Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.
Задачи урока
обучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;
развивающая: развивать у учащихся навыки критического и аналитического подходов к процессам происходящих в политической жизни современной России, тем самым повышая уровень правовой культуры;
воспитательная: воспитывать чувства патриотизма гражданственности, формировать умения отстаивать свои права, достигать содержательных компромиссов при решении конкретных жизненных проблем.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
На уроке представлена выставка методической литературы «Правовая документация профсоюзов».
Урок проведен в рамках конкурса Марийского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации «На лучшую методическую разработку профсоюзного урока»
Разработан учителем истории и обществознания школы-интерната Салдаевым О.В.
Дата проведения: 21.11.11
Место проведения: Государственное бюждетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 27.61 КБ |
prilozhenie.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюждетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Разработка открытого урока
по обществознанию в 9б классе по теме
«Российские профсоюзы:
история и современность»
Урок проведен в рамках конкурса Марийского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации «На лучшую методическую разработку профсоюзного урока»
Разработан учителем истории и обществознания школы-интерната Салдаевым О.В.
Дата проведения: 21.11.11
Место проведения: Государственное бюждетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Козьмодемьянск
2011 г
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.
Задачи урока
обучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;
развивающая: развивать у учащихся навыки критического и аналитического подходов к процессам происходящих в политической жизни современной России, тем самым повышая уровень правовой культуры;
воспитательная: воспитывать чувства патриотизма гражданственности, формировать умения отстаивать свои права, достигать содержательных компромиссов при решении конкретных жизненных проблем.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
На уроке представлена выставка методической литературы «Правовая документация профсоюзов».
Ход урока:
- Вступительное слово учителя (представление эпиграфа урока, слайд 2).
Учитель: Перед вами известные слова из стихотворения Маяковского В.В. Откуда мы можем увидеть, что при проблемных ситуациях дети идут за помощью к родителям, учащиеся ищут помощь у своих товарищей, а рабочие у коллектива в лице профсоюза (заслушиваются ответы учащихся, слайды 3,4).
Профессиональные союзы (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. Призваны защищать интересы работников в области условий труда, заработной платы, быта, культуры и т. д (слайд 5) .
Профсоюзы прошли большой и сложный путь. Чтобы понять и оценить современные проблемы российского профсоюзного движения, необходимо обратиться к его истокам. Изучение исторического опыта профессионального движения обогащает знания о целях и задачах не только профсоюзов, но и других институтов гражданского общества, который позволяет занять правильную позицию во взаимоотношениях не только с работодателями, но и с государством (слайд 6).
И все же, несмотря на большое количество возникающих проблем, профсоюзы находят способы их решения, вовлекают в свои ряды новых членов, расширяют сферы своей деятельности, сотрудничают с государственными органами и работодателями в решении различных вопросов, помогают отстаивать работникам их трудовые права.
- Рассмотрим историю развития профсоюзов. Изучение данного вопроса занималась Сильвестрова А., которая представит презентацию «История профсоюзов» (слайд 7-18).
Текст выступления к презентации «История профсоюзов»: в России профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата. Однако возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения – революцию 1905 – 1907 гг. – и получило неоднозначную оценку в общественном сознании.
За исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Кадеты не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 г., и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.
Большевики же во главе с В.И. Лениным утверждали, что профсоюзы –это новые организации пролетариата России, возникшие на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзы были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились по производственному признаку.
Первой Всероссийской конференцией профсоюзов - 6 октября 1905 года было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 года.
В период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 – 1917 гг.) многим профорганизациям приходилось действовать в нелегальных условиях, почти все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап.
В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).
После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве – это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.
I Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 года. На котором была принята резолюция большевиков, и был взят курс на их участие в государственном и хозяйственном строительстве. 16 января 1919 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд профсоюзов.
Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов легли в основу деятельности советских профсоюзов на многие десятилетия. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию (замена выборов назначением, переход от добровольного членства к принудительному и т.д.).
На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. В мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов.
Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.
Профсоюзы были восстановлены лишь через 13 лет. В тридцатилетний период (1956 – 1985 гг.) развития профсоюзов их судьба неоднократно преломлялась вслед за историческими изгибами, которые претерпевало советское общество. Во времена хрущевской оттепели (1956–1964 гг.), а также в последующий период создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе.
Именно к 50 – 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это, например, «Основы законодательства СССР о труде», «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» и некоторые другие.
В целом роль профсоюзов была весьма заметной в обществе и в последующие годы, хотя реальный их вклад в разрешение социально-экономических проблем был разновелик конкретно на каждом историческом этапе.
К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, контролируемую политической системой - КПСС.
Развитие России вызвало кардинальные изменения всех сторон жизни страны и общества, в том числе в экономике, в трудовых отношениях и социальной сфере.
Новые жизненные реалии внесли коренные перемены в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей, задач и функций, форм и методов работы, их адаптации к давно забытым последними поколениями россиян жестким условиям рыночного капиталистического хозяйствования.
Повышение деятельности профсоюзов и их структур по защите социально-экономических интересов своих членов напрямую зависит от решения вопросов организационного, финансового и кадрового укрепления как Федерации, так и всех членских организаций.
Требования профсоюзного движения (сегодня общая численность составляет более 31 миллиона человек) к власти и работодателям за 100 лет существования в России практически не изменились. Напомним, что 100 лет назад главными требованиями были введение 8-часового рабочего дня, отмена штрафов на производстве и повышение зарплаты.
Однако и сейчас работодатели зачастую нарушают право трудящихся на восьмичасовой рабочий день, повышение зарплаты также остается одной из главных задач.
Правовое положение профессиональных союзов в Российской Федерации сегодня определяется Конституцией, КЗоТом, другими законами (например, о коллективных договорах), соглашениями о занятости населения.
Профессиональным союзам предоставлены права в решении конкретных вопросов труда, его оплаты и т. д.
Профессиональные союзы могут создавать территориальные и отраслевые объединения, а также вступать в них.
Профессиональные союзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами.
Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профессиональных союзов или воспрепятствовать осуществлению их прав, предусмотренных законом. В условиях перехода к рыночной экономике профессиональные союзы из организаций, которые были составной частью тоталитарной системы, трансформируются в самостоятельные общественные структуры. Новые профессиональные союзы создаются чаще всего по профессиональному признаку.
(Основные этапы развития профсоюзов еще раз выделили и записали в тетрадях).
- Функции профсоюзов (слайд 19).
Учитель: У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:
-организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);
-регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);
-защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);
-представительская: (профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей);
-контрольная: (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;
-информационная: в период, когда время от времени принимаются законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений.
(В ходе рассмотрения функций профсоюза учащиеся сами пытались определить чем занимаются профсоюзы, в соответствии с той или иной функцией).
- Структура профсоюзов
Учитель: разберем структуру и систему Федерации независимых профсоюзов России (слайд 20) .
В ходе рассмотрения структуры профсоюзов были заслушаны выступления председателя первичной профсоюзной организации школы-интерната Глушковой С.И. и председателя территориальной профсоюзной организации Никифоровой З.Л. (учащиеся активно задавали им вопросы).
Учитель: рассмотрим, какую роль сыграли профсоюзы в жизни педагога-ветерана педагогического труда Шаровой Г.П.
- Выступление учащихся с исследовательской работой «Роль профсоюзной организации в жизни Шаровой Г.П.».
Основные вопросы, рассмотренные в работе и ответы на них.
Каков стаж работы в нашей школе?
43 года, являюсь учителем русского языка и литературы с высшей квалификационной категорией. Имею звание Почетного работника общего образования Российской Федерации
С какого года Вы являетесь членом профсоюзной организации школы?
С 1969, а с 1973 по 1979 г. была председателем профсоюзной организации школы-интерната. В эти годы старались постоянно поддерживать учителей со стороны профсоюзной организации.
Какова роль Профсоюза в Вашей жизни?
В 1991 г. благодаря поддержке профсоюзной организации и редакции «Учительской газеты» были улучшены жилищные условия.
Во время отпуска несколько раз предоставлялись путевки для летнего отдыха на побережье Черного моря, для лечения. Для детей сотрудников школы организовывались поездки на теплоходах, а также поездки по городам-героям.
Были и проблемы. Проработав 25 лет пионервожатой, мне было отказано в предоставлении пенсии за выслугу лет. Но благодаря Рескому профсоюза данная проблема была решена в мою пользу.
Как Вы участвуете в жизни и работе профсоюза сегодня?
На сегодняшний день продолжаю активную работу в профсоюзной организации, где занята, совместно с учениками и педагогами, поддержкой учителей-пенсионеров ранее работавших в нашей школе.
В 2011 году в связи с 55-летним юбилеем школы- интерната. Я награждена Почетной грамотой Республиканского комитета профсоюзов РМЭ и денежной премией.
Учитель: какие еще функции профсоюзов вы заметили во всех заслушанных выступлениях.
- Подведение итогов (слайд 21).
Учитель: изучение исторического опыта профсоюзов России имеет несомненное теоретическое и практическое значение для нашего времени. Знание истории обеспечивает преемственность в развитии профсоюзного движения. Нельзя понять закономерности функционирования профсоюзов в обществе, не зная их исторического прошлого, сложного, противоречивого опыта участия в классовых противоборствах, в борьбе за экономические и социальные интересы человека труда. Итак, профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации.
Главными лозунгами современных российских профсоюзов стали «Зарплата! Занятость! Законность!», что наиболее отвечает сегодня запросов трудящихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроха сын к отцу пришёл И спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В.В. Маяковский
РОДИТЕЛИ ОДНОКЛАССНИКИ РАБОЧИЙ КОЛЛЕКТИВ
ПРОФСОЮЗ
Профсоюзы (профессиональные союзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально-экономических прав и интересов своих членов.
Изучение исторического опыта профессионального движения обогащает знания о целях и задачах не только профсоюзов, но и других институтов гражданского общества, который позволяет занять правильную позицию во взаимоотношениях не только с работодателями, но и с государством.
История профсоюзов России
Первой Всероссийской конференцией профсоюзов –6 октября 1905 года было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 года.
В России до конца XIX в. образование рабочих союзов не допускалось.
Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 года. В первые годы советской власти они сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семе й.
В мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов. Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций
С 1956 – 1985гг. судьба развития профсоюзов неоднократно преломлялась вслед за историческими изгибами Создаются более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе.
В связи с образованием СССР, профсоюзы России вошли в общесоюзную структуру профсоюзов и находились там до 1990 года. Первая попытка создать независимый профсоюз состоялась в 1978 году и привела к репрессиям против тех, кто ее предпринял.
Требования профсоюзного движения к власти и работодателям за 100 лет существования в России практически не изменились. Напомним, что 100 лет назад главными требованиями были введение 8-часового рабочего дня, отмена штрафов на производстве и повышение зарплаты.
Функции профсоюзов: -организационная -регуляция социально-трудовых отношений -защитная -представительская -контрольная -информационная
Структура профсоюзов Федерация независимых профсоюзов России (ФНРП) -объединяет отраслевые (например - Профессиональный союз работников народного образования и науки РФ) и территориальные профструктуры федерации (например – Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл ) Центральный комитет профессиональных союзов Председатель Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл состоит из 67 городских и районных организаций профсоюзов (данные 2009 г.) Республиканский комитет профсоюзов Председатель Городские и районные организации профсоюзов включает в республике 1235 первичных организаций, в том числе 6 студенческих (данные 2009 г.) Городские и районные комитеты профсоюзов Председатель Первичные профсоюзные организации ( Например - в нашей школе) Профком Председатель Кроме них в новейшей истории России стали появляться организации не входящие в ФНПР такие как: Соцпроф, Всероссийская конфедерация труда России, МПРА и др. а также в стране существует Союз профсоюзов России (СПР) куда вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"
Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе....
Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему "Трудовое право"
Методическая разработка...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"
Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль"
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль" с применением технологии критического мышления...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «Роль государства в экономике»...
Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Уголовно-правовые отношения".
Технологическая карта, видео и интерактивные задания к уроку по теме: " Уголовно-правовые отношения"....