Методическая разработка интегрированного урока
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
В данной статье приводится разработка интегрированного урока "физика + обществознание" для 10 классf по теме: "Наука и образование".
В основе урока лежит технология критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раздаточный материал к уроку | 59 КБ |
технологическая карта к уроку | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Наука и образование.
Образование длиною в жизнь - единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека.
С.Г. Вершловский
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
М.В. Ломоносов
Призвание науки – добывать новые знания. Для этого нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо "дум высокое стремление".
Наука – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы И. Ньютона, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т.п. Понятие "наука" означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки.
Основу науки составляют точно установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними - эмпирические законы. Эти факты и законы образуют эмпирический уровень научного знания. К нему относятся хорошо известные вам законы Шарля (зависимость давления газа от температуры), Гей-Люссака (зависимость объема газа от температуры), Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие. Эти зависимости были выявлены экспериментально.
Другим уровнем научного знания является теоретическое познание. Оно имеет дело с такими связями и отношениями, которые охватывают очень широкий класс явлений, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, идеальными объектами (идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и др.) Оперируя такими объектами, теоретическое познание способно достигать высокой степени обобщения, формулировать законы. Среди законов, открытых и обоснованных на теоретическом уровне, - закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д.
Любые явления, как и свойства конкретного тела, очень сложны. Поэтому надо начинать изучение явления с выделения главного, от чего оно зависит, и отбрасывания второстепенных факторов, не влияющих на него существенно. Подобное упрощение называют моделированием.
Моделирование – метод научного исследования, в котором изучаемый объект заменяется другим, сходным с ним – моделью. К материальным относятся такие модели, которые состоят из вещественных элементов и реально функционируют. Они предназначены для воспроизведения структуры объекта, характера протекания и сущности рассматриваемого процесса. Например, моделью жидкости может служить речной песок. Глобус – это модель земного шара. К идеальным относятся такие модели, которые конструируются мысленно (материальная точка, математический маятник). Их можно фиксировать с помощью рисунков, мультипликации, определенных символов. С возникновением новых поколений ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование с помощью специально созданных для этой цели программ.
С помощью модели ученые пытаются объяснить различные явления (например, электризацию тел). Если объяснение удается, то модель признается правильной. Известны как плодотворные теории, так и ошибочные, не выдержавшие экспериментальной проверки, например теория теплорода. Эта теория объясняла нагревание тел увеличением, а охлаждения – уменьшением содержащегося внутри них теплорода. Но простейшие явления, например нагревание тел при трении, она объяснить не могла.
Новая теория чаще всего включает в себя старую как составную часть, т.е. является более широкой, всеохватывающей. Хорошо проверенные законы и соотношения остаются неизменными и в новой теории. Так, специальная теория относительности Эйнштейна изменила привычные представления о пространстве и времени, при этом она практически не изменила законы классической механики.
Преемственность между старой и новой теориями описывается принципом соответствия, согласно которому новая теория должна переходить в старую при тех условиях, для которых старая теория была установлена.
Принцип соответствия был сформулирован датским ученым Н. Бором в 1923 г. Как косвенное подтверждение правильности выдвинутой им в 1913 г. Теории строения атома и спектров излучения и поглощения. Бор установил, что между предложенном им неклассической теорией излучения и традиционном (классической) существует соответствие. Новая теория не отменяет ранее установленные законы, а лишь уточняет их, помогает определить область их применимости.
Избегать ошибок в науке позволяет принцип причинности: положение о том, что причина предшествует следствию. Ежедневно мы убеждаемся, что событие-причина предшествует событию-следствию, - например, удару грома предшествует вспышка молнии. Если спутать причину со следствием или принять за причину случайно сопутствующее обстоятельство, может возникнуть серьезная ошибка, заблуждение или суеверие. Известно, что перед дождем раки зарываются в песок. Если поменять местами причину и следствие, то получится абсурдная ситуация: чтобы пошел дождь, надо закопать рака в песок. Беспричинных событий не может быть, иначе их существование вступило бы в противоречие с законом сохранения энергии, ибо это означает возникновение чего-либо из ничего.
Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук.
Наука и образование – сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих условиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни – с детства до старости. Среди функции непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).
Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе "Об образовании" определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует новые требования, связанные с XXI веком. К числу главных можно отнести:
- Обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности,
- Интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий,
- Креативность, т.е. способность мыслить и действовать творчески,
- Патриатизм и гуманность.
Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. основная форма самообразования – изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.
Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.
всегда | иногда | никогда |
Наука - совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки. | Наука – творческая деятельность | Закон сохранения и превращения энергии открыт экспериментальным путем |
При постоянном объеме давление газа данной массы пропорционально его абсолютной температуре (закон Шарля) | Моделирование – метод научного исследования, в котором изучаемый объект заменяется другим. | Общественно-экономическая формацию можно наблюдать в повседневной жизни |
При постоянном давлении объем газа данной массы пропорционален его абсолютной температуре (закон Гей-Люссака) | Новая теория не отменяет ранее установленные законы, а лишь уточняет их, помогает определить область их применимости. | Теория теплорода объясняет нагревание тел трением. |
К идеальным относятся такие модели, которые конструируются мысленно. | Образование должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. | Специальная теория относительности Эйнштейна изменила привычные представления о пространстве и времени, опровергнув законы классической механики. |
Новая теория должна переходить в старую при тех условиях, для которых старая теория была установлена. | Непрерывное образование необходимо на протяжении всей жизни – с детства до старости. | Глобус – это идеальная модель земного шара. |
Событие-причина предшествует событию-следствию. | Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. | |
Беспричинных событий не может быть. | Науки юношей питают. | |
Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей. | Образование длиною в жизнь. | |
Современный человек должен быть креативным. | Законы И. Ньютона – систематизированные знания о природе. | |
Самообразование – это управляемая самой личностью познавательная деятельность, приобретение систематических знаний. | ||
Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира. |
Обучаемость - способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности. | ||
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Название урока | Наука | ||||
Предмет | Физика и обществознание | ||||
Класс | 10 класс | ||||
Тип урока | интегрированный | ||||
Цели урока | для учителя | для ученика | |||
Сформировать понятия о сущности образования и особенностях науки, а также продолжить формирование навыков общения в группе и развивать навыки работы с текстом. | Собственные цели обучения. | ||||
| Предметные
| ||||
Метапредметные Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||
Личностные
| |||||
Образовательная среда урока |
| ||||
Форма работы на уроке | группы постоянного состава (примерно 3 группы по 6 учеников) | ||||
Этапы урока | Этап | Действия учителя | Действия ученика | ||
Организационный |
|
| |||
Вызов |
|
| |||
Осмысление |
|
| |||
Рефлексия |
|
| |||
Домашнее задание |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...