Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему "Трудовое право"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Семёнова Ольга Васильевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_pravo.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Дудинская ВСШ

Методическая разработка урока

по обществознанию в 9 классе на тему:

 

Трудовое право.

                                                                      Подготовила и провела:

                                                                учитель истории и

                                                           обществознания

                                                                Семёнова О.В.

 

2017/2018 учебный год

Тип урока: комбинированный с применением проблемной технологии, ТРКМ, АМО.

Цель урока: сформулировать представления обучающихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве.

Задачи урока:

- познакомится с источниками трудового права;

- развивать умения работать в группах, работать с документами, применять полученные знания на практике;

-  способствовать формированию правовой культуры, готовности брать на себя ответственность за совершаемые действия, воспитанию гражданственности.

Основные понятия и термины: трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха.

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация, видео урок – ЭУП “Основы правовых знаний”,  документы: «Всеобщая Декларация прав человека», «Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», ватманы, фломастеры.

План урока:

  1. Роль труда в жизни человека.
  2. Трудовые правоотношения.
  3. Трудовой договор. Работник и работодатель.
  4. Рабочее время.
  5. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

 

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни»   

                             А.П.Чехов.

 

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

                    Для определения темы и целей нашего урока, мне бы хотелось  предложить вам несколько ситуаций, с которыми вы могли уже встретиться или встретитесь в будущем.

  • работа в группах:

            Ситуация для 1 группы:    

«Кирилл: Здравствуйте, я хотел бы поступить на работу курьером в вашу редакцию, так как знаю, что у вас есть вакансия для несовершеннолетних работников.

Редактор: Молодой человек, откуда у вас такая информация?

Кирилл: Об этом я узнал на молодёжной бирже труда.

Редактор: Да в нашей редакции есть место для подростков, но мне не выгодно принимать Вас на работу. Поэтому, извините, я вам отказываю».

Ситуация для 2 группы:

«Чертежница конструкторского бюро Таня: Подпишите, пожалуйста, заявление на очередной отпуск. Я проработала в бюро 9 месяцев и имею право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Начальник бюро: Нет, я не имею права подписать Вам это заявление, так как очередной отпуск за первый год работы может быть предоставлен только по истечении 11 месяцев непрерывной работы».

Ситуация для 3 группы:

«Вечером в семье Игнатовых разгорелся спор. Дело в том, что 17-ти летняя

Ира, окончив школу, решила пойти работать; её знакомые предложили

девушке устроиться на работу в ночной клуб — сначала помогать на кухне, а там видно будет.

- Ира, не смей даже об этом думать, - кричал отец Иры, - это не место для девчонки!

- Папа, ну почему! Там очень красиво, музыка играет, люди такие нарядные.

- Я всё равно пойду! — со слезами в голосе говорила Ира.

- Ирочка! Отец прав, - пыталась убедить дочь мама, - ну подумай, чему ты

там можешь научиться?!

- Мама, вы с папой отстали от жизни, ничего не понимаете, я уже взрослая,

сама за себя решаю. Я так решила, - говорила Ира.

На следующий день вечером, когда Ира вернулась домой, родители сидели на кухне, ждали её...»

? Проанализируйте позицию участников ситуаций?

? Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше на нашем уроке?

Обучающиеся формулируют тему урока: Трудовое право (слайд 1).

II. Изучение новой темы:

  • Слово учителя: Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. Человеку нужно работать, человек рождается, чтобы работать, и большое счастье – найти в жизни работу по душе, свое призвание. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», - говорил А.П.Чехов. И сегодня на уроке мы будем с вами говорить о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, регулирующем отношения в процессе трудовой деятельности.
  • При изучении 1вопроса используетсяметод «Автобусная остановка»

1 остановка «Что такое труд?»

2 остановка «Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?»

3 остановка «Пословицы и поговорки о труде»

На каждой остановке на большом листе ватмана группа записывает основные моменты, относящиеся к заданному вопросу, затем по команде учителя переходят к следующей остановке, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их, исправлять записи, сделанные предыдущей группой нельзя. «Проехав» все остановки, группа возвращается к своей первой остановке, знакомится со всеми записями, определяет участника группы, который будет представлять материал.

После презентации работы групп, учитель резюмирует сказанное всеми группами:

Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд – облагораживает человека. Но выбор рода занятий, характера труда – серьезный и ответственный шаг и многое зависит от знания действующего трудового законодательства. 

  • Введение понятия Трудовое право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности (слайд 2).

Источники трудового права:

  1. Всеобщая Декларация прав человека.
  2. Конвенция международной организации труда.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
  4. Конституция РФ.
  5. Трудовой кодекс РФ.
  6. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (слайд 3).
  7. работа в группах с источниками:

постановка проблемной ситуации: Трудиться – это право или обязанность?

1 группа  - Конституция РФ (ст.37)

2 группа – Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа – Трудовой кодекс РФ (ст.2)

После анализа ответов делается вывод: право на труд – одно из основных прав и свобод человека.

Предмет трудового права:

  • Введение понятия Трудовые правоотношения - общественно-правовые отношения, возникающие в процессе труда между работодателем (физическое лицо) либо организацией (юридическое лицо) и работником (физическое лицо) (слайд 4).

? Найдите в ст. 15 ТК РФ определение трудовых правоотношений? (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).

Трудоустройство – важнейшие условия 

  • совместная работа с текстом ТК РФ
  1. трудовой возраст – с 16 лет (ст.63 ТК РФ)
  2. предоставление соответствующих документов (слайд 5) – паспорт (иное удостоверение личности), трудовую книжку (при её наличии), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учёта (при их наличии), документы об образовании, о квалификации (или наличии специальных знаний, или специальной подготовки - ст.65 ТК РФ)
  3. заключение трудового договора (просмотр видеоурока – ЭУП “Основы правовых знаний”)
  4. оформление приёма на работу – приказ (распоряжение) объявляется под подписку в трёхдневный срок со дня подписания трудового договора (ст.68)

Правовой статус несовершеннолетних 

  • самостоятельная работа с текстом ТК и составление таблицы:

Вопросы

возраст

Нормы права

Приём на работу (ст.63)

(Слайд 6)

16 лет

Допускается заключение трудового договора.

15 лет

В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

До 14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Медицинское освидетельствование (ст.69, 265) (Слайд 7)

До 18 лет

Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя

Место работы

До 18 лет

Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),

Испытательный срок (ст.70, раздел IX)

До 18 лет

Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора

Рабочее время (ст.92)

До 16 лет

24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время.

От 16 до 18 лет

36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время

Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94) (слайд 8)

От 14 до 16 лет

2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 16 до 18 лет

3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 15 до 16 лет

5 часов

От 16 до 18 лет

7 часов

Норма выработки (ст.265)

До 18 лет

Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Работа в ночное время (ст.96, 269)

До 18 лет

К работе в ночное время не допускаются

Сверхурочная работа (ст.99, 269)

До 18 лет

Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов

Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267)

До 18 лет

Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.)

Материальная ответственность (ст.242)

До 18 лет

Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка

Оплата труда (ст.271) (слайд 9)

До 18 лет

При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок.

Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств

 

III. Закрепление.

  • Решение задач по группам:

Задача для первой группы:

 За нарушение дисциплины в общественном месте группа молодых людей в возрасте 17-18 лет была привлечена к административной ответственности. На заседании административной комиссии было установлено, что никто из них не учится. Один из членов комиссии предложил включить в решение комиссии требование, обязывающее их в течении двух-трех недель поступить на работу или учебу, в противном случае они будут привлечены к работе в принудительном порядке.

Правомерно ли требование о привлечении людей к труду в принудительном порядке? Свое мнение обоснуйте.

Задача для второй группы:

Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу. Среди них были:

- возраст не старше 30-40 лет;

- пол - мужской;

- образование – высшее;

- национальность – русский;

- не принадлежащий ни к каким партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свое мнение обоснуйте.

      Задача для третьей группы:

Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и, наконец, нашел объявление, которое го заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать  с гражданином  К. договор.

Подумайте, что могла стать причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?

IV. Рефлексия.

Домашнее задание: §17, вопросы на стр. 152-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию, 9 кл. по теме "Семейное право"

Урок расчитан на 2 часа, применен деятельностный подход....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...