Урок обществознания в 9 классе «Потребитель и его права»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
В ходе урока обучающиеся усваивают, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет оперативно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения их тправ, как потребителей.Очевидно, что изучение законодательства Российской Федерации о защите пра потребителей необходимо каждому гражданину для наиболее полной реализации и защиты своих прав и интересов. На уроке широко используются ИКТ-технологии: компьютерная презентация, видеофрагмент "Правила покупки товаров", мультфильм "Как старик корову продавал", интерактивные тесты. Учащиеся работают в группах с текстом Закона "О защите прав потребителей". Проверка домашнего задания построена в виде работы с тестами в фоме ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_potrebitel_i_ego_prava.doc | 950.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 9 классе «Потребитель и его права» (2 часа)
Цель урока: Пропаганда правовых знаний в потребительской сфере, повышение правовой культуры.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в РФ и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей».
2. формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области.
3. формирование навыков самостоятельной работы с текстом и применение своих знаний при решении практических задач.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Форма проведения: (в соответствии с основным способом подачи нового материала): урок - лабораторное занятие (учащиеся работают с текстом Закона о защите прав потребителей, выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).
Методы обучения:
- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение смысловых единиц;
- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, т.е. через решение ситуационных задач;
- наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная презентация, видеофильм).
Оборудование:
- текст «Закон о защите прав потребителей» (отдельные статьи) каждому учащемуся;
- раздаточный материал - ситуационные задачи у каждого ученика;
- презентация к уроку, видеофрагмент «Правила покупки товаров», мультфильм «Как старик корову продавал», интерактивные тесты;
- интерактивная доска.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Актуализация материала прошлого урока:
Тестирование в форме ГИА (5-7 мин)
Один учащийся выполняет задание у интерактивной доски (интерактивное тестирование)
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
- Потребитель и его права.
Вступительное слово учителя: Каждый человек за свою жизнь играет огромное количество ролей: ученика, брата, сестру, родителя, друга и т.д. Роли эти меняются с возрастом, зависят от профессий, положения в обществе и в семье. Но есть роль, которую продолжаем играть всю жизнь. Часто мы играем ее бессознательно, даже не задумываясь, насколько правильно мы ведем свою партию. Это роль потребителя. И сегодня мы поговорим о правилах игры этой роли. Что мы должны делать, чтобы быть разумными и экономически грамотными потребителями. Тема нашего урока: «Потребитель и его права». (слайд 1)
На этом уроке мы познакомимся с историей формирования законодательства о защите прав потребителя, правовым статусом потребителя в РФ и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей», потренируемся в защите своих прав в данной области, поработаем с текстом и применим свои знания при решении практических задач. (слайд 2)
Выступление учащегося с сообщением «История формирования законодательства о защите прав потребителя»
Учитель: Вы прослушали сообщение о длительном пути развития законодательства о защите прав потребителя в странах мира. В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей (слайд 3 )
Задание учащимся - Кто же такой потребитель? Попробуйте сформулировать сами это определение, пользуясь текстом закона.
- работа с понятием. Работа с текстом закона.
Учитель: Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. (слайд 4)
Товар предназначен только для личного пользования. (слайд 5)
Задание учащимся: В каких случаях герои сказок были потребителями?
1. Муха-Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар». (Да)
2. Старик по отношению к золотой рыбке. (Нет, т.к. хотел все и бесплатно)
Учитель: Таким образом, благополучие человека как потребителя, зависит от его собственного грамотного поведения с продавцами. В первую очередь потребителю нужно знать - что?
Ученики: Свои права.
Учитель: Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года (показ Закона о защите прав потребителей)
Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).
Работа с текстом закона (работа в группах) (слайд 6)
Давайте поработаем с текстом Закона, найдем и объясним ваши права как потребителей. (учащиеся по группам под руководством учителя работают с раздаточным материалом)
1 группа читает ст. 4,25
2 группа читает ст. 5,7
3 группа читает ст. 8,9,10
4 группа читает ст. 14,18,21
1) право на качество: означает, что продавец должен передать Вам качественный товар. Срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет; (слайд 7,8)
2) право на безопасность как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар был безопасен для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей") (слайд 9)
3) право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель должен получить точное представление о товаре. (слайд 10)
- потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре;
- потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;
- срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
- гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;
4) право на возмещение причиненного вреда - За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора. (слайд 11)
Учитель: подводит итог (слайд 11). Принято выделять следующие основные права потребителей. Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях современной экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить.
Учащиеся записывают права в тетрадь
Учитель: Для лучшего запоминания давайте посмотрим видеоролик о правилах покупки товаров.
Слабоуспевающие учащиеся называют права потребителя.
Просмотр видеоролика (3мин.)
2.Защита прав потребителей.
Учитель (с привлечением знаний и опыта учащихся): Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать. Каков механизм защиты наших прав как потребителей? Существует три основных способа защиты прав потребителя.
Первый способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину. В случае отказа необходимо написать претензию, изложить суть, указать факт отказа. (слайд 12)
Второй способ - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:
- проводить проверку качества и безопасности товаров;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;
- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;
- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей;
- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д. (слайд 13)
Третий способ - обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство защищает . В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. (слайд 14)
Четвертый способ - судебная защита прав потребителей. Защита прав потребителей осуществляется судом. (слайд 15)
Закрепление изученного материала.
А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных жизненных ситуаций. Решение ситуационных задач. (слайд 16)
1) Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция на корейском и английском языках.
2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве.
3) Вы купили банку сгущенного молока. Дома заметили, что товар просрочен.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» (3,5 мин.)
Задание учащимся: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
( Ст. 4 – «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 – «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.)
Подведение итога урока:
- сегодня на уроке я узнал........
- я понял.........................
- теперь я знаю.................
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: Параграф 13, составить «Памятку потребителя». (слайд 17)
Спасибо за работу на уроке.
Используемая литература:
1.Учебник «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А.Певцова, М.; «Русское слово» 2011г.
2. «Обществознание» 8-9 класс. Книга для учителя. Е.А. Певцова, М.; «Русское слово» 2010г.
3. Права потребителя в вопросах и ответах с образцами исковых заявлений и претензий.
Р.С. Якупов. Серия « Консультирует юрист». Ростов – на - Дону, «Феникс, 2007
4.Закон РФ «О защите прав потребителя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"
"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...
методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"
Данная раработка с одной стороны обощает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет вниман...
презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"
Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...
урок обществознания 9 класс "Право"
Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...
"Защита прав потребителя" презентация и конспект урока обществознания, 9 класс
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.Цель урока: формирование понятий – потребитель, права потребителя; формирован...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Презентация к уроку обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Презентация к уроку обществознания 10 класс Тема: «Право в системе социальных норм»...