Занятие Безопасность в информационном обществе
план-конспект урока (7, 8 класс)

Разработка занятия по информатике    Безопасность в информационном обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по информатике

 Тема: «Безопасный Интернет».

Цели:

  • систематизация знаний в области использования интернета;
  • сформировать общее представление о безопасной работе в сети интернет;
  • сформировать у обучающихся навыки безопасной работы в интернете на основании имеющегося у них опыта;
  • привить навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;
  • сформировать критическое отношение к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
  • воспитывать информационную культуру и толерантное общение при работе в группах;
  • формировать у обучающихся информационную и коммуникативную компетенции.

Тип урока: комбинированный Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

Ход урока:

Конспект

Реализация этапов урока и УУД

I этап - мобилизующий

1 шаг – настрой на восприятие материала, появление заинтересованности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами построим дорожку, которой вы часто пользуетесь, но сами об этом даже не догадываетесь.

Когда-то немецкий ученый и публицист Г.Лихтенберг заметил: (слайд 2)

«То, что вынуждены открыть сами, оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость» Это и будет эпиграфом нашего  урока.

2шаг – учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Нужен безопасный Интернет» (слайд 3)

 и ответить на вопросы, подводящие к теме урока:

  1. А что такое безопасность? (отсутствие угрозы, защищенность от угроз)
  2. Как вы думаете, почему я начала наше занятие с показа этого ролика?

3 шаг - объявляется тема урока «Безопасный Интернет», ставим её на нашу дорожку, которую будем создавать (слайд 4).

Происходит включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность и формулируется тема урока.

Формируется умение выделять причинно-следственные связи, что является метапредметным результатом, а также социальные компетенции как личностный результат.

Используется метод высказываний, цитат.

Прослеживается причинно-следственная связь ролик-тема-эпиграф

II этап - целеполагание

Учитель:

  1. Давайте вспомним, что вы можете использовать для общения в сети Интернет (эл.почту, скайп, телеконференции, соц. сети, дистанционные методы и т.д.)
  2. А как же избежать опасностей, подстерегающих нас в сети?

Если дети отвечают, то можно сказать: «Все приведенные факты опасностей разрознены и давайте систематизируем их»

Если дети затрудняются в ответах, то возможный ответ: «Сегодня я предлагаю поработать над этим вопросом».

Для плодотворной работы намечается  план (слайд 5):

  1. Чтобы защитить себя от опасности, надо знать врага в лицо, т.е. мы должны определить угрозы при работе в сети Интернет.
  2. Зная угрозу, мы вооружены и должны найти выход из создавшихся проблемных ситуаций и научиться избегать опасности.

Это НАШИ ЗАДАЧИ. А в качестве дорожки из нашего эпиграфа будут ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ.          

Происходит совместное с учащимися формулирование целей урока по схеме  вспомнить- узнать- уметь.

На данном этапе формируются регулятивные универсальные учебные действия: формирование действий целеполагания и планирование их реализации; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III этап – знакомство с новым материалом

На этом этапе урока приводятся статистические данные, которые могут удивить ребят и даже вызвать недоумение.

Учитель: (слайд 6)

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 4,5-5 лет (в 2012 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 4лет;

80% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 6-8 часов в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Интернета:

44% (10-12 лет),

56% (13-18 лет);

(слайд 7) самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (83%); в них проводится до 3-4 часов в день.

Помимо социальных сетей среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

  • сетевые игры;
  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.

Ребята, посмотрите на диаграмму «Риски и опасности Интернета»

(слайд 8)

  1. Какие опасности чаще всего возникают при работе сети Интернет?
  2. С какими из них вы сталкивались?
  3. Все ли понятия вам знакомы?

Вероятнее всего, мало известны понятия «буллинг», «фишинг» и «троллинг». Давайте разберемся, что они означают.

(слайд 9 без определений)

Задание: определить данные понятия.

Три группы работают за компьютером (каждая со своим понятием), аналогичную работу проделывают другие три группы, но со словарем.

Через 3 мин каждая группа представляет свою работу

(слайд 9-определения)

Учитель: Хотелось бы, чтобы эти опасности как можно меньше встречались  у вас на пути. Но гарантировать безопасность сегодня не может никто. А ведь можно уменьшить эти риски. (слайд 10)

А какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?

Каждой из трех групп предлагается текст по данной теме  из разных источников литературы. В процессе прочтения текста учащиеся выдвигают гипотезы по преодолению опасностей Интернета (запись в тетради).

Направлен на  осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений и получение новых знаний.

Формируются  познавательные УУД: практическое освоение методов познания, постановка и решение проблемы, анализ имеющейся информации: текстовой, графической;

коммуникативные УУД: формирование умений работать в группе, практическое освоение психологических принципов общения и сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение работать с разными видами информации позволяет формировать познавательные УУД,  тем самым достигать метапредметных результатов обучения. Ребята совершенствуют навык поиска информации для решения учебных задач в компютерных и некомпютерных источниках информации.

Ребята систематизируют, анализируют и интерпретируют информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, отрабатывают навык выделения главной и избыточной информации.

IV этап – взаимопроверка и взаимоконтроль

Группы представляют свои памятки. При выступлении одной из групп другие в этот время дополняют и оценивают её работу.

Учитель: Позволю себе сделать дополнение к вашей работе, обратите внимание на Линию помощи онлайн (слайд 11)- прочитать

Формирование регулятивных УУД контроля и коррекции, коммуникативных, личностных- нравственно-этическая ориентации, жизненного самоопределения.

V этап – постановка домашнего задания

Учитель: Созданные вами  памятки будут основой для выполнения домашнего задания. (слайд 12) Необходимо  реализовать их в любом приложении (на выбор):MS Power Point, Mover Maker, Paint, MS Word. В случае невозможности выполнения работы за компьютером, допускается ручная работа, а также я могу рекомендовать выполнить работу в группах. Творчество приветствуется.

Кроме этого, памятки по безопасной работе в сети Интернет мы можем предложить на родительских собраниях, для педагогов, а также использовать на уроках в безопасности в 5-6 классах.

Отрабатываются УУД: регулятивные саморегуляции, коммуникативные, познавательные- постановка и решение проблемы.

Формируются и личностные УУД- смыслообразование, т.к. нашей работы  (памятки по безопасной работе в Интернете) будут использованы на родительских собраниях, для педагогов, а также использовать на уроках в безопасности в 5-6 классах.

VI - рефлексия

Учитель: Ребята, позвольте узнать

  1. Что вы узнали нового  на уроке?
  2. Что уточнили?
  3. А что бы вы ещё хотели узнать по этой теме?

Предлагаю вашему вниманию четыре строки:(слайд 13)

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть- чуть неясно.

Ещё придется потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Выберите, пожалуйста, подходящую вам строку и поставьте рядом с ним звездочку.

Ребята выполняют предложенное задание.

Учитель: Вот и завершилось наше занятие. Спасибо за работу.

Осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился на уроке и каким способом действовал (регулятивные, саморегуляции, коммуникативные)

Список литературы

  1. Осторожно: Интернет!//GEOленок. - 2012. - № 7/8 (94). - С. 28-29: ил. - (До чего дошел прогресс).
  2. Дети "паутины"/И. Савельев// Семья и школа. - 2014. - № 7/8. - С. 52-55. - (Угол отражения).
  3. Риски и угрозы в Интернете для детей и подростков//Основы безопасности жизнедеятельности. - 2014. - № 1. - С. 41-46: 2 фот. (Информационная безопасность).
  4. Кибербезопасность: московский форум//Современная библиотека. - 2014. - № 2. - С. 31-35: ил. (ИКТ).
  5. http://www.detionline.com
  6. http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/ 
  7. http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс

Презентация к уроку "Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс"....

Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?

   Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...