируются результаты ожиданий и опасений.
4. Интерактивная лекция (передача и содержание информации)
4.1. Рассказ преподавателя, сопровождающийся презентацией;
4.2. Ответы студентов на вопросы по ходу лекции. АМО « Собери свой урожай»
5. Эмоциональная разрядка (физкультминутка) АМО «Моя зарядка»
6. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
6.1. Составить политическую характеристику политических лидеров начала XX – Николая II и начала XXI века - Путина В.В.
6.2. Заполнить таблицу «Основные положения темы»
7. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
7.1. Проверка сомнений и ожиданий;
7.2. Выставление оценок с учётом дополнительных баллов
8. Домашнее задание: стр. 242- 254, отвечать на вопросы темы.
Заключение
В ходе осуществления основной цели методической разработки были сформулированы основные положения и принципы технологии интерактивного обучения; представлена технология активных методов обучения и продемонстрированы собственные активные методы обучения; разработана серия занятий по дисциплине «Обществознание»
В плане популяризации современных образовательных технологий данная методическая разработка будет представлена на Краевом конкурсе «Преподаватель года -2014»
Эффекты от системы применения ТИО и АМО в образовательном, развивающем и воспитательном процессе можно наблюдать уже через полгода после начала применения.
Студенты не только проявляют активный интерес к учёбе, но и
с огромным удовольствием включаются в научно - исследовательскую,
творческую работу.
Список использованной литературы и ресурсов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО, НПО
- Курсы «Технология интерактивного обучения», выпуск 4
- Сборник отзывов преподавателей об использовании АМО
- Курсы « Активные методы обучения», выпуск 2, 4.
- И.Л Арефьева, Т.В. Лазарев, Международный институт развития «ЭкоПРО» Копилочка активных методов обучения, 2005-2008.
- Шевцова О.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, Сочи , СКПО, 2013.
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Баранов. П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ; М.: АСТ - Астрель, 2010
- http://moi-amour.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.
Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации . Активные методы обеспечивают решение образова...
Методические разработки "Технология разноуровневого обучения"
Технология разноуровневого обучения...
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Активные методы обучения на занятиях по информатике на отделении дополнительного образования.
Статья посвящена активным методам обучения, применяемым на занятиях отделения дополнительного образования по программе «Информатика в играх и задачах».Один из видов активного метода обучения – и...
Методическая разработка "Технология интегрированного обучения в рамках предмета Искусство"
"Острый ритм в искусстве" ИЗО Музыка 4 класс УМК"Школа России"...
Методическая разработка . Технологии проблемного обучения Исследовательский метод
Применение исследовательского метода на уроках физики...