Конспект урока по обществознанию в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему "Правовое регулирование в системе образования".
Цель урока: - выяснить сущность и значение правового регулирования в сфере образования;
- уяснить, каким образом государство гарантирует право на образование;
- формировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 9 Б классе (для родителей)
26.04.2013 г.
Тема урока: Правовое регулирование отношений в сфере образования (слайд № 1)
Цель урока: - выяснить сущность и значение правового регулирования в сфере образования;
- уяснить, каким образом государство гарантирует право на образование;
- формировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием.
Реализация педагогических целей
Ход урока: I. Оргмомент (готовность класса к уроку, порядок на рабочих местах)
II. Опрос (проверка прочности знаний и понятийного аппарата)
1 ученик работает у магнитной доски, выполняя задание на классификацию:
Политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера – соотнести понятия: прибыль, образование, кредит, наука, семья, мораль, государство, религия, демократия, народность, выборы, искусство, классы, президент, нация, выборы, республика, капитал, налог.
5 учеников на местах выполняют тестовую работу по теме «Образование»
Класс работает над соотношением конституционных прав и свобод, заполняя таблицу – слайд № 2
Целеполагание и план изучения нового материала – слайд № 3 (сделать акцент, что вопросы образования рассматриваются в ходе итоговой аттестации в билетах № 2.2; № 11.3; № 16.2; № 18.3; № 23.2; № 30.2.)
Актуализация знаний по теме:
- работа с понятиями – слайд № 4-5
- подготовка к ЕГЭ: Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний – слайд № 6
III.Объяснение нового материала
Первый вопрос плана:
Основные направления государственной политики в области образования на определенный срок формулируются в Федеральной программе развития образования (на 2011 – 2015гг.) Используя схему, учитель вместе с учащимися разбирает «Нормативно-правовые основы образования – слайд №7
Используя таблицу «Законодательство в сфере образования» – рассматривается постулат о многоуровневом законодательстве в системе образования – слайд № 8
Второй вопрос плана:
? Китайская пословица «Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья, Если вы заглядываете вперед на жизнь, обучите человека»
Ответьте на вопросы: (слайд № 9)
- Какова роль образования в обществе, согласно этой пословице?
- Согласны ли вы с такой оценкой?
- Почему государство, главной функцией которого является обеспечение порядка в обществе, берет на себя обязательства по обеспечению обязательного общедоступного образования, хотя это очень большие расходы?
Анализ статистической таблицы:
На доске приведены статистические данные исследований «Международной программы по оценке образовательной деятельности учащихся» (PISA – тест, который оценивает грамотность 15-летних учащихся в разных странах мира и умение применять эти знания на практике)
Годы | Количество стран - участников | Место России |
2000 г. | 32 стран | 25 |
2003 г. | 43 страны | 32 |
2006 г. | 57 стран | 36 |
2009 г. | 65 стран | 41 |
Лидеры: Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, где в образование вкладывают 7-8% бюджета ( в РФ -3,7%). Подобные исследования помогают понять, какая страна будет конкурентоспособной в будущем.
Модернизация образования – единственный путь, позволяющий России стать конкурентоспособным обществом.
Беседа с учащимися:
- Какими качествами должен обладать современный человек? - Какую задачу решает школа? (социальный заказ) - Какие требования выдвигает к человеку информационное общество? (слайд № 10)
Работа с документом:
На основании ст.43 Конституции РФ, ответить на вопросы: (слайд № 11) - Кто имеет право на образование? - Что означает право на образование? - Какое образование является обязательным? - Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования? - Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования? - Каким образом государство гарантирует право на образование?
Работа с текстом учебника (стр.203-205)
- Каковы принципы государственной политики в области образования? (гуманизация, интеграция, общедоступность, светский характер, плюрализм, демократизм) - В чем выражается социальная помощь и поддержка государства в сфере образования? (сделать акцент на ст.35 нового Закона об образовании 2012 г. – бесплатное предоставление учебников)
IV. Закрепление изученного материала.
Контроль по усвоению пройденной темы и понятий содержит 5 заданий с выбором ответа: - Верны ли суждения? (слайды № 12 – 13)
- Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям. Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о развитии образования? А. Образование развивается как часть национальной культуры народа. Б. В развитии образования не проявляется тенденция к интернационализации.
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- Вены ли следующие суждения о самообразовании? А. Формой самообразования является экстернат. Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от языка, национальности, вероисповедания.
Б. . Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, пола, социального происхождения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
V. Творческое задание (на дом) слайд № 14
Работа с художественным произведением:
- картины Н.Богданова-Бельского «Воскресное чтение в сельской школе». Русский музей 1085 г. и «Устный счет в народной школе». Третьяковская галерея 1896 г.
Анализ картин:
- Опишите картины;
- Найдите персонаж, объединяющий картины;
- Почему в качестве эпиграфа к этим работам взяты слова В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь»
Ответ:
На картинах Николая Петровича Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века. Учитель, изображенный на обеих картинах – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счету. Он сыграл важную роль в судьбе будущего художника. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил свои произведения Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
Домашнее задание: параграф 23, стр.205-206 – вопросы (слайд № 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"
"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...
План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)
Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....
Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"
Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...
Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...