Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Петрова Татьяна Валентиновна

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном  информационном обществе.

Задачи:

1.     Дать определение информационного общества, информационной культуры;

2.     Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;

3.     Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizatsiya_obshchestva.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon informatizatsiya_obshchestva.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ТЕМА: Информационное общество. Информационная культура

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном  информационном обществе.

Задачи:

  1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;
  2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;
  3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.
  1.  Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое информационное общество, информационная культура, но прежде чем перейти непосредственно к теме урока я хочу задать вам несколько вопросов:

  • Насколько точным представляется вам термин «электронная вычислительная машина»? равните его с термином «компьютер». В пользу какого термина ваши предпочтения? Почему?
  • Чем, по вашему отличается современный человек 70-80-х годов и современный человек XXI века? Какими знаниями, умениями и навыками должен, по вашему, обладать человек идущий в ногу со временем? Почему?

Слушаем предполагаемые ответы, кратко обсуждаем.

  1. Новый материал

…А  известны ли вам этапы социальной истории человеческого общества (даю возможность вспомнить, ответить) – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм (КНР). И лишь совсем недавно люди обратили внимание на другую классификацию исторических эпох, связанную не с социальной, а с технической историей человечества. Давайте проследим поэтапно развитие технической истории человечества:

  • I этап: эпоха материального общества (от первобытных пещер до эпохи Великих географических открытий). Характеризуется – материальными ресурсами (драгоценности, скот, недвижимость, орудия труда и войны);
  • II этап: эпоха энергетического общества – главный критерий – влиятельность и могущество отдельных властителей, государств и народов. Характеризуется – энергетическими ресурсами;
  • III этап: информационная эпоха (люди так или иначе связаны с  хранением, обработкой или передачей информации). Главный критерий – информация (самыми влиятельными стали государства, располагающие наиболее производительными информационными машинами – компьютерами, наиболее емкими информационными фондами – банками данных, сетевыми порталами, наиболее быстрыми  средствами передачи информации – глобальными информационными сетями.)

Смена эпох в истории не случайна, а объективна: как только накопление главного ценностного критерия – будь то материя, энергия или информация – перестает быть достаточным, происходит переход к новой исторической стадии.

Новая эпоха существенно изменила жизнь на Земле за последние годы, а предстоящие перемены скорее всего  коренным образом изменят общество. Поэтому к людям, живущим в условиях современного общества информатизация предъявляет новые требования – владение определенными знаниями, умениями и навыками практическими и навыками умственных действий, которые на последующих этапах развития будут необходимы.

Не удивительно, что появление, распространение и совершенствование вычислительных машин – основных инструментов информационного общества – непосредственно отразилось на образе деятельности и мышлении тех людей, которые в силу своей профессии первыми осознали революционную силу новых информационных технологий (программисты, профессиональные пользователи, системные администраторы… )

Не случайно образ мышления таких людей стал актуальным в процессе становления информационного общества (такой стиль мышления был назван операционным). На современном этапе важнейшей социальной задачей стала – формирование нового поколения людей, способных активно жить  в условиях нового информационного общества.

Рассмотрим лишь некоторые из умений и навыков образующих новый стиль мышления. (рассмотрим памятку для человека нового поколения, идущего в ногу со временем)

  1. Закрепление

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно  в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

Это умение очень важно для  наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении зкадач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима.  Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.
  2. Можете ли вы дополнить перечень  умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  3. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от  «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?
  1. Вывод

Таким образом, вам, вступающим в жизнь, молодым людям необходимо учиться умело и рационально использовать информационные технологии – т.е. изучать инструментарий существующих систем и средств информационного общества, помимо этого информационная культура  состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знаний и соблюдение юридических и этических норм и правил.

  1. Домашнее задание

Дана модель семьи: Муж, жена, ребенок. Род деятельности родителей произвольный.

 Используя вышеперечисленные качества операционного мышления  составить семейный бюджет на один месяц, учитывая все необходимые расходы (плата за ЖКУ, детский сад, телефон, кабельное телевидение, интернет, возможно выплаты ссуды, расходы на питание и т. д.)

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно  в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

Это умение очень важно для  наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима.  Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.

  1. Можете ли вы дополнить перечень  умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от  «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ТЕМА: Информационное общество. Информационная культура

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном  информационном обществе.

Задачи:

  1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;
  2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;
  3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.
  1.  Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое информационное общество, информационная культура, но прежде чем перейти непосредственно к теме урока я хочу задать вам несколько вопросов:

  • Насколько точным представляется вам термин «электронная вычислительная машина»? равните его с термином «компьютер». В пользу какого термина ваши предпочтения? Почему?
  • Чем, по вашему отличается современный человек 70-80-х годов и современный человек XXI века? Какими знаниями, умениями и навыками должен, по вашему, обладать человек идущий в ногу со временем? Почему?

Слушаем предполагаемые ответы, кратко обсуждаем.

  1. Новый материал

…А  известны ли вам этапы социальной истории человеческого общества (даю возможность вспомнить, ответить) – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм (КНР). И лишь совсем недавно люди обратили внимание на другую классификацию исторических эпох, связанную не с социальной, а с технической историей человечества. Давайте проследим поэтапно развитие технической истории человечества:

  • I этап: эпоха материального общества (от первобытных пещер до эпохи Великих географических открытий). Характеризуется – материальными ресурсами (драгоценности, скот, недвижимость, орудия труда и войны);
  • II этап: эпоха энергетического общества – главный критерий – влиятельность и могущество отдельных властителей, государств и народов. Характеризуется – энергетическими ресурсами;
  • III этап: информационная эпоха (люди так или иначе связаны с  хранением, обработкой или передачей информации). Главный критерий – информация (самыми влиятельными стали государства, располагающие наиболее производительными информационными машинами – компьютерами, наиболее емкими информационными фондами – банками данных, сетевыми порталами, наиболее быстрыми  средствами передачи информации – глобальными информационными сетями.)

Смена эпох в истории не случайна, а объективна: как только накопление главного ценностного критерия – будь то материя, энергия или информация – перестает быть достаточным, происходит переход к новой исторической стадии.

Новая эпоха существенно изменила жизнь на Земле за последние годы, а предстоящие перемены скорее всего  коренным образом изменят общество. Поэтому к людям, живущим в условиях современного общества информатизация предъявляет новые требования – владение определенными знаниями, умениями и навыками практическими и навыками умственных действий, которые на последующих этапах развития будут необходимы.

Не удивительно, что появление, распространение и совершенствование вычислительных машин – основных инструментов информационного общества – непосредственно отразилось на образе деятельности и мышлении тех людей, которые в силу своей профессии первыми осознали революционную силу новых информационных технологий (программисты, профессиональные пользователи, системные администраторы… )

Не случайно образ мышления таких людей стал актуальным в процессе становления информационного общества (такой стиль мышления был назван операционным). На современном этапе важнейшей социальной задачей стала – формирование нового поколения людей, способных активно жить  в условиях нового информационного общества.

Рассмотрим лишь некоторые из умений и навыков образующих новый стиль мышления. (рассмотрим памятку для человека нового поколения, идущего в ногу со временем)

  1. Закрепление

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно  в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

Это умение очень важно для  наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении зкадач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима.  Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.
  2. Можете ли вы дополнить перечень  умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  3. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от  «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?
  1. Вывод

Таким образом, вам, вступающим в жизнь, молодым людям необходимо учиться умело и рационально использовать информационные технологии – т.е. изучать инструментарий существующих систем и средств информационного общества, помимо этого информационная культура  состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знаний и соблюдение юридических и этических норм и правил.

  1. Домашнее задание

Дана модель семьи: Муж, жена, ребенок. Род деятельности родителей произвольный.

 Используя вышеперечисленные качества операционного мышления  составить семейный бюджет на один месяц, учитывая все необходимые расходы (плата за ЖКУ, детский сад, телефон, кабельное телевидение, интернет, возможно выплаты ссуды, расходы на питание и т. д.)

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно  в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

Это умение очень важно для  наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима.  Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.

  1. Можете ли вы дополнить перечень  умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от  «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Презентация "Информационные ресурсы. Информационная культура"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения уроков по теме "Информационные ресурсы" и "Информационная культура" в 8 классе...

Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Подробна разработка урока+презентации....

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов

Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....

Информационная культура. Факторы развития информационной культуры

Презентация к уроку "Информационная культура. Факторы развития информационной культуры"....

Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты

Презентация к уроку "Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты"....