Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования, авторской программы «Обществознание 7 класс» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования, авторской программы «Обществознание 7 класс» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Цели и задачи:
—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по биологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2014/2015 учебный год;
- примерная (авторская) программа по по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И.
- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.
Содержание разделов и тем учебного курса
Вводный урок (1ч).
Раздел 1. Человек среди людей (8 ч)
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.
Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.
Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.
Раздел 2. Человек и закон (14 ч).
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.
.Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Раздел 3.Человек и экономика (8 ч).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника,
технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства,
государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама..
Раздел 4. Человек и природа (3 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | |
Теория | лабораторно-практические работы | ||||
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 | 1 | ||
2 | Человек среди людей | 5 | 4 | 1 | |
3 | Человек и закон | 11 | 10 | 1 | |
4 | Человек и экономика | 8 | 7 | 1 | |
5 | Человек и природа | 6 | 5 | 1 | |
6 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 1 | 1 |
итого | 34 | 28 | 2 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2006.
- Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2007 год.
- Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
- "Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел тема подтема | Календарные сроки | МПС | Тип урока,приемы и методы,используемые на уроке | Практическиелабораторные работы | Контроль знаний(указать вид контроля:самостоятельнаяработа,контрольная, тест, зачёт и т.д.) | Использование информационных технологий | Учебно-наглядный комплекс |
1. | Введение | История | Вводная лекция | Составить список качеств, которые притягивают или отталкивают людей | Энциклопедия | |||
2. | Отношения между людьми | Социология, психология | Комбини- рованный урок | Текущий опрос по новому материалу Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Мир взаимоотношений - энциклопедия | |||
3. | Ты и твои товарищи | Социология, психология | Комбининрованный урок | Составить список формальных санкций и примеры ситуаций | Дидактический материал | |||
4. | Зачем люди общаются | Социология, философия | Обсуждение - игра | Вопросы и задания в учебники | Схемы | |||
5. | Почему нужно быть терпимым | Культурология | Комбинированный урок | Подобрать ситуации по видам конфликтов | Иллюстрации в учебнике, схема «Общение, его функции» | |||
6. | Человек среди людей (повторение) | Логика | Проблемные вопросы темы | Контрольная работа | Тестирование | Дидактический материал | ||
7. | Что значит жить по правилам | Культурология | Изучение нового материала | Устный опрос по домашнему заданию. Проверка заданий в учебнике | Презентация | |||
8 – 9. | Права и обязанности граждан | История, политология | Лекция с элементами беседы | Инд. задания. Фронтальная беседа по новой теме Тестирование | Таблица «Гражданские и политические права». | |||
10. | Почему важно соблюдать законы | История | Урок изучения нового материала | Индив. задания. Творческие задания | Коституция | |||
11 – 12. | Защита Отечества | Психология, история | Комбинированный урок | Тестирование. Индивидуальные задания | Иллюстрации учебника | |||
13. | Что такое дисциплина | Психология, правоведение | Обсуждение | Текущий опрос по новому материалу Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Материал учебника | |||
14 – 15. | Виновен - отвечай | Психология, история | Лекция с элементами беседы | Текущий: опрос по д/з, индив. задания | Конституция РФ, Кодекс РФ | |||
16. | Кто стоит на страже закона | История, правоведение | Изучение нового материала | Текущий опрос по новому материалу Инд. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Схема, таблицы | |||
17. | Человек и закон (повторение) | Логика | Проблемные вопросы темы | Контрольная работа | Выполнение теста, творческие задания | Дидиактический материал | ||
18. | Экономика и её участники | Экономика, социология, история | Изучение нового материала | Текущий: опрос по новому материалу | Схемы, таблицы | |||
19. | Золотые руки работника | Экономика, социология | Лекция с элементами беседы | Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант | Иллюстрации учебника | |||
20. | Производство: затраты, выручка, прибыль | Экономика | Комбинированный урок | Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант | Дидактический материал | |||
21. | Виды и формы бизнеса | Экономика, история | Изучение нового материала | Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы | Материал учебника | |||
22. | Обмен, торговля, реклама | Экономика, история | Обсуждение | Устный опрос по домашнему заданию. Проверка схемы в рабочей тетради | Таблицы | |||
23. | Деньги, их функции | Экономика, история | Лекция с элементами беседы | Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант | Схема «Деньги и их функции». Деньги разного вида | |||
24. | Экономика семьи | Экономика, социология | Обсуждение | Текущий: опрос по новому материалу,. Проверка таблицы в рабочей тетради | Трудовой Кодекс РФ | |||
25. | Человек и экономика (повторение) | Логика | Проблемные вопросы темы | Контрольная работа | Выполнение теста, творческие задания | Дидактический материал | ||
26 - 27 | Воздействие человека на природу | Социология, экология | Изучение нового материала | Текущий: опрос по д/з, индив. Задания. Решение кроссворда в рабочей тетради | Иллюстрации | |||
28 - 29 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Экология | Комбинированный урок | Текущий: опрос по д/з, индив. задания | Схемы, рисунки | |||
30. | Закон на страже природы | Экология, политология | Лекция с элементами беседы | Текущий: опрос по д/з, индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Конституция РФ, кодекс РФ | |||
31 | Человек и природа (повторение) | Логика | Проблемные вопросы темы | Практическая работа | Выполнение теста, творческие задания | Дидактический материал | ||
32 - 34 | Итоговое повторение и обобщение изученного материал по курсу «обществознание | Логика | Проблемные вопросы темы | Практическая работа и контрольная работа | Тестирование , индивидуальные и творческие задания | Дидиактический материал |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел тема подтема | Календарные сроки | МПС | Тип урока,приемы и методы,используемые на уроке | Практическиелабораторные работы | Контроль знаний(указать вид контроля:самостоятельнаяработа,контрольная, тест, зачёт и т.д.) | Использование информационных технологий | Учебно-наглядный комплекс |
1. | Введение | История | Вводная лекция | Составить список качеств, которые притягивают или отталкивают людей | Энциклопедия | |||
2. | Что значит жить по правилам | Социология, психология | Комбини- рованный урок | Текущий опрос по новому материалу Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Мир взаимоотношений - энциклопедия | |||
3. | Что значит жить по правилам | Социология, психология | Комбининрованный урок | работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. | Дидактический материал | |||
4. | Права и обязанности граждан | Социология, философия | Обсуждение - игра | Вопросы и задания в учебники | Схемы | |||
5. | Права и обязанности граждан | Культурология | Комбинированный урок | Подобрать ситуации по правам человека | Иллюстрации в учебнике, схема «Общение, его функции» | |||
6. | Почему важно соблюдать законы | Логика | Проблемные вопросы темы | Тестирование | Дидактический материал | |||
7. | Почему важно соблюдать законы | Культурология | Разбор и анализ документов | Устный опрос по домашнему заданию. Проверка заданий в учебнике | Презентация | |||
8 – 9. | Защита Отечества | История, политология | Лекция с элементами беседы | Инд. задания. Фронтальная беседа по новой теме Тестирование | Таблица | |||
10. | Что такое дисциплина | Психология, правоведение | Обсуждение | Текущий опрос по новому материалу Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Материал учебника | |||
11 - 12 | Виновен - отвечай | Психология, история | Лекция с элементами беседы | Текущий: опрос по д/з, индив. задания | Конституция РФ, Кодекс РФ | |||
13. | Кто стоит на страже закона | История, правоведение | Изучение нового материала | Текущий опрос по новому материалу Инд. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Схема, таблицы | |||
14. | Практикум | Логика | Проблемные вопросы темы | Контрольная работа | Выполнение теста, творческие задания | Дидиактический материал | ||
15. | Экономика и её участники | Экономика, социология, история | Изучение нового материала | Текущий: опрос по новому материалу | Схемы, таблицы | |||
16. | Мастерство работника | Экономика, социология | Лекция с элементами беседы | Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант | Иллюстрации учебника | |||
17. | Производство: затраты, выручка, прибыль | Экономика | Комбинированный урок | Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант | Дидактический материал | |||
18. | Виды и формы бизнеса | Экономика, история | Изучение нового материала | Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы | Материал учебника | |||
19 - 20 | Обмен, торговля, реклама | Экономика, история | Обсуждение | Устный опрос по домашнему заданию. Проверка схемы в рабочей тетради | Таблицы | |||
21. | Деньги, их функции | Экономика, история | Лекция с элементами беседы | Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант | Схема «Деньги и их функции». Деньги разного вида | |||
22 - 23 | Экономика семьи | Экономика, социология | Обсуждение | Текущий: опрос по новому материалу,. Проверка таблицы в рабочей тетради | Трудовой Кодекс РФ | |||
24. | Практикум | Логика | Проблемные вопросы темы | Контрольная работа | Выполнение теста, творческие задания | Дидактический материал | ||
25- 26 | Воздействие человека на природу | Социология, экология | Изучение нового материала | Текущий: опрос по д/з, индив. Задания. Решение кроссворда в рабочей тетради | Иллюстрации | |||
27 - 28 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Экология | Комбинированный урок | Текущий: опрос по д/з, индив. задания | Схемы, рисунки | |||
29. | Закон на страже природы | Экология, политология | Лекция с элементами беседы | Текущий: опрос по д/з, индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Конституция РФ, кодекс РФ | |||
30 | Человек и природа (повторение) | Логика | Проблемные вопросы темы | Практическая работа | Выполнение теста, творческие задания | Дидактический материал | ||
31 - 34 | Итоговое повторение и обобщение изученного материал по курсу «обществознание | Логика | Проблемные вопросы темы | Практическая работа и контрольная работа | Тестирование , индивидуальные и творческие задания | Дидиактический материал |
Список литературы
- Обществознание. учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова , Л.Ф. Ивановой .- М.: Просвещение, 2009
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс, М.: Просвещение, 2008
- Боголюбов и др. Обществоведение. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
- Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...