Занятие элективного курса "Человек и информационное общество"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему
Цель: Углубление представлений учащихся об обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.
Задачи:
активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
систематизировать полученные на уроках обществознания знания;
использовать приемы интерактивного обучения;
оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
att_otkr.ur_2.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10. 04. 2014 МБУ лицей № 6 г.о. Тольятти
Учитель истории и обществознания Таланова О.В.
Конспект занятия элективного курса
«Проблемы современного мира и пути их решения»
Тема занятия «Человек и информационное общество»
Цель: Углубление представлений учащихся об обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.
Задачи:
активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
систематизировать полученные на уроках обществознания знания;
использовать приемы интерактивного обучения;
оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний – вопросы учащимся:
- Какие подходы к общественному развитию Вы знаете?
- О чем Вам говорят следующие группы имен выдающихся философов и социологов – Маркс, Энгельс, Ленин;
Тойнби, Шпенглер, Белл, Тоффлер?
- Какой подход к рассмотрению процесса исторического развития сегодня более распространен?
Внимание учащихся обращается на доску, где в знаковых символах представлены основные характеристики 2-х типов общественного развития – традиционного и индустриального обществ. Вопросы учащимся:
- Имеет ли смысл для Вас эта информация?
- Трудно ли Вам осуществить перевод знаковой информации в вербальную? Сделайте это, пожалуйста.
2. Третий тип общественного развития – постиндустриальное или информационное общество. В чем его принципиальное отличие от предшествующих?
Демонстрация Презентации «Информационное общество» с комментариями
(Презентация приготовлена с помощью учащейся Богдановой Карины, цель совместной работы - аккумулировать знания учащихся и задействовать метапредметные связи, (тема «Информационное общество» пройдена некоторое время назад в курсе информатики)
Вопросы учащимся:
- Информационное общество – это, безусловно, прогресс?
- Значит ли это, что оно имеет только положительные признаки?
. Деление группы на 2 части, задание обеим – подготовить по 3-4 характерных черты ИО как положительных, так и отрицательных . Обмен мнениями. В ходе дебатов роли меняются. Итоговый вопрос - Какие черты ИО было труднее вычленять «+» или «-».
«+»
- Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения
- Защита интеллектуальной собственности
- Взаимодействие структур государства и государств между собой на основе ИКТ
- Управление процессами со стороны общественных организаций
- Человек имеет больше возможности для свободного и творческого развития
- «Жить - в Урюпенске, учиться - в Гарварде»
«-»
- Возрастание влияния СМИ (отнюдь не всегда положительного)
- Разрушение частной жизни человека и организаций
- Проблема отбора качественной и достоверной информации
- Трудность адаптации к информационной среде многим людям
- Компьютерная зависимость как заболевание, проблемы реализации личности в реальном а не виртуальном мире
3. Человек в информационном обществе меняется? Его сущностные черты могут раскрыться по- новому?
Сущностные черты человека (по Ракитову А. И.)
Просьба к учащимся найти информацию об авторе:
1. Человек – разумное существо
2. Его отличает технологичность деятельности
3. Он стремится к творчеству
4. Он стремится к свободе
ИО открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека для применения в невиданных ранее масштабах.
Формирование ИО существенно отражается на повседневной жизни людей, покажите это на конкретных примерах.
4. Заключение. ИО – реальность. Информатизация как техническая новация общественного развития не будет благом без модернизационных процессов в социальной и духовной сферах – базовых для развития духовности личности.
Модернизационные процессы в социальной сфере характеризуются разделением частной и общественной жизни, выделением «полюса» отдельной личности, индивидуального «я»,
в духовной жизни, культуре качественными характеристиками модернизации являются многообразие культурных направлений, доступ граждан к информации и обмен ею, возможность приобщения к культурному наследию человечества, развитие науки и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное общество его информационные ресурсы
Разработка ученицы 11 класса...
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"
ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...
Информационное моделирование на компьютере. Занятие элективного курса
Рассмотреть области применения компьютерного информационного моделирования; выполнить работу с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей....
Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?
Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...
Занятие Безопасность в информационном обществе
Разработка занятия по информатике Безопасность в информационном обществе...
Субтест по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Развитие общества. Глобализация и ее противоречия».
Субтест по обществознанию для обучающихся 10 класса по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Разв...