Конспект урока по обществознанию в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Ковалева Инна Николаевна

Разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему "Правовое регулирование в системе образования".

Цель урока:  - выяснить сущность  и значение правового регулирования в сфере образования;

                        - уяснить, каким образом государство гарантирует право на образование;

                        - формировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием.

Полный текст презентации в формате PowerPoint

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого урока23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию в 9 Б классе (для родителей)

26.04.2013 г.

Тема урока: Правовое регулирование отношений в сфере образования (слайд № 1)

Цель урока:  - выяснить сущность  и значение правового регулирования в сфере образования;

                        - уяснить, каким образом государство гарантирует право на образование;

                        - формировать положительное отношение к образованию, образованным людям и                              необходимости заниматься  самообразованием.

Реализация педагогических целей

Ход урока: I. Оргмомент (готовность класса к уроку, порядок на рабочих местах)

II. Опрос (проверка прочности знаний и понятийного аппарата)

1 ученик работает у  магнитной доски, выполняя задание на классификацию:

Политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера – соотнести понятия: прибыль, образование, кредит, наука, семья, мораль, государство, религия, демократия, народность, выборы, искусство, классы, президент, нация, выборы, республика, капитал, налог.

5 учеников на местах  выполняют тестовую работу по теме «Образование» 

Класс работает над соотношением конституционных прав и свобод, заполняя таблицу – слайд № 2

Целеполагание и план изучения нового материала – слайд № 3 (сделать акцент, что вопросы образования рассматриваются в ходе итоговой аттестации в  билетах № 2.2; № 11.3; № 16.2;         № 18.3; № 23.2; № 30.2.)

Актуализация знаний по теме:  

- работа с понятиями – слайд № 4-5

- подготовка к ЕГЭ: Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний – слайд № 6

III.Объяснение нового материала

Первый вопрос плана:

Основные направления государственной политики в области образования на определенный срок формулируются в Федеральной программе развития образования (на 2011 – 2015гг.)        Используя схему, учитель вместе с учащимися разбирает «Нормативно-правовые основы образования – слайд №7

Используя таблицу «Законодательство в сфере образования» – рассматривается постулат о многоуровневом законодательстве в системе образования – слайд № 8

Второй вопрос плана:

? Китайская пословица «Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья, Если вы заглядываете вперед на жизнь, обучите человека»

Ответьте на вопросы: (слайд № 9)

- Какова роль образования в обществе, согласно этой пословице?

- Согласны ли вы с такой оценкой?

- Почему государство, главной функцией которого является обеспечение порядка в обществе, берет на себя обязательства по обеспечению обязательного общедоступного образования, хотя это очень большие расходы?

Анализ статистической таблицы:

На доске приведены статистические данные  исследований «Международной программы по оценке образовательной деятельности учащихся» (PISA – тест, который оценивает грамотность 15-летних учащихся в разных странах мира и умение применять эти знания на практике)

Годы

Количество стран - участников

Место России

2000 г.

32 стран

25

2003 г.

43 страны

32

2006 г.

57 стран

36

2009 г.

65 стран

41

Лидеры: Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, где в образование вкладывают 7-8% бюджета ( в РФ -3,7%). Подобные исследования помогают понять, какая страна будет конкурентоспособной в будущем.

Модернизация образования – единственный путь, позволяющий России стать конкурентоспособным обществом.

Беседа с учащимися:

- Какими качествами должен обладать современный человек?                                                                     - Какую задачу решает школа? (социальный заказ)                                                                                             - Какие требования выдвигает к человеку информационное общество? (слайд № 10)

Работа с документом:

На основании ст.43 Конституции РФ, ответить на вопросы:   (слайд № 11)                                                                            - Кто имеет право на образование?                                                                                                                         - Что означает право на образование?                                                                                                                     - Какое образование является обязательным?                                                                                                     - Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?                         - Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования?                    - Каким образом государство гарантирует право на образование?

Работа с текстом учебника (стр.203-205)

- Каковы принципы государственной политики в области образования? (гуманизация, интеграция, общедоступность, светский характер, плюрализм, демократизм)                                                                 - В чем выражается социальная помощь и поддержка государства в сфере образования? (сделать акцент на ст.35 нового Закона об образовании 2012 г. – бесплатное предоставление учебников)

IV. Закрепление изученного материала.

Контроль по усвоению пройденной темы и понятий содержит 5 заданий с выбором ответа:                       - Верны ли суждения? (слайды № 12 – 13)

  1. Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.                                                                                                                                           Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать   познавательным возможностям учащихся.                                                                                                                                                                

1) верно только А                                              3) верны оба суждения                                                                     2) верно только Б                                              4) оба суждения неверны

   

  1. Верны ли следующие суждения о развитии образования?                                                                         А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.                                               Б. В развитии образования не проявляется тенденция к интернационализации.

1) верно только А                                              3) верны оба суждения                                                                     2) верно только Б                                              4) оба суждения неверны

 

  1. Вены ли следующие суждения о самообразовании?                                                                                         А. Формой самообразования является экстернат.                                                                                        Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.                                                      

    1) верно только А                                              3) верны оба суждения                                                                          

    2) верно только Б                                              4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А                                              3) верны оба суждения                                                                     2) верно только Б                                              4) оба суждения неверны

 

  1. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?

А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от языка, национальности, вероисповедания.

Б. . Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, пола, социального происхождения.

    1) верно только А                                              3) верны оба суждения                                                                          

    2) верно только Б                                              4) оба суждения неверны

V. Творческое задание (на дом) слайд № 14

Работа с художественным произведением:

- картины Н.Богданова-Бельского «Воскресное чтение в сельской школе». Русский музей 1085 г. и «Устный счет в народной школе». Третьяковская галерея 1896 г.

Анализ картин:

- Опишите картины;

- Найдите персонаж, объединяющий картины;

- Почему в качестве эпиграфа к этим работам взяты слова В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь»

Ответ:

На картинах Николая Петровича Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века.  Учитель, изображенный на обеих картинах – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счету. Он сыграл важную роль в судьбе будущего художника. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил свои произведения Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Домашнее задание: параграф 23, стр.205-206 – вопросы (слайд № 15)

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...