Занятие Безопасность в информационном обществе
план-конспект урока (7, 8 класс)
Разработка занятия по информатике Безопасность в информационном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по информатике
Тема: «Безопасный Интернет».
Цели:
- систематизация знаний в области использования интернета;
- сформировать общее представление о безопасной работе в сети интернет;
- сформировать у обучающихся навыки безопасной работы в интернете на основании имеющегося у них опыта;
- привить навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;
- сформировать критическое отношение к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- воспитывать информационную культуру и толерантное общение при работе в группах;
- формировать у обучающихся информационную и коммуникативную компетенции.
Тип урока: комбинированный Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
Ход урока:
Конспект | Реализация этапов урока и УУД |
I этап - мобилизующий | |
1 шаг – настрой на восприятие материала, появление заинтересованности. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами построим дорожку, которой вы часто пользуетесь, но сами об этом даже не догадываетесь. Когда-то немецкий ученый и публицист Г.Лихтенберг заметил: (слайд 2) «То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость» Это и будет эпиграфом нашего урока. 2шаг – учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Нужен безопасный Интернет» (слайд 3) и ответить на вопросы, подводящие к теме урока:
3 шаг - объявляется тема урока «Безопасный Интернет», ставим её на нашу дорожку, которую будем создавать (слайд 4). | Происходит включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность и формулируется тема урока. Формируется умение выделять причинно-следственные связи, что является метапредметным результатом, а также социальные компетенции как личностный результат. Используется метод высказываний, цитат. Прослеживается причинно-следственная связь ролик-тема-эпиграф |
II этап - целеполагание | |
Учитель:
Если дети отвечают, то можно сказать: «Все приведенные факты опасностей разрознены и давайте систематизируем их» Если дети затрудняются в ответах, то возможный ответ: «Сегодня я предлагаю поработать над этим вопросом». Для плодотворной работы намечается план (слайд 5):
Это НАШИ ЗАДАЧИ. А в качестве дорожки из нашего эпиграфа будут ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ. | Происходит совместное с учащимися формулирование целей урока по схеме вспомнить- узнать- уметь. На данном этапе формируются регулятивные универсальные учебные действия: формирование действий целеполагания и планирование их реализации; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III этап – знакомство с новым материалом | |
На этом этапе урока приводятся статистические данные, которые могут удивить ребят и даже вызвать недоумение. Учитель: (слайд 6) По последним данным, в России: средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 4,5-5 лет (в 2012 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 4лет; 80% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 6-8 часов в неделю!). Ежедневная детская аудитория Интернета: 44% (10-12 лет), 56% (13-18 лет); (слайд 7) самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (83%); в них проводится до 3-4 часов в день. Помимо социальных сетей среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:
Ребята, посмотрите на диаграмму «Риски и опасности Интернета» (слайд 8)
Вероятнее всего, мало известны понятия «буллинг», «фишинг» и «троллинг». Давайте разберемся, что они означают. (слайд 9 без определений) Задание: определить данные понятия. Три группы работают за компьютером (каждая со своим понятием), аналогичную работу проделывают другие три группы, но со словарем. Через 3 мин каждая группа представляет свою работу (слайд 9-определения) Учитель: Хотелось бы, чтобы эти опасности как можно меньше встречались у вас на пути. Но гарантировать безопасность сегодня не может никто. А ведь можно уменьшить эти риски. (слайд 10) А какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить? Каждой из трех групп предлагается текст по данной теме из разных источников литературы. В процессе прочтения текста учащиеся выдвигают гипотезы по преодолению опасностей Интернета (запись в тетради). | Направлен на осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений и получение новых знаний. Формируются познавательные УУД: практическое освоение методов познания, постановка и решение проблемы, анализ имеющейся информации: текстовой, графической; коммуникативные УУД: формирование умений работать в группе, практическое освоение психологических принципов общения и сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Умение работать с разными видами информации позволяет формировать познавательные УУД, тем самым достигать метапредметных результатов обучения. Ребята совершенствуют навык поиска информации для решения учебных задач в компютерных и некомпютерных источниках информации. Ребята систематизируют, анализируют и интерпретируют информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, отрабатывают навык выделения главной и избыточной информации. |
IV этап – взаимопроверка и взаимоконтроль | |
Группы представляют свои памятки. При выступлении одной из групп другие в этот время дополняют и оценивают её работу. Учитель: Позволю себе сделать дополнение к вашей работе, обратите внимание на Линию помощи онлайн (слайд 11)- прочитать | Формирование регулятивных УУД контроля и коррекции, коммуникативных, личностных- нравственно-этическая ориентации, жизненного самоопределения. |
V этап – постановка домашнего задания | |
Учитель: Созданные вами памятки будут основой для выполнения домашнего задания. (слайд 12) Необходимо реализовать их в любом приложении (на выбор):MS Power Point, Mover Maker, Paint, MS Word. В случае невозможности выполнения работы за компьютером, допускается ручная работа, а также я могу рекомендовать выполнить работу в группах. Творчество приветствуется. Кроме этого, памятки по безопасной работе в сети Интернет мы можем предложить на родительских собраниях, для педагогов, а также использовать на уроках в безопасности в 5-6 классах. | Отрабатываются УУД: регулятивные саморегуляции, коммуникативные, познавательные- постановка и решение проблемы. Формируются и личностные УУД- смыслообразование, т.к. нашей работы (памятки по безопасной работе в Интернете) будут использованы на родительских собраниях, для педагогов, а также использовать на уроках в безопасности в 5-6 классах. |
VI - рефлексия | |
Учитель: Ребята, позвольте узнать
Предлагаю вашему вниманию четыре строки:(слайд 13) Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть- чуть неясно. Ещё придется потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Выберите, пожалуйста, подходящую вам строку и поставьте рядом с ним звездочку. Ребята выполняют предложенное задание. Учитель: Вот и завершилось наше занятие. Спасибо за работу. | Осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился на уроке и каким способом действовал (регулятивные, саморегуляции, коммуникативные) |
Список литературы
- Осторожно: Интернет!//GEOленок. - 2012. - № 7/8 (94). - С. 28-29: ил. - (До чего дошел прогресс).
- Дети "паутины"/И. Савельев// Семья и школа. - 2014. - № 7/8. - С. 52-55. - (Угол отражения).
- Риски и угрозы в Интернете для детей и подростков//Основы безопасности жизнедеятельности. - 2014. - № 1. - С. 41-46: 2 фот. (Информационная безопасность).
- Кибербезопасность: московский форум//Современная библиотека. - 2014. - № 2. - С. 31-35: ил. (ИКТ).
- http://www.detionline.com
- http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/
- http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное общество его информационные ресурсы
Разработка ученицы 11 класса...
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"
ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...
Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...
Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....
Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс
Презентация к уроку "Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс"....
Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?
Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...