План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи".
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи" для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_amo.docx | 30.8 КБ |
prezentatsiya_amo.pptx | 870.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85
имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»
План урока по обществознанию в 8 классе
«Бюджет государства и семьи»
Выполнила учитель истории и обществознания:
Самохина Е.С.
г. Тайшет, 2014 г.
План урока
Тема урока: «Бюджет государства и семьи».
Цели урока:
- образовательная: исследовать особенности семейного и государственного бюджетов, выделяя их отличительные и сходные черты;
- воспитательная: продолжить подготовку учеников к самостоятельной хозяйственной деятельности;
- развивающая: продолжить развитие навыков устной речи, формирование умений делать выводы, развитие навыков групповой работы, развитие умений анализировать текст.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
Оборудование урока: оценочные листы для каждой группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), мультимедийный проектор, парты поделены на три группы, три «Корзины идей», карточки с доходами и расходами для трех групп, 3 таблицы «Верные – неверные утверждения» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), на доске «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ», 3 упаковки стикеров, 3 калькулятора.
Подготовка урока: ученики заранее делятся на три группы, в каждой группе есть лидер и слабый ученик.
Ход урока
I. Организационный момент: налаживание дисциплины в классе, приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем.
Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Лидеры групп впишут фамилии членов группы в оценочные листы, которые лежат на столах. На протяжении всего урока лидер группы будет заносить баллы за каждый правильный ответ в оценочную таблицу. В конце урока лидер отметит отличившихся учеников и учеников со средним уровнем активности. Я соберу оценочные листы и поставлю отметки отличившимся ученикам, а ребятам со средним уровнем активности я добавлю по одному баллу к отметке на следующем уроке.
II. Стадия вызова.
1. (Слайд 1). Учитель. Ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать с афоризма «Не будь расточителен, не будешь нуждаться», который очень актуален в нашей повседневной жизни, обратите внимание на слайд. Какие ассоциации у вас возникают? Обсудите этот вопрос в группе, напишите слова-ассоциации на стикерах и положите их в корзину, которая находится на вашем столе.
- Представители от каждой из групп перечисляют свои ассоциации (деньги, сбережения, кошелек, расчет, рациональный, бережливость, экономия, банк).
(Слайд 2). Учитель. Ребята, обратите внимание на слайд. Предположите, как звучит тема нашего сегодняшнего урока.
Предположения учеников.
(Слайд 3). Учитель. Тема сегодняшнего урока «Бюджет государства и семьи». Запишите тему урока в тетради.
Учитель. Ребята, как вы думаете, из чего состоит бюджет семьи?
Ответы учеников: бюджет семьи состоит не только из доходов, но и из расходов семьи.
Учитель. Действительно, бюджет семьи состоит не только из доходов, но и из затрат, которые семья планирует сделать в течение месяца. Однако, к бюджету стоит добавить и постановку финансовых целей.
Как вы думаете, ребята, какие финансовые цели ставит для себя семья на целый месяц?
Примерные ответы учеников: покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, содержание автомобиля и т. д…
Учитель. Помимо самого необходимого семьи могут ставить для себя более масштабные цели, к примеру – путешествие, покупка машины, покупка дачи или квартиры.
2. Работа в группах. Задание – сформулировать определение понятия бюджет.
Ученики озвучивают свои определения, учитель оценивает их работу.
(Слайд 4). Бюджет – это финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определенный период времени. Слово бюджет имеет французское происхождение и переводится как «кошелек, сумка».
III. Стадия осмысления.
1. Работа учеников по методу корзина идей.
Учитель. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых записаны доходы и расходы семьи. Ваша задача в течение 5-и минут выбрать и вложить в корзину доходы и расходы своей воображаемой семьи на месяц, т. е. составить свой семейный бюджет. Лучше положить доходы и расходы в две разные стопки.
Ученики. Представитель от каждой группы перечисляет составляющие своего бюджета, рассчитанного на месяц.
Учитель. Ребята, а теперь переверните карточки, там вы видите числовые данные.
Посчитайте свои доходы и расходы, озвучьте результат.
Ученики озвучивают результаты подсчетов.
(Слайд 5, 6, 7, 8). Учитель. А теперь посмотрите на слайд. По отношению к любому бюджету, будь то бюджет государства, семьи или одного человека, могут возникать три вида бюджета: профицит бюджета, сбалансированный бюджет или дефицит бюджета.
Подумайте, какое из состояний бюджета подходит к вашей воображаемой семье.
Ученики озвучивают, какой из видов бюджета подходит их семье.
2. Рассказ учителя «Бюджет государства».
(Слайд 9). Задание: по ходу рассказа учителя ученики продумывают ответ на вопрос «Чем бюджет семьи отличается от бюджета государства?». Ответы можно фиксировать в тетрадях.
(Слайд 10). Составление бюджета включает три фазы:
- постановку финансовых целей;
- оценку доходов;
- планирование расходов.
Государственный бюджет составляется на год.
Постановка финансовых целей государства включает в себя те расходы, которые государству необходимо сделать за год (государственное регулирование экономики, стимулирование хозяйственной деятельности, финансирование социальных программ, науки, культуры, вооруженных сил, содержание органов государственного управления).
(Слайд 11). Кошелек с доходами и расходами государства. Ребята, как вы думаете, что можно отнести к доходам и расходам государства?
Оценка доходов государства включает в себя денежные средства, связанные в первую очередь с собранными налогами с физических и юридических лиц (работников и работодателей), также с государственной собственности, доходы от приватизации, займы в виде выпуска ценных бумаг.
Планирование расходов государства связано с финансированием государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной деятельности, финансированием социальных программ, науки, культуры, с содержанием органов государственного управления.
(Слайд 12). Государственный бюджет имеет юридическую силу, т. е. он имеет официальный статус закона, по которому вся страна будет жить целый год. Он утверждается парламентом в трех чтениях, так как депутаты вносят изменения, а исполняется правительством, которое собирает доходы и расходует средства по направлениям, которые установил парламент.
Также как в семейном бюджете может возникать профицит государственного бюджета, сбалансированный бюджет и дефицит бюджета.
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. Он может быть внешним – перед иностранными государствами, и внутренним – перед собственным народом.
(Слайд 13). - Теперь в группах обсудите ответ на вопрос: Чем бюджет семьи отличается от бюджета государства?
Предполагаемые ответы учеников: бюджет семьи чаще всего составляется на месяц, а бюджет государства – на год; государство ставит перед собой масштабные цели, распоряжается большими денежными массами; у государства другие источники доходов; государственный бюджет имеет статус закона, а семейный – нет; семейный бюджет не нужно утверждать; из государственного бюджета нужно оплачивать работу чиновников, в семье же никакую управленческую верхушку оплачивать не надо.
(Слайд 14). 3. Групповая работа учеников с текстом. Используя текст § 15 стр. 102 – 104 выберите наиболее оптимальный способ решения проблем дефицита государственного бюджета. Изначально член каждой группы работает с текстом самостоятельно, затем идет обсуждение прочитанного, и группа совместно выбирает способ решения проблемы.
- Представитель от каждой группы предлагает по одному способу решения проблемы, объясняя свой выбор.
Предполагаемые ответы учеников: необходимо привлекать дополнительные источники, такие как концессии – аренда для иностранцев, связанные с использованием наших ресурсов. 50 % прибыли иностранцы будут перечислять в наш государственный бюджет. Возможен выпуск продукции, которая еще не производится в России. Повышение налогов.
IV. Стадия рефлексии.
1. Работа с таблицей «Верные – неверные утверждения».
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить «+», если вы согласны с утверждением и – «-», если вы не согласны с утверждением. Каждой группе достается по два утверждения.
«Верные – неверные утверждения»
Утверждения | «+» - согласен «-» - не согласен |
Бюджет государства состоит только из доходов государства. | _ |
Налоги – главный доход бюджета государства. | + |
Бюджет государства тратится только на заработную плату чиновников. | _ |
Государство может иметь внешний и внутренний долг. | + |
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. | _ |
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. | + |
V. Подведение итогов урока.
1. Вопрос учителя: «Нужно составлять бюджет или это необязательно?».
Предполагаемый ответ учеников: Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее скорректировать свои расходы, если доходов вам не хватит. Вы сможете избежать дефицита бюджета.
Учитель. Ребята, я сочинила для вас небольшое стихотворение-напутствие, которое касается семейного бюджета. Послушайте, пожалуйста.
Бюджет – не только все доходы,
Но и различные расходы!
Его составить не ленись,
Вокруг себя ты оглянись!
Подумай, что нужно купить,
Чтоб без забот весь месяц жить!
Сложить доходы не забудь
И расточительным не будь!
Пусть лучше будет профицит,
А не бюджетный дефицит!
Учитель. Лидеры групп, впишите в оценочные листы фамилии активных учеников своей группы и фамилии учеников со средним уровнем активности.
VI. (Слайд 15). Домашнее задание: § 15, выучить новые понятия;
Написать эссе по темам: «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?»; «Почему налоги необходимы государству?»; «Налоги – это плата за цивилизованное общество».
Учитель. Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда составляли бюджет, тратили
деньги обдуманно и делали сбережения. Примите от меня эти блокноты, куда вы можете вносить свои доходы и расходы.
VII. Рефлексия работы на уроке.
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»
Ребята, на доске лесенка, вам необходимо приклеить стикер на ту ступеньку, которая соответствует вашему состоянию. (Ступени: комфортно, уверен в своих силах, хорошо, плохо, крайне скверно).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочный лист урока | ||
I группа | Список членов группы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Баллы_______________________________________________________________ Отличившиеся ученики_______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ученики со средним уровнем активности_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Оценочный лист урока | ||
II группа | Список членов группы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Баллы_______________________________________________________________ Отличившиеся ученики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ученики со средним уровнем активности_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Оценочный лист урока | ||
IIIг р у п п а | Список членов группы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Баллы_______________________________________________________________ Отличившиеся ученики_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ученики со средним уровнем активности_____________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждения | «+» - согласен «-» - не согласен |
Бюджет государства состоит только из доходов государства. | |
Налоги – главный доход бюджета государства. | |
Бюджет государства тратится только на заработную плату чиновников. | |
Государство может иметь внешний и внутренний долг. | |
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. | |
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. | |
Утверждения | «+» - согласен «-» - не согласен |
Бюджет государства состоит только из доходов государства. | |
Налоги – главный доход бюджета государства. | |
Бюджет государства тратится только на заработную плату чиновников. | |
Государство может иметь внешний и внутренний долг. | |
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. | |
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. | |
Утверждения | «+» - согласен «-» - не согласен |
Бюджет государства состоит только из доходов государства. | |
Налоги – главный доход бюджета государства. | |
Бюджет государства тратится только на заработную плату чиновников. | |
Государство может иметь внешний и внутренний долг. | |
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. | |
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бюджет государства и семьи
Бюджет – это финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определенный период времени. Слово бюджет имеет французское происхождение и переводится как «кошелек, сумка».
Профицит бюджета Доходы Расходы
Дефицит бюджета Доходы Расходы
Сбалансированный бюджет Доходы Расходы
Профицит бюджета Доходы Расходы Дефицит бюджета Доходы Расходы Сбалансированный бюджет Доходы Расходы
Чем бюджет семьи отличается от бюджета государства?
Три фазы составления бюджета: - постановка финансовых целей; - оценка доходов; - планирование расходов.
ГОСБЮДЖЕТ ДОХОДЫ РАСХОДЫ НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ; НАЛОГИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ДОХОДЫ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ; ЗАЙМЫ В ВИДЕ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ; ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ; ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ; СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Имеет юридическую силу Правительство организует его исполнение Утверждается парламентом ГОСБЮДЖЕТ
Чем бюджет семьи отличается от бюджета государства?
Задание Используя текст § 15 стр. 102 – 104, выберите наиболее оптимальный способ решения проблем дефицита государственного бюджета.
Домашнее задание § 15, выучить понятия: «бюджет», «социальные программы»; «налог». Написать эссе по темам: «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?»; «Почему налоги необходимы государству?»; «Налоги – это плата за цивилизованное общество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"
План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...
План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План – конспект открытого урока по волейболу с применением ИКТ в 6 классе.
Выполнение технических действий в волейболе и применение их в игровой и соревновательной деятельности....
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...